Конспект учебного занятия Сочинение-репортаж

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект учебного занятия

ОУ №58

Учитель: Урахчина Елена Викторовна

Класс: 7

Тема учебного занятия: Сочинение - репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» («Репортаж на тему дня»).

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: урок по развитию речи

Цели и задачи учебного занятия: познакомить с признаками жанра спортивного репортажа; совершенствовать речевую практику в описании действий человека, формировать умение задавать вопросы, бережно относиться к слову.

Оборудование: компьютер, проектор с экраном, учебник Русский язык. 7 класс./Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2007, иллюстративный материал к характеристике разных видов спорта, вырезки из газет с примерами спортивных репортажей.




Ход учебного занятия


Этап учебного занятия (время)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

(3 минуты)

Проверка готовности учащихся к занятию. Создание настроя на творческую работу. Объявление темы и целей урока.

Ученики садятся. Перед ними на парте раздаточный материал: лист с сообщениями о различных видах спорта, фотографии спортсменов, вырезки из газет с примерами репортажей (Слайд 1).

  1. Проверка домашнего задания

(5 минут)

Слово учителя:

- Ребята, дома вы подготовили сообщения о любимом виде спорта. Прочитайте, что у вас получилось.

Обсуждение работ учащихся по вопросам:

- Что вас заинтересовало в выступлении? А что оставило равнодушным? Не понравилось?

Учащиеся зачитывают работы.

Делятся впечатлениями о прослушанных текстах, отвечают на вопросы учителя.

  1. Психологическая подготовка к изучению новой темы

(5 минут)

Обращение внимания на репродукцию картины А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

Рассказ об авторе данной живописной работы.

Беседа по вопросам:

- Что знаете вы о профессии репортера?

-Какими особенностями должен отличаться репортаж, чтобы привлечь внимание аудитории?

-Какие репортажи вы слушали?


- Запишите в тетрадях названия репортажей и названия профессий людей, который их создают.

фоторепортаж
радиорепортаж
телерепортаж

фоторепортер
радиорепортер
телерепортер
телекомментатор

- Как образовались данные слова?

Знакомство с картиной и биографией автора (Демонстрируются слайды 2,3,4).

Ответы на вопросы учителя:

- Репортаж - работа репортера, доставление сведений в газету.

- Живой рассказ с места событий.
- Репортер - сотрудник, доставляющий в газету текущие новости.

- Репортаж с места событий, спортивный репортаж, репортаж из горячих точек.

(Слайд 5).

Учащиеся записывают слова.

(Слайд 6).


Анализируют их структуру.

  1. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

(10 минут)

1. Беседа:

- Давайте представим, что вы должны прокомментировать спортивный матч. Что должен знать и уметь спортивный репортер?


2. Работа с текстами:

- Поработаем с газетными материалами. Прочитываем тексты, выделяем черты репортажа.



3. Беседа по вопросам:

- К какому стилю речи относиться репортаж?

- Вспомним цели и черты публицистического стиля.




- Какие языковые средства характерны для публицистического стиля?



Ответы учащихся:

  1. Нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах.

  2. Необходимо разбираться в том виде спорта, который комментируешь.

  3. Нужно так описывать или пересказывать ситуации, чтобы каждый читатель и зритель "увидел" то, что видите вы.

Признаки репортажа:

- точное указание события, его места, времени;
- изложение хода игры, матча;
- впечатление автора, оценка;
- особенности стиля и языка.

Цель репортера - воссоздать картину того, о чем идет речь; подробно, выразительно рассказать о происходящем.

(Слайд 7).

Ответы учащихся с опорой на раздаточный материал

(Приложение №1).

Публицистический стиль

Цели:
1. Информирование о событиях.
2. Формирование отношений к событиям.
3. Воздействие, убеждение.

Черты публицистического стиля.

1.Эмоциональность.
2.Призывность.
3.Актуальность отражаемых проблем.

Языковые средства.

1. Книжная и разговорная лексика.
2. Простые предложения.
3. Побудительные и восклицательные предложения.
4. Обращения.

5.Лексические повторы.
6. Изменение интонации.

(Слайды 8,9,10).

5.Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.

(10 минут)

Раздает и комментирует лексический материал.

Задания

1. Графически обозначьте корни слов. Над каждым проставьте одну из цифр: 1 - однокоренные слова, 2 - непроверяемая гласная в корне, 3 - с чередованием гласных в корне.
2) Перепишите по памяти эти слова в блокнот.

