Методический кейс А. С. Пушкин

Дидактические материалы к изучению творчества А.С.Пушкина позволят сделать уроки содержательными, целенаправленными. Даётся аналитическое представление тем лирики поэта, направления для усвоения и изучения романа "Евгений Онегин". Рассматриваются более подробно отдельные темы романа, например, "Дуэль в романе. К истории вопроса", "Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского", "Интересы и занятия молодой дворянской женщины", "Две столицы в романе", "Критики о романе "Евгений Онегин". Есть ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ гимназии № 9 г.о.Коломна Московской области





Методический кейс

по литературе

(А.С.Пушкин, 5-9 класс)

Подготовила учитель русского языка и литературы

Халяпина Лариса Николаевна



























Дидактические материалы к урокам

А. С. ПУШКИН. ЛИРИКА

СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА

«Лицинию» (1815). Лицейские стихи проникнуты пафосом свобо­ды, мыслью поэта о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства («Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»).

Ода «Вольность» (1817). С сокрушительной силой обличается самодержавие и деспотия в России. Поэт призывает «на тронах поразить порок» и к воцарению Закона. Ода написана высоким, торжественным стихом, подчеркивающим важность темы (близ­ка к одам М. Ломоносова, Г. Державина).

«К Чаадаеву» (1818). Лучшее время жизни поэт призывает по­святить отчизне: «Пока свободою горим, / Пока сердца для че­сти живы, / Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!» Написано в жанре дружеского послания.

«Деревня» (1819). Состоит из 2 контрастных частей. В 1-й поэт замечает «везде следы довольства и труда», но это лишь приго­товление к гневному приговору во 2-й части. Он страстно клей­мит основы крепостного права: беззаконие, произвол, «рабство тощее» и «барство дикое», «обнажает страдание народов». Сти­хотворение заканчивается вопросом: «Взойдет ли наконец пре­красная Заря» (свободы)?

«Кинжал» (1821). Поэт призывает к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия.

«Сеятель» (1823). Поэт - свидетель подавления и гибели евро­пейских революций, и он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу. Сравнив народ со стадом, говорит, что чело­веку, не понимающему, что такое свобода, она не нужна. Поэт считает, что лишь внутренняя свобода истинная, и к ней надо стремиться.

«Во глубине сибирских руд...» (1827). Поэт не скрывал своей духовной связи с декабристами. Посвящено это послание дру­зьям-декабристам, сосланным в Сибирь.

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА

«Погасло дневное светило...» (1820). Поэт не только сам познал и полюбил мир природы, но и открыл его красоту читателям. Перед нами поэт-романтик: для него гармония - это «вечная красота» мира природы. У лирического героя грустное состоя­ние души: в воспоминаниях он стремится к «брегам печальным туманной родины». Сумрак вечера превращает море в «угрю­мый океан», который навевает тоску и не излечивает «прежних сердца ран».

«К морю» (1824). Рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет. Для поэта морская стихия - олицетворение свободы, которой в стихотворении противостоит «скучный, неподвижный брег».

«Зимнее утро» (1829). Здесь отражена гармония состояния при­роды и настроения человека: вечером «вьюга злилась» и подру­га поэта «печальная сидела», а с изменением погоды меняется и настроение. Нарисована прекрасная картина зимнего утра: «Под голубыми небесами / Великолепными коврами, / Блестя на солнце, снег лежит...».

«Осень» (1833). Чувства поэта многозвучны и сложны, как и сама природа. Любимая пора - осень, мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен я рад лишь ей од­ной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил. «Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия», и сам поэт «жизни полон».

«...Вновь я посетил...» (1835). Написано во время последнего приезда в Михайловское. Родные места, природа рождают вос­поминания, настраивают на философские размышления. Поэт изображает реальный пейзаж не ради деталей, а для подготовки к восприятию своих размышлений. Он обращается к потомкам («Здравствуй, племя / Молодое, незнакомое!») с верой в их лучшее предназначение и завещает им те благородные стремле­ния, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших людей его поколения.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

«Певец», «К Морфею», «Желание» (1816). В лицее любовь пред­ставлялась поэту как одухотворяющее его страдание: «Мне доро­го любви моей мученье - / Пускай умру, но пусть умру любя!»

К*** («Я помню чудное мгновенье...») (1825). Посвящено А. Керн. Гимн красоте и любви, которая обогашает и преображает челове­ка. Не убивают любовь ни «томленья грусти безнадежной», ни «тревоги шумной суеты». Она воскресает, и мгновенье оказыва­ется сильнее, чем годы. Без любви нет жизни, божества и вдох­новенья.

«Я вас любил...» (1829). Стихотворение о том, что даже нераз­деленная любовь - огромное счастье. Не найдя взаимности, поэт не хочет причинять боль своей возлюбленной. Нет ни уп­реков, ни мольбы - он просто с ней прощается. Ему дорог ее покой («Я не хочу печалить вас ничем»), он желает ей счастья («Как дай вам Бог любимой быть другим»).

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829). Написано во время поездки на Кавказ. Это воспоминание о любви. Образ лю­бимой живет в мыслях и чувствах поэта и творит чудо: «ночная мгла» перестает ощущаться, грусть становится легкой, печаль - светлой. Язык прост, нет ярких эпитетов, всего две метафоры: «лежит мгла» и «сердце горит», но слова складываются в музы­кальный и прекрасный образ светлой и тихой печали.

«Мадонна» (1830). Посвящено Н. Гончаровой незадолго до их венчания. Поэт полюбил не только очень красивую женщину, но и свой идеал, свою мечту о прекрасной подруге, о душев­ном приюте, о доме. Известно, что более всего поэта поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на карти­нах художников эпохи Возрождения: «Чистейшей прелести чис­тейший образец». Так лирический герой проходит путь от люб­ви-страдания до любви-самопожертвования.

О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ

«К другу стихотворцу» (1814). Это 1-е печатное произведение по­эта; здесь он говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом, что судьба поэта нелегка, его путь тернист. Пушкину-лицеисту чужд образ «угрюмого рифмотворца» («К Галичу», 1815), «скучного проповедника» («Моему Аристарху», 1815) и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, обличителя поро­ков: «Хочу воспеть свободу миру, / На тронах поразить порок...».

