Рабочая программа Русский язык 5 класс. На основе программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа№5»

Тальменского района Алтайского края



«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор

_____________ _____________ _____________

Протокол №___от Приказ №____от

«___»_________2015 «___»__________2015 «___»__________2015





Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 5 класс

основное общее образование

(базовый уровень)



на 2015-2016 учебный год





Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, 5-9классы, Москва, издательство «Просвещение», 2010

Составитель Берзина Дина Анатольевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Срок реализации программы 1 год



Тальменка 2015







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по русскому языку. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса русского языка.

3. Место курса русского языка в базисном учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка.

5. Содержание курса русского языка.

6. Календарно-тематическое планирование.

7. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.


Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.12., одобрен Советом Федерации 26.12.12).

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы.

  4. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский/. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.

  3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - М.: «ВАКО», 2013.

  4. Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 5 класс". ФГОС. - М.: Просвещение, 2012.

  5. Е.А.Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 5 класс". - М.: «Экзамен», 2013.

Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского языка в основной школе являются:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика курса русского языка.


Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.

В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ-лять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Место курса русского языка в базисном учебном плане.


Русский язык - как родной и как государственный - именно это тот культурный феномен, который в наибольшей степени обеспечивает формирование у школьников чувство российской идентичности. В то же время русский язык в школах России рассматривается как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

Программа предусматривает 170 ч., поэтому рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) + учебный год составляет 34 недели.






Результаты освоения курса русского языка в 5 классе.


Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3)потребность сохранить чистоту русского языка;

4) освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

5) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

6) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) осознание эстетической функции родного языка.




Содержание курса русского языка.

Язык и общение.

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приемы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Повторение изученного в 1 - 4 классах

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Части речи.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов со словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль.Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи.

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица, членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове.Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умениесоблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. . Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имен прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Время глагола.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.





Основные направления работы по русскому языку в 5 классе

  1. Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями

  2. Усвоение теоретических сведений

  3. Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении фонетического разбора, морфологического, синтаксического и других видов работы

  4. Формирование навыков грамотного письма через понимание и запоминание правил, иллюстрацию их своими примерами

  5. Контроль за классными и домашними заданиями

  6. Развитие логического мышления и речи учащихся

  7. Овладение нормами литературного языка

  8. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

  9. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме

  10. Предупреждение и устранение различных речевых ошибок



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения

  • Разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями

  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного

  • ПО ОРФОГРАФИИ: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе



ПО ПУНКТУАЦИИ: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор

  • ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста

  • (в соответствии с изученным материалом)

  • Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи

  • Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи

  • Пользоваться различными словарями











Кол- во ча-сов

Тема

Виды деятельности обучающихся, планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Предметные результаты (ЗУН)

Метапредметные результаты (УУД)


1

Язык и человек.


Научиться


дифференцировать понятия язык и речь,

определять коммуникативную функцию языка;

различать языковые единицы, формировать навыки языкового анализа,

различать виды речи и определять стили речи.

Личностные:


формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.


Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга; выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Регулятивные:

выделять и формулировать цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи, выявляемые в ходе иссследования структуры слова.

Диск «Р.яз.»

1

Общение устное и письменное.

Тест №1

1

Р.Р. Стили речи.



1

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

К.Р. Входной диагностический тест.


Научиться:


- определять орфограмму в корне, составлять и использовать алгоритм нахождения проверки орфограммы;


- распознавать части речи, определять их по морфологическим признакам;


- воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности;










- отличать текст от группы предложений, озаглавливать текст, определять и формулировать тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, отражать идею, главную мысль в заголовке; составлять и правильно оформлять простой план к тексту


Личностные: формирование

- анализа и самоанализа;

- устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

- познавательного интереса;

- навыка анализа и самоанализа.


Коммуникативные:

- формировать навыки работы в группе;

- формировать речевые действия;

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи;

- формировать речевые действия.


Регулятивные:

осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования правила и выполнения работы над ошибками;

Тест №2

Диск «Р.яз.»

1

Орфограммы.

«Фраза»

2

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Диск «Р.яз.»

1

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Тест №3

1

Правописание непроизносимых согласных в корне.

Диск «Р.яз.»

1

Буквы и, у, а после шипящих.

«Фраза»

1

Разделительные ъ и ь.

