Урок «Кукла» Е. И. Носов

Цели урока:  ознакомление учащихся с личной и творческой биографией Е.И.Носова, выявление значения нравственных проблем, затрагиваемых автором в рассказе; совершенствование навыков анализа текста. Тип урока: беседа. В ходе урока учащиеся узнали факты из биографии Е.И.Носова, обсудили нравственные вопросы ,затрагиваемые автором. Ученики осознали насколько актуальна проблема человеческой  черствости, жестокости в наши дни. Ребята высказали свое отношение к проблеме, привели примеры из своей жизни, показывающие  насколько важно воспитание в людях гуманного отношения друг к другу. Цели урока, на мой взгляд, были достигнуты.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Е.И.Носов «Кукла

Цели: кратко познакомить учеников с личной и творческой биографией писателя;

П оказать значение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе; совершенствовать навыки анализа текста

Ход урока

1.Чтение и анализ статьи учебника «Е.И.Носов»

Беседа по статье:

-Чем знаменит Курск с «древних времен»

-С каким важным событием Великой Отечественной войны связана родина писателя7 (Битва на Курской дуге)

-Расскажите о детских годах Е.И.Носова.

-Сколько примерно лет было Носову, когда он стал противотанковым артиллеристом?

Где и кем работал писатель?

Какова главная тема его творчества?

2.Чтение рассказа «Кукла»

3.Словарная работа

Внапашку-внакидку

Выгон-место, где пасется скот.

Глумиться-злобно и оскорбительно издеваться.

Дурнишник, белокопытник, стрелолист-просторечные названия растений.

Избыть-избавиться от чего-либо.

Картуз-мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка.

Кирзачи-сапоги кирзовые, из кирзы(заменителя кожи, пропитанные специальным составом, предохраняющим от влаги). Кирзовые сапоги носили после войны демобилизовавшиеся фронтовики. Не имея возможности купить другую обувь.

Кювет-канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Святотатство-поругание. оскорбление чего-либо святого.
Сижи места рыбалки. насиженные места

Худо-зло. неприятности

Язь-вид речной рыбы

4.беседа по вопросам

-Какое значение имеет начало рассказа? (Писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в пользу настоящего, небережного к природе, небережного к истории)

-Как проходит в рассказе о мирной жизни тема войны? (Война отзывается эхом и в мирной жизни. Выяснилось, что у рассказчика и Акимыча во многом сходна фронтовая биография. Последствия контузии на фронте сказываются на здоровье Акимыча. Его внезапная немота и окаменелость ярче высвечивают отношение старого перевозчика к происходящему.)

- В какой момент появляется ощущение тревоги в рассказе?

(Когда рассказчик находит «обгорелые останки Акимычева шалаша». Э тот шалаш кто-то сжег, скорее всего от неразумности, просто от скуки, от нечего делать )

Прочтите описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик, идя вслед за Акимычем от слов:

«Мы пошли мимо школьной ограды…» до слов: «..ощущение праздничности и радости бытия».

-Какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность бытия наблюдаемой героем картины?

-Видел ли эту красоту Акимыч?

-Что более всего потрясает Акимыча в истории с куклой?

-Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего?

(«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят»)

-Почему Акимыч зарывает куклу в могилу?

(Сам Акимыч говорит: «Может, со мной с войны такое, на всю жизнь нагляделся человечины..» Акимыч видел на войне много смертей, изуродованную человеческую плоть. Ему страшно глумление над человеческим обликом.)

-«Он сутуло, согбенно перешагнул через кювет..»- почему именно эти эпитеты использует автор?

Какой из них несет нейтральную, а какой экспрессивную окраску? Уточните значение слов в словаре.

(Сутулый-сутуленный. слегка сгорбленный.

Согбенный-(устар. И высок.) сгорбленный. согнутый.

Эти эпитеты показывают состояние Акимыча, согнувшее его горе, его досаду, .боль. Чувства Акимыча искренни, возвышенны, эпитет «согбенно уточняет нейтральный эпитет «сутуло».)

Вывод:

-О кукле ли горюет Акимыч?

(Акимыч горюет о людях, потерявших нравственные ориентиры, потерявшие чувство ценности человеческой жизни.)

Описанию праздничного пейзажа посвящено около двадцати строк, а описанию куклы ,брошенной в кювет,-восемь.

-Случайно ли это?

-Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать…»?

-Что объединяет рассказчика и Акимыча? Чем интересен и близок Акимы автору?

(Оба «воевали в одной и той же армии», участвовали в одних и тех же боевых операциях ,брали одни и те же города, оба были ранены и попали в госпиталь .Но объединяет бывших фронтовиков не только война. Общее у них отношение к жизни. Они любят природу любят жизнь, не могут смириться с бездумным варварским отношением к ней, не могут пройти мимо чужой беды, мимо святотатства)

© 2010-2022