«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Новое понимание задач поэзии: Пушкин рассматривает свой труд не только как «детище» вдохновения, но и как средство к существованию («Не продается вдохновенье, / Но можно рукопись продать»). Одна­ко на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» - поэт от­вечает: «Свободу».

«Пророк» (1826). Написано после расправы правительства с де­кабристами. Миссия пророка прекрасна и страшна: «Глаголом жечь сердца людей». Поэт - избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, под­нимать на борьбу за правду и свободу.

«Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). Провозглашается идеал свободы и независимости поэта от «толпы», «черни» (под эти­ми словами понимается «светская чернь», равнодушная к ис­тинной поэзии). Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь она не приносит материальных благ. Пушкин призывает поэта быть свободным от мнения толпы: «Ты сам свой высший суд».

«Эхо» (1831). Сравнивает себя с эхом. Эхо откликается на все зву­ки жизни, оно, как и поэт, влюблено в мир. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда «нет отзыва».

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). Стихотворе­ние называют поэтическим завещанием поэта. Здесь нет насто­ящего времени - только прошлое и будущее. Поэт утверждает величие поэзии, ставит се выше славы царей и полководцев.

Главная ценность поэзии - нести людям добро.

А. С. ПУШКИН. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

СОЗДАНИЕ

Реалистический роман в стихах занимает центральное мес­то в творчестве поэта. Это его самое крупное художествен­ное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман создавался около восьми лет (с 1823 по 1831), а в 1833 г. вышел в свет. Охва­тывает события с 1819 по 1825 г. (во времена правления Александра 1).

СЮЖЕТ

Провинциальная девушка Татьяна Ларина полюбила петер­бургского «светского льва» Евгения Онегина, разочарован­ного в жизни и ко всему равнодушного. Любовное призна­ние Татьяны не вызвало в Онегине ответного чувства. Ду­эль с другом, путешествие Онегина разлучили Татьяну с любимым. Она вышла замуж и стала блистательной свет­ской дамой. Вернувшись из путешествия, Онегин увидел Татьяну на балу и понял, что любит ее. Увы! Татьяна не может принести любви в жертву счастье и покой своей семьи.



КОМПОЗИЦИЯ

Композиционно роман можно разделить на две части, при­чем, одна часть зеркально отражается в другой (такую ком­позицию называют зеркальной):

  • / часть: Татьяна пишет Онегину письмо с признанием в любви и получает отповедь.

  • // часть: Онегин пишет письмо Татьяне с признанием в любви и получает отповедь.

(Между этими крайними точками сюжета происходит мно­го важных событий.)

ПРОБЛЕМАТИКА

Анализируя роман, В. Г. Белинский указал, что в начале XIX в. образованное дворянство было тем сословием, «в ко­тором почти исключительно выразился прогресс русского общества» и что Пушкин в «Онегине» «решился предста­вить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную эпоху».

В центре романа - любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Главный герой, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциа­лом, не может найти применения себе в обществе. Автор ставит вопрос: почему так произошло? Для того чтобы отве­тить на него, он исследует личность своего героя, Евгения Онегина, и среду, которая его сформировала.

ЖАНР

Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали свое господство, а проза шла к своему торже­ству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Пушкин писал Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница».

Роман написан не просто стихами - он разделен на стро­фы. Пушкин изобрел никогда не встречающуюся прежде в мировой поэзии строфу, которую теперь называют онегинскую (состоит из 14 строк, особым образом организован­ных). Пушкин играет разными способами рифмовки, что дает разнообразие интонаций и впечатление живого разго­вора автора с читателем. Живой разговор придает повество­ванию лирический характер, что редко встречается в проза­ическом романе.

О РЕАЛИЗМЕ РОМАНА

Это первый реалистический роман в русской литературе.

Нетрадиционное вступление

Роман начинается с размышлений неизвестного читателю героя об умирающем дяде, хотя по традиции должен был начинаться с пространного вступления. Нет описания обстановки действия, представления действующих лиц и формального начала (оно лишь в конце 7-й главы).



Нетрадиционная развязка

Традиционны были два варианта развязки: печальный (гибель главного героя) и счастливый (женитьба героев). Мы расстаем­ся с Онегиным и не знаем, что будет с ним дальше (автор предлагает «додумать» конец читателю). Современники Пуш­кина говорили, что роман можно как продолжать до бесконеч­ности, так и закончить на любой главе, т. е. перед нами реаль­ная действительность.

Герои романа - обыкновенные люди

Меняются не только обстоятельства в жизни героев - меняются их характеры, образ мыслей. Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам, как обыкновенные люди. Изображаются типичные герои в типичных обстоятельствах.

Реалистические приемы для раскрытия образов

Автор использовал собственную речь героев, их размышления; описание быта, условий воспитания, круга интересов; прямые авторские характеристики; оценку «со стороны» (деревенских соседей, например); авторскую иронию.

Переплетение лирического и эпического начал

Автор свободно прерывает сюжетную линию и показывает жизнь светского общества, картины русской природы, размышляет о жизни. Лирические отступления делают роман свободным путе­шествием по жизни - «энциклопедией русской жизни начала XIX в.».

«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ»

Со страниц романа мы многое узнаём об эпохе:

  • о воспитании детей в дворянской семье: «...француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил /Ив Летний сад гулять водил...»;

  • о моде в высшем свете: «Острижен по последней моде, / Как dandу лондонский одет...»;

  • об образовании, которого было достаточно, чтоб «свет решил, что он умен и очень мил»: «Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь...»;

  • о культуре, репертуаре театров, где идут балеты Дидло: «Смычку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, / Стоит Истомина...»;

  • о высшем свете Петербурга с «необходимыми глупцами», кле­ветниками, чопорными «бальными диктаторами». Автор не за­бывает и о «соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах» и о нравах общества;

  • о патриархальной Москве - «ярмарке невест», о «бессвязном пошлом вздоре» ее гостиных. Вместе с тем мы чувствуем, что автор любит Москву: «Москва... как многр в этом звуке / Для сердца русского слилось!»;

  • о жизни провинциальных помещиков - о крепостной деревне, о патриархальном семействе Лариных;

  • о деталях быта - описание кабинета Онегина дает представле­ние о том, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», а распорядок его дня рассказывает о том, чем жил свет.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА. ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспита­нию - «забав и роскоши дитя». Внешностью подобен «ветреной Венере». В 1-й главе детально описаны его распорядок дня, ка­бинет и даже его обед. Перед нами типичный представитель сво­его времени.

