Исследовательская работа Большая дорога жизни

Целью работы является сохранение памяти об одном из самых ярких представителей села Боочи, ветеране педагогического труда Мекечинове В.М.Задачи: 1) собрать и изучить материалы о жизненном и творческом пути Мекечинова В.М.;2) исследовать факты биографии Василия Анчиновича;3) изучить его творческое наследие; 4) исследовать роль его личности в жизни села.Гипотезой моей работы является мысль, что Мекечинов В.А. - выдающаяся личность села Боочи.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боочинская средняя общеобразовательная школа»











Районный заочный конкурс научно-исследовательских работ (НОУ)

туристко-краеведческого движения «Мое Отечество - Алтай»

Номинация: родословие

Тема: Большая дорога жизни











Подготовила: Мекечинова Элина Амыровна,

МБОУ «Боочинская СОШ»

Руководитель: Мекечинова Галина Тадиевна,

учитель русского языка и литературы



с. Боочи, 2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Главы основной части

Глава 1. Жизненный путь Мекечинова В.А……………………………… 5

Глава 2. Творческое наследие…………………………………………… 10

Глава 3. Воспоминания земляков……………………………………….. 14

Заключение…………………………………………………………………….. 17

Список использованной литературы………………………………………… 18

Приложения…………………………………………………………………… 19

























Введение

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывается об истоках своего рода, о своих предках, о том, кем они были и чем занимались. Все эти мысли приводят к тому, что многие начинают изучать историю своего рода и результатом становится создание генеалогического древа. Мне не нужно было создавать генеалогию своего рода, так как мой дедушка уже составил её и сохранил для своих детей. Раньше каждый алтаец должен был знать свои корни до седьмого колена. Знание это передавалось из поколения в поколение. Всё это воспитывало уважение к своим предкам, к старшему поколению, воспитывало в каждом человеке любовь к своему отечеству. Сегодня далеко не каждый знает своих предков не только до седьмого колена, но и имена прадедушек и прабабушек. Я смею не относить себя к числу этих людей, благодаря дедушке. Его зовут Мекечинов Василий Мекечинович (Анчинович) [см.приложение 1]. Он многое знал о своих корнях [см.приложение 2]. А что знаю я о нём, о его жизни? В этом вопросе заключается проблема, которая натолкнула меня взяться за изучение его жизненного пути.

Мой дедушка ушёл из жизни в 76 лет в 2008 году. Вот прошло уже 4 года как его не стало. Воспоминания о нём ещё свежи в моей памяти, но мой младший брат, обучающийся 1 класса, мало что помнит о нём. После ухода из жизни у дедушки родились ещё один внук и 3 правнука. Они почти совсем не будут знать его, и поэтому данная работа является актуальной для нашей семьи, она позволит сохранить память о нём.

Объектом моего исследования является «большая дорога» жизни Мекечинова Василия Мекечиновича, его творческое наследие. В работе будут рассмотрены факты биографии, изучена роль его личности в жизни родного села.

Целью работы является сохранение памяти об одном из самых ярких представителей села Боочи, ветеране педагогического труда Мекечинове В.М.

Задачи:

  • собрать и изучить материалы о жизненном и творческом пути Мекечинова В.М.;

  • исследовать факты биографии Василия Анчиновича;

  • изучить его творческое наследие;

  • исследовать роль его личности в жизни села.

Гипотезой моей работы является мысль, что Мекечинов В.А. - выдающаяся личность села Боочи.



























Жизненный путь Мекечинова В.А.

Мекечинова Василий Анчинович - ветеран педагогического труда, внештатный член-корреспондент с многолетним стажем газеты «Алтайдын чолмоны», автор сборника статей и стихотворений «Jурумнин изи».

