- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Деепричастие и деепричастный оборот
Конспект по русскому языку на тему Деепричастие и деепричастный оборот
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кистаубаев Н.К. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями.
I. Цель урока:
а) Ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола, с правилом правописания не с деепричастиями; дать понятие о деепричастном обороте;
б) конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия, составление предложений на грамматическую тему;
в) повторение причастий и обстоятельства.
II. Наглядность:
а) плакаты - таблицы;
б) карточки на синтаксический разбор предложений;
в) картинки о временах года;
г) диапроектор с диапозитивом (картина - репродукция «Бурлаки на Волге»).
III. Ход урока.
1. Проверка выполнения учениками домашнего задания № 109 на составление предложений со словами - обстоятельствами: быстро - медленно, громко - тихо, светло - темно, бегом - шагом, часто - редко, весело - грустно, с криком, с радостью, с любовью, с нетерпением, с желанием, по - русски, по - казахски, по - дружески.
2. Индивидуальная работа по карточкам с заданием: сделать синтаксический разбор следующих предложений:
Карточка № 1
Сегодня мы ознакомились с общественной деятельностью Чокана Валиханова и Ибрая Алтынсарина.
Карточка № 2
Республика Казахстан - родина сильных и смелых людей, идущих по трудным, но прекрасным дорогам свершений.
Карточка № 3
Моя подруга Таня учится говорить со мной по - русски.
Карточка № 5
Я хочу поступить в музыкальную школу имени Курмангазы.
3. Фронтальный опрос учеников по страницам пройденных тем:
а) Какие члены называются главными, а какие второстепенными? Расскажите о них.
б) Что такое глагол? Как пишутся глаголы с частицей не? Чем отличается несовершенный вид глагола от совершенного?
в) Что вы знаете о причастии?
4. Оценивание знаний и умений учащихся.
Y. Изучение новой темы
Деепричастие как особая форма глагола.
1. Объяснение нового материала, в процессе которого ученики знакомятся с грамматическими особенностями деепричастия на примере записи:
Девочка выполняла домашнее упражнение и подчёркивала орфограммы.
Девочка выполняла домашнее упражнение, подчёркивая орфограммы.
В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы - сказуемые называют оба действия как одинаково важные.
Во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчёркивая - добавочное, дополнительное. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глагола, имеют с ним общее лексическое значения. Но деепричастие имеет и признаки наречия - оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило деепричастие можно заменить глаголом - сказуемым.
Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания.
2. Проверочная устная работа на основе наблюдения над наглядной таблицей:
Найти предложения, в которых есть деепричастия.
Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
Космонавт слушает и улыбается.
Мама сидела, откинувшись в кресле.
Я открыл окно и залюбовался видом.
Брат склонил голову и писал что -то.
Разложив игры, дети сели в кружок.
Уставшая, она не хотела идти дальше.
3. Коллективное наблюдение над таблицей и его запоминание:
Деепричастие - это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии и отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Например: слушая, прослушав.
Деепричастия как и глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Несовершенный вид деепричастия образуется с помощью суффиксов -а, -я. Например: говорить - говоря, стучать - стуча.
Совершенный вид деепричастия образуется при помощи суффиксов -в, -вши, -ши например: сделать - сделав, умыться - умывшись, принести - принёсши.
Наряду с признаками глагола, деепричастие имеет и признаки(глагола) наречия: неизменяемость (читая вслух). Так же, как и наречия, деепричастие впредложении является обстоятельством.
Например: Придя на работу, я позвонил домой сразу (когда позвонил?). Мальчик прибавил шагу, (с какой целью?) стараясь не отстать от отца.
Деепричастие с частицей не пишется раздельно. Например: Не подумав, не отвечай.
4. Тренировочная работа у доски по упражнение № 112.
Образец: Старушка спускалась с лестницы. Осторожно держась за перила.
Как спускалась? Осторожно держась…
5. Развитие речи. Составление учащимися предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами по картинкам о временах года.
6. Закрепление темы «Деепричастие».
а) Работа по отрывку из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь выезжали паны окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы. Грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
(Делаем вывод о функции деепричастия в речи - дописывать , дорисовывать основное действие).
Вопросы к классу:
а) О каких основных действиях говорится в отрывке? Какими средствами языка автор добивается яркого, образного описания этих действий?
б) Просмотр диапозитива по репродукции И.Репина «Бурлаки на Волге». Составление на тему предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Y. Домашнее задание.
«Деепричастие», упр.113.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Гимназия «Арман»
Открытый урок
Тема «Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями. »
10 класс
Учитель: Кистаубаев Н.К.
2014 - 2015 учебный год