Автор часто сравнивает себя с Онегиным, «добрым приятелем» своим, выражает симпатию, иронизирует над ним, но «всегда ...рад заметить разность» между Онегиным и собой.

«Молодой повеса», эгоист и скептик с острым и злым языком. По принятым в свете нормам «умен и очень мил»: «Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал; / Легко мазурку танцевал / И кланялся непринужденно...».

Будучи человеком умным и критически настроенным, быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе. В начале романа это молодой человек с душой старика, появляю­щийся в гостиных «угрюмым, томным».

Знаток «науки страсти нежной» сразу разглядел в Татьяне ее глубину, непохожесть на других. Получив ее признание в люб­ви, не обманул, не воспользовался доверчивостью и наивно­стью девушки, а «явил души прямое благородство» - повел себя как воспитанный, порядочный человек.

В нем сложное переплетение «старого» и «нового»: пошел на дуэль с Ленским, испугавшись «мненья света», которое сам же так презирал.

Напряженные переживания (убийство Ленского), размышле­ния, путешествия обогатили его внутренний мир - теперь он способен не только холодно анализировать, но и любить. Лю­бовь для Пушкина - пробуждение души. В конце романа перед нами уже не романтический «демон» с преждевременно соста­рившейся душой, а герой, жаждущий счастья и любви.

ДЕНЬ СВЕТСКОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА НАЧАЛА XIX в.

(Онегин ведет жизнь человека, свободного от служебных обязательств)

УТРО

Просыпаться как можно позже - признак аристократизма. Эта привычка имела такое же значение, как и обыкновение светских аристократов являться на бал позже других.

ПРОГУЛКА

Утренний туалет, чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербург­ских франтов в 1810-1820 гг. были Невский проспект или Анг­лийская набережная Невы.

ОБЕД

Около четырех пополудни наступало время обеда. Молодой че­ловек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и обедал в ресторане. Каждый ресторан посещался определен­ным кругом лиц. Появиться в ресторане (особенно таком, как Таlоп) означало явиться на сборный пункт холостой молоде­жи - «львов» и «денди». А это обязывало к определенному сти­лю поведения на все другое время.

ТЕАТР

Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», за­полняя промежуток между рестораном и балом. Одной из воз­можностей был театр, который являлся не только художествен­ным зрелищем, но и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, любовные увлечения, закулисные интриги.

БАЛ

После театра пора было ехать на бал. Там, где после бала имел место ужин, он проходил в два-три часа ночи.

ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ

ОНЕГИН

ЛЕНСКИЙ

Получил традиционное дворянское вос­питание и образование.

Учился в Германии. Результат образова­ния - романтическое мировосприятие.

У обоих широкий круг интересов: история, философия, литература.

Чувствует себя уставшим от жизни. Для него нет никаких ценностей, он не верит в искренность чувств. «Русская хандра им овладела понемногу...»

Открыт для любви, дружбы и творчества, весь в ожидании счастья, восторженный мечтатель.

Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой,

Над ней он голову ломал

И чудеса подозревал.

Не верит ни в какую высокую цель.

Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока ее не знает.

Не имел ни способности сочинять («Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»), ни желания читать стихи. К стихам относится с иронией.

Поэт, вдохновлен творчеством поэтов-романтиков Шиллера и Гёте. Его стихи сентиментальны, их содержанием явля­ется, конечно, любовь, «разлука и пе­чаль, и нечто, и туманна даль, и роман­тические розы».

Это антиподы - «волна и камень», «лед и пламень». Друзьями они стали от «делать нечего».

Умный скептик

Вынужден принять вызов Ленского на дуэль. Понимая нелепость поединка, не может все же переступить через условность: он испугался «мненья света», которое так презирал. После убийства Лен-сого, отправляется путешествовать - он не в силах оставаться в обществе, по законам которого совершил этот поступок. Дуэль, смерть Ленского стала отправной точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в Онегине (он возвращается другим человеком).

Наивно-восторженный энтузиаст

Убийство Ленского дает повод Пушкину попрощаться с романтизмом. Это проща­ние грустное, как прощание с юностью. Он предлагает поразмышлять над судьбой поэта-романтика, если бы он не был убит на дуэли. Поэта ждет или высокая поэти­ческая слава или:

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился..?

Выбор за читателем: кто-то увидит героя на вершине поэтического Олимпа, кто-то согласится с прозой жизни.

ДУЭЛЬ. К ИСТОРИИ ВОПРОСА

ПОЕДИНОК ПО ПРАВИЛАМ

Цель дуэли - восстановить честь, снять с обиженного по­зор, нанесенный оскорблением.

Русский дворянин XVIII - начала XIX в. находился под влиянием двух противоположных требований своего време­ни: дуэли в государстве были строго запрещены, но идеал дворянской культуры основным законом утверждал честь. Дуэль подразумевала исполнение строгого ритуала - это отличало поединок от убийства.

РИТУАЛ ДУЭЛИ

Дуэль начиналась с вызова. Ему предшествовало столкнове­ние, в результате которого оскорбленная сторона требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противни­ки не должны были общаться - это брали на себя их пред­ставители - секунданты. С секундантом оскорбленный об­суждал всю тяжесть нанесенной обиды, от чего зависел ха­рактер дуэли (от формального обмена выстрелами до гибели участников). Затем секундант направлял противнику пись­менный вызов (картель) с условиями дуэли. Обязанность секундантов - найти возможности для примирения сторон. Даже на поле боя они были обязаны предпринять такую последнюю попытку.

Дуэль считалась преступлением: и участники и секунданты несли уголовную ответственность. Суд, следуя букве зако­на, приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая для офицеров чаще всего заканчивалась разжалованием в сол­даты с правом выслуги.