Тест №4

1

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Словарный диктант №1

Тест №5

1

Р.Р. Что мы знаем о тексте

Тест №6

2

Р.Р. Обучающее изложение «Хитрый заяц».



1

Части речи.

Диск «Р.яз.»

1

Глагол.

Словарный диктант № 2

Диск «Р.яз.»

1

-Тся и -ться в глаголах.


Диск «Р.яз.»

Презента-ция

1

Р.Р. Тема текста. Сочинение «Воскресная прогулка»


1

Личные окончания глаголов.

Тест №7

1

Имя существительное.

Диск «Р.яз.»

1

Падежные окончания существительных

Тест №8

1

Имя прилагательное.

Тест №9

1

Местоимение.

Тест №10

1

Р.Р. Основная мысль текста.

Диск «Р.яз.»

1

Р.Р. Обучающее сочинение «Летние радости».

Презента-ция

1

Повторение изученного в начальных классах.

«Фраза»

2

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах»


1

Синтаксис. Пунктуация.

Научиться:


- различать единицы языка, определять, какую роль играют знаки препинания;

- выделять словосочетание в предложении, анализировать его структуру, устанавливать смысловую связь;

- выделять главное в тексте, используя приемы компрессии;

- определять вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске;

- различать главные и второстепенные члены предложения;

- применять пунктуационные правила постановки запятой в предложениях с однородными членами, обращениями, в сложном предложении;

- собирать материал для сочинения, оформлять план сочинения, выявлять композиционные и языковые особенности текста типа речи описание;

- составлять диалоги, использовать пунктуационные правила при оформлении диалога.















































Личностные: формирование

- устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

- навыков составления алгоритма выполнения задачи;

- навыка анализа и самоанализа;

- устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей.


Коммуникативные:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний;

- использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные:

- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- осознавать самого себя как движущую силу научения, свою способность к преодолению препятствий, самокоррекции.


Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования отдельных предложений, главных и второстепенных членов предложения, структуры сложных предложений, прямой речи и диалога, а также в ходе контрольного диктанта.

































Диск «Р.яз.»

1

Словосочетание.

Диск «Р.яз.»

1

Способы выражения грамматической связи в словосочетании


1

Разбор словосочетаний.

Словарный диктант №3

Тест №11

1

Р.Р. Сжатое изложение «Старый пень».


1

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Диск «Р.яз.»

1

Виды предложений по интонации.

Тест №12

1

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Диск «Р.яз.»

1

Сказуемое.


1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тест №13

Диск «Р.яз.»

1

Нераспространённые и распространённые предложения.

Словарный диктант

№ 4 (упр.185)

«Фраза»

1

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Диск «Р.яз.»

1

Определение.


1

Обстоятельство.

Тест №14

2

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

Тест №15

1

Предложения с обращениями.

Диск «Р.яз.»

Презента-ция

1

Р.Р. Письмо.

Презента-ция

1

Р.Р. Контрольное сочинение-описание по картине

Ф. П. Решетникова «Мальчишки»


1

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.


1

Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения»


1

Простые и сложные предложения . Знаки препинания в сложном предложении.

Тест №17

1

Синтаксический разбор сложного предложения.


2

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Словарный диктант

№ 5

Диск «Р.яз.»

Презента-ция

1

Диалог.

Тест №16

Диск «Р.яз.»

1

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация».


1

Фонетика. Гласные звуки.

Научиться:

- находить в собственной речи ошибки, вызванные влиянием местных говоров, и исправлять их;

- различать гласные и согласные звуки, ставить ударение в словах, различать звук и букву;

- различать слабые и сильные позиции у гласных и согласных звуков, определять позиционные чередования гласных и согласных звуков;

- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- определять тип речи текста повествование, создавать текс-описание, редактировать написанное;

- проводить орфоэпический анализ слова, фонетический разбор слова;

- применять правила написания гласных и согласных в разных морфемах; владеть терминологий.

Личностные:

формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания.


Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков, работы с алфавитом, а также в ходе работы над текстом с разными видами связи и в ходе исследования контрольного диктанта.


Тест №18

Диск «Р.яз.»

2

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие.



1

Р.Р. Повествование.

Тест №20

2

Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания: К. Г. Паустовский «Шкатулка».



1

Согласные звонкие и глухие.

