Рабочая программа по литературе для 5 класса (общеобразовательноеобразование)

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы по литературе ( 5 -11 классы, базовый уровень),  авторы В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной.(см. –  "Программы общеобразовательных учреждений. Литература, 5 - 11 классы" под редакцией В. Я. Коровиной, М., "Просвещение", 2007)  В 5 классе по литературе расширяю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Старочигольская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению на заседании методического объединения учителей МКОУ Старочигольской СОШ
протокол № 1

от «26» августа 2014г.


Утверждена педагогическим советом МКОУ Старочигольской СОШ

протокол № 1

от «26» августа 2014г


УТВЕРЖДАЮ


Директор школы_______

В.П.Гнеушева

приказ № 36/3

от « 28» августа 2014 г.


Рабочая программа

по литературе для 5 класса

(общеобразовательноеобразование)


на 2014-2015 учебный год





Составитель: учитель русского языка и литературы

Костылёва Ольга Викторовна








с. Старая Чигла

2014 г.




Пояснительная записка

Количество недельных часов 2 Количество часов в год _70___

Уровень рабочей программы ___базовый

Классификациярабочей программы__типовая____________________

Цели рабочей программы:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.




Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку. Базовый уровень. Рекомендованная Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005.

  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  4. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27 июля 2012г.

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 2885 от 27.12.2011.

  6. Учебный план муниципального казённого общеобразовательного учреждения Старочигольской средней общеобразовательной школы Аннинского района Воронежской области на 2014- 2015 год.

  7. Основная образовательная программа МКОУ Старочигольской СОШ на 2012-2014 г.

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы по литературе ( 5 -11 классы, базовый уровень), авторы В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной.(см. - "Программы общеобразовательных учреждений. Литература, 5 - 11 классы" под редакцией В. Я. Коровиной, М., "Просвещение", 2007)






Место и роль предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом.

На изучение предмета «Литература» отводится по 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 5 классе по литературе расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.





Формы организации образовательного процесса.

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение лекций, уроков-практикумов, семинаров, обобщающих уроков, зачетов, различные виды пересказов, устных и письменных сочинений, отзывов, докладов, творческих работ, разнообразных нестандартных форм уроков (урок-концерт, урок-путешествие, урок-диспут, интегрированный урок)

Предполагается использование педагогических технологий:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)


Виды и формы контроля


  1. Сочинения.


  1. Тестовые задания.


  1. Самостоятельные работы.


  1. Зачёты.

Учебно-методический комплект для обучающихся


  1. Литература.5 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2004.

Дополнительная литература

1.Учебник "Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы". М.: Дрофа, 1999 г.

2.Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся/Ред.сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1985.

3.Большой справочник "Литература для школьников и поступающих в ВУЗы". М.: Дрофа, 1999 г.


Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля, сроки

всего

В т.ч. на формы обучения и контроля

тест

сочинение

Контр.

работа

Зачёт

1

Введение

1






2

Древнерусская литература

2






3

Русская литература 18 века

3






4

Русская литература 19 века

40


3

1


Контрольный тест за 1-е полугодие

5

Литература 20 века

24


3

1


Контрольныйтест за 2-е полугодие


Итого

70


6

2




Основное содержание

Введение 1ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги(обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество 7ч.

Фольклор - коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы 1ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) - •

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века 2ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы XIX века 42ч.

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaltaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века 23ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание -- основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню-долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы 11ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсыИнтернета).

Учебно-методическое обеспечение

  1. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ сост. М.Е.Кривоплясова. - Волгоград:Учитель,2007


  1. Литература в схемах и таблицах/авт.-сост. Миронов Ю.С. - СПб.: Тригон,2008


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


№п/п

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Основная школа

Базовый уровень

1.1.

Стандарт основного общего образования по литературе

Д

1.2.

Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)

Д

1.4.

Примерная программа основного общего образования по литературе

Д

1.5.

Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по литературе

Д

1.7.

Авторские программы по литературе

Д

Д

1.9.

Учебник-хрестоматия по литературе. 5 кл.

К

1.6.

Дидактические материалы по всему курсу литературы

Ф

Ф

1.17.

Художественная литература

Д

Д

1.18.

Методические пособия по литературе для учителя

Д

Д

1.19.

Справочно-энциклопедическая литература (Словарь литературоведческих терминов)

Д

Д

2.2.

Портреты писателей (русских и зарубежных)

Д

Д

3.1.

Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе

Д

Д

4.1.

Экран на штативе или навесной

Д

Д

4.2.

Ноутбук

Д

Д

4.3.

Мультимедиа проектор

Д

Д



Календарно-тематическое планирование



Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата провед.

по плану

Дата провед.

факт.


Введение



1

Книга в жизни человека

1

01.09.



Устное народное творчество

7



2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

05.09.



Русские народные сказки

3

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой.

1

08.09.


4

Художественный мир сказки «Царевналягушка». Народная мораль сказки.

1

12.09.


5

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов сказки. Образ главного героя.

1

15.09.


6

Сказки о животных.»Журавль и цапля». Народные представления о справедливости.

1

19.09.


7

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.

1

22.09.


8

Р.р. Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки»

1

26.09.



Из древнерусской литературы

1



9

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

29.09.



Из литературы 18 века

2



10

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение

1

03.10.



Из литературы 19 века

40



11

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок». Понятие об аллегории и морали.

1

06.10


12

И. А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

1

10.10.


13

И. А. Крылов. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

1

13.10


14

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки.