ДУЭЛЬ ОНЕГИНА С ЛЕНСКИМ

НЕЛЕПОСТЬ ДУЭЛИ

Условия дуэли были очень жестокими, хотя причин для смер­тельной вражды явно не было (всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении).

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДУЭЛИ

Секундант Ленского, Зарецкий, был единственным распоря­дителем дуэли (это означает, что поединок проходил не по пра­вилам) и вел дуэль с большими нарушениями. Он не пытался помирить противников, не объявил дуэль несостоявшейся, хотя Онегин опоздал более, чем на час (дуэль объявляется несосто­явшейся уже через четверть часа). Зарецкий вел себя как лицо, заинтересованное в скандале.

ПОЧЕМУ ОНЕГИН НЕ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВЫСТРЕЛА В ДРУГА

Выстрел в сторону считался бы новым оскорблением и не мог способствовать примирению дуэлянтов.

Боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен тоже сильно повлияли на поведение Онегина во время дуэли.

ИСХОД ДУЭЛИ

Онегин, как неслужащий дворянин, вероятней всего, отделал­ся бы месяцем-двумя крепости и последующим церковным по­каянием. Но судя по тексту романа, дуэль не разбиралась в суде. Это могло произойти, если бы смерть Ленского зафиксировали как несчастный случай или самоубийство. Строфы XL-ХLI ше­стой главы позволяют предположить, что Ленский был похоро­нен вне кладбищенской ограды, т. е. как самоубийца.

ИНТЕРЕСЫ И ЗАНЯТИЯ МОЛОДОЙ ДВОРЯНСКОЙ ЖЕНЩИНЫ

На общем фоне быта русского дворянства начала XIX в. мир женщины был обособленной сферой.

ОБРАЗОВАНИЕ

Как правило, образование девушек было домашним и более поверх­ностным, чем у юношей. Девочки в то время воспитывались под руководством гувернантки-француженки. Обычно образование огра­ничивалось:

  • разговором на одном-двух иностранных языках (чаще всего французском и немецком);

  • умением танцевать и держаться в обществе;

  • элементарными навыками рисования, пения, игры на каком-либо музыкальном инструменте;

  • знакомством с историей, географией, словесностью.

Главная цель образова­ния - сделать из девушки привлекательную невесту. Со вступлением в брак обу­чение прекращалось.

ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК

В XVIII в. замуж отдавали в 14- 15 лет, в начале XIX в, молодые дворянки вступали в брак в 17- 19 лет. Но «сердечная жизнь», время первых увлечений начина­лись значительно раньше. Муж­чины смотрели на юную дворян­ку как на женщину в том возра­сте, в котором мы увидали бы в ней лишь ребенка.

Выйдя замуж, юная мечта­тельница часто превра­щалась в домовитую поме­щицу-крепостницу (как Прасковья Ларина), в сто­личную светскую даму или в провинциальную сплет­ницу. В 40 лет женщина считалась уже довольно пожи­лой.


Татьяна Ларина

Портрет. «Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румя­ной / Не привлекла б она очей. / Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная боязлива...» Но Онегин сразу оценил девушку при встрече: он изумился выбору Ленского, сказав, что «вы­брал бы другую» - не Ольгу, а ее сестру. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: шумным играм предпочита­ла уединение, кукол в руки не брала - ей нравилось читать, слушать рассказы няни о старине.

В основе ее мира - народная культура. Тонко чувствует природу; душевная чуткость делает ее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Даже имя ее привычнее в народной среде (так звали горничных, служанок, дворовых девушек). Им впервые названа героиня романа. Неслучайны эпизоды о гаданиях и сне Татьяны - подчеркнута связь с фольклорными традициями.

«Милый идеал» А. Пушкина. Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нами неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с богатым внутренним миром. Она проявляет высокую нравственность в сцене последнего объяснения с Онегиным. В ответ на любовное признание, продолжая его любить, она говорит:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Она воплощение идеального образа русской женщины, в котором отражены пушкинские понятия о нравственности.

В светской жизни. Став светской дамой, женой генерала, она остается прежней простой девушкой. Не изменяет своим духов­ным ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе искренность и чистоту. Светскую жизнь считает «блеском, ми­шурой, ветошью маскарада». Проявляется цельность натуры.

ДВЕ СТОЛИЦЫ В РОМАНЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МОСКВА

Светское общество столицы отличается аристократизмом, сдержанностью, отсутствием вульгарности, здесь царствуют строгие правила.

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые...

Представители петербургского дво­рянства в своем кругу играют для себя определенные заученные роли. Жизнь общества «однообразна и пестра».

Автор выражает свою любовь к Москве:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Автор выражает патетическое от­ношение к прошлому (лирическое отступление о войне 1812 года):

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Петербургское общество - холодная и скучная среда:

...порядок стройный

Олигархических бесед,

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

Московское общество - это ску­ка, сплетни и равнодушие:

Все в них бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки..

Круг общения в обеих столицах скучен и утомителен и для Онегина, и для Татьяны. Они тяготятся правилами общения высшего общества, и оба остаются непонятыми в этой среде, не находя «ни общих мнений, ни страстей».

ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В РОМАНЕ

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ

Автор представлен как герой романа. Воссозданы реальные факты из биографии поэта: лицей, южная ссылка, Михайловское. Упо­минаются друзья Пушкина (Каверин, Дельвиг, Чаадаев, Дер­жавин). Перед нами роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ («энциклопедия русской жизни»)

Из романа мы узнаем, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, о быте «золотой» дворянской молодежи, поместных дворян и многие другие подробности («штрафные бои», «печи в пестрых израз­цах»). Показана жизнь столицы и провинции, города и дерев­ни, упомянуты все социальные слои.

ПЕЙЗАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ

Перед читателем проходят все времена года. Впервые в русской литературе представлен деревенский пейзаж среднерусской по­лосы. Природа помогает раскрытию характеров героев романа.

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Размышления о жизни, ее быстротечности, о дружбе, о любви, о театре, о литературном творчестве, о неотвратимости смерти, о повторяемости событий и судеб и т. д.

ИСТОРИЧЕСКИЕ

Автор совершает экскурсы в русскую историю (говорит о Мо­скве, об Отечественной войне 1812 г.).

