Конспект урока русского языка по ФГОС на тему Обращение. Знаки препинания при обращении (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html zavuch.info festival. 1 september.ru/subjects intergu.ru som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Обращение

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Промежуточный контроль

I

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотива-ционная подготовка учащихся к усвоению материала

Вступительное слово:

Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи... Недаром

же хорошую речь называют музыкальной. (К. Станиславский.)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

2. Актуа-

Воспроизведение

Учащиеся получили опережающее задание: найти предложения

Отвечают на во-

Группо-

Регулятивные: принимают

Устные

лизация

ранее изученно-

с обращениями в произведениях, изученных в течение учебного

просы. Строят

вая

и сохраняют учебную задачу.

ответы

и пробное

го, установление

года, в сказках А. С. Пушкина и народных сказках.

понятные для

Коммуникативные: задают

учебное

преемственных

(Работа проводилась тремя творческими группами.)

партнера выска-

вопросы, отвечают на во-

действие

связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Проверка ответов групп в сопровождении презентаций с иллюстрациями

зывания

просы других

3. Выявле-

Эвристическая

- Есть ли разница в обращении героев друг к другу? От чего за-

Формулируют

Группо-

Личностные: осознают

ние места

беседа, рассказ

висит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отно-

собственные мыс-

вая, ин-

свои трудности и стремятся

и причины

учителя

шений между людьми.)

ли, высказывают

дивиду-

к их преодолению; прояв-

затрудне-

- На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудня-

и обосновывают

альная

ляют способность к само-

ния

ются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь ей небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное -не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку.

Какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания и др.)

свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации

оценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Выполняют эле-

Фрон-

Личностные: осознают

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

ментарные физи-

тальная

необходимость заботы

Руки в стороны развел,

ческие упражне-

о здоровье

Ключик, видно, не нашел.

ния


Чтобы ключик нам достать,


Нужно на носочки встать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

4. Целепо-

Раскрытие сущ-

- Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках, поговорили

Отвечают на во-

Фрон-

Личностные: способны

Устные

лагание и постро-

ности новых понятий, усвоение

о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путеше-

просы. Строят понятные для

тальная, индиви-

адекватно рассуждать о причинах своего успеха или

ответы. Вопросы

ение про-

новых способов

ствие по страничкам нашей повседневной жизни. В ней мы

партнера выска-

дуальная

неуспеха в учении, связывая

для уточ-

екта выхода

из затруднения

учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы

встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними (на слайдах - фотографии по теме заданной ситуации). - Составьте предложения с обращениями, запишите их на доске и в тетрадях.

1. Каждое утро десятки наших педагогов переступают порог
школы, чтобы передать вам свои знания. (Слайд 3.)

2. На каждой перемене случаются баталии между мальчишками.
(Слайд 4.)

3. Разговор с мамой даже у маленького человечка вызывает мас
су положительных эмоций. (Слайд 5.)

4. Рядом с любимой бабушкой забываются все невзгоды. (Слайд 6.)

5. Родным человеком в школе является и ее директор. Ведь
именно ей приходится думать и переживать буквально о каж
дом из вас. (Слайд 7.)

6. А сколько еще добрых и хороших людей самых разных про
фессий встречаем мы ежедневно. (Слайды 8-12.)
Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность
обучающихся

зывания

успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

нения информации

Работа с учебными пособи-

- А теперь проверим, правильно ли мы расставили знаки препинания

Отвечают на вопросы, под руко-

Регулятивные: осуществляют функции самоконтро-

ями - проверка

водством педагога

ля и взаимоконтроля

знаков препина-

осуществляют


ния по схемам

проверку

5. Творче-

Инсценирова-

Раздается стук в дверь, на пороге появляется почтальон.

Отвечают на во-

Группо-

Познавательные: выпол-

Устные

ская прак-

ние, подбор

Почтальон. У меня сегодня много

просы, выполня-

вая, ин-

няют учебно-позна-

ответы.

тическая

своих примеров,

Писем в сумке на боку.

ют упражнения

дивиду-

вательные действия в мате-

Письмен-

деятельность

иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа

Из Анапы, Таганрога,

Краснодара и Баку. - Я принес сегодня письма для мальчиков и девочек 5 класса. Получите их, прочитайте вместе с друзьями, найдите обращения и запишите в тетрадь

альная

риализованной и умственной форме

ные работы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса (письма по группам)

Выполняют упражнения

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

- Просмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте
на следующие вопросы:

1. Где может стоять обращение: в начале, середине или конце
предложения?

2. Сколько слов может включать обращение? (Обращение мо
жет состоять как из одного слова, так и из нескольких.)

3. Какую форму имеет обращение? (Форму именительного па
дежа.)

4. В какой речи чаще всего употребляются обращения?
(В устной речи.)

- А теперь заучим стихотворение об обращении.

Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился -
карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным
лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы

обратной

связи



© 2010-2022