- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Памятка по написанию эссе
Памятка по написанию эссе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стукан О.А. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ЭССЕ
Эссе - (фр. essai «попытка, проба, очерк», лат. exagium «взвешивание») - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".
Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, использованием новых поэтических образов.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
История возникновения
Первые признаки эссе находим уже в античных декламациях Лукиана. Как самостоятельный жанр эссе появилось в конце XVI века и связано с с именем французского писателя и философа Мишеля Монтеня. В своих «Опытах» (фр. Les Essais, 1580) автор размышлял о будущем человечества. В XVII веке жанр эссе стал ведущим в английской, а в XVIII - во французской литературах.
Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Среди известных русских писателей, использовавших этот жанр, - А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Осип Мандельштам, Юрий Олеша, Константин Паустовский, Иосиф Бродский.
Памятка по написанию эссе
-
Выберите наиболее волнующую и интересующую вас проблему.
-
Определите объём материала для всестороннего и логического раскрытия темы. Не пишите лишнего.
-
Определите главную мысль, она должна проходить через всю работу.
-
Подберите афоризмы, цитаты, имеющие «нити соединения» с проблемой. Обратите внимание на вступление, цель которого - заинтересовать. Начните с завязки.
-
Используйте контраст.
-
Составьте план, придерживайтесь его.
-
Следите за последовательностью в изложении своих мыслей.
-
Используйте «мостики» от главной информации к последующей.
-
Не забывайте об абзацах.
-
Выражайте своё отношение к тому, о чём пишете.
-
Делайте собственные выводы и обобщения.
-
Помните об образности. Ищите уместные слова и выражения.
-
Используйте неожиданные, оригинальные вопросы.
-
Подберите к собственному сочинению эпиграф.
Структура эссе
Вступление - это общий подход к теме, включающий в себя проблемное задание и ответ на поставленный вопрос. Это тезис эссе.
Тезис определяет форму с ограниченным описанием содержания, то есть описывается не всё, что известно о теме, а только то, что содержит ответ на вопрос.
Всё содержание эссе должно подчёркивать связь приведённых фактов с тезисом.
Основная часть. Эссе необходимо построить так, чтобы читателя убедить аргументами. Сначала необходимо изложить главные идеи и основательные факты к ним. Это можно сделать, используя приведённую ниже схему.
Объём эссе может быть разным. Но даже в кратком эссе необходимы, по крайней мере, три главных идеи-аргумента, которые необходимо лаконично описать.
Самый лёгкий способ представить главную идею - высказать её в первом предложении абзаца, а далее представить доказательства этой идеи. Каждый пункт должен быть связан с главным предложением. Информацию, не относящуюся к главной идее, приводить не стоит.
Выводы. Удачные выводы приводят к логическому завершению. Желательно заново повторить тему (тезис), используя, например, цитату.
Схема эссе
-
Название темы или цитаты
-
Вступление - личные взгляды, чётко определяющие тезис и взгляды автора
-
Аргументы, доказывающие тезис Факты или примеры, поддерживающие
идею
-
1)
2) -
1)
2) -
1)
2)
4. Выводы - это обобщения, подчёркивающие, как автор доказал свою позицию.