Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследований её стартовых возможностей и рекомендации ОЭСР

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филимонова Елена Рустамовна Портфолио учителя Отчет С

Группа № 6 1 уровень

г. Талдыкорган 24.10.2014

Отчет С

Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?

Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования её стартовых возможностей и рекомендации ОЭСР.

Я начала планирование своей практики в школе с того, что выявила сильные и слабые стороны в образовательном процессе школы, ознакомилась со школьной документацией, мною были проведены беседы с членами педагогического коллектива, администрацией школы, проведено анкетирование.

Обобщив данные, я увидела, что учебный процесс нашей школы строится на традиционных подходах в обучении. Так как завуч по МР А. прошла курсы Первого (продвинутого) уровня, то в плане развития школы наметились изменения, связанные с новыми современными походами в обучении, опирающиеся на опыт зарубежного образования.

В школе систематически ведется работа с детьми из группы «резерва», имеющими 1-2 «3», «4» по итогам четверти и года. Учителями разрабатывается индивидуальный план работы с такими детьми, направленный на повышение качества зун. Проводится мониторинг. Следовательно, педагоги используют индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся для повышения мотивации и качества зун. Но невольно встает вопрос: почему же в коллективе, который имеет 76% учителей высшей и первой категории, качество знаний повышается на малый процент или вовсе понижается от 5 до 10% в гимназических и до 20% в общеобразовательных классах при переходе из одного класса в другой. С появлением новых учебных предметов с 5 класса по 9 класс ( физика, алгебра, геометрия, химия и т.д) понижается качество знаний.

Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила посетить уроки учителей и выяснила, что большая часть педагогов использует в своей практике традиционную классно-урочную систему. Учителя не хотят выходить из «зоны комфорта», не всем «удобно» использовать на уроках групповую работу, новые технологии, активные методы обучения. Коллеги отметили, что традиционное ведение уроков тоже имеет высокий результат. Педагоги не владеют техникой деления класса на группы, чаще всего учащиеся садятся друг с другом по желанию или по интересам, что дает необъективную оценку знаниям. Еще одну проблему я выявила при работе в группах: отвечают одни и те же учащиеся, хотя в работе принимают участие все. Некоторые учащиеся стараются «отсидеться», а учителя, чаще всего, не обращают на них внимание. А так как учителя работают в 2-х-3-х классах в параллели, то забывается, кто работал на прошлом уроке, а кто не работал. Но есть учителя, которые уже в течение многих лет применяют групповую работу в классе и отмечают её эффективность, так как ученики могут реализоваться через работу в группах, самостоятельно высказать свою точку зрения, быть активным, имеют возможность взаимообучаться и взаимообучать, кроме того оценивать себя и своих одноклассников. Но все учителя сошлись во мнении, что организация такой работы требует больших затрат времени для подготовки к уроку, обработки ресурсов и рациональном использовании их на уроках, знания активных форм и методов обучения и умения их применять на уроках. Хотя 2 педагога нашей школы закончили Программу Первого уровня и 1 педагог Программу второго уровня изменения в школе проходят в медленном темпе, а кардинальных изменений в школе не происходит. Только в этом учебном году (2014-2015) в плане развития школы намечены и будут реализовываться новые подходы в обучении и преподавании.

Беседуя с коллегами и обработав анкеты (51 учитель), 100% респондентов выразили желание и готовность к сотрудничеству, профессиональному развитию и взаимообучению. Я пришла к выводу, что необходимо создать инициативную группу из числа единомышленников, которых объединяет одна проблема и которые способны работать в сотрудничестве.

При проведении исследования стартовых возможностей школы была запущена анкета, результаты которой показали, что учителя не используют на уроках формативное оценивание как средство повышения мотивации к учению. 45% респондентов указали на то, что не знают, чем отличается формативное оценивание от суммативного, и как применять его на уроках.

Посетив уроки коллег, я пришла к выводу, что на разных этапах урока отсутствует оценивание. Оценка же ставится суммативная в конце урока и чаще всего учитель не комментирует её.

Из бесед с коллегами я выяснила, что учителя не знают о формах и разнообразии формативного оценивания. Когда, на каких этапах и как применять формативное оценивание на уроках. Следовательно, учителю необходимо получить информацию о видах формативного оценивания и применения оценивания на уроках. Учителям потребуется обдуманно подойти к планированию урока, выбору заданий, которые будут ориентированы на взаимооценивание, самооценивание, критериальное оценивание, а также на развитие критического мышления, умения анализировать и рефлексировать.

