- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи Письмо
Урок развития речи Письмо
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кашаева В.В. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок развития речи: «Письмо» (5 класс)
Задачи урока:
Образовательные:
-
познакомить учащихся с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров;
-
дать характеристику письма как текста;
-
научить составлять текст письма.
Развивающие:
-
развивать творческие способности учащихся, художественное и образное мышление, речь;
-
развивать навыки грамотного письма;
Воспитательные:
-
воспитывать положительную мотивацию к написанию письма;
-
воспитывать потребность к общению.
Ход урока:
1. Организационный момент. После звонка в класс входит почтальон и вручает письма учащимся.
Учитель: Ребята, вам нравится получать письма?
- Вы любите отвечать на них? (не всегда , не знаем что и как написать)
- Все письма бывают одинаковыми? (письма бывают разными по содержанию, объему)
- Сколько у нас мнений? Почему?
- Какие возникают вопросы? ( Какие бывают письма? Как надо писать письма? Что такое письмо?) (содержание вопросов крепится на доску)
- Сформулируем тему урока. (окончательный вариант темы записывается на доску и в тетрадь)
- Какую роль письмо играет в жизни человека? (сообщает информацию, в нем обмениваются впечатлениями, благодарят, просят о чем - нибудь.)
- На Руси письмо называли граматка, уведомленье, сообщение на бумаге, беседа, посылаемая от одного лица к другому, лист. Говорили: «Письмецо придет и вестей принесет!» (по В.И. Далю) А теперь отгадайте загадку : «Маком по белой земле посыпано, далеко вожено, а куда пришло, там взошло?» (Письмо)
- От кого вы получили письмо? Как его называют? (словарная работа; слова написаны на доске)
Адресант - отправитель
- А кем вы будете?
Адресатом - получателем (слова записываются в таблицу, которая по ходу занятия пополняется основными положениями и их характерными чертами).
Характеристика письма
адресат
адресант
информация
Коммуникативная задача
официальный - неофициальный
знакомый -малознакомый -незнакомый
официальный - неофициальный
деловая или неделовая, личная
сообщить
поблагодарить
поздравить
поделиться чувствами
впечатлениями,
- А теперь откройте письма и прочтите. О чем говорится в них? (письмо другу, распоряжение, просьба, поздравление)
- Какого характера полученная вами информация? (деловая или неделовая т.е. личная)
- Кто автор писем? (друг, директор школы, глава города)
- Значит, ваш адресант официальное или неофициальное лицо? Знакомое или незнакомое (малознакомое) лицо?
- А мы как адресаты можем быть официальными или неофициальными? В какой ситуации? ( просьба о чем - либо к незнакомому лицу, благодарность знакомым или малознакомым людям.)
Вывод ( по таблице): Письма бывают официальные и неофициальные, поздравительные, благодарственные, деловые и неделовые, от знакомых или незнакомых (малознакомых) лиц.
2. Закрепление:
- выполнение упражнений 57,58 ( «Школьная риторика»: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч. 2/ Под редакцией Т.А.Ладыженской. - М.; Издательский Дом «С - инфо»; Издательство «Баласс», 1999. - 160 с.; ил.);
- Ребята вспомните и назовите структурные части текста. (вступление, основная часть, заключение)
-
Теперь найдем и обозначим структурные части в письмах по упражнению 59 (по ходу выполнения заполняется таблица).
Структурные части
содержание
-
Приветствие и обращение
-
Вступление
-
Основная часть
-
Заключение
5. Подпись и дата
Название лица, кому адресовано письмо
Извинения по поводу долгого молчания, любезности, пожелания, общие вопросы
Информация, интересующая адресата
Прощания, выражение уважения, любви и почтения
3. Групповая работа: Каждой группе дано задание: написать письмо, используя слова - опоры : личное письмо, письмо - просьбу, письмо - поздравление, благодарственное письмо .
Подведение итогов: зачитывается 1-2 письма , дается их характеристика, называются структурные части и их содержание .
4. Итоги урока: Ребята, теперь вы знаете виды писем, назовите их. Научились писать письма? Работы вам понравились?( учащиеся обмениваются впечатлениями).
Оценивание ( по ходу урока за правильные ответы учащиеся получали карточки - бонусы, по их количеству учитель выставляет поурочные баллы ).
5. Домашнее задание: написать письмо первой учительнице, другу, ветерану ВОВ, солдату российской армии (по выбору).