Тест №19

1

Графика. Алфавит

Тест №21

1


Описание предмета


Тест №22


1

Обозначение мягкости согласных с помощью ь знака.

1

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Диск «Р.яз.»

1

Орфоэпия.


Тест №23

1

Фонетический разбор слова.

Тест №24

Тренажёр

1

Повторение. Тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Словарный диктант

№6

Тренажёр

2

Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».


1

Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.Л.Толстого «Цветы, фрукты, птица».


1

Р.Р. Сочинение-описание предметов, изображённых на картине.


1

Слово и его лексическое значение.

Научиться рассматривать слова с точки зрения лексического значения, различать лексическое и грамматическое значение

Научиться:

- определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение.

- создавать текст-описание, составлять план сочинения, видеть красоту изображенного на картине и передавать ее с помощью словесных образов;

- подбирать к слову антонимы, омонимы, синонимы;

- применять правила написания гласных и согласных в разных морфемах, правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении.











Личностные: формирование

- устойчивой мотивации к исследовательской и проектировочной деятельности, познавательного интереса;

- навыков самоанализа и самоконтроля.


Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

- использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова как лексической единицы, контрольного диктанта и анализа слов с ошибками, текста на микротемы.






Диск «Р.яз.»

Презента-ция

2

Однозначные и многозначные слова.

Тест №25

2

Прямое и переносное значение слов.

Диск «Р.яз.»

2

Омонимы.


2

Синонимы. Роль синонимов в речи

Тест №27

1

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине.

Иллюстрация по картине

1

Р.Р. Контрольное сочинение-описание по картине Грабаря «Февральская лазурь».


1

Антонимы.

Тест №26

Презента-ция

1

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

Словарный диктант

№ 7


2

Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи».


1

Р.Р. Подготовка к подробному изложению.


2

Р.Р. Написание подробного изложения:

К.Г. Паустовский

«Первый снег».


1

Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица. (По тексту упр. 375.)

Научиться выбирать материал согласно поставленной задаче, передавать текст от 3-го лица

Научиться:

- рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать форму слова от однокоренного слова;

- выделять окончание, основу слова, корень слова, суффиксы, приставки.

- создавать текст типа речи рассуждение, формулировать тезис рассуждения, подбирать аргументы, делать вывод

- определять орфограмму в приставке, корне, применять правила написания гласных и согласных в морфемах;

- создавать текст-описание, использовать средства выразительности в своем сочинении













Личностные: формирование

- навыков анализа и проектирования.

- навыков работы по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки;

- творческих способностей.


Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

- использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний творческого задания.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования форм слова и однокоренных слов, а также в ходе морфемного анализа слов, работы над текстом с изменением лица и создания текста-описания.








1

Морфема. Изменение и образование слов.

Диск «Р.яз.»

1

Окончание. Основа слова.

Тест №29

1

Корень слова.

Тест №30

1

Р.Р. Рассуждение.

Тест №28

1

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия».


1

Суффикс.

Диск «Р.яз.»

1

Приставка.

Словарный диктант

№ 8

Тест №31

Диск «Р.яз.»

Презента-ция

1

Чередование звуков.

Презента-ция

1

Беглые гласные.


1

Варианты морфем.

«Фраза»

1

Морфемный разбор слова.

Словарный диктант

№ 9

Тест №32

1

Правописание гласных и согласных в приставках.

Тест №33

1

Буквы з и с на конце приставок.

Диск «Р.яз.»

1

Буквы а - о в корне -лаг- -лож-.

Диск «Р.яз.»

1

Буквы а - о в корне -раст- - -рос-.

Тест №34

1

Буквы ё - о после шипящих в корне.

«Фраза»

1

Буквы и - ы после ц.

Тест №35

Презента-ция

1

Повторение по теме «Морфемика».

Словарный диктант

№ 10


2

Контрольный диктант по теме «Морфемика».


2

Р.Р. Сочинение по картине

П. Кончаловского «Сирень в корзине».


1

Имя существительное как часть речи.

Научиться:

- определять постоянные и непостоянные признаки существительного;

- различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные;

- характеризовать имя существительное как часть речи, применять правила правописания существительных;


- анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормированного литературного языка и местной речи;

- подбирать аргументы к сформулированному тезису, делать на их основании вывод;

- определять тему текста, применять приемы пересказа текста с изменением лица;

- создавать текст-описание, использовать средства выразительности в своем сочинении.


