АВТОРСКИЕ ОЦЕНКИ

Образ автора не менее важен, чем образ героев. Он присутству­ет во всех сценах, комментирует их, дает свои пояснения, суж­дения, оценку.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ

В речи персонажей звучат различные стили разговорного языка. Онегину, находящемуся под воздействием западноевропейской цивилизации, сопутствует обилие иностранных, книжных слов. Татьяна окружена народной языковой стихией - ее речь близ­ка устно-поэтическим оборотам. Романтику Ленскому свойствен­но изъясняться метафорично.

ЛЕКСИКА

Смело введена просторечная лексика: «Как зюзя пьян», «Тать­яна прыг в другие сени». Такие слова, как «холоп», «молвь», «топ» вызывали недовольство некоторых современников авто­ра, который часто соединял слова высокого стиля с простореч­ными: «В салазки Жучку посадив, / Себя в коня преобразив...».

ИНТОНАЦИЯ

Частая смена интонации передает богатство чувств автора и ге­роев. Делается это разными способами: скоплением глаголов (сморкаться, кашлять, шикать, хлопать), повтором («Мечты, меч­ты! Где ваша сладость?»), перестановкой («Швейцара мимо он стрелой») и т. д.

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

Автор использует прием звукоподражания. Переданы бравур­ность мазурки: «Когда гремел мазурки гром»; пьяный пляс: «Да пьяный топот трепака / Перед порогом кабака»; образ вет­ра: «И вестник утра ветер веет».

МЕТКОСТЬ, АФОРИСТИЧНОСТЬ

«Мы все учились понемногу, / Чему-нибудь и как-нибудь»;
«Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей»;
«Любви все возрасты покорны»;

«Чем меньше женщину мы любим, / Тем легче нравимся мы ей...»



РАЗНООБРАЗИЕ ПРИЕМОВ

В представлении действующих лиц использованы рассказ, опи­сание, диалог, реплика, монолог, взаимохарактеристики.

В. Г. БЕЛИНСКИЙ О РОМАНЕ

В 1843-1846 гг. В. Белинский написал цикл статей (всего 11) о Пушкине. 8-я и 9-я статьи этого цикла посвящены роману «Ев­гений Онегин», в них знаменитый критик говорит:

  • ОБ ОТРАЖЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПОЭТА В РОМАНЕ

«Евгений Онегин есть самое задушевное произведение Пуш­кина, самое любимое дитя его фантазии». «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его: здесь его чувства, понятия, идеалы».

  • ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА

«Прежде всего в "Онегине" мы видим поэтически воспроизве­денную картину русского общества, взятого в одном из инте­реснейших моментов его развития». «"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

  • О ЗНАЧЕНИИ РОМАНА

Называет роман первым реалистическим произведением русской литературы. «Без "Онегина" был бы невозможен "Герой нашего времени", также как без "Онегина" и "Горя от ума" Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действи­тельности, исполненное такой глубины и истины».

  • ОБ ОНЕГИНЕ

Онегин для него - «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Он - «не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто - добрый малый, как вы да я, как целый свет».

  • О ТАТЬЯНЕ

Пушкин «первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны рус­скую женщину». «Татьяна - это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы». «Татьяна... нату­ра глубокая, любящая, страстная».

ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА

  • Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни

в мировой литературе.

  • Это первый реалистический роман в русской литературе.

  • Явление исключительное по широте охвата русской действи­тельности первых десятилетий XIX в.

  • Глубоко национальный роман по исторической верности и пол­ноте характеров.

  • Глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из ко­торого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях.

  • Лирическое и эпическое здесь равноправны. (Эпическим являет­ся сюжет, а лирическим - авторское отношение к сюжету, пер­сонажам, читателю.)

  • Его образами и отдельными деталями может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и исследователь русского быта.





ВМЕСТЕ К ПУШКИНУ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА. 5-6 КЛАССЫ

Интеллектуальная игра рассчитана на уча­стие двух команд. В каждую входят по 3-7 участников, включая капитана.

Конкурс 1.

"О, сколько нам открытий чудных...»

Для участия в конкурсах 1-4 команды за­нимают места за приготовленными столами.

Задание. Каждой команде предлагается три вопроса с тремя вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный. За правильный ответ - 1 балл. На обдумывание - 10 се­кунд.

Команда 1.

1. В метрической книге церкви Богоявления сохранилась запись от 26 мая 1799 года
по старому стилю: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Скеарцова у жильца его Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, крещен июля 8 дня». Так где же родился Александр Пушкин?
а) в Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в селе Михайловское Псковской губернии. (А)
2. Какое произведение Пушкина начинает­ся прологом «У Лукоморья дуб зеленый...»?

А) Поэма «Руслан и Людмила»; б) «Сказка о рыбаке и рыбке»; в) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (А)

3. В каком из произведений Пушкина ве­тер оказывает серьезную помощь одному из главных героев?

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»; б) «Сказка о золотом петушке»; в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". (В)

Команда 2.

1. В 1815 году на публичном экзамене в Царскосельском лицее присутствовал один из величайших поэтов XVIII века. Пушкин так вспоминает об этом: «Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесно­сти. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь... Наконец вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Се­ле..."» Кто был этот поэт?

а) Карамзин; б)_Державин; е) Жуков­ский. (Б)

2. Для написания какого произведения Пушкин использовал летописный источник?

а) «Песнь о вещем Олеге»; б) «Дубров­ский»; в) «Полтавский бой» (А)

3. Кто из героев Пушкина, «Помолясь усердно Богу, // Отправляется в дорогу // За красавицей-душой, // За невестой молодой»?

а) Руслан из поэмы «Руслан и Людмила»; б) Елисей из «Сказки о мертвой царевне...»;

в) Гвидон из «Сказки о царе Салтане...». (Б)

Дополнительные вопросы (право ответить имеет любая команда; за правильный ответ - 1 балл):

1. В связи с чем в 1822 году Пушкиным было написано стихотворение «Узник», начи­нающееся словами «Сижу за решеткой в тем­нице сырой...»?

а) В это время Пушкин находился в южной ссылке; б) Пушкин был привлечен к следствию по делу декабристов; в) Пушкин очень желал, но не мог встретиться со своей будущей же­ной. (А)

2. Каков был рост сына царя Салтана при рождении?