В своём сборнике статей «Jурумнин изи»[см. приложение 3] дедушка повествует: «Я из рода майман, потомок Солтона из рода Апчы Мекечинов Василий (Анчинович) Мекечинович. Родился в Онгудайском районе в селе Кулада Каракольской долины 25 октября 1932 года»[1с.25]. О своих родителях здесь же он рассказывает: «Отец Мекечи был старшим сыном Анчы, мама была из Усть-Коксинского района, дочь Бадыка из рода тоолос. Они, создав семью, воспитали 2-х дочерей и 4-х сыновей. Во времена советской власти они пасли скот в колхозе, жили на стойбищах и таким образом растили своих детей». Дальше в этой же статье он рассказывает: «Когда отец Анчинов Мекечи умер в 1937 году от болезни, то мама Анчинова Эзен продолжила воспитание 6-х детей одна… Осенью 1940 года я спустился из летнего стойбища для обучения в 1 классе. Весной 1941 года над горой Самарган в небе люди наблюдали огненно-красную утреннюю зарю. Все говорили, что, наверное, это предзнаменование страшной войны»[1с.64]. Также он вспоминает, что 22 июня 1941 года в 4 часа началась Великая Отечественная война. Много мужчин отправилось тогда на войну. Среди них были родные братья дедушки Токтой, Назыбай и Тандыш Мекечиновы. Старший брат Токтой в 1941 году в связи с ранением, после госпиталя вернулся домой. Отправившийся в 1942 году на войну брат Назыбай пропал без вести, а брат Тандыш погиб на поле боя в декабре 1943 года.

Победа в Великой Отечественной войне была самым счастливым и долгожданным праздником для всего народа Советского союза. Не исключением были и жители села Кулада. Вот как об этом рассказывает дедушка в статье «Вспоминая день Победы»: «9 мая 1945 года я учился в 5 классе. В этот день, проснувшись рано утром, увидел, что все взрослые, надев всё самое нарядное, как-то очень весело разговаривая, собирались возле школы. Когда прибежал к школе, то мне сказали: «Война закончилась! Наша страна одержала Победу!». Вскоре к школе подъехала маленькая бортовая машина «полуторка». На ней приехали второй секретарь райкомпартии З. А. Качканаков и участник войны В.М.Пустовалов. Они поздравили всех с великим праздником Победы. Их доклад все слушали затаив дыхание»[1с.40].

Из биографического сборника учителей отдела образования Онгудайского района № 8 2005 года «Мы помним и любим вас» [см. приоложение 4] я нашла информацию о том, что дедушка после Куладинской начальной школы с 1946 года по 1949 год учился в Каракольской семилетней школе и окончил 7 классов [см. приложение 5]. Во время обучения в Каракольской школе он впервые познакомился с газетой «Красная Ойротия». Об этом дедушка пишет так: «Осенью 1948 года я обучался в Каракольской школе в 7 классе. Это были тяжёлые голодные послевоенные годы, но всё-таки это были мирные весёлые и вселяющие гордость времена. И в один из дней в наш интернат приехал человек по имени Сергей Сергеевич Каташ. Он показал нам газету «Красная Ойротия» и прочитал 2-3 стихотворения. Мы с большим удивлением слушали его. Впоследствии Сергей Сергеевич стал известным писателем, учёным, доктором филологических наук. С этих самых пор я стал писать стихотворения и отправлять их в редакцию газеты»[1с.78].

