Тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ 2015

Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ , в том числе русский язык. Данные тренировочные тесты для подготовки выпускников к Единому Государственному Экзамену по русскому языку дают представление о том, как будут выглядеть реальные задания в 2015 году, но в точности таких же вопросов на настоящем ЕГЭ вы не встретите. Данные тесты можно использовать учителям  на уроке для проведения текущего и итогового контроля, а также школьник...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2015.

Тренировочные варианты.

В-1

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств.

(2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в нею все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <...> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте?

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук,

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.

3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русскою языка.

Ответ: ___________________________.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Наоборот, например, однако, именно, поэтому

Ответ: ___________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ЯЗЫК (языка книжн. устар., только в 3, 4 знач.), м.

1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел - такие хватские. «Некрасов. Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.

2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык - один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим" строем и служащая средством общения в человеческом обществе, «Язык есть важнейшее средство человеческого общения.,,» Ленин, «."Национальная общность немыслима без общего языка...» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говори']-.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ), Мертвый язык (см, мертвый). Изучать языки, История русского языка.

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык, Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.

5. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

тОрты, некролОг, дОсуг, жалюзИ, звонИшь.

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

К ЗЛОСТНЫМ нарушителям правил дорожного движения будут применяться суровые штрафные санкции.

Песчаная буря заставила людей НАДЕТЬ повязки на лица.

В автосалоне были выставлены автомобили ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОГО класса.

Она слыла не только ИСКУСНЫМ рассказчиком, но и блестящим журналистом.

Сильный прибой и КАМЕНИСТЫЙ берег сделали пляж непригодным для купания.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Иностранные паспорта

Трехстам жителям

Наиболее безобидный

Трое моряков

Килограмм мандаринов.

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (7)

А

Обращаясь в службу технической поддержки, проблема была быстро устранена.

1. Ошибка в употреблении предлогов

Б

Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов

2. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

В

Эта книга научила меня честности, смелости

и уважать людей.

3. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.

Г

Она приближалась ближе.

4. Употребление лишнего слова (плеоназм)

Д

Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.

5. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

7. Ошибка в построении сложного предложения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

а

б

в

г

д


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Т..оретический, ш..рстяной, с..бака, отл..жить, л..гендарный

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..открытый, пр..морский

Раз..рвать, н..воднение

Пред..стория, меж..нститутский

Ра..говорить, ра..писать

О..говорить, на..кусить

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Накруч..вать

Податл..во

Ключ..вой

Растра..вать

Милост..вый

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Сгорбл..нный

Направл..нный

Уступа..шь

Гон..шься

Установл..нный

Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Лицо его, (не)красивое и даже несколько смешное, выражало привычку мыслить и доброту.

Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, (не)украшенной еще гранитною рамою, но уже покрытой военными и торговыми судами.

Анна Сергеевна подала ему напиться, (не)снимая перчаток и боязливо дыша.

Одевался он (не) щеголевато, а скромно и по форме.

Книга до сих пор (не)прочитана.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ТАК(ЖЕ) как и ее муж, она почти (НИ)КОГДА не сидела дома.

Он, (НЕ)СМОТРЯ на всегдашнее хладнокровие, не любил уступать ей и (ОТ)ТОГО почти всегда уходил из дому, чтобы не поссориться.

(ЧТО)БЫ никто не догадался о цели его визита, он за весь вечер (НИ)РАЗУ не посмотрел в сторону Анастасии Ивановны.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ наши критики поумерили пыл, а в некоторых вопросах даже пошли (НА)ПОПЯТНУЮ.

Труд планового отдела не пропал (В)ПУСТУЮ: через месяц (НА)СЧЕТ нашего предприятия заказчиком была переведена солидная сумма.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На углу Гороховой - единстве(1)ый извозчик, старик, в армяке, подпояса(2)ом обрывками вылинявшей кожи, в рыжей овчи(3)ой шапке, из которой султаном торчит кусок пакли; пузатая мохнатая лошаденка его запряже(4)а в низкие лубочные санки.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Володя подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

2)Всякую попытку заговорить с ним он обрывал или желчной любезностью или дерзостью.

3)Все шумнее и шумнее раздавались по улицам песни да крики.

4)Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.

5)Запряженные в сохи и бороны лошади были сытые и крупные.

Ответ: ___________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Элегантный слуга с бакенбардами (1) неоднократно жаловавшийся знакомым на слабость своих нервов (2) так испугался (3) увидав лежавшего на полу(4) господина, что оставил его одного и убежал за помощью.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

Морские чайки гнездятся с апреля по июль. Самка (1) как правило (2)

Откладывает два или три яйца в гнездо, построенное из растительного материала. Диаметр гнезда составляет (3) приблизительно (4) 70 см, а само оно расположено всегда вдали от чужих гнезд.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Он держался одной рукою за дверцу остановившейся на углу кареты (1) из окна (2) которой (3) высовывались женская голова в бархатной шляпе и две детские головки (4) и улыбался.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рита сильно расстроилась из-за отъезда отца (1) но (2) когда он пообещал привезти ей настоящего большого попугая (3) какого они видели недавно в зоопарке (4) девочка быстро у тешилась (5) и перестала плакать.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) - это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя - другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого. (4)Имя человека - имя собственное, оно показывает- каков человек есть и каким его хотят видеть. (5)История же такова. (6)В древности личных имен накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье - Другой , неповоротлив и вял -Леной (ленивый), родитель верит и твою славу -Ярослав, поп окрестил - Петр... и так далее, к зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь - Румяна, другая - Беляна, хороша и та, и другая.., (9)Именем личным могло стать также любое слово - если оно относилось к конкретному человеку. (10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про - зов- ище. (12)Корень -зов- тот же, что и словах звать, и зов, и призыв. (13)3овом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про-. (15)Про - это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то , чего ещё нужно достичь. (18) Следовательно, прозвище - то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые. (20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество. (22) Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения - отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25) Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.

(28) Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и но отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени - это вопрос о ценностях национальной традиции.

(30) Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31) Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже - бояр, еще позже - именитых купцов (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству:», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» XVIII века.

(ЗЗ)Отчество - но отцу, фамилия по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут : Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк - ведь это все разные имена. (34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35) Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36 так и с именем. (37) У них боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли - и у нас похожее. (38) Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или еще кто?

(39) Не имя, конечно, создает личность. (40) Хотя и имя - не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41) Я убежден в этом.

(По В.В. Колесову)

20. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста? Укажите номер ответа.

1) Имя человека - имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.

2) Имя подбирали человеку только по внешности.

3) Отчество - по отцу, фамилия - по роду, и только личное имя всегда твое, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут.

4) Отчество - это семейное имя.

5) Имя связано каким-то образом с личностью человека.

Ответ: ___________________________.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 7-9 представлено повествование.

2) Предложение 21 указывает на следствие того, о чем говорится в предложении 20.

3) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

4) В предложении 18 содержится описание действий.

5) В предложении 33присутствует элемент описания.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложений 4-9 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 38-41 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства как _ (например, «нарекут»), __ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32__ «новые русские»? Так выражается легкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. _ использованный автором в предложении 33, лишний раз подчеркивает, какое разное значение может быть у имени».

Список терминов:

  1. сравнительный оборот

  2. литота

  3. фразеологическое сочетание

  4. устаревшие слова

  5. метафора

  6. парцелляция

  7. ряд однородных членов

  8. превосходная степень прилагательного

  9. терминологическая лексика

а

б

в

г


Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

© 2010-2022