2. Продолжите каждый ряд, дополнив его 2-3 словами.

3. Составьте со словами и словосочетаниями предложения, передающие напряженность момента, настроение спортсменов и зрителей.

Знакомятся с лексическим материалом


(Приложение №2)



(Приложение №3)

(Приложение №4)

  1. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

(7 минут)

Беседа по вопросам:

- Ребята, давайте попробуем выяснить, какова композиция репортажа.

- Что входит в каждую часть?



Работаем над языковым материалом вступления.

  1. Вступление (стр.137 упр.307).

  1. Основная часть (интервью с участниками).

- Какие вопросы можно задать во время репортажа?



3)Второй этап словарной работы с лексикой основной части.




3. Работаем с заключением: даем оценку, делаем вывод.

- Чтобы избежать ошибок при написании, вспомним, как могут быть связаны предложения в тексте?

- Чтобы логически выстроить свое сочинение, попробуем составить план.

Ответы учащихся:

- 1. Вступление (представление ситуации, собеседника, «подводка»).
- 2. Основная часть (рассказ о событиях, описание людей, их действий.
- 3. Заключение (планы, пожелания, своё впечатление).

(Слайд 11).

Слова, с которых можно начать репортаж.

Находимся, проходим, видим, наблюдаем, любуемся, знакомимся, во-первых, причем, кстати, только.

(Слайд 12).

Список примерных вопросов.
1. Сколько лет посещаете спортивную школу?
2. Каким видом спорта занимаетесь?
3. Сколько времени уходит на тренировки?
4. В каких соревнованиях участвовали?
5. Каких результатов достигли?
6. Для чего посещаете спортивную школу?
7. Чего хотите достигнуть?
8. Чем знаменита ваша школа?

(Слайд 13).

Художественная гимнастика,

Слова, которые можно использовать в основной части.

Заниматься гимнастикой.
Хорошая осанка, правильная осанка.
Спортивный снаряд.
Чемпион в данном виде спорта, чемпион мира, будущий чемпион и т.д.
Тренер команды, главный тренер, регулярно тренироваться, тренироваться с усердием.
Чтобы, ради, с расчетом на…, впрочем, с другой стороны, между тем, как будто, словно, точно.

(Слайд 14).

Слова, заключающие репортаж.

Наконец, напоследок, таким образом, подводя итоги.

(Слайд 15).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

(Слайды 16, 17).

Примерный план.
I. У входа в спортивный зал.
II. О событиях на месте.
1. Вокруг все интересно.
2. Общительные спортсмены (интервью).
3. Спорт - это работа (впечатления).
III. Побольше бы таких спортивных школ (пожелание).

(Слайд 18).

  1. Подведение итогов урока

(3 минуты)

Выводы по уроку. Беседа:

- Сегодня мы познакомились с жанром спортивного репортажа. Назовем еще раз основные черты этого жанра.

Признаки репортажа:

- точное указание события, его места, времени;
- изложение хода игры, матча;
- впечатление автора, оценка;
- особенности стиля и языка.

Цель репортера - воссоздание картины того, о чем идет речь, подробный, выразительный рассказ о происходящем.


  1. Домашнее задание

(2 минуты)

Написать сочинение - репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

(Слайд 19).


Приложение №2

Гимнастка, гимнастические упражнения, вольные движения, мостик, сальто, мах, соскок, соскочить, соскакивать, шпагат, прыжок, страховка, гимнастические снаряды, перекладина, планка, конь, бревно, брусья, кольца, справедливый арбитр, строгий рефери (спортивный судья).


Приложение №3

Занимат_ся (чем?) легкой атлетикой, греблей, ...
Уча_твовать (в чем?) в с_ревнованиях, первенстве области, ...
С_ревнования (какие?) по в_лейболу, б_скетболу, х_ккею, ...
Трен_роваться (где?) на стадионе «Динамо», в спортзале, в б_ссейне, ...
Добиваться победы (как?) настойч_во, упорно, с огоньком, ...
Устанавливать (что?) р_корд, ...
Выигр_вать (у кого?) у соперников.

Приложение №4

Срываются, начинают обгонять, не отстает ни на шаг, пронесся ураганом, опередил на два балла, пьедестал почета, стадион замер.

© 2010-2022