Разработка авторского урока

Авторская разработка интегрированного урока по русской литературе в 6 классе по теме «Здравствуй, утро веселое!» нацелено на развитие навыков анализа поэтических и музыкальных произведений через средства выразительности в музыке и литературе. Учащиеся знакомятся с произведениями выдающегося композитора М. Мусоргского и основателя тувинской профессиональной музыки А.Б. Чыргал-оола и учатся чувствовать образ природы в музыке. Урок посвящен воспитанию любви к природе, окружающей среде и формирует э...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка авторского урокаРазработка авторского урокаРазработка авторского урокаРазработка авторского урокаРазработка авторского урокаРазработка авторского урокаРазработка авторского урокаМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ Г.ШАГОНАР»















ЗДРАВСТВУЙ, УТРО ВЕСЕЛОЕ!









Разработка интегрированного урока в 6 классе

по русской литературе и музыке

учителя русского языка, литературы и музыки

МБОУ «Гимназия г.Шагонар»

ШожукпанВ.Ч.





г.Шагонар

ТЕМА: Здравствуй, утро веселое!

ЦЕЛИ: 1) Знакомство с образом природы в поэзии и музыке; 2) развитие навыков анализа поэтических и музыкальных произведений через средства выразительности в музыке и литературе; 3) воспитание любви к природе, окружающей среде, формирование эстетических чувств.

К УРОКУ:

  1. Текст стихотворения С.Никитина «Утро»;

  2. Аудиозаписи музыкальных произведений: а) М.Мусоргский. Увертюра к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке»; б) А.Чыргал-оол. Пьеса из фортепианной сюиты «Утро».

  3. Презентация урока в PowerPoint.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, экран.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: рассказ учителя с элементами беседы, аудиовизуальный метод, метод «перекодирования», метод ассоциативного восприятия.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: интеграция, ИКТ, элемент личностно-ориентированной технологии.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Какое утро было сегодня?

- Какие звуки или шум вас разбудил сегодня утром?

- Что вы увидели из окон вашего дома?

2. УЧИТЕЛЬ:

- Каждый человек воспринимает начало дня по-своему. Испокон веков утренняя заря или восходящее солнце уподоблялись силами добра и света, которые побеждают зло и тьму. День и Ночь представлялись первобытным народам высшими бессмертными существами. День - первоначально верховное божество света, Ночь - божество мрака…. Между этими божествами происходит вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром. Вспомните, хотя бы, сказки со злыми духами, в которых крадут солнце или фильмы ужасов, когда власть нечистой силы приходит только ночью….(тувинская народная сказка «Чылбыга-кадай», Н.В.Гоголь «Вий», «Рождественская ночь» и т. д.) Когда заканчивается сила и власть злых духов? ( Ответы: утром, с лучами солнца, с криком петуха) А люди всегда рады ДНЮ, первым проблескам зари, первым лучам солнца, потому что это - всегда начало нового и светлого.

Особенно ярко радость пробуждения чувствуют и передают нам ощущения и переживания ценители Прекрасного - люди искусства: поэты, композиторы, художники.

Послушайте, как описывается русским поэтом XIXвека С.Никитиным утро:

УТРО

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Протянул ветерок, воду морщит - рябит.

Понеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…

А восток все горит - разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поет,

По плечу молодцу все тяжелое…

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!


(С.Никитин. 16 ноября 1854 - январь 1855 гг)

УЧИТЕЛЬ:

- Пробуждение природы - это звуки, шум. А непременным источником звучащего мира является движение.

- Найдите в тексте, с какого звука (шума) начинается утро в стихотворении? В каких словах мы это почувствовали?

- В каких словах начинается действие? Звук начинается там, где действие. (Потянул ветерок).

- Давайте, попробуем озвучить его. Ведь была тишь, было безлюдье вокруг. Но дремота, то есть уже напряженность, ожидание (дремлет чуткий камыш). И от первого движения в природекакие звуки возможны? (шш…шш…шш).

- А второй после этого звук? (Понеслись утки с шумом и скрылися)

- Попробуем изобразить звук. Как можно это сделать? (Можно при помощи листов бумаг).

- А дальше? (Далеко-далеко колокольчик звенит). Этот звук уже постоянный, он повис, остался.

