- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смоленкова Т.С. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование.Литература 9 класс.
| |||||||||
№ урока | Тема урока. Основное содержание | Дата | Примечание | ||||||
План | Факт | ||||||||
| ВВЕДЕНИЕ(1Ч) |
|
|
| |||||
1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
|
|
| |||||
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДИТЕРАТУРЫ (2ч) |
|
|
| |||||
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» -величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...». |
|
|
| |||||
3 | Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка |
|
|
| |||||
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА(10ч) |
|
|
| |||||
4 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма |
|
|
| |||||
5 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов -реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. |
|
|
| |||||
6 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. |
|
|
| |||||
7 | Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. |
|
|
| |||||
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина |
|
|
| |||||
9 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. |
|
|
| |||||
10 | Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
|
|
| |||||
11 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. |
|
|
| |||||
12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. |
|
|
| |||||
13 | Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) |
|
|
| |||||
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(54ч)
|
|
|
| |||||
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература |
|
|
| |||||
15 | Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. |
|
|
| |||||
16 | В.А.Жуковский. «Светлана».Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. |
|
|
| |||||
17 | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. |
|
|
| |||||
18 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии |
|
|
| |||||
19,20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». |
|
|
| |||||
21,22 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. |
|
|
| |||||
23 | Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») |
|
|
| |||||
24 | И. А. Гончаров. «Мильон терзаний |
|
|
| |||||
25 | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. |
|
|
| |||||
26 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». |
|
|
| |||||
27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта. |
|
|
|
| ||||
28 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. |
|
|
| |||||
29 | Контрольная работа по комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина |
|
|
| |||||
30 | А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. |
|
|
| |||||
31 | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа |
|
|
| |||||
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. |
|
|
| |||||
33 | Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга |
|
|
| |||||
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
|
|
|
| |||||
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений |
|
|
| |||||
36 | Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа |
|
|
| |||||
37 | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» |
|
|
| |||||
38 | Вн.чт.А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. |
|
|
| |||||
39 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно...» |
|
|
| |||||
40 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Есть речи -значенье...»
|
|
|
| |||||
41 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий»
|
|
|
| |||||
42 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.
|
|
|
| |||||
43 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. |
|
|
| |||||
44 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
|
|
|
| |||||
45,46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» |
|
|
| |||||
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
|
|
|
| |||||
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
|
|
|
| |||||
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» |
|
|
| |||||
50 | Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). |
|
|
| |||||
51 | Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
|
|
|
| |||||
52, 53 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. |
|
|
| |||||
54 | Образ города в поэме «Мертвые души»
|
|
|
| |||||
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы |
|
|
| |||||
56, 57 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского |
|
|
| |||||
58 | А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. |
|
|
| |||||
59 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии |
|
|
| |||||
60, 61 | Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Ти«петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. |
|
|
| |||||
62 | Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести |
|
|
| |||||
63 | Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя |
|
|
| |||||
64 | А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора
|
|
|
| |||||
65 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа |
|
|
| |||||
66 | Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) |
|
|
| |||||
67 | Вн.чт.Эмоциональное богатство русской поэзии ХIХ в. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений |
|
|
| |||||
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(27ч)
|
|
|
| |||||
68 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. |
|
|
| |||||
69 | И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы |
|
|
| |||||
70 | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования |
|
|
| |||||
71 | М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально -философская сатира на современное общество. |
|
|
| |||||
72 | Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести |
|
|
| |||||
73 | М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. |
|
|
| |||||
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. |
|
|
| |||||
75 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе |
|
|
| |||||
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи |
|
|
| |||||
77 | Контрольная работа (зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и XX века |
|
|
| |||||
78 | Русская поэзия «серебряного века». |
|
|
| |||||
79 | А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. |
|
|
| |||||
80 | С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...» |
|
|
| |||||
81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. |
|
|
| |||||
82, 83 | В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта |
|
|
| |||||
84 | М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой |
|
|
| |||||
85 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта |
|
|
| |||||
86 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого |
|
|
| |||||
87 | А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. |
|
|
| |||||
88 | А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики. |
|
|
| |||||
89 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти...». Философская глубина лирики Пастернака |
|
|
| |||||
90 | А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом...». Проблемы интонации стихов о войне |
|
|
| |||||
91 | Творчество М.Джалиля. Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок» «Красная ромашка». Малоизвестные факты биографии поэта |
|
|
| |||||
92, 93 | Вн.чт.«Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и XX веков |
|
|
| |||||
94 | Зачетное занятие по русской лирике XX века |
|
|
| |||||
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(8ч) |
|
|
| |||||
95 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь служить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Квинт Гораций. Флакк Слово о поэте. «К Мельпомене». |
|
|
| |||||
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер |
|
|
| |||||
97 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»
|
|
|
| |||||
98 | Вн.чт.Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
|
|
| |||||
99 | И..В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни |
|
|
| |||||
100 | Вн.чт.Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы |
|
|
| |||||
101 | Итоговое занятие по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
|
|
| |||||
102 | Резервный урок |
|
|
|