Конспект по русскому языку на тему Деепричастие и деепричастный оборот

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями.

I. Цель урока:

а) Ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола, с правилом правописания не с деепричастиями; дать понятие о деепричастном обороте;

б) конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия, составление предложений на грамматическую тему;

в) повторение причастий и обстоятельства.

II. Наглядность:

а) плакаты - таблицы;

б) карточки на синтаксический разбор предложений;

в) картинки о временах года;

г) диапроектор с диапозитивом (картина - репродукция «Бурлаки на Волге»).

III. Ход урока.

1. Проверка выполнения учениками домашнего задания № 109 на составление предложений со словами - обстоятельствами: быстро - медленно, громко - тихо, светло - темно, бегом - шагом, часто - редко, весело - грустно, с криком, с радостью, с любовью, с нетерпением, с желанием, по - русски, по - казахски, по - дружески.

2. Индивидуальная работа по карточкам с заданием: сделать синтаксический разбор следующих предложений:

Карточка № 1

Сегодня мы ознакомились с общественной деятельностью Чокана Валиханова и Ибрая Алтынсарина.

Карточка № 2

Республика Казахстан - родина сильных и смелых людей, идущих по трудным, но прекрасным дорогам свершений.

Карточка № 3

Моя подруга Таня учится говорить со мной по - русски.

Карточка № 5

Я хочу поступить в музыкальную школу имени Курмангазы.

3. Фронтальный опрос учеников по страницам пройденных тем:

а) Какие члены называются главными, а какие второстепенными? Расскажите о них.

б) Что такое глагол? Как пишутся глаголы с частицей не? Чем отличается несовершенный вид глагола от совершенного?

в) Что вы знаете о причастии?

4. Оценивание знаний и умений учащихся.

Y. Изучение новой темы

Деепричастие как особая форма глагола.

1. Объяснение нового материала, в процессе которого ученики знакомятся с грамматическими особенностями деепричастия на примере записи:

Девочка выполняла домашнее упражнение и подчёркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее упражнение, подчёркивая орфограммы.

В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы - сказуемые называют оба действия как одинаково важные.

Во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчёркивая - добавочное, дополнительное. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глагола, имеют с ним общее лексическое значения. Но деепричастие имеет и признаки наречия - оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило деепричастие можно заменить глаголом - сказуемым.

Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания.

2. Проверочная устная работа на основе наблюдения над наглядной таблицей:

Найти предложения, в которых есть деепричастия.

Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

Космонавт слушает и улыбается.

Мама сидела, откинувшись в кресле.

Я открыл окно и залюбовался видом.

Брат склонил голову и писал что -то.

Разложив игры, дети сели в кружок.

Уставшая, она не хотела идти дальше.

3. Коллективное наблюдение над таблицей и его запоминание:

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии и отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Например: слушая, прослушав.

Деепричастия как и глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Несовершенный вид деепричастия образуется с помощью суффиксов -а, -я. Например: говорить - говоря, стучать - стуча.

Совершенный вид деепричастия образуется при помощи суффиксов -в, -вши, -ши например: сделать - сделав, умыться - умывшись, принести - принёсши.

Наряду с признаками глагола, деепричастие имеет и признаки(глагола) наречия: неизменяемость (читая вслух). Так же, как и наречия, деепричастие впредложении является обстоятельством.

Например: Придя на работу, я позвонил домой сразу (когда позвонил?). Мальчик прибавил шагу, (с какой целью?) стараясь не отстать от отца.

Деепричастие с частицей не пишется раздельно. Например: Не подумав, не отвечай.

4. Тренировочная работа у доски по упражнение № 112.

Образец: Старушка спускалась с лестницы. Осторожно держась за перила.

Как спускалась? Осторожно держась…

5. Развитие речи. Составление учащимися предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами по картинкам о временах года.

6. Закрепление темы «Деепричастие».

а) Работа по отрывку из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь выезжали паны окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы. Грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.

(Делаем вывод о функции деепричастия в речи - дописывать , дорисовывать основное действие).

Вопросы к классу:

а) О каких основных действиях говорится в отрывке? Какими средствами языка автор добивается яркого, образного описания этих действий?

б) Просмотр диапозитива по репродукции И.Репина «Бурлаки на Волге». Составление на тему предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Y. Домашнее задание.

«Деепричастие», упр.113.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Гимназия «Арман»



Открытый урок

Тема «Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями. »

10 класс



Учитель: Кистаубаев Н.К.

2014 - 2015 учебный год

Конспект по русскому языку на тему Деепричастие и деепричастный оборот



© 2010-2022