Исходя из проблемы школы: повышение качества знаний через повышение мотивации к обучению и преподаванию, я считаю, что одним из приоритетных направлений является создание условий для повышения мотивации учащихся через различные формы работы и оценивания на уроке. Однако вся работа на уроке сводится к тому, что учитель опрашивает учащихся, объясняет новую тему, проводит тренировочные упражнения на закрепление материала, а в конце урока выставляется оценка. Порой учащиеся недовольны выставленной оценкой (из беседы с учащимися). Бывает и такое, что за урок учитель не выставляет ни одной оценки, тем самым понижая интерес учащихся к предмету, вследствие чего понижается мотивация к обучению. И действительно, зачем работать на уроке, учить материал, если тебя все равно не оценят?

Педагоги понимают сущность процесса обучения, стремятся заинтересовать учащихся, но порой плохо владеют эмоциональной стороной класса, их мотивацией к обучению.

Мною было проведено наблюдение за учебным процессом и сделан вывод, что мои коллеги могут совместно спланировать, разработать и реализовать учебную среду и управлять ею. Для создания и проведения такой работы имеются все условия: в школе систематически ведется работа творческих групп, которые работают по разным образовательным проблемам (дифференцированное обучение, критическое мышление, технология КАНБАН и др).

Совместная работа учителей в таких группах предполагает решение определенных образовательных задач. Учителями проводятся семинары, круглые столы, мастер-классы. Но опять встает проблема: не все учителя могут посетить проводимые творческой группой мероприятия, так как работают в две смены, время ограничено, большая загруженность, кроме уроков.

Если учесть, что 76 % учителей имеют высшую и первую категории, средний стаж работы более 18 лет, то можно с уверенностью утверждать, что коллектив имеет высокий творческий потенциал, который может способствовать продуктивной работе. Важно и то, чтобы умело использовать свой профессиональный потенциал: анализировать, рефлексировать проделанную работу, её результаты, видеть барьеры, уметь их преодолевать, принимать верные решения, правильно планировать время, этому нужно обучить коллег.

Проанализировав сильные и слабые стороны организации учебного процесса школы, я сделала вывод, что необходимо решать проблему повышения мотивации учащихся в обучении, использовать новые формы оценивания и подходы в обучении для повышения качества зун и образования.

В процессе изучения проблемы оценивания учащихся на уроках выяснилось, что учителя практически не имеют представления о формативном оценивании, все склоняются к тому, что оценка за урок может быть только суммативной, и не предполагают, что из формативного оценивания может складываться суммативная оценка. Лишь те учителя, которые прошли разноуровневые курсы, могут дать информацию по этому вопросу. Но данная проблема почему-то не получила широкого распространения в коллективе.

Из анкетирования учащихся выяснилось, что школьники имеют желание получать знания, но их не устраивает оценивание на уроках либо однообразная работа. То есть скрытая мотивация у учеников есть, нужно только найти эффективные формы поощрения и оценивания (а дети любят, когда их хвалят) и использовать новые подходы в обучении, способствующие повышению мотивации в обучении.

При рассмотрении сильных сторон в организации образовательного процесса школы мною был отмечен высокий профессиональный уровень учителей. В школе проводится результативная работа по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам научных проектов МАН, «Дарын», международных проектов, но уровень качества зун оставляет желать лучшего.

Городская олимпиада: 1место - 2 уч-ся, 2 место - 3уч-ся, 3 место - 8 уч-ся.

Областная олимпиада: 2 место - 1 уч-ся, 3 место - 3 уч-ся.

МАН (город): 1место - 4 уч-ся, 2 место - 7уч-ся, 3 место - 5 уч-ся.

МАН (область) : 2 место - 2уч-ся, 3 место - 2 уч-ся.

МАН (республика): 1место - 1 уч-ся.

«Дарын»(город): 2 место - 2 уч-ся.

«Дарын» (область): 2 место - 2 уч-ся.

Почему же при таком высоком уровне побед на олимпиадах и научных проектах, мотивация в обучении остается невысокой и качество знаний по школе в общеобразовательных классах составляет 40-46%, а в гимназических 50-60%?

Таким образом, изучив сильные и слабые стороны работы школы, я убедилась в необходимости перейти от исследования проблемы повышения мотивации через формативное оценивание к практике.

Проанализировав информацию, полученную в процессе исследования, я сформировала тему: повышение мотивации к обучению учащихся среднего звена через применение формативного оценивания. Мною была поставлена цель: подготовить учителей к изменениям и совершенствованию методов оценивания преподавания и обучения, сформировать у учителей четкое понимание актуальности формативного оценивания с целью повышения профессиональной компетентности.

Был определен ожидаемый результат:

- систематическое использование на уроках учителями-предметниками формативного оценивания для повышения мотивации учащихся и качества зун;

- учителя и ученики знают и умеют составлять критерии оценивания к предложенным заданиям на уроке;

- повышение интереса учащихся к уроку;

- повышение качества зун.

