Урок развития речи Письмо

             Данный конспект урока познакомит учащихся с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров, даст  характеристику письма как текста, научит составлять текст письма.          Все этапы работы на уроке помогут развивать творческие способности учащихся, художественное и образное мышление, речь;  развивать навыки грамотного письма, орфографической и пунктуационной зоркости.Позволят возродить эпистолярный жанр, помогут воспитывать положительную мотивацию к написанию письма, воспит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи: «Письмо» (5 класс)

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров;

  • дать характеристику письма как текста;

  • научить составлять текст письма.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся, художественное и образное мышление, речь;

  • развивать навыки грамотного письма;

Воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к написанию письма;

  • воспитывать потребность к общению.

Ход урока:

1. Организационный момент. После звонка в класс входит почтальон и вручает письма учащимся.

Учитель: Ребята, вам нравится получать письма?

- Вы любите отвечать на них? (не всегда , не знаем что и как написать)

- Все письма бывают одинаковыми? (письма бывают разными по содержанию, объему)

- Сколько у нас мнений? Почему?

- Какие возникают вопросы? ( Какие бывают письма? Как надо писать письма? Что такое письмо?) (содержание вопросов крепится на доску)

- Сформулируем тему урока. (окончательный вариант темы записывается на доску и в тетрадь)

- Какую роль письмо играет в жизни человека? (сообщает информацию, в нем обмениваются впечатлениями, благодарят, просят о чем - нибудь.)

- На Руси письмо называли граматка, уведомленье, сообщение на бумаге, беседа, посылаемая от одного лица к другому, лист. Говорили: «Письмецо придет и вестей принесет!» (по В.И. Далю) А теперь отгадайте загадку : «Маком по белой земле посыпано, далеко вожено, а куда пришло, там взошло?» (Письмо)

- От кого вы получили письмо? Как его называют? (словарная работа; слова написаны на доске)

Адресант - отправитель

- А кем вы будете?

Адресатом - получателем (слова записываются в таблицу, которая по ходу занятия пополняется основными положениями и их характерными чертами).

Характеристика письма

адресат

адресант

информация

Коммуникативная задача

официальный - неофициальный

знакомый -малознакомый -незнакомый

официальный - неофициальный

деловая или неделовая, личная

сообщить

поблагодарить

поздравить

поделиться чувствами

впечатлениями,

- А теперь откройте письма и прочтите. О чем говорится в них? (письмо другу, распоряжение, просьба, поздравление)

- Какого характера полученная вами информация? (деловая или неделовая т.е. личная)

- Кто автор писем? (друг, директор школы, глава города)

- Значит, ваш адресант официальное или неофициальное лицо? Знакомое или незнакомое (малознакомое) лицо?

- А мы как адресаты можем быть официальными или неофициальными? В какой ситуации? ( просьба о чем - либо к незнакомому лицу, благодарность знакомым или малознакомым людям.)

Вывод ( по таблице): Письма бывают официальные и неофициальные, поздравительные, благодарственные, деловые и неделовые, от знакомых или незнакомых (малознакомых) лиц.

2. Закрепление:

- выполнение упражнений 57,58 ( «Школьная риторика»: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч. 2/ Под редакцией Т.А.Ладыженской. - М.; Издательский Дом «С - инфо»; Издательство «Баласс», 1999. - 160 с.; ил.);

- Ребята вспомните и назовите структурные части текста. (вступление, основная часть, заключение)

  • Теперь найдем и обозначим структурные части в письмах по упражнению 59 (по ходу выполнения заполняется таблица).

Структурные части

содержание

  1. Приветствие и обращение

  2. Вступление


  1. Основная часть

  2. Заключение

5. Подпись и дата

Название лица, кому адресовано письмо

Извинения по поводу долгого молчания, любезности, пожелания, общие вопросы

Информация, интересующая адресата

Прощания, выражение уважения, любви и почтения

3. Групповая работа: Каждой группе дано задание: написать письмо, используя слова - опоры : личное письмо, письмо - просьбу, письмо - поздравление, благодарственное письмо .

Подведение итогов: зачитывается 1-2 письма , дается их характеристика, называются структурные части и их содержание .

4. Итоги урока: Ребята, теперь вы знаете виды писем, назовите их. Научились писать письма? Работы вам понравились?( учащиеся обмениваются впечатлениями).

Оценивание ( по ходу урока за правильные ответы учащиеся получали карточки - бонусы, по их количеству учитель выставляет поурочные баллы ).

5. Домашнее задание: написать письмо первой учительнице, другу, ветерану ВОВ, солдату российской армии (по выбору).



© 2010-2022