а) Сажень; б) локоть; в) аршин. (В)

3. Сколько лет по приметам полицейского исправника было Владимиру Дубровскому? а) 21 год; б) 22 года; в) 23 года. (В.)

Жюри объявляет общий счет после трех конкурсов.

Конкурс 2.

«Что в имени тебе моем?..»

Конкурс проводится в 3 тура, в каждом ту­ре очередность выступления команд меняется.

I тур. Команды по очереди называют ге­роев пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». На обдумывание ответа - 5секунд. Команда, закончившая игру, получает 3 балла, проигравшая - 1 балл. В случае если будут названы все герои, каждая коман­да получает по 3 балла.

Перечислить героев «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Царь, царица,
царевна, царица -мачеха, зеркальце, королевич Елисей, Чернавка, пёс, семь богатырей, солнце, месяц, ветер.)

II тур. Команды по очереди называют основных действующих героев поэмы Пушкина
«Руслан и Людмила» (или повести «Дубровский»). Условия те же. (Князь Владимир, Людмила, Руслан, Баян, Рогдай, Фарлаф, Ратмир, Черномор, Наина, Финн, Голова, жена Ратмира.)

III тур. Команды по очереди называют по­этов пушкинской поры. Условия те же. (Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Дель­виг, Крылов, Илличевский, Кюхельбекер, Гнедич, Плетнев, Вяземский, Козлов, Глинка, Грибоедов, Дмитриев, Туманский, Рылеев, Одоевский, Веневитинов, Тютчев, Хомяков, Полежаев, Кольцов, Лермонтов, Боратынский, Языков, Ершов, Мей.)

Жюри объявляет общий счет после двух конкурсов.

Конкурс 3.

«Прекрасное должно быть величаво...»

Конкурс состоит из нескольких туров (на­пример, музыка, живопись, стихотворные посвящения). В первых четырех турах команды отвечают по очереди. За правильный ответ - 1 балл. В случае ошибки или отсутствия ответа право ответа на это же задание тура переходит к другой команде. В каждом туре очередность отвечающих меняется.

Музыка (используются отрывки записей музыкальных произведений).

Задание. Определить композитора и про­изведение Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция.

Команда 1. «Полет шмеля» (Н.Римский-Корсаков - «Сказка о царе Салтане...»);

Вальс- (Г.Свиридов - «Метель»).

Команда 2. «Марш Черномора» (М.Глинка - «Руслан и Людмила»); тема Звездочета (Н. Римский-Корсаков - «Сказка о золотом пе­тушке»).

Живопись.

Задание. Определить, к каким произве­дениям Пушкина относятся представленные иллюстрации, и их авторов.

(На усмотрение организаторов игры каждой команде по очере­ди предлагается любая иллюстрация Билибина или Конашевича к сказкам Пушкина.)

Стихотворные посвящения.

Задание. Определить, кому посвящены строки стихотворений Пушкина.

Команда 1.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(Петру 1)

Команда 2.

Певец-гусар, ты пел биваки.
Раздолье ухарских пиров
И грозную потеху драки,

И завитки своих усов.

(Д. Давыдову)

«Черный ящик»

Командам предлагается определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь. Право ответить имеет любая команда. За правильный ответ - 1 балл.

1. Балда с помощью этого предмета су­мел доказать Бесенку свое превосходство. (Палка)

2. Деталь предмета, который князь Гвидон получил при крещении. Умело используя ее, он сумел погубить Чародея и освободить царевну-лебедь. (Снурок от нательного креста.)

Конкурс 4.

«Мгновенно твой проснулся гений…»

(Блиц-турнир)

За 1 минуту каждая команда должна отве­тить на наибольшее количество вопросов. За правильный ответ - 1 балл.

Команда 1.

1) Дата рождения Александра Пушкина. (6 июня 1799 года.)

2) За какую плату нанялся Балда в услуже­ние к попу? (Три щелчка по лбу.)

3) В кого превратился князь Гвидон, что­бы первый раз посетить своего отца? (В кома­ра)

4) Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой? (На конюшню.)

5) Где учился Александр Пушкин? (В Цар­скосельском лицее.)

6) На кого любили охотиться семь богаты­рей из «Сказки о мертвой царевне...»? (На се­рых уток)

7) Сколько дней царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» не получал вестей о своих сыновьях? (Восемь)

8) Как звали отца Людмилы из поэмы «Ру­слан и Людмила»? (Владимир)

9) Фамилия самого богатого помещика из повести «Дубровский». (Троекуров)

10) На чем спал Балда в поповом доме? (На соломе)

11) Куда укусил комар Повариху? (В пра­вый глаз)

12) В какой праздник родила царица дочь из «Сказки о мертвой царевне...»? (В Сочель­ник)

13) На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы? (На гуслях)

14) Сколько раз разговаривала царица с зеркалом в «Сказке о мертвой царевне...»? (Пять.)

Команда 2.

1) В какой губернии находилось родовое поместье Пушкиных Михайлове кое? (В Псков­ской губернии.)

2) Имя главной героини сказки Пушкина «Жених». (Наталья.)

3) Кто вел учет золотым орехам Белочки в городе князя Гвидона? (Дьяк.)

4) Чем просил кормить себя Балда в попо­вом доме? (Вареной полбой.)

5) В каком месяце должна была родить царю сына его жена из «Сказки о царе Салтане...»? (В сентябре.)

6) К кому первому обратился Елисей в по­исках царевны в «Сказке о мертвой царевне..."? (К солнцу.)

7) Сколько лет было Людмиле из поэмы «Руслан и Людмила»? (Семнадцать.)

8) Как звали жену Пушкина? (Наталья Ни­колаевна.)

9) Как называлось имение помещика Троекурова из повести «Дубровский»? (Покровское.)

10) Какое первое задание предложили черти Балде? (Обежать вокруг моря.)

11) Сколько лет учился Пушкин в Царско­сельском лицее? (Шесть.)

12) По какому признаку семь богатырей из «Сказки о мертвой царевне...» поняли, что пе­ред ними царевна? (По речи.)

13) С какой стороны последний раз при­шла угроза царю Дадону? (С востока.)