При этом возникло ряд вопросов: как вовлечь коллег в инициативную группу, как заитересовать их, как вывести из «зоны комфорта», в которой коллеги находятся, как нацелить их на работу, способствующую реализации проблемы, определенной мною в моем плане развития школы.

Для решения данных вопросов планирую встречу с администрацией школы, а затем с педагогическим коллективом школы, где ознакомлю коллег с идеями Программы, новыми подходами в образовательном процессе, эффективности коллаборативной среды и формативном оценивании на уроках, сетевом сообществе. Считаю, чтобы определить затруднения учителей и уровень необходимости в усовершенствовании знаний по проблеме повышения мотивации в обучении, запущу анкету, которая поможет выявить учителей, испытывающих необходимость в усовершенствовании знаний по проблеме повышения мотивации учащихся в обучении.

Запланированная мною встреча, я считаю, поможет заинтересовать педагогов идеей преобразования школы, поможет найти единомышленников, которые готовы войти в состав инициативной группы. В инициативную группу войдут творчески работающие учителя, учителя, прошедшие курсы по Программе третьего уровня, инициативные педагоги, молодые специалисты, школьный психолог.

Объяснить такой выбор можно тем, что творчески работающие, инициативные учителя обладают большим опытом работы, определенным запасом профессиональных знаний, стремятся использовать инновационные подходы в обучении, идут в ногу со временем и положительно относятся к изменениям в системе образования. Учителя, прошедшие курсы по Программе третьего уровня, уже имеют подготовку, умеют организовать работу в группах, владеют знаниями о новых подходах в обучении и обладают навыками критического мышления. Данная категория учителей, я думаю, поможет в организации коуч-сессий и менторингов. Молодые специалисты могут выступить как генераторы идей, имея креативное мышление и новый креативный взгляд на определенную проблему. Психолог поможет в составлении и обработке анкет.

Деятельность инициативной группы планируется осуществлять целенаправленно:

- каждую неделю проводить подведение итогов;

- делать анализ проведенных мероприятий;

- по необходимости корректировать планы;

- составлять мониторинг;

- совместно с членами инициативной группы планировать дальнейшую работу по повышению профессионального мастерства педагогов.

Темы коуч-сессий мною будут определены из бесед, опросов, пожеланий учителей, результатов анкет.

Первый коучинг планируется провести по теме: «Повышение мотивации к обучению учащихся среднего звена через применение формативного оценивания». Цель данной коуч-сессии: определить пути мотивации к обучению через формативное оценивание, изучить понятие «мотивация учащихся». В результате работы планируется сформировать внутреннюю мотивацию как одну из целей оценивания. Участники коуч-сессии узнают различные виды и формы оценивания и каким образом они могут повлиять на успешность учебного процесса. Затем планирую составить план взаимопосещений уроков с целью использования формативного оценивания на уроках в среднем звене.

Вторую коуч-сессию «Преодоление барьеров в использовании на уроках формативного оценивания» планирую провести с целью анализа посещенных уроков, выявления барьеров в использовании формативного оценивания на разных этапах урока и пути их преодоления. Также запланирую мастер-класс по использованию формативного оценивания на уроках.

Третья коуч-сессия « Формативное оценивание как одно из средств повышения качества зун учащихся среднего звена» планируется с целью определения наиболее эффективных критериев оценивания в практике обучения на основе анализа посещенных уроков членов инициативной группы. Данный коучинг планирую для проведения обученной мною подопечной, что станет первым этапом в дальнейшей работе по обучению своих подопечных из числа учителей школы.

Четвертая итоговая коуч-сессия «Мой класс до и после преобразований» планируется с целью определения, как преобразования повлияли на работу учащихся на уроке.

Мною запланировано стать коучем для учителя нашего коллектива, который не проходил уровневые курсы, но стремящийся к саморазвитию и повышению профессионального уровня.

Роль менти планирую предложить учителю с высоким профессиональным уровнем, который может организовать работу на уроках . В данную работу необходимо включить формативное оценивание, чтобы поднять мотивацию учащихся. Так как учитель-менти не проходила уровневые курсы, планируется провести менторинг-сессии, целью которых станет овладение навыками использования новых подходов в обучении. Кроме профессионального развития учителя-менти, думаю, нужно поспособствовать созданию атмосферы взаимосотрудничества.

Я планирую, что первую менторинг-сессию «Новые подходы в обучении» будет направлена на то, что мы определим проблемы, формы обучения, так как их использование в учебном процессе ведет к созданию сотрудничества «Учитель - ученик» на уроке. Следующая менторинг-сессия «Использование критериев в оценивания на уроках литературы» поможет разработать урок учителя- менти с использованием критериев в оценивании.

На четвертой менторинг-сессии «Преодоление барьеров при разработке критериев оценивания на уроках» совместно с менти обсудим, какие барьеры возникают у учащихся и учителя при составлении критериев при формативном оценивании и наметим пути их преодоления.