Личностные: формирование

- навыков развернутого анализа;

- устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов;

- навыков самоанализа и самоконтроля.



Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества;

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

- управлять своим поведением.


Регулятивные:

осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные:

- объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки.

а также в ходе доказательств при рассуждении.

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания












Тест №36

Диск «Р.яз.»

Презента-ция

1

Р.Р. Доказательства в рассуждении.


1

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.


1

Имена существительные собственные и нарицательные.

Тест №37

1

Р.Р. Сжатое изложение:

Е. А. Пермяк «Перо и чернильница».


1

Род имён существительных.


«Фраза»

1

Существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Диск «Р.яз.»

1

Существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Диск «Р.яз.»

1

Три склонения существительных.

Словарный диктант

№ 11

Тест №40

1

Падеж имён существительных.

Тест №41

1

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

«Фраза»

1

Множественное число имён существительных.


1

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Тест №39

1

Морфологический разбор имени существительного.

Словарный диктант

№ 12 (упр.562)

Тест №38

1

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения-описания по картине.


1

Р.Р. Сочинение по картине Г: Нисского «Февраль. Подмосковье».


1

Повторение по теме «Имя существительное».


1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».


1

Имя прилагательное как часть речи.

Научиться:

- находить в предложении прилагательное, определять непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении;

- характеризовать имя прилагательное как часть речи, применять правила правописания прилагательных;

- создавать текст-описание, используя прилагательные как средство выразительности;

- собирать материал для написания сочинения-описания по картине, составлять план сочинения, владеть методами редактирования написанного.

Личностные:

формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки


Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе в ходе анализа имен прилагательных, а также в ходе создания текста-описания и в ходе контрольного диктанта

Диск «Р.яз.»

1

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Тест №43

2

Р.Р. Описание животного.

Изложение:

А.И. Куприн «Ю-ю».


2

Прилагательные полные и краткие.

Диск «Р.яз.»

1

Р.Р. Описание животного по картине А. Комарова «Наводнение». Устное сочинение по картине.

Презента-ция

1

Морфологический разбор имени прилагательного.

Тест №44

2

Повторение по теме «Имя прилагательное».


1

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».


1

Глагол как часть речи.

Научиться:

- рассматривать глагол как самостоятельную часть речи, применять правила правописания не с глаголами, личных безударных окончаний глагола, правильно определять спряжение приставочных глаголов;

- определять неопределенную форму, вид глагола;

- образовывать форму прошедшего, настоящего, будущего времени глагола;


- - находить в собственной речи ошибки, вызванные влиянием местных говоров, и исправлять их;


- создавать рассказ о себе, применять приемы сжатия текста, изменять форму лица при пересказе текста;

- составлять план рассказа, писать текст-повествование.

Личностные: формирование

- устойчивой мотивации к самосовершенствованию через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении;

- навыков выполнения задания по образцу;

- познавательного интереса.


Коммуникативные:

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов, а также в ходе создания невыдуманного рассказа о себе.

Диск «Р.яз.»

Презента-ция

1

Не с глаголами.

Словарный диктант

№ 13


1

Р.Р. Рассказ.


1

Неопределённая форма глагола.


Тест №45

1

Правописание -тся-ться в глаголах


1

Виды глагола.

Диск «Р.яз.»

1

Буквы е - и в корнях с чередованием.

Тест №46

1

Р.Р. Контрольное сочинение. Невыдуманный рассказ «Как я однажды…»


1

Время глагола. Прошедшее время.

Диск «Р.яз.»

1

Настоящее время.


1

Будущее время.

Тест №47

1

Правописание безударных личных окончаний глагола.


Тест №48


1

Морфологический разбор глагола.

Словарный диктант

№ 14


1

Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица: А.Ф. Савчук «Шоколадный торт».


1

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Тест №49

1

Употребление времён.


1

Р.Р. Употребление «живописного настоящего» в речи (упр. 696, 697)


1

Повторение по теме «Глагол».

Словарный диктант

№ 15

«Фраза»

1

Контрольный диктант по теме «Глагол».



1

Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку «Не взяли на рыбалку».


1

Орфограммы в корне слова..

Научиться:

- определять орфограммы в корне слова, в приставках и в окончаниях, использовать способы проверки, владеть терминологией;

- писать текст-повествование;

- применять правила написания гласных в окончаниях существительных и прилагательных;

- применять правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

Показать знания своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год.