14) Сколько раз Финн из поэмы «Руслан и Людмила» ожидал Руслана в одиночестве? (Двадцать.)

Конкурс 5.

«Ты заслужил венок себе лавровый...»

(Схватка капитанов.)

Задание. Определить, какими понятиями или словами в произведениях Пушкина обозначались или назывались:

Волшебник, колдун, волхв, предсказатель. (Кудесник.)

Главное божество у древних славян, бог грома и молнии. (Перун.)

Сложенный петлею ремень или веревка для метания. (Праща.)

Праздничные дни от Рождества до Креще­ния. (Святки.)

Старинное название иноземных купцов. (Гости.)

Дворянка старинного и знатного рода. (Столбовая дворянка.)

Светлая комната, отделенная сенями от кухни. (Горница, светелка.)

Вечеринка у невесты перед свадьбой. (Девичник.)

Боевой топор с длинной рукоятью. (Секи­ра.)

Обряд похорон у древних славян. (Триз­на.)

Возвышения с приступками в глубине церкви. (Алтарь.)

Крыльцо и площадка перед входом в церковь. (Паперть.)

Боковая пристройка или домик во дворе большого здания. (Флигель.)

Место в церкви, где стоят певчие. (Кли­рос.)

Начальник местной полиции во времена Пушкина. (Исправник.)

Начальник почтовой станции во времена Пушкина. (Станционный смотритель.)

Комнатный слуга во времена Пушкина. ( Камердинер.)

Документ, по которому выдавали почтовых лошадей. (Подорожная.)

Документ на приобретенное, купленное имущество. (Купчая.)

Помещение, где находился уездный суд во времена Пушкина. (Присутствие.)

Человек, которому доверено вести судеб­ное дело. (Поверенный.)

Делопроизводитель и писарь в канцеля­рии во времена Пушкина. (Подьячий.)

Ходатай по судебным делам во времена Пушкина. (Стряпчий.)

Обжалование судебного приговора. (Апелляция.)

Младший офицерский чин в кавалерии во времена Пушкина. (Корнет.)

Старинный женский головной убор. (Кич­ка.)

Теплая женская короткая кофта без рука­вов. (Душегрейка, телогрейка.)

Женщина, заменяющая родную мать при свадебном обряде. (Посаженая мать.)

Тестовые задания по типу ЕГЭ

Часть А

Биография Пушкина

1. Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Черной речке был один из лицеистов. И все же только одного из друзей поэт назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кого так назвал А.С. Пушкин?

а) Дельвига;

б)Данзаса;

в) Кюхельбекера;

г) Пущина.

2. За политические стихотворения Пушкина весной 1820 года высылают из Петербурга. Усилиями Карамзина, Чаадаева и Глинки ссылка в Сибирь заменена на ссылку:

а) в Екатеринослав;

б) в Михайловское;

в) на Кавказ;

г) в Болдино.

3. Музами любовной лирики Пушкина являлись реальные женщины, с которыми сводила его судьба. Кто вдохновил по­эта на написание стихотворения «Мадонна»?

а) А.П. Керн; в) Е.Н. Ушакова;

б) Е.Н. Раевская; г) Н.Н. Гончарова.

4. «Видел я трех царей: один велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку, другой меня не жаловал, третий хоть и упек меня в камер-пажи на старости лет, но переменять его на другого не желаю, от добра добра не ищут». Кто из русских самодержцев «упек в камер-пажи» Пушкина?

а) Павел Г; в) Николай I;

б) Александр I; г) Александр I.

5. После событий 14 декабря 1825 года поэт по приказу Николая I приезжает в Москву. Воспользовавшись возможностью уничтожить компрометирующие документы, Пушкин сжёг

а) главы романа о восстании Пугачева;

б) «зашифрованную главу» романа «Евгений Онегин»;

в) автобиографические записки;

г) записку «О народном воспитании».

6. Осень 1830 года в имении Болдино стала праздником творчества для Пушкина, а также и трехмесячным заточением. Почему в течение трех месяцев он не мог выехать из Болдино?

а) Из-за бездорожья;

б) Болдино было назначено местом ссылки опального поэта;

в) Из-за эпидемии холеры;

г) Из-за суеверия (уже должен был выехать, но дорогу пе­ребежал заяц).

Обзор творчества

1. Первые стихотворения Пушкина - ученические, написанные под влиянием русских и европейских писателей. В.А. Жуковский признает себя побежденным своим учеником после появления произведения:

а) «К другу стихотворцу»;

б) «Воспоминания в Царском Селе»;

в) «Руслан и Людмила»;

г) «Моему Аристарху».

2. Какое из стихотворений не относится к вольнолюбивой лирике Пушкина?

а) «К морю»; в) «Деревня»;

б) «К Чаадаеву»; г) «Пророк».

3. В каком из произведений Пушкина нет образа Петра I?

а) «Стансы»;

б) «Капитанская дочка»;

в) «Медный всадник»;

г) «Полтава».

4. Пушкин часто выступает не только как писатель, но и как историк. Объедините историческое событие и произведение, ему посвященное.

1) Восстание Пугачева; 1)»Полтава»;

2) Походы князей Киевской Руси; 2) «Борис Годунов»;

3) Война со шведами; 3) «Капитанская дочка»;

4) Смутное время, Лжедмитрий. 4) «Песнь о вещем Олеге».

а) 1-2, 2-1, 3-4,4-3

6)1-1,2-2,3-3,4-4

в)1-3,2-4,3-1,4-2

г) 1-4,2-3, 3-2, 4-1

5. Какой жанр оказался невостребованным в творчестве А.С. Пушкина?

а) Повесть; в) Ода;

б) Песнь; г) Рассказ.

6. Как А.С. Пушкин определил жанр «Медного всадника»?

а) поэма; в) повесть;

б) роман в стихах; г) рассказ.

«Евгений Онегин»

1. «Евгений Онегин» по жанру:

а) поэма;

б) роман в стихах;

в) путешествие;

г) роман в письмах.

2. Принцип симметрии реализуется в «Евгении Онегине» с помощью:

а) хронологической композиции;

б) рамочной композиции;

в) зеркальной композиции;

г) «пунктирной» композиции.