С 1950 года по 1954 год дедушка учился в Горно-Алтайском педагогическом училище, окончив который, получил специальность «Учитель начальных классов». В годы обучения в училище он продолжал писать стихи и некоторые из них опубликовывались в газете. В те годы в литературной колонке газеты «Алтайдын чолмоны» работали Чот Енчинов и Чалчык Чунижеков. Они в редакции газеты проводили встречи для одарённых, талантливых юношей и обучали их искусству написания статей. В одном из таких семинаров были Лазарь Кокышев, Эркемен Палкин, Аржан Адаров, В.Кучияк-Качканаков, Борис Укачин. На этой встрече Лазарь Кокышев прочитал свой рассказ, который участники семинара обсуждали и анализировали. Тогда мой дед в первый раз видел Лазаря Васильевича Кокышева. Свои первые впечатления о нём он описывает так: «Как будто всё ещё вижу его кучерявые волосы, светлое, весёлое выражение лица и жёлтую гимнастёрку»[1c.79]. Мы теперь уже знаем, что почти все участники этих семинаров стали известными талантливыми в Горном Алтае поэтами и писателями [см. приложение 6]. Среди них мог оказаться и мой дедушка. Об этом писатель, Эл Башчы алтайского народа Боронтой Янгович Бедюров писал: «Молодого человека Мекечинова Василия за его первые талантливые опыты в написании стихов хотели отправить на учёбу в Москву вместе с известными ныне писателями, но он после окончания педагогического училища встал на путь учительства. И то, что сделано им, простым учителем, в родном селе ничем не измерить. Все ученики, получившие от него дорогу в Жизнь, теперь люди разных специальностей: врачи, учителя, юристы, артисты, инженеры, агрономы и многие другие хорошие люди»[1c.2].

После окончания училища Василий Анчинович начал работать в Шибинской начальной школе. Он вспоминает, что на первую свою зарплату подписался на газету «Алтайдын чолмоны» и купил ручные механические часы «Победа». С тех пор он выписывал и читал газету более 50-ти лет [см. приложение 7].

В 1955 году дедушка женился на Александре Тадаевне Каланчиновой. Молодая семья переехала в село Боочи, и с августа месяца 1956 года он работал директором Боочинской начальной школы. В этой школе он проработал 17 лет. С 1973 года по 1975 год рабртал секретарём парткома колхоза имени 24 партсъезда Онгудайского района. После этого работал еще на нескольких выборных должностях на партийно-советской и профсоюзной работе. Ушёл на пенсию по выслуге лет в 1989 году из Куладинской средней школы, где работал учителем трудового обучения.

За свою трудовую деятельность Василий Анчинович награждался Почётными грамотами, ценными подарками и медалями: «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда» и юбилейными медалями к 50-летию и 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 года. С 1990 года по 2005 год являлся председателем Совета ветеранов села Боочи. За эту работу президиум Онгудайского районного совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов наградил Мекечинова В.А. почётной грамотой за многолетнюю, добросовестную общественную работу по социальной защите ветеранов. Также за долголетнюю активную работу в общественной деятельности награждён медалью «250 лет добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства» в 2006 году.

С Александрой Тадаевной Каланчиновой дедушка прожил более 50-ти лет, сыграл золотую свадьбу и воспитал 6-х детей. У них на сегодняшний день 12 внуков и 5 правнуков. В статье, опубликованной в газете «Алтайдын чолмоны», Валентина Тохтоевна Адарова (племянница дедушки), поздравляя их с золотой свадьбой, пишет: «За эти долгие годы у них в доме всегда было полно детей. Как говорится, у хороших людей и дети хорошие. Это Михаил, Юлия, Эльвира, Вера, Алтыный, Амыр»[3]. Дальше она продолжает: «От чистого сердца поздравляем вас с 50-летием семейной жизни… Ваша жизнь всегда будет для нас примером». К этому поздравлению племянницы присоединился коллектив газеты. После статьи идёт P.S.: «Коллектив республиканской газеты «Алтайдын чолмоны», присоединяясь к вышесказанному, поздравляет нашего друга-коллегу, долгие годы являющегося нашим сельским корреспондентом, Мекечинова Василия Анчиновича и его супругу Александру Тадаевну с юбилейной датой семейной жизни и желает крепкого здоровья и хорошего настроения».

Исследовав жизненный путь Василия Анчиновича, прочитав все его статьи, я поняла, что узнала много нового об истории страны, истории ГорногоАлтая, истории моего села. Я увидела, что он был хорошим семьянином, прекрасным отцом, который отдал долгие годы своей жизни воспитанию и обучению детей. Его жизнь может быть примером для всех.









