Урок литературы с элементами личностно-ориентированной технологии для 5 класса «О любви ко всему живому»

"Описание материала: Урок внеклассного чтения в 5 классе по литературе с элементами личностно-ориентированной технологии проведён по творчеству местного балашовского писателя А. А. Андрущенко. Этот автор создал много произведений для детей: «Сказание о великих мира сего», «Нана», «Повести и сказки дедушки Андрея». Предлагая пятиклассникам знакомство со сказкой-былью местного писателя А.Андрущенко, я задумывалась: что может сказка дать детскому чувству и уму, о чём заставит поразмышлять, как от...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения с элементами личностно - ориентированной технологии

«О любви ко всему живому»

Автор работы: учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №12 г.Балашова Саратовской области»

Карькаева Людмила Николаевна

( По творчеству местного балашовского писателя А.А. Андрущенко ).

Цели: Предметная: закрепить навыки анализа художественного произведения.

Личностная: развивать мышление учащихся через установление причинно-следственных связей, формировать целостное видение идеи сказки-были.

Метапредметная: формировать представления о человеческом благородстве, взаимовыручке, целостности окружающего мира.

Класс делится на три группы (сильные - средние - слабые)

Учитель: Обратите внимание на выставку книг:

И. Акимушкин «В мире животных», В. Бианки «Как Лис Ежа перехитрил», И. Пивоварова «Жила - была собака». К.Паустовский «Растрёпанный воробей», Е.Чарушин «Разные звери», М.Пришвин «Рассказы о животных», «Наглядный дидактический материал»1.

Как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? « Все эти писатели - переводчики с бессловесного», - так говорил о них В.Бианки2. О чём рассказывают нам эти книги? А какие произведения о животных вы читали? Кто их автор? Есть ли у вас домашние питомцы? Как их зовут? Какие они?

По подсчётам учёных, из 31 семьи только 3 содержат домашних животных. Происходит это в силу разных причин, но ведь как здорово поиграть с маленьким котёнком или научить щенка давать лапу!

Знаете ли вы, что рядом с нашей школой живёт человек, который пишет рассказы, стихи и повести о животных для детей и взрослых. Он часто приходит в школу и в школьную библиотеку на читательские конференции, и на заседания литературного клуба. Это Андрущенко Андрей Андреевич. Посмотрите на его портрет и скажите, если он родился в 1917 году, сколько же лет ему? Правильно, целых 95. По сей день он продолжает здравствовать и радовать своих близких и нас с вами своими книгами. Андрей Андреевич - очень интересный человек с огромным жизненным опытом. Не у каждого есть три высших образования, а вот у него есть: Херсонский сельскохозяйственный институт, Вольское военно-авиационное училище, Саратовский Государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Вот какой это высокообразованный человек! Участвовал он в Великой Отечественной войне, имеет много боевых наград. 30 лет прослужил в Советской Армии. Многому можно поучиться у него, и мы сегодня познакомимся с его книгами. Я просила вас прочитать к сегодняшнему уроку рассказы «Полкан». Итак, поговорим о его сказке-были.

На вопросы отвечают все группы по желанию:

Расскажите о судьбе учителя биологии Михаила Ильича.

А что знаете вы о Великой отечественной войне? (дети рассказывают)

Кто из вас может объяснить, почему автор назвал своё произведение «сказка-быль»? Конечно, всё это происходило на самом деле: и война, и смерть, и искалеченные людские судьбы, и существование Полкана.

Да, много людей пострадало во времена Отечественной войны, и если вы помните текст, то и отец учителя погиб там, а Михаил Ильич страдал от жутких болей в ногах, а «ампутировать ноги не дался». Раны были обнажёнными и не давали учителю покоя ни днём, ни ночью. То были осколки снаряда, повредившие кости. Врачи говорили, что «заживание их почти невозможно». Много мук от страшных болей испытывал человек, но ничего нельзя было сделать. Маленькое облегчение приносили солнечные ванны, учитель часто выходил во двор на солнце, а однажды голодный и измученный щенок приполз к ногам учителя и стал облизывать открытые раны.

Скажите, а куда делись ещё трое щенят и их мать Пальма? ( Пальму задавила машина, когда «она переходила дорогу после поисков пищи - хотела дать щенкам своё молоко». Потом щенки умерли от голода без матери).

Как складывались отношения Михаила Ильича и Полкана? (так назвали щенка).

Каким способом Полкан отблагодарил учителя за миску с молоком? ( Он зализывал раны человеку, боль при этом чуть утихала).

