Доклад Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Гимназия «Арман»

Доклад

Тема: «Повышение грамотности

учащихся на уроках русского языка».



Учитель: Кистаубаев Н.К.

2014 - 2015 учебный год.



Рецензия

на доклад учителя русского языка и литературы Кистаубаева Н.К.

«Повышение грамотности учащихся на уроках русского языка».

В данной работе автор рассматривает актуальный вопрос современной школы - проблему повышения грамотности учащихся. На основе теоретической базы Кистаубаев Н.К. предлагает методические приёмы и формы работы, основанные на собственном педагогическом опыте. Важно в контексте данной работы учителю словесности вести тетрадь учёта успеваемости учащихся. Она позволяет не только классифицировать ошибки, но и видеть их появление у каждого ученика. В докладе приводится методика видов работ, направленных на формирование орфографической зоркости, что ведёт к повышению грамотности учащихся. Это «зрительный словарный диктант», «диктант с последующей самопроверкой», «предупредительный диктант» и др. В докладе представлен также эффективный методический приём - работа над ошибками. Автор предлагает совмещение групповых и индивидуальных методов работы, что отвечает требованиям современной педагогики и школы. Наиболее ценным в работе является то, что методические приёмы, разработанные автором, применяются в своей гимназии и дают положительные результаты. Материалы данной работы рекомендуется применять не только на уроках русского языка, но и на занятиях по казахскому и английскому языкам. Работу Кистаубаева Н.К. рекомендуем к публикации в методическом журнале.

Дикань Михаил Евгеньевич. Учитель истории.

Повышение грамотности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы).

План

I. Система упражнений для формирования орфографической зоркости.

А. Тетрадь учёта успеваемости.

Б. Зрительный словарный диктант.

В. Диктант с последующей самопроверкой.

Г. Предупредительный диктант.

Д. Выборочный диктант.

Е. Работа над ошибками.

II. Целенаправленность и систематичность работы по повышению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

III. Мониторинг письменных работ учащихся.

IY. Заключение: задания и упражнения, рекомендуемые учителям - словесникам.

Y. Использованная литература.

Проблема повышения грамотности учащихся всегда в центре внимания учителей - словесников. Работая над данной темой в течение ряда лет, я пришёл к выводу, что обучение орфографии - одна из сложнейших мето-дических проблем. Работу над формированием орфографической зоркости следует организовывать через представление системы упражнений. Так, на-пример, можно организовать работу по контролю над повышением грамот-ности через ведение тетради учёта успеваемости. В ней на отдельной стра-нице записываются фамилии слабых учеников, а затем фиксируются до-пущенные ошибки. После каждой работы записи пополняются. Это даёт воз-можность не только классифицировать ошибки, но и видеть их появление.

I . Тетрадь учёта успеваемости

Фамилия, имя учащегося

Класс

Пробелы в знаниях (виды орфограмм)

1.

Буряков Даниил

7 «В»

1. Правописание проверяемых и не-проверяемых безударных гласных в корне слова.

2. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

3. Правописание О и Е после шипящих.

4. Приставки Пре - и При-.

5. Правописание предлогов.

2.

Ким Джису

8 «В»

1. Правописание И и Ы после Ц.

2.Правописание непроизносимых со-гласных.

3. Правописание удвоенных согласных.

4. Правописание глухих и звонких со-гласных.

5. Правописание союзов.

3.

Озай Эмре

11 «В»

1. Приставки на З и С.

2. Н и НН в прилагательных и при-частиях.

3. Правописание отрицательных и не-определённых местоимений.

4. Правописание наречий.

5. Правописание частицы Не с разными частями речи.

II. Можно порекомендовать такой приём как зрительный словарный диктант. Даются примеры слов или словосочетаний на определённую орфо-грамму. Учащиеся читают данные примеры, запоминают правописание . Пи-шут их под диктовку, затем проверяют написание по учебнику.