- А теперь вот этот маленький отрезок пробуждения все вместе попробуем озвучить. ( Iряд - от потянувшегося ветерка шум камыша, II ряд - пронесшиеся утки с шумом, но скрывшиеся, III - на последнем ряду… «далеко-далеко колокольчик звенит»).

- Молодцы! А дальше уже постепенно звуки усиливаются, найдите их. (Рыбаки в шалаше пробудилися, птички песни поют, пахарь едет и поет).

- Это стихотворение как неторопливый рассказ. А почему неторопливый? Почему это стихотворение нельзя читать быстро?

(Автор задерживает наше внимание на каждом мгновении и краске пробуждающегося утра от тишины и безмолвия к звукам, к пению, к свету, к жизни).

- В стихотворении действительно очень много красок. Найдите их, пожалуйста. (В огне облака, белый пар, алый свет, восток горит - разгорается, золотые потоки). Действительно, яркое солнце с золотыми потоками - это кульминация стихотворения.

- Видите, читая это стихотворение, мы увидели краски, услышали и передали сами даже музыку, хотя бы в динамике.Давайте вспомним динамические оттенки в музыке:

Рр - pianissimo - пианиссимо - очень тихо;

Р - piano - пиано - тихо;

mp - mezzo-piano - меццо-пиано - не очень тихо;

mf - mezzo-forte - меццо-форте - не очень громко;

f - forte - форте - громко;

ff - fortissimo - фортиссимо - очень громко.

постепенное увеличение силы звука - crescendo (крещендо)

постепенное убавление силы звука - diminuendo (диминуэндо)

- Итак, в стихотворении как развивается динамика? (creschendo - постепенное усиление силы звука).

- Если бы вы были композиторами и начали сочинять музыку к этому стихотворению, то как бы она звучала :

А) по темпу (быстро, умеренно, медленно…)

Б) по тембру (деревянные, струнные, духовые…)

В) в каком регистре (низкий, средний, высокий)?

- Теперь послушайте, как композитор передает нам в музыке пробуждение природы?

(Звучит увертюрак опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке»М.Мусоргского) .

- Как вы охарактеризуете ее по данной схеме?

Музыка

Стихотворение

Динамика Тембр Темп

ОБРАЗ ПРИРОДЫ



- Как вы думаете, можно ли по звукам музыки определить географическое местоположение воображаемой нам природы? Прослушанная нами музыка, к какому континенту относится? (Европа)

- Почему вы решили, что это европейская музыка? (интонационные признаки похожи на русские народные песни).

- Теперь послушайте еще одно описание утра в музыке, но уже другого композитора. (Звучит пьеса из фортепианной сюиты «Утро» А.Чыргал-оола).

- Что общего между первой и второй произведениями? (темп, динамика, звуки природы, птиц)

- А в чем их различие? (В интонации, ладе). Прослушанное вами произведение - это пьеса из фортепианной сюиты «Утро» выдающегося тувинского композитора А.Б.Чыргал-оола. Да, русские песни, вся музыка построена на диатоническом ладе, которую вы очень хорошо знаете. Это семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. А тувинская музыка в основном построена на пентатонике, то есть на ладе из пяти нот: до, ре, ми, соль, ля.

- Ребята, и выдающийся поэт XIXС.Никитин, и М.Мусоргкий - великий русский композитор XIXвека, и известный тувинский композитор XX века, основатель профессиональной тувинской музыки А.Б.Чыргал-оол почти одними и теми же средствами выразительности и в поэзии, и в музыке показали нам красоту, пробуждениеприроды. И звуки музыки, и слова поэзии несут нам умиротворение, заставляет вникнуться в суть мироздания, дает душе покой и сладость. А источником вдохновения для поэта, композитора является природа. Она подсказывает им эти чарующие звуки, волшебные слова. Таким образом, природа, в широком понимании Жизнь, является источником вдохновения и Музыки, и Поэзии, и Живописи.

3. Итог урока. Выставление оценок активным ребятам.

4. Домашнее задание:

- На дом даю творческое задание по выбору: а) можно сочинить небольшое стихотворение про свое утро; б) можно нарисовать иллюстрацию по теме «Утро»; в) можно написать мини-сочинение по теме. Главное выразить увиденное, услышанное, прочитанное. Пусть это будут не совсем идеальные, небольшие работы, но это будет ВАШЕ видение, ВАШЕ творение! Дерзайте, желаю успеха!



© 2010-2022