Творческое наследие

К творческому наследию Мекечинова Василия Анчиновича относится сборник произведений на алтайском языке «Jурумнин изи», которое было издано в 2008 году. Финансирование издания было осуществлено администрацией муниципального образования «Онгудайский район», главой администрации Семён Сергеевичем Тузачиновым и Эл Башчы Владимиром Константиновичем Амургушевым. Вступительная статья к книге принадлежит перу Боронтоя Янговича Бедюрова. В этой статье он пишет, что почти все жители села Боочи, достигшие 50-60 лет, были учениками Василия Анчиновича. Но никто из них толком не знает, что он ещё и замечательный стихотворец. В сборнике представлено 13 стихотворений, создававшихся в разные годы. Первое стихотворение «Менин он сегис jажымда» («Когда мне исполнилось восемнадцать») датировано 18.02.1951 г. В нём показан внутренний мир молодого человека, которому впервые в жизни довелось голосовать на выборах. Тема выборов представлена и в стихотворении «Талдаштарга учурлай», созданная до выборов в январе 2001 года. Вот строки из этого произведения:

Баштапкы турда jенгендер

База катап тартыжар.

Экинчи турга чыккандар

Эн артык деп чотолор.

Республика Алтайдын

Ээзи болуп макталар.

Алтайыстын салымын

Аргадап алгай не олор?

Албатынын jурумин

Ондолткой не олор?

Из данного отрывка видно, что автора тревожит судьба родной земли, судьба народа. Прочитав эти стихотворения, я пришла к выводу, что он всегда занимал активную гражданскую позицию, никогда не был равнодушен к событиям, происходящим в стране.

Мне больше всего дороги стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике. Думаю, что они созданы для маленьких детей. Вот отрывки из стихотворений «Чиби» и «Карычак»:

Чиби, чиби, чибичек

Jажыл бури ийнечек.

Jайдын, кыштын ойинде

Онбос торко кийгенек.

***

Кар, кар, карычак,

Кыjыр-кыjыр базылчак.

Они онын агычак,

Оро алза jенилчек.

Особое внимание хочется обратить внимание на стихотворение «Кеен Алтайыска». В нём автор говорит о красоте и святости родной земли:

Канча jонды кайкаткан

Кадын бажы - Уч-Сумер!

Качаннан бери байлалган

Каракол бажы - Уч Энмек!

Туулып чыккан Торолис -

Кеен Алтайыс макталгай.

Jуректен айткан улгерим

Кожон болуп арткалгай.

Стихотворение «Jурумнин изи» было написано в январе 2007 года. Само название говорит о философском содержании произведения. И последние строки из него - это своеобразный итог жизненных размышлений автора:

Jуткуген jурум узулбес.

Jурумнин изи кайылбас.

Сборник также представлен циклом статей об истории села Боочи, о жизни и судьбах жителей Каракольской долины. Вот названия некоторых из них:

  • «Боочы jурттын туукизи ле улузы»

  • «Маймандардын баштапкы туштажузы»

  • «Алтай кыстар-Кулады jурттан»

  • «Jенунин кунин эске алынып»

  • «Ат-нерелу jуулашкан авиамеханик jерлежис»

  • «Бир де алтам кайра баспаганыс»

  • «Jуучыл jерлештерис керегинде»

  • «Боочыда jаны школ ачылды»

Эти статьи сегодня стали бесценными источниками информации по истории сёл Боочи и Кулада. К сборнику часто обращаются ученики нашей школы, находя в них подробные материалы об образовании села, о создании колхозов в Каракольской долине. Особое внимание в своих работах он уделял событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны. В них можно узнать о том, сколько человек отправилось на фронт из сёл Кулада и Боочи, как люди жили и трудились в тылу. В статьях из первых уст собран богатый материал о фронтовиках.