Еще одним важным аспектом в процессе преобразований в школе, профессиональной поддержки и роста учителей, сотрудничество с различными сообществами как внутри школы, так и за ее пределами является создание сетевого сообщества.

Таким образом, проблема, которая определена в моем плане развития школы, может быть реализована в намеченный срок при том условии, если будет тесное взаимодействие родительского комитета школы, родителей, общественности с педагогическим коллективом, одним словом, с теми, кто действительно заинтересован в том, чтобы поднять мотивацию у учащихся к обучению в среднем звене и повысить качество знаний учеников.





Средняя школа-гимназия №

г. Талдыкорган

Тема: повышение мотивации к обучению учащихся среднего звена через применение формативного оценивания

Цель: - Подготовить учителей к изменениям и совершенствованию методов оценивания преподавания и обучения.

-Сформировать у учителей четкое понимание актуальности формативного оценивания с целью повышения профессиональной компетенции.

Результаты: систематическое использование на уроках учителями-предметниками формативного оценивания для повышения мотивации учащихся;

учителя и уч-ся знают и умеют составлять критерии оценивания к предложенным заданиям на уроках;

повышение интереса учащихся к уроку;

повышение качества ЗУН.

Мероприятия (в рамках школы и сетевого сообщества)

Цели

Ответственные

Ресурсы

Участники

Период времени

Ожидаемый результат

Форма мероприя-тия

Критерии успеха

1.Выступление на рабочем совещании.

Создать инициативную группу

Лидер

Опросник, презентация, фильм

Пед. коллектив

1нед, начало

Выявление единомышленников

Опрос, беседа, презентация

Создание

инициативной группы

2. Проведение коучинга «Как повысить мотивацию к обучению уч-ся среднего звена через применение формативного обучения»

определить пути повышения мотивации к обучению через Ф.О.

Лидер, распределен-ные лидеры, учителя, закончившие 2 уровень

Презента-ция, групповая работа, кейс-стади, тренинг психолога.

Инициативная группа, психолог.

1 нед, конец.

Повышение пед.мастер-ства, определены пути повышения мотивации уч-ся через применение Ф.О.

коучинг, групповая работа, работа в парах.

Участники четко представляют, как можно использовать Ф.О. на уроках

3. Посещение уроков учителей, наблюдение, как применяется на уроках Ф.О.

Провести наблюдение, как используют учителя на уроках Ф.О.

Лидер, инициативная группа

Урок

Инициа-тивная группа

2нед, нач

Использова-ние на уроках Ф.О.

Урок

Участники на разных этапах урока используют Ф.О.

4.Коучинг «Преодоление барьеров в использовании на уроках Ф.О».

Выявить барьеры в использова-нии на уроках Ф.О. и пути их преодоления

Инициативная группа

Групповая работа, кейс-стади, презентация.

Лидер, инициативная группа

2 нед, конец

Выявлены барьеры в использова-нии Ф.О. и определены пути их преодоления

Презентация, беседа, групповая работа

Участниками четко определены барьеры и способы их преодоления.

5.Мастер-класс

Уметь использовать на уроке Ф.О.

Инициативная группа

Краткосрач-ное планирова-ние урока

Инициа-тивная группа

3 нед

Мастер-класс

Использование на уроках Ф.О

6. Менторинг «Создание критериев для оценивания заданий, анализа стихотворений»

Уметь разработать критерии для формативного оценивания заданий

Ментор

беседа

менти

3 нед

Разработаны критерии оценивания

беседа

Менти знает, как составлять критерии оценивания на разных этапах уроках

7. Коучинг-сессия

«Повышение качества знаний учащихся среднего звена через применение формативного оценивания»

Уметь донести до своих подопечных эффектив-ность Ф.О. в учебном процессе в целях повышения качества зун

Подопечный

Презентации, беседа, групповая работа, парная работа

Инициативная группа

4 нед

Подопечные знают формы и приёмы форматив-ного оценивания

Беседа, презента-ция, работа в группах

составлять критерии оценивания к определенному заданию.

8. Создание сетевого сообщества

Распространить опыт и результаты работы учителей

Лидер

Презентация, беседа

Инициативная группа, учителя-предметники, администрация школы

5 нед,

Планировать дальнейшую работу через рефлексию

???

Обмен мнениями, оказание помощи

9. Рефлексия. Результаты коучинга. «Мой класс до и после преобразований»Подведение итогов.

Наметить пути дальней шей работы

Лидер, инициативная группа, кл.руководители.

Презентация

беседа,

Инициативная группа, кл. рук.

6 нед,

Обмен опытом.

Беседа,обратная связь, мониторинг успешности уч-ся

Подведены итоги совместной работы, определены дальнейшие действия

8


© 2010-2022