- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Обращение. Знаки препинания при обращении (5 класс)
Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Обращение. Знаки препинания при обращении (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тумаева Л.С. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ
Цель деятельности учителя
Познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы
uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html zavuch.info festival. 1 september.ru/subjects intergu.ru som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия
Обращение
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный контроль
I
2
3
4
5
6
7
1. Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотива-ционная подготовка учащихся к усвоению материала
Вступительное слово:
Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи... Недаром
же хорошую речь называют музыкальной. (К. Станиславский.)
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
2. Актуа-
Воспроизведение
Учащиеся получили опережающее задание: найти предложения
Отвечают на во-
Группо-
Регулятивные: принимают
Устные
лизация
ранее изученно-
с обращениями в произведениях, изученных в течение учебного
просы. Строят
вая
и сохраняют учебную задачу.
ответы
и пробное
го, установление
года, в сказках А. С. Пушкина и народных сказках.
понятные для
Коммуникативные: задают
учебное
преемственных
(Работа проводилась тремя творческими группами.)
партнера выска-
вопросы, отвечают на во-
действие
связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях
Проверка ответов групп в сопровождении презентаций с иллюстрациями
зывания
просы других
3. Выявле-
Эвристическая
- Есть ли разница в обращении героев друг к другу? От чего за-
Формулируют
Группо-
Личностные: осознают
ние места
беседа, рассказ
висит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отно-
собственные мыс-
вая, ин-
свои трудности и стремятся
и причины
учителя
шений между людьми.)
ли, высказывают
дивиду-
к их преодолению; прояв-
затрудне-
- На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудня-
и обосновывают
альная
ляют способность к само-
ния
ются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь ей небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное -не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку.
Какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания и др.)
свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации
оценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Выполняют эле-
Фрон-
Личностные: осознают
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
ментарные физи-
тальная
необходимость заботы
Руки в стороны развел,
ческие упражне-
о здоровье
Ключик, видно, не нашел.
ния
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
4. Целепо-
Раскрытие сущ-
- Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках, поговорили
Отвечают на во-
Фрон-
Личностные: способны
Устные
лагание и постро-
ности новых понятий, усвоение
о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путеше-
просы. Строят понятные для
тальная, индиви-
адекватно рассуждать о причинах своего успеха или
ответы. Вопросы
ение про-
новых способов
ствие по страничкам нашей повседневной жизни. В ней мы
партнера выска-
дуальная
неуспеха в учении, связывая
для уточ-
екта выхода
из затруднения
учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы
встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними (на слайдах - фотографии по теме заданной ситуации). - Составьте предложения с обращениями, запишите их на доске и в тетрадях.
1. Каждое утро десятки наших педагогов переступают порог
школы, чтобы передать вам свои знания. (Слайд 3.)
2. На каждой перемене случаются баталии между мальчишками.
(Слайд 4.)
3. Разговор с мамой даже у маленького человечка вызывает мас
су положительных эмоций. (Слайд 5.)
4. Рядом с любимой бабушкой забываются все невзгоды. (Слайд 6.)
5. Родным человеком в школе является и ее директор. Ведь
именно ей приходится думать и переживать буквально о каж
дом из вас. (Слайд 7.)
6. А сколько еще добрых и хороших людей самых разных про
фессий встречаем мы ежедневно. (Слайды 8-12.)
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность
обучающихся
зывания
успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
нения информации
Работа с учебными пособи-
- А теперь проверим, правильно ли мы расставили знаки препинания
Отвечают на вопросы, под руко-
Регулятивные: осуществляют функции самоконтро-
ями - проверка
водством педагога
ля и взаимоконтроля
знаков препина-
осуществляют
ния по схемам
проверку
5. Творче-
Инсценирова-
Раздается стук в дверь, на пороге появляется почтальон.
Отвечают на во-
Группо-
Познавательные: выпол-
Устные
ская прак-
ние, подбор
Почтальон. У меня сегодня много
просы, выполня-
вая, ин-
няют учебно-позна-
ответы.
тическая
своих примеров,
Писем в сумке на боку.
ют упражнения
дивиду-
вательные действия в мате-
Письмен-
деятельность
иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа
Из Анапы, Таганрога,
Краснодара и Баку. - Я принес сегодня письма для мальчиков и девочек 5 класса. Получите их, прочитайте вместе с друзьями, найдите обращения и запишите в тетрадь
альная
риализованной и умственной форме
ные работы
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса (письма по группам)
Выполняют упражнения
Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
7. Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
- Просмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте
на следующие вопросы:
1. Где может стоять обращение: в начале, середине или конце
предложения?
2. Сколько слов может включать обращение? (Обращение мо
жет состоять как из одного слова, так и из нескольких.)
3. Какую форму имеет обращение? (Форму именительного па
дежа.)
4. В какой речи чаще всего употребляются обращения?
(В устной речи.)
- А теперь заучим стихотворение об обращении.
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний
Индивидуальная, групповая
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Оценивание работы учащихся на уроке
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Заключительная беседа по вопросам
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился -
карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным
лицом
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
Индивидуальная
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
Листы
обратной
связи