Зрительный словарный диктант.

Заснеженная аллея; необыкновенная, никогда не слыханная тишина; знаменитая картинная галерея, блистательное импровизированное выступление; чистый, блестящий на солнце снег; безветренный сен-тябрьский день; студёная, ветреная погода.

III. Следующий вид работы «Диктант с последующей самопроверкой». Данный вид работы способствует развитию у учащихся навыка самоконт-роля, учит их находить собственные ошибки, исправлять и объяснять непра-вильные написания. Методика проведения такова: диктуется связный текст или же словосочетания, насыщенные необходимыми орфограммами. Уче-ники пишут и проверяют написанное. Затем каждому ученику даётся текст, отпечатанный на отдельных листах, учащиеся находят ошибки, зачёркивают ошибочную форму и над ней указывают правильный вариант. Это способст-вует запоминанию верного написания того или иного слова.

Диктант. (Написать текст под диктовку, затем сверить написанное с на-печатанным. Объяснить правописание выделенных слов.)

Представьте себе, что в холодную ночь вы нашли себе приют в избушке рыбака. В избе тепло, а за окном стонет октябрьский ветер, который так не-навидит каждый рыбак. Кажется, что на дворе яростно борются какие - то звери. С озера доносятся беспокойные всплески волн. Слышатся какие - то стоны и шум сухого камыша. Утки зябнут, не могут успокоиться всю ночь и всё время чего - то тревожатся.

Старик у печки возится с самоваром. Наконец усаживаемся пить чай. Рыбак любит побеседовать и охотно рассказывает мне интересные истории.

IY. Существенным приёмом повышения орфографической грамотности является предупредительный диктант, небольшой по объёму, состоящий из нескольких законченных по смыслу предложений. Сущность этого диктанта заключается в том, что текст предварительно анализируется учениками. Они находят орфограммы, объясняют правила их употребления, а затем под дик-товку учителя записывают текст. Данный вид работы формирует у учащихся умение выделять орфограммы на определённые правила и устанавливать их верное написание.

Волга вследствие малого падения имеет медленное течение. Она так же, как и все реки России, питается неравномерно. Главная масса воды по-ступает весной, во время таяния снежного покрова. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается местами на одиннадцать - двенадцать метров выше летнего. В продолжение этого времени Волга особенно прекрасна и величественна. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Пароходы, чтобы сократить свой путь, идут лугами, а также узкими протоками, отделёнными от коренного русла островом. Эти протоки впоследствии, после спада воды, обычно не судоходны ввиду того, что летом остаётся мало воды.

Y. Эффективным способом повышения орфографической зоркости является проведение выборочных диктантов. Учащиеся анализируют, учатся мыслить, классифицировать предложенные примеры.

Выборочный диктант

1. Распределите словосочетания в две колонки - с н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Выделите суффиксы. Объясните пропущенныё орфограмммы.

Точё…ая фигура - точё…ые мастером детали, тушё…ое мясо - тушё…ое с перцем, копчё…ая колбаса - копчё…ый на углях, коше…ая опушка - коше…ый вчера луг, зва…ый ужин - зва…ые к обеду гости, вкусное мороже…ое - мороже…ый в холодильнике, хвалё…ое средство - хвалё…ое врачами лекарство.

YI. Работа над ошибками - ещё один эффективный методический приём, который способствует более осознанному использованию орфографических правил. Можно предложить индивидуальные задания по исправлению оши-бок в работах самих учащихся. Например:

1. Найди и объясни ошибки в словах с безударными гласными.

2. Найти ошибку в тексте на правописание предлогов.

3. Найти ошибку в глаголах с частицей НЕ.

Подобные задания используются не только на уроке, но и предлагаются для самостоятельной работы дома. Такие карточки для индивидуальной работы помогают повысить грамотность.

Остановлюсь на практических результатах по рассматриваемой проблеме.

