Урок литературы Добро и зло в к сказке К. Г. Паустовского Теплый хлеб

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Цели урока :- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;-

развитие умений анализа, синтеза и сравнения; - развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями; - развивать речь при составлении устного рассказа.

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: текст сказки, ноутбук, плакат «Солнышко», кружочки двух цветов (оранжевые и синие).

Словарная работа: добро, зло, теплый.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали?

Слово учеников: Писатель много путешествовал по стране, особое место в творчестве Паустовского занимает природа. Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине.

Слово учителя: Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

1. Сообщение темы, цели и задач урока

Кроссворд

Вопросы кроссворда:

  • Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» (Христарадники)

  • Как называет автор спасенного коня? (вороной)

  • Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой (Бережки)

  • Кто жил в сенях у Панкрата? (сорока)

  • Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (сто)

  • Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (мороз)

  • Кем являлся Панкрат по профессии? (мельник)

  • Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (сирота)

  • Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя»)

  • Кто по мнению бабушки мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат)

Слово учителя: Перед нами ключевые слова - добро и злоба. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема сегодняшнего урока Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться - умей и поправиться. Как вы понимаете эти слова?

Постановка цели

Цель урока доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька.

Учитель: Молодцы! А давайте, ребята, вспомним типы сказок.

Учащиеся: Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка.

Учитель: К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?

Учащиеся: Социально-бытовая сказка

Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. Вот и у нас главный герой - мальчик Филька. Давайте вспомним, кто такой Филька и что с ним происходит.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после.

Анализ образа главного героя.

Учитель: Для начала давайте найдем в тексте легенду, которую рассказала Фильке бабушка. (стр.69) (учащиеся зачитывают легенду)

Перед вами лежат заготовленные кластеры таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:



Отношение к лошади:

Речевая характеристика:


Вывод:

Вывод: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

3. Релаксация (включается музыка)

Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

Учитель: А теперь давайте вернемся к нашим эпиграфам. Согласны ли вы с этими высказываниями? Как они соотносятся с текстом сказки? Что вы узнали для себя сегодня? Какой урок извлекли из нашей беседы? Чему нас учит эта сказка?

Учащиеся: Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька, благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба».Как же произошло примирение?

Учащиеся: зачитывают сцену примирения (стр.75)

Учитель: Дома вам нужно было подобрать пословицы и поговорки о хлебе. Как вы думаете, почему сказка названа «Теплый хлеб»? Что олицетворяет собой хлеб? Что значит эпитет «теплый»?

Учащиеся: Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб - путь к прощению и примирению. Учитель: Когда хлеб становится теплым?

Учащиеся: Когда все согреты теплом души, общая радост

Рефлексия

Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире - от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый.

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? (С теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба). А синий? (Холод, злость, морозы). Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока. Прошу подойти к солнышку и закрепить на нем кружочек.

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?»

Учитель: Всем спасибо за внимание! До свидания!



















© 2010-2022