Методическая разработка по литературе Да, мы живем, не забывая. Дети и война (по творчеству К. М. Симонова)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Дети и война. "Да, мы живём, не забывая..."

Цели урока:

Обучающие:

- через организацию читательской, проектной и учебно-исследовательской деятельности развить у обучающихся интерес к личности и творчеству К.М.Симонова.

- дать учащимся представление о жизненном пути поэта, познакомить с его творчеством;

- обучать выразительному чтению, развивать навыки анализа, закрепить понятие «баллада».

Развивающие: - развивать умения учащихся поддерживать и вести беседу на уроке, правильно и интересно отвечать на вопросы учителя;

- развивать познавательные и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности:

- формировать культуру грамотного читателя, владеющего навыками поиска нужной информации, навыками работы с книгой.

- развивать у учащихся чувство исторической памяти, осмысления значения войны для нашего народа, показать несовместимость радости детства и горя войны.

Воспитательные:

- вызвать интерес к предмету литературы, к чтению и изучению произведений русских авторов.

- формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к творчеству поэта-юбиляра.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: анализ произведения, беседа, выразительное чтение, пересказ.

Метапредметные связи: история, технология, русский язык.

Наглядность: презентация к уроку, выставка книг о ВОВ, раздаточный материал.

Виды деятельности: рассказ учителя, выступление детей, прослушивание аудиозаписи, устное словесное рисование, беседа.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер.

Эпиграфы к уроку:

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства.

Л.Н.Толстой

Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети.
Ираида Мордовина

Ход урока


  1. Оргмомент

2. Постановка цели и задачи урока:

Наша задача:

- вспомнить о событиях периода ВОВ;

- как писатели в своих произведениях отразили это время;

- познакомиться с поэтом Константином Михайловичем Симоновым и его стихотворением «Майор привез мальчишку на лафете".

- узнать, почувствовать, как поэт передал тему войны, какие мысли и чувства пробуждают произведения о ВОВ.

- осмыслить значение войны для нашего народа, показать несовместимость радости детства и горя войны.

Запись темы урока в тетрадь.

3.Подготовка к восприятию:

*Какие ассоциации у вас вызывают эти два ключевых слова: ДЕТИ и ВОЙНА?

4. Обратим внимание на эпиграфы:

- читаем, думаем, почему они, такие разные, поставлены рядом? (детство - самая лучшая пора, радостная, когда все тебя любят, мир полон красок, а война- это горе и смерть, но надо воевать ради жизни; дети и война несовместимы.)

5. Переход к теме:

- В годы войны многие поэты и писатели были на фронте, видели горе, страдания, смерть, многие стихи о войне и любви к Родине они посвятили детям, они писали о несовместимости войны и детства, показывали бесчеловечность фашизма.

6. Работа над темой урока

Выступления подготовленных групп учеников

  1. Группа Историков (презентация о событиях ВОВ)

  2. Группа Корреспондентов (презентация о корреспондентах, в том числе и Симонове)

  3. Группа Литераторов (презентация о К. Симонове).

Релаксация. Сложить треугольники и в конце урока вы напишите мне тоже письмо.

Учитель: События войны дали обширный материал для стихотворений К. Симонова. Героями их становились юные участники войны. Одно из них посвящено героям Брестской крепости.

-Брестская крепость находилась на границе Советского Союза, с первого дня войны гарнизон вместе с жителями оказался в окружении врага, но не сдался, а продолжал воевать, не хватало боеприпасов, еды, люди гибли, но не сдавались. Спастись удалось немногим. Среди солдат были и дети.

Записать в тетрадь: Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

Просмотр видеозаписи стихотворения К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете". Обр. вн! Как актёр голосом пытается передать трагичность ситуации, душевное состояние героя. "

Физминутка (устное словесное рисование). Песня «ЭХ, ДОРОГИ»

-Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Какой образ возникает в вашем воображении?

7. Анализ произведения

- Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оставило ст-ие? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)

- Назовите тему этого произведения (о чём оно)?

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

-Чем поразила автора увиденная картина?

1) многие погибли, как мать мальчишки, трудные военные дороги, раненый отец; поседевший от горя, увидевший смерть мальчик спал, привязанный к станку артиллерийского оружия.

2)"Седой мальчишка"

--Почему мальчик седой?

(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)

* Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?

(Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)

Запись: лафет - станок артиллерийского орудия.

- Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, ":За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?

(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.)

-К кому автор обращается: « Ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца»?

( Обращается к тем, кто не был на фронте, знает войну со слов других, а тем, кто участвовал в боях, видел отступление, чувство сострадания проникло глубоко в душу, они мечтают вернуть Родину, увидеть, как ребенок возвратится домой.)

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

(Такое не забывается. Сколько бы ни миновало мирных лет, этот эпизод войны будет постоянно напоминать о прошлом.)

*Обратите внимание, что лирич. герой как бы к кому-то обращается: "Ты говоришь, что есть еще другие, "Твой мальчик спит.» К кому? Ведь собеседника нет?

(У лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах - боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг.)

(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации. Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.)

Но если не вернется??? Если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни",

т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну, т.е. детей и их мам, от врагов.)

С историей мальчишки и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме внутреннего монолога - размышления персонажа, обращенные к самому себе и не произнесенные вслух. (зачитать в тетради определение).

* Вспомните, что такое баллада, докажите, что это стихотворение - баллада.

( в основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря- юный участник войны- мальчик.)

8. Итог

-Зачем Симонов рассказал эту историю?

Стихотворение К.Симонова - это монолог мужчины-воина, его горькие размышления. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети, и взрослые.

9. Рефлексия:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

10. Домашнее задание (одно по выбору):

1)Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...".

2)Написать сочинение "След войны в моей семье".

3) Что вы знаете о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны? - письменный ответ или презентация.

4)Нарисовать рисунок, сделать фотоколлаж по изучаемой теме.

5) «Брестская крепость в художественных образах»- подобрать картины художников о защитниках Брестской крепости.

Оценки!!!


© 2010-2022