Анализ количества ошибок учащихся, требующих особого внимания.

ФИ учащегося

Пись-менная работа №1

Пись-менная работа №2

Пись-менная работа №3

Пись-менная работа №4

Пись-менная работа №5

Пись-менная работа №6

Буряков Даниил

18

16

15

11

9

8

Ким Джису

22

21

18

15

12

11

Озай Эмре

20

18

18

16

13

10

Доклад Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Анализ результатов письменных работ по русскому языку учащихся 10 «В» класса за III четверть 2012 - 2013 учебного года

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость (%)

Качество знаний (%)

Средний балл (оценка)


Средний балл

I

II

III

IY

1

2

3

3

7

9

8

9

9

7

7

6

1

94

100

100

100

44

61

61

66

3.4

3.72

3.77

3.8

3.68

3.77

3.8


Доклад Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Главное работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку. В заключение предла-гаю примеры заданий:

Зрительные диктанты.

1. Веющий ветерок, колышущиеся травы, колющиеся иголки елей, брезжущий рассвет, клеящиеся обои; увидевший друга, понадеявшийся на

помощь, успокоивший ребёнка, раскаявшийся в проступке; мучимый сомнениями, лелеемое дитя, движимый чувством, колеблемый ветром; выстроенное здание, занавешенное окно, развешанные по стенам гравюры, взвешенное решение.

2. Без толку, за полночь, на миг, в обтяжку, с перепугу, на боку, под шумок, за счёт, под силу, в одиночку, без умолку, по двое, в рукопашную, за границей, на цыпочках, по-испански, во-вторых, точь-в-точь, навеки, издали, невдомёк, набок, втайне, насмерть, слишком, вдвоём, замужем.

3. Небрежно одеваться, нещадно палить, невыносимо жарко, неутомимо трудиться, уйти недалеко, говорить неубедительно, читать негромко.

Говорить не громко, а тихо; прыгать не высоко, а низко; писать не быстро, а медленно; встречать не холодно, а тепло.

Нисколько не тяжело носить; отнюдь не смело отвечать; вовсе не хорошо.

Диктанты с последующей самопроверкой.

1. Казалось, что море было живое - так тяжело оно поднималось вверх и вниз, словно грудь человека. И небо было над ним как изнанка птичьего сизого крыла. Ближе к берегу на тяжёлой воде качались железные барки и три парохода, каждый по - своему, вдоль и поперёк зыби. Было тоскливо на них смотреть. (Правописание наречий.)

2. С людьми Елене было тягостно - люди говорят неправду, льстят, волнуются, выражают свои чувства преувеличенным и неприятным спо-собом. В людях много нелепого и смешного; они подчиняются моде, употре-бляют зачем - то иностранные слова, имеют суетные желания. Елена была сдержанна с людьми и не могла полюбить ни одного из тех, кого встречала. (Правописание частицы Не с разными частями речи.)

3. Свет погас, тени умерли, и всё кругом стало бледным, немым и безжиз-ненным. Оттуда, где раньше сверкало раскалённое солнце, бесшумно ползли вверх тёмные груды облаков и шаг за шагом пожирали светло - голубое

пространство. Тучи клубились, сталкивались, медленно и тяжело меняли

очертания разбуженных чудовищ и неохотно продвигались вперёд, точно их самих против воли гнала какая - то неумолимая, страшная сила. Оторвав-шись от других, одиноко металось светлое волокнистое облачко, слабое и испуганное. (Правописание приставок на З и С.)

Предупредительные диктанты.

1. Каждое утро отец Игнатий приходил в гостиную, окидывал одним взгля-дом пустую клетку и всю знакомую обстановку комнаты, садился в кресло, закрывал глаза и слушал, как молчит дом. Это было странное что - то…

В окно он видел залитую солнцем площадь, мощённую круглыми, ровными камнями, и напротив каменную стену длинного без окна сарая. На углу стоял извозчик, похожий на глиняное изваяние, и непонятно было, зачем он стоит здесь, когда по целым часам ни одного прохожего. (Н и нн в прилагатель-ных и причастиях.)