Изучив статьи, я пришла к выводу, что маленький сборник имеет большое значение для жителей села Боочи и является бесценным, поскольку таких материалов нигде больше нет.







Воспоминания земляков

Чтобы ещё больше узнать о жизни дедушки, я общалась с жителями нашего села, с его учениками записывала их воспоминания о нём, их мнения о его жизни.

Воспоминания Емегеновой Кеи Ахадьевны, ветерана педагогического труда.

«Василий Анчинович был общительным, открытым и добрым человеком. Он для своего народа, для своих земляков оставил много хороших и добрых дел. Он стоял у истоков основания в селе Кулады краеведческого музея, принимал активное участие в сборе материалов, экспонатов. Этот музей действует по сей день.

Василий Анчинович хорошо знал историю каждой семьи в родном селе, и мог подробно рассказать о жизни и роде каждого из его старейшин. Он гордился всеми земляками-участниками Великой Отечественной войны, собирал и систематизировал материалы о них, которые отражал в своих статьях. Он писал о фронтовиках Владимире Кохоеве, Давиде Маймановиче Абакаеве, Дибакове Давид Колзоновиче, Сарбашеве Солун Яковлевиче. Я думаю, что материалы, собранные им, нужны и даже необходимы подрастающему поколению».

Мнение Кедечиновой Айана Михайловны, учителя трудового обучения, алтайского языка и литературы.

«Василий Анчинович был человеком прежде всего очень светлым, добрым и отзывчивым. Он долгие годы работал директором начальной школы, никогда не сидел сложа руки, ответственно подходил к любому делу. Первое озеленение в деревне было делом его рук. До сих пор возле нашей школы растут, посаженные им и его учениками тополя».

Рассказывает Кармакова Вера Якшибаевна, учитель алтайского языка и литературы школы-интерната им. Жукова в Горно-Алтайске.

«Считаю, что от первого учителя зависит многое в жизни человека. Я благодарна судьбе, что на моём жизненном пути был такой учитель как Мекечинов Василий Анчинович. Несмотря на то, что прошло уже несколько десятилетий, я хорошо помню свою старую школу в селе Боочи. Всегда вспоминаю его интересные уроки. Он сочинял стихи и рассказы, которые читал нам.

Хорошо помню такой случай. Однажды (это было зимой) Василий Анчинович сказал, что к нам в деревню приедет поэт Лазарь Васильевич Кокышев. Вечером в клубе собралось очень много людей. Это были скотники, чабаны, спустившиеся из своих стоянок, школьники, молодёжь, жители села. Наш учитель представил всем Кокышева Л.В. и прочитал свое стихтворение «Чибичек». Потом свои стихи читал Лазарь Васильевич. Зрители рукоплескали талантливому поэту, смехом и восторгом был наполнен зал.

От всего сердца хочу сказать большое спасибо своему первому учителю за то, что тоже выбрала профессию учителя и работаю педагогом по сей день».

Рассказ Токороковой Валентины Ивановны, ветерана педагогического труда.

«Мекечинов Василий Анчинович - мой первый учитель. После окончания школы (как и мой учитель) я поступила в Горно-Алтайское педагогическое училище. В 1970 году я проходила государственную практику у него в Боочинской начальной школе. В 1971 году Василий Анчинович доверил школу мне и перешёл на должность управляющего в колхозе. Он всегда поддерживал и помогал мне в любых начинаниях. Я всю свою жизнь уважаю его и горжусь им, потому что он всегда приходил на помощь к людям, был вместе с односельчанами и в радости и в горести».

Воспоминания Каланчиновой Александры Тадаевны, вдовы Василия Анчиновича.

«Василий работал учителем в Шибинской начальной школе. Я тогда работала в Теньгинском совхозе, пасла овец. Мы познакомились в кино, разговорились, а 21 июня 1955 года поженились. Прожили мы с ним более 50-ти лет, воспитали 2-х сыновей и 4-х дочерей. Жили мы хорошо, он очень любил детей».

Рассказ Мекечиновой Юлии Васильевны, старшей дочери, учителя иностранного языка.

«От того, как жила семья, чему родители учили своих дочерей и сыновей, от их дел и поступков, зависит судьба детей. Наш отец учил нас быть честными, порядочными, добрыми людьми. Он говорил нам: «Никогда не относитесь к людям плохо, живите с людьми дружно. Если кому-то понадобится ваша помощь, всегда отзывайтесь на его просьбу». Наш отец был и остаётся для нас примером. Он был любящим отцом, ласковым дедушкой и нежным прадедушкой».

Из рассказов и воспоминаний о дедушке я увидела, что все подчеркивают прежде всего, что он был очень добрым, отзывчивым человеком, который уважительно относился ко всем людям, и совершил много добрых дел и поступков, о которых люди помнят до сих пор.



Заключение

Свою исследовательскую работу я назвала «Большая дорога жизни», потому что сборник дедушки, изданный в последний год жизни, называется «Jурумнин изи», и ещё потому, что его жизнь - это, действительно, «большая дорога», в которой он совершил много «больших» дел. К этим «большим» делам я отношу, прежде всего, то, что он создал прекрасную семью, был хорошим отцом, воспитал 6-х детей. «Большим» делом было и то, что он встал на путь учительства и воспитал целое поколение прекрасных людей. Среди его учеников Амыргушев Влдаимир Константинович, долгие годы работавший Председателем Верховного суда Республики Алтай, Текенов Эдуард Михайлович, Председатель Совета депутатов Онгдудайского района, Яйтаков Монуне Яковлевич, заслуженный тренер Российской Федерации, Токорокова Валентина Ивановна, ветеран педагогического труда, Аилдашев Геннадий Казахпаевич, начальник отдела министерства экономического развития и инвестиций РА, и многие другие достойнейшие люди нашего села. Он внёс значительную лепту в открытие краеведческого музея в селе Кулада. Им сделан огромный вклад в развитие нашего села. Благодаря его многолетнему труду, мы теперь многое знаем об истории села, о её жителях, об участниках войны и ещё о многом другом. Василий Анчинович принимал активное участие в общественной жизни села, 15 лет работал Председателем Совета ветеранов села Боочи.

Из всего перечисленного я пришла к выводу, что Василий Анчинович - выдающаяся личность села Боочи.

Возможно, исследованный мною материал в будущем станет частью какой-либо большой работы, посвящённой жизни замечательных людей Онгудайского района.







Список использованной литературы

  • Адарова В.Т. Jайалган мындый салымыс учун jаба эку быйаныс айдадыс. Алтайдын чолмоны, №15, 2005 г.

  • Мекечинов В.А. Jурумнин изи. - Г-А.: Ак Чечек, 2008. - 95.

  • Мы помним и любим Вас… Биографический сборник учителей Онгудайского района. Отдел образования, 2005. - 68с.

































Приложение 1

Исследовательская работа Большая дорога жизни



Мекечинов Василий Мекечинович (Анчинович)

(1932 - 2008)









Приложение 2

Исследовательская работа Большая дорога жизни

Исследовательская работа Большая дорога жизни

Исследовательская работа Большая дорога жизни



Василий Анчинович знал своих предков рода майман до восьмого колена







Приложение 3

Исследовательская работа Большая дорога жизни



Сборник статей на алтайском языке. Jурумнин изи. 2008 г.











Приложение 4

Исследовательская работа Большая дорога жизниИсследовательская работа Большая дорога жизни

















Приложение 5

Исследовательская работа Большая дорога жизни



В первом ряду слева от учителя ученик 6 класса Каракольской школы Мекечинов Василий. 1948 г.











Приложение 6

Исследовательская работа Большая дорога жизни













Приложение 7

Исследовательская работа Большая дорога жизни

© 2010-2022