3. Вступление к произведению А.С. Пушкин помещает

а) в первой главе;

б) в третьей главе;

в) в пятой главе;

г) в седьмой главе.

4. Найдите географическую реалию, которая не названа в романе.

а) Киев; в) Нижний Новгород;

б) Одесса; г) Германия.

5. Что отсутствует в канве произведения?

а) письмо;

б) сон;

в) песня;

г) диалог Автора с Онегиным.

6. Среди гостей на именинах Татьяны мелькает «чета седая, с детьми всех возрастов, считая от тридцати до двух годов», говорящая фамилия которых возрождает в нашей памяти ге­роев «Недоросля» Фонвизина.

а) Простаковы;

б) Скотинины;

в) Кутейкины; .

г) Цыфиркины.

Часть В

1. Дайте жанровое определение произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Эпиграфом какого произведения А.С. Пушкина является фраза из частного письма: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побужда­ет признаваться с одинаковым равнодушием в своих как доб­рых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосход­ства, быть может мнимого»?

3. Друзей героев какого из своих произведений А.С.Пуш­кин хочет познакомить с Онегиным в начале первой главы «Евгения Онегина»?

4. Приверженцем какого литературного направления являл­ся Ленский как поэт?

5. В основе знаменитой характеристики дружеских отношений Онегина и Ленского лежит именно этот художественный прием.

Они сошлись. Вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой.

6. Кто из героев «Евгения Онегина» получил образование в «Германии туманной»?

7. Назовите фамилию балерины, которой Пушкин подарил бессмертие, посвятив ей в первой главе романа «Евгений Оне­гин» строки:

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

8. Кому из героев «Евгения Онегина» принадлежит сле­дующее признание?

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

9. Какое «название» получила композиция романа «Евге­ний Онегин, основанная на принципе повествовательной симметрии?

10. Назовите литературного критика XIX века, который охарактеризовал роман «Евгений Онегин» как «энциклопедию русской жизни».

Часть С1

1. В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина?

2. Какими чертами должен обладать поэт? (По лирике А.С. Пушкина)

3. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?

4. Каким предстает перед нами образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина?

5. В чем своеобразие философской лирики А.С. Пушкина?

6. Почему повесть А.С. Пушкина называется «Капитанская дочка»?

7. Как раскрывается тема «русского бунта» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

8. Какая связь между эпиграфом и содержанием повести Пушкина «Капитанская дочка»?

9. Почему В.Г.Белинский назвал роман в стихах А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»?

10. Петербург и Москва в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» противопоставляются или сопоставляются?

11. В чем своеобразие жанра произведения «Евгений Оне­га» А.С. Пушкина?

12. А.С. Пушкин и Автор - один и тот же человек? (По роману «Евгений Онегин»).

13. В чем своеобразие композиции романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

14. Как изображается поместное дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

15. Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

16. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?

17. Согласны ли вы с утверждением В.Г. Белинского: «...Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный чело­век...»?

18. Согласны ли вы с мнением Ф.М. Достоевского: «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы»?

19. Как реализуется принцип народности в творчестве А.С. Пушкина?

20. В чем своеобразие прозы А.С. Пушкина?

Часть С2

  1. При выполнении этой работы раскройте общий смысл предложенного вам текста, определите роль художественных средств изображения, объясните суть характеров, мотивы по­ведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя.

Прочитайте фрагмент из XI главы «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Объясните смысл, художественное своеобра­зие и роль этого эпизода в произведении.

- А ты полагаешь идти на Москву?
Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:
«Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». - То-то! - сказал я Пугачеву. - Не лучше ли тебе отстать от них са­мому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?

Пугачев горько усмехнулся. «Нет, отвечал он, поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою».

- А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, со­жгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

- Слушай, - сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. - Рас­скажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего на все только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка?

- Затейлива, - отвечал я ему, - Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

2. Дайте свое истолкование и оценку стихотворения А.С. Пушкина «Из Пиндемонти».

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, .слова, слова.

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
- Вот счастье! вот права...

  1. год

3.При выполнении этой работы раскройте общий смысл сложенного вам текста, определите роль художественных средств изображения, объясните суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

Прочитайте финал трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

Кремль. Дом Бориса. Стража у крыльца. Феодор под окном

Нищий

Дайте милостыню, Христа ради!

Стража

Поди прочь, не велено говорить с заключенными.

Феодор

Поди, старик, я беднее тебя, ты на воле.

Ксения под покрывалом подходит также к окну

Один из народа

Брат да сестра! бедные дети, что пташки в клетке.

Другой

Есть о ком жалеть? Проклятое племя?

Первый

Отец был злодей, а детки невинны.

Другой

Яблоко от яблони недалеко падает.

Ксения

Братец, братец, кажется, к нам бояре идут.

Феодор

Это Голицын, Мосальский. Другие мне незнакомы.

Ксения

Ах, братец, сердце замирает.

Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов. За ними трое стрельцов

Народ

Расступитесь, расступитесь. Бояре идут

Они входят в дом

Один из народа

Зачем они пришли?

Другой

А верно, приводить к присяге Феодора Годунова.

Третий

В самом деле? - слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся.

Народ

Слышишь? визг! - это женский голос - взойдем! -

Двери заперты - крики замолк.

Отворяются двери. Мосальский является на крыльце.

Мосальский

Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом.

Мы видели их мертвые трупы.

Народ в ужасе молчит.

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ безмолвствует.

1825 год


Ответы

Часть А

Биография

Обзор творчества

Произведение

1

г

в

б

2

а

г

в

3

г

б

г

4

в

в

а

5

в

г

г

6

в

в

б

Часть В

№ задания

А.С. Пушкин

1

роман в стихах

2

«Евгений Онегин»

3

«Руслан и Людмила»

4

романтизма

5

антитеза

6

Ленский

7

Истомина

8

Автору

9

зеркальная

10

Белинский







Используемая литература

  1. Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. - М.: Издательство «Экзамен», 2004

  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

  3. И.Наумова, В.Лименя. Журнал «Литература в школе», 1999

Методический кейс А.С. ПушкинМетодический кейс А.С. Пушкин

© 2010-2022