Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование.Литература 9 класс.




№ урока

Тема урока.

Основное содержание

Дата

Примечание

План

Факт


ВВЕДЕНИЕ(1Ч)




1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.





ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДИТЕРАТУРЫ (2ч)




2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» -величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...».




3

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка





ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА(10ч)




4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма




5

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов -реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.




6

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.




7

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.




8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина




9

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.




10

Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.




11

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.




12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.




13

Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)





ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(54ч)





14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература




15

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.




16

В.А.Жуковский. «Светлана».Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.




17

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.




18

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии




19,20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».




21,22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.




23

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)




24

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний




25

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.




26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».




27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта.





28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.




29

Контрольная работа по комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина




30

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.




31

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа




32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.




33

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга




34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем





35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений




36

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа




37

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»




38

Вн.чт.А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.




39

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно...»




40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Есть речи -значенье...»





41

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий»





42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.





43

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.




44

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»





45,46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»




47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина





48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина





49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»




50

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного).




51

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.





52, 53

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.




54

Образ города в поэме «Мертвые души»





55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы




56, 57

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского




58

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.




59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии




60,

61

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Ти«петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.




62

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести




63

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя




64

А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора





65

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа




66

Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)




67

Вн.чт.Эмоциональное богатство русской поэзии ХIХ в. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений





ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(27ч)





68

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.




69

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы




70

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования




71

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально -философская сатира на современное общество.




72

Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести




73

М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.




74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.




75

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе




76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи




77

Контрольная работа (зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и XX века




78

Русская поэзия «серебряного века».




79

А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.




80

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...»




81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.




82,

83

В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта




84

М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой




85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта




86

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого




87

А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.




88

А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики.




89

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти...». Философская глубина лирики Пастернака




90

А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом...». Проблемы интонации стихов о войне




91

Творчество М.Джалиля. Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок» «Красная ромашка». Малоизвестные факты биографии поэта




92, 93

Вн.чт.«Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и XX веков




94

Зачетное занятие по русской лирике XX века





ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(8ч)




95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь служить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Квинт Гораций. Флакк Слово о поэте. «К Мельпомене».




96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер




97

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»





98

Вн.чт.Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы




99

И..В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни




100

Вн.чт.Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы




101

Итоговое занятие по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.






102

Резервный урок












© 2010-2022