1

17.10.


15

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1

20.10.


16.

А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

24.10.


17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»как собирательная картина русских народных сказок

1

27.10.


18

РР Сочинение - сказка.

1

31.10.


19

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке.

1



20

Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

1



21

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

1



22

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

1



23

М. Ю. Лермонтов. слово о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1



24

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций.

1



25

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место» - повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни.

1



26

Реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место» Понятие о фантастике.

1



27

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

1



28

ВЧ Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

1



29

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

1



30

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима.

1



31

Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.

1



32

РР Сочинение. «Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму».

1



33

А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь» - воплощение красоты жизни.

1



34

Контрольный тест за первое полугодие

1



35

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1



36

РР Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого «Кавказский пленник»

1



37

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

1




Поэты 19 века о родине и родной природе

1



38

Урок-концерт. Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев, А. Н. Плещеев. И. С. Никитин. А. Н. Майков. А.В.Кольцов. .

1




Из литературы 20 века

18



39

ВЧ И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

1



40

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Отец и сын. Взаимопонимание - основа отношений в семье.

2



41

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

1



42

РР Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко. Подготовка к домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1



43

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях поэта. «Я покинул дом родной…»

1



44

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

1



45

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

1



46

К. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

1



47

Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

1



48

Вн.чт. К. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского.

1



49

С. Я. Маршак. Слово о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Столкновение добра и зла. Драма как род литературы.

1



50

РР Художественные особенности пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Юмор в сказке

1



51

РР Сочинение по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1



52

А. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

1



53

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя, его поведение в лесу.

1



54

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

1



55

Контрольная работа по творчеству Есенина, Бажова, Паустовского, Платонова, Астафьева.

1




Произведения о родине и родной природе

2



56

Урок-концерт. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин, А.А.Прокофьев. Поэтическое восприятие окружающего мира

1



57

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. Н. Рубцов, Д.Б.Кедрин.Образ Родины в стихах о природе.

1




Писатели улыбаются

1



58

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь

-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

1




Поэты о войне

2



59

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…» Война и дети.

1




Из зарубежной литература

11



60

Р. Л. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков.

1



61

Вн.чт. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

1



62

Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1



63

Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней.

1



64

РР Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена

1



65

ВЧ Жорж Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

1



66

ВЧ М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Внутренний мир героев.

2



67

ВЧ Д. Лондон. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя рассказа.

1



68

Контрольный тест за второе полугодие

1



69

Анализ контрольного теста

1



70

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии»

1




Контрольный тест по литературе

за первое полугодие

5 класс

1. Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется

а) загадкой; б) пословицей; в) сказкой; г) мифом.

2. Сказка - это

а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;

б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;

в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.

3. Какой вид сказок назван неверно?

а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые.

4. Какая черта не является чертой волшебной сказки?

а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы.

5. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»?

а) 7; б) 3; в) 13; г) 5.

6. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?

а) Баба-Яга; б) Кощей Бессмертный; в) старый старичок.

7. Каким по счёту сыном обычно был в сказках Иванушка-дурачок?

а) первым; б) вторым; в) третьим; г) седьмым.

8. Христианство на Руси было провозглашено

а) в 988 г.; б) 888 г.; в) в 1110 г.

9. Летопись как жанр появляется на Руси

а) в XI в.; б) в XII в.; в) IX в.

10. Летопись - это

а) книга в кожаном переплёте;

б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности;

в) произведение, которое передаётся из уст в уста.

11. Кто является родоначальником жанра басни?

а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен.

12. Какой признак не характерендля басни?

а) большой объём; б) нравоучительный характер; в) наличие морали; г) олицетворение.

13. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?

а) Великую Отечественную войну; б) Отечественную войну 1812 года; в) Гражданскую войну.

14. Какой басни Крылова не существует?

а) «Волк в овчарне», б) «Свинья под дубом», в) «Ворона и Лисица».

15. Определите название приёма, характерного для басни:

а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение.

16. Вывод в басне называется

а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение.

17. А.С. Пушкин родился

а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Казани; г) в Киеве.

18. Няню поэта звали

а) Нина Родионовна; б) Арина Родионовна; в) Арина Ивановна; г) Нина Ивановна.

19. Сказка А.С. Пушкина называется:

а) «Сказка о семи богатырях»; б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

20. Кто является носительницей зла в этой сказке?

а) царица; б) царевна; в) черница.

21. Чернавка в сказке Пушкина это:

а) девушка с черным цветом кожи; б) служанка для «чёрной» работы; в) сильно загоревшая женщина.

22. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям?

а) легла спать; б) всё порядком убрала; в) приготовила обед и поела.

23. Как звали жениха царевны?

а) царевич Алексей; б) королевич Елисей; в) королевич Енисей.

24. Кто указал жениху правильный путь?

а) солнце; б) месяц; в) ветер.

25. Художественное определение - это:

а) аллегория; б) иносказание; в) эпитет.

26. Как называется следующее художественно-выразительное средство?

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

а) риторическое восклицание, б) обращение; в) риторическое обращение.

27. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?

а) родители; б) гувернёры; в) бабушка.

28. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?

а) Полтавской битве; б) Бородинскому сражению; в) Куликовской битве.

29. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется:

а) аллегория; б) метафора; в) сравнение.

30. Назовите приём, используемый М.Ю. Лермонтовым в следующем отрывке:

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи…

а) риторическое восклицание; б) риторическое обращение; в) аллегория.

31. