Раработка урока русского языка Как писать сочинение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятка пишущему сочинение.

Как начать сочинение

Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах учеников:
1) Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация - толкование затронутой в тексте проблемы.
2) Не начинайте сочинение с местоименной фразы (В этом тексте говорится...). Можно начать с кратких сведений об авторе и его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Или же с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом. Будет отлично смотреться, если начать с трех-четырех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста. Но самое лучшее , на мой взгляд, - это начать со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Беспроигрышный вариант!

Приведем удачные, на наш взгляд, примеры вступлений:
1. Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, которая вся в росе и сверкает в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.
2. За что дают ордена и медали старикам, когда-то участвовавшим в войне, или людям, добросовестно трудящимся на производстве? Справедливы ли эти государственные награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чте¬ния текста Г. Смирнова.

. Любое Ваше положение или высказывание должно быть подтверждено примерами, цитатами из текста. Аргументация должна быть последовательной, отражать логику движения Вашей мысли. В тексте сочинения должны содержаться не просто отвлеченные рассуждения, а выводы, которые возникли в Вашем сознании с опорой на текст. При аргументации необходим

Как написать сочинение-рассуждение

1. Сформулируйте тему текста. (О чём говорится в данном тексте?)
2. Укажите, какую основную проблему затрагивает автор в этом тексте.
3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте.
Речевые клише:
В данном тексте
- анализируется проблема
- - автор размышляет над проблемой
- показывается - характер, важная роль, огромное значение, сущность…
- подвергается - критике, рассмотрению, анализу…
- характеризуется - состояние, сущность…
- рассматривается - вопрос, пример…
4. Найдите предложение, которое выражает авторскую позицию. 5. Прокомментируйте авторскую позицию.
Речевые клише:
Автор
- обращает внимание на то, что…
- даёт оценку…
- выражает тревогу…
- выявляет сущность…
- разграничивает понятия …
- верно (тонко) замечает…
- по мнению автора, главное значение имеет…
6. Сформулируйте и запишите свою точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции.
Речевые клише:
- с моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…
- автор абсолютно прав, утверждая, что…
- трудно не согласиться с автором в том, что…
8. Напишите (жизнеутверждающее, эмоционально положительное) заключение.
Речевые клише:
- итак, можно сделать вывод, что…
- таким образом, всё вышесказанное - убеждает в том, что…
- позволяет утверждать, что…

Практикум. Вооружившись знаниями, проштудировав подсказку, читаем рассказ Татьяны Тэсс и пишем по нему сочинение - рассуждение. Не забудьте его озаглавить.

Татьяна Тэсс

Сын.

К хирургу обратилась старая женщина. После осмотра врачу пришлось сказать ей, что необходима операция. Старушка, подумав, ответила, что на операцию согласна, но только через полтора месяца, когда вернётся из рейса сын, - он моряк, плавает на океанском лайнере.

- Может быть, у вас есть ещё родственники? - осторожно спросил врач.

- Сын меня выходит, - сказала старушка решительно. - Я своего сына знаю.

Операция требовала срочности, и, может быть, надо было попробовать убедить больную согласиться. Но в то же время врач знал, как много зависит от душевного состояния больной, как важна счастливая уверенность матери: «Сын меня выходит, я своего сына знаю…» И врач решил ждать возвращения моряка.

Через полтора месяца старушка снова оказалась у врача. С ней пришёл здоровый детина, покрытый загаром всех стран и континентов. Рядом с ним мать выглядела щуплой, как травинка. Глядя на смуглые, тяжело свисающие кисти рук моряка, врач пытался представить, как тот будет кормить этакими ручищами больную с ложечки, перестилать ей постель, осторожно поднимать… Позже доктор с уважением глядел на эти огромные ручищи: моряк выхаживал мать с терпеливостью няньки, с нежностью дочери. И долго потом врач вспоминал день, когда старушку после выздоровления выписали из больницы и сын нёс её на руках до машины, а она охватила его широкую загорелую шею и прижалась к нему неизъяснимым движением, полным нежности и почти детского доверия.


© 2010-2022