2. Нежданов слушал её, глядел ей на руки, на плечи, изредка бросал взор на её розовые губы, на чуть - чуть колебавшиеся пряди волос. Сперва он отве-чал очень кратко; он ощущал некоторое стеснение в горле и груди… но мало - помалу ощущение это сменилось другим, всё ещё неспокойным, но не ли-шённым некоторой сладости; он никак не ожидал, что такая важная и краси-вая барыня, такая аристократка в состоянии заинтересоваться им, простым студентом. (Правописание наречий.)

3. Не любили его студенты за то, что он был совершенно равнодушен к их жизни, не понимал её радостей и похож был на человека, который сидит на вокзале в ожидании поезда, курит, разговаривает, иногда даже как будто увлекается, а сам не сводит глаз с часов. О себе он ничего не рассказывал, и никто не знал, почему в двадцать девять лет он только на втором курсе, но зато много и подробно говорил он о загранице и тамошней жизни. (Правописание частицы Не с разными частями речи.)

Выборочные диктанты.

1. Выписать сначала словосочетания с отрицательными местоимениями, затем - с отрицательными наречиями. Расставить ударения. Составить по 2-3 предложения с отрицательными местоимениями и наречиями.

(Не) (от) кого ждать вестей, получить (не) сколько советов, (ни) (о) чём не говорить, (не) (к) кому обратиться, (ни) куда (не) звонить, (не) кем

заменить, (ни) кого (не) узнавать, (не) (с) кем послать, (ни) сколько не переживать, (ни) (от) чего не отказываться, (ни) (от) кого не отходить, (ни) когда не падать духом, (ни) (о) чём не спорить, (ни) кому (не) писать, (не) где спрятаться, (ни) чуть (не) тревожиться, (не) когда унывать, (не) где разместить.

2. Выписать глаголы, графически объясняя окончания.

А) В бездонную бочку воды не наносишь.

Б) Кашу маслом не испортишь.

В) Потерянного времени не воротишь.

Г) Без правды и шага не ступишь.

Д) Хлеб режут, а сахар колют.

Е) Что посеешь, то и пожнёшь.

3. Выписать сначала словосочетания с деепричастием несовершенного вида, а затем - совершенного. Объяснить орфограммы в корне.

Раскачиваясь на качелях; низко согнувшись; поджав под себя ноги; усердно трудясь; легко скользя; постепенно замирая; напившись воды; разгораясь на солнце; положив документы.





Литература:

1. Учебник: Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б. Мадиева Г.Б. «Русский язык»: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы . - 2-е изд., переработанное. - Алматы: Атамұра, 2007.

2. Учебник: Бадиков В.В., Имангожина О.З., Могилевская Н.М. Русская литераУчебник: Сулейменова Э.Д, Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразова-тельной школы. Алматы: Атамұра, 2008.

3. Учебник: Сулейменова Э.Д., Сабитова З.К. «Русский язык»: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы . - 2-е изд., переработанное. - Алматы: Атамұра, 2009.

4. Учебник: Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. «Русский язык»: Учебник для 10классов общеобразовательной школы.- Алматы: Издательство «Мектеп», 2006.

5. Учебник: Брулева Ф.Г., Булгакова Г.Ф., Павленко В.К. «Русский язык»: Учебник для 11класса общеобразовательной школы . Алматы: Мектеп, 2007.

6. Градовская Н.М. Развитие критического мышления на уроках русского языка / Творческая педагогика. М., 2004.

7. Еркебекова А.К. Интерактивные методы обучения // Преподавание русского языка и литературы в школах Казахстана, № 2, 2005.

8. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

9. Калдыбаева К. Интерактивные методы обучения и управления классом. Бишкек, 2000.

12

© 2010-2022