Зачитайте отрывок из текста, в котором рассказывается, как Полкан придумал быстрее вылечить своего хозяина: « Полкан уходил в лес и искал зелье - растения, лечащие раны. Каждый день, во дворе, собака ждала человека с лекарством во рту и зализывала ноги хозяина. Михаил сначала не понимал причину своей поправки, но потом нашёл разгадку: « во рту пса он находил следы смолистых веществ берёзы и кусочки листиков». Народной медицине известно, что берёза вырабатывает стерильный сок и слизистую тёмную жидкость (вроде мази), которая называется дёготь. Известно также, что слюна собак имеет вещества, которые лечат раны. Ежедневно во рту Полкана учитель находил кусочки каких-то листьев или травы. К осени Михаил Ильич был почти здоров. Раны заживали, только на их местах рубцы и синяя кожица говорили о том, что они здесь были).

Как вы можете охарактеризовать такого щенка? (отвечают).

Природный инстинкт, чувства благодарности, бесконечная собачья преданность вылечили человека!

А знаете ли вы ещё какие-то целебные свойства растений? (рассказывают)

Скажите, а есть ли у вас домашние животные? Как вы с ними обращаетесь? Чем они вам платят за доброту?

(Можно предоставит слово самой слабой группе)

Сейчас много сюжетов показывают по телевидению о жестоком обращении с животными. Это очень больно и страшно, потому что животные, как и люди, страдают, испытывают физическую боль, только не умеют это сказать. Люди должны быть более чуткими, добросердечными, сострадательными.

Как вы понимаете значение слова «сострадательные»?

Хочется рассказать страшный случай, который никого не оставит равнодушным. Недалеко от школы велосипедист переехал задние лапы котёнку, котенок стонал в траве от боли, было трудно разобрать - ребёнок плачет или кто ещё. А проходившие мимо мальчишки нашли котёнка, стали ломать ему и перерезанные колёсами лапы, и те, которые были целыми. Беззащитное существо - маленький пушистый комочек умер в страшных муках. А люди, если можно их так назвать, пошли своей дорогой дальше, как ни в чём не бывало. История эта произошла давно, очень хотелось бы услышать ваше мнение об этих мальчишках и о том, как бы поступили вы на их месте (отвечают).

Не зря животных называют «братьями нашими меньшими», и нам надо задуматься: кто иногда бывает добрее и человечнее по отношению друг к другу?

А можете ли вы рассказать о случаях жестокого или доброго отношения людей к животным? (рассказывают). Запомните, что Уголовном Кодексе РФ, в статье 245 сказано, что «жестокое отношение к животным из хулиганских и корыстных побуждений - это преступление». Несомненно, что для вас и большинства других детей защита животных - главный принцип в жизни. Если это действительно так - вы Люди с большой буквы и с большим сердцем.

Как вы думаете, почему автор назвал рассказ именно «Полкан», а не «Учитель» или «Случай из жизни»? (пятиклассники высказывают своё мнение).

А какова главная мысль этого произведения? Для чего Андрей Андреевич описал этот случай?

(Определить идею произведения непросто, поэтому отвечает «сильная» группа)

Наверно, не зря в конце рассказа Андрей Андреевич приводит некоторые данные о службе собак людям:

  1. Собака - хранитель дома и двора.

  2. Собака ищет наркотики у наркоманов - они яд для человека.

  3. Собака умеет находить заложенные мины.

  4. Собака ищет преступников по следу.

  5. Собака вместе с людьми охраняет границу.

  6. Собака - поводырь слепых.

  7. Собака никогда не тронет ребёнка (если её не дразнить).

  8. Собака ищет пострадавших от землетрясений.

  9. Собака, схоронив своего хозяина, умирает вместе с ним на кладбище на его могиле от горя и истощения.

  10. Собака - друг человека!

Может, вы ещё хотите что-то рассказать о собаках?

«Так воздадим должное самому близкому другу человека, животному по имени собака. Хвала им за жертвенную службу нам, людям. Всегда, когда вы видите, что собака в беде, помогите, покормите и этим вы сделаете благородное дело. Жалейте домашних животных, ибо только заботливое отношение к животным рождает в вашей душе сочувствие, милосердие и взывает «помоги ближнему». «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с животным3.

Как вы думаете, чем учит нас с вами эта замечательная быль? О чём заставляет задуматься?

А теперь вашему вниманию предлагается просмотр презентации «Памятники собакам», из которой вы узнаете, как люди почитали собак, и какие памятники собакам есть в нашей стране (показ электронной презентации).

Ссылка на сайт:

ikt.oblcit.ru/59/kungurceva/2.htm

Подведение итогов.

Домашнее задание ( дифференцированное) : первой группе прочитать стихи Андрущенко, 2-ой группе - прочитать рассказ «Кот Барсик», 3 -ей группе - всю книгу этого автора. Задание на дом каждый можно выбрать любое.

1 Нищева Н.В. Методическое пособие. Выпуск 4. Картотека предметных картинок. Москва. «Детство-Пресс». 2010г.

2 Бианки В.В. Собр.соч. в 4-х томах. Т. 4 стр.252 Москва 1990г.

3 Остапчук Н.Н. Проект по экологии. «Дошкольное образование»№4 2010г.

© 2010-2022