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении


Коммуникативные:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).


Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного исследования текста с орфограммами; объяснять языковые явления, выявляемые в ходе создания сочинения по выбору.

Тест №50,53

1

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Тест №51

Диск «Р.яз.»

1

Орфограммы в окончаниях слов.

Словарный диктант

№ 16

Тест №52


Диск «Р.яз.»

1

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Тест №54

1

Итоговый контрольный диктант


1

Защита исследовательских проектов.






ИТОГО:

- уроков развития речи - 35 (из них: изложений - 10, сочинений - 8, контрольных сочинений - 3);

- контрольных диктантов - 9;

- контрольных тестов - 2;

- часов на изучение тем - 124

ВСЕГО: 170 часов.

















Система оценивания образовательных результатов обучающихся

по русскому языку

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 класс Просвещение, 2010

На уроках русского языка проверяются: 1)знание полученных сведений о языке, 2)орфографические и пунктуационные навыки, 3)речевые умения.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:1)в переносе слов, 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на ещё не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1)в исключениях из правил, 2)в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, 3)в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами, 4)в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого, 5)в написании ы и и после приставок, 6)в случаях трудного различия не и ни, 7)в собственных именах нерусского происхождения, 8)в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, 9)в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

I.Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик: 1)полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Данная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться, не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II.Оценка диктантов

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

Диктант оценивается одной оценкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» ставится, если ученик допустил 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки, или1 орфографическую и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В пятом классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

III.Оценка сочинений и изложений

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, правильность фактического материала, последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных, грамматических.

Оценка «5»

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3»

Содержание и речь

Грамотность

1.В работе допущены существенные отклонения от темы

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Имеются отдельные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2»

Содержание и речь

Грамотность

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

Содержание и речь

Грамотность

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания: 1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл. 2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в нормах оценки, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

IV.Оценка обучающих работ

При оценке обучающих работ учитываются: 1)степень самостоятельности учащегося; 2)этап обучения; 3)объём работы; 4)чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

При оценке выполнения тестовых заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

V.Выведение итоговых оценок (за полугодие и учебный год)

Итоговая оценка отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1».





Формы и средства контроля

  1. Диктант / диктант с грамматическим заданием

  2. Подробное, сжатое изложение

  3. Тест

  4. Сочинение повествовательного характера на заданную тему

  5. Сочинение по картине

  6. Рассказ о случаях из жизни

  7. Описание отдельных предметов, животных по наблюдениям,

Перечень учебно - методических средств обучения

Учебник:

Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. На электронном носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014

Авторская программа:

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы.М.: Просвещение, 2010

Книга для учителя:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 кл. Методическая литература. М.: Просвещение, 2010

Контрольные, самостоятельные , проверочные, дидактические

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. Книга для учителя

М.: Просвещение, 2014

Рабочая тетрадь:

Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. М.: Просвещение

Электронные носители:

* Шедевры русской живописи (33 интерактивных урока) используется на уроках развития речи.

* Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю. Обучение русскому языку в 5 классе

* Интерактивные плакаты . Русский язык. Части речи. ООО « Новый диск», 2008

* Руденко- Моргун О.И. Учебное пособие для подготовки к урокам по русскому языку. Москва: ООО « Диск Про», 2010 год

*А.В. Локшина. Страна Лингвиния( орфографический диктант). М.: ООО « Новый диск», 2009 г.

3. Справочная литература

4. Настенные таблицы

5. Раздаточный материал, карточки, тесты

Интернет - ресурсы

Грамматика русского языка - ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - rusgram.narod.ru

Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - gramota.ru

Крылатые слова и выражения - ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - slova.ndo.ru

Рукописные памятники Древней Руси - ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - lrc-lib.ru

Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - gramma.ru

Русское письмо - ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - character.webzone.ru

Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - pushkin.edu.ru

Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова - (ИРЯ РАН) - ruslang.ru

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- ropryal.ru

Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - slovari.ru

Словарь смыслов русского языка - справочное онлайн издание по русскому языку - slovo.zovu.ru

Оборудование

Номер п/п

Оборудование

Количество

1.

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3.

Экран

1

4.

МФУ (многофункциональное устройство)

1

5.

Колонки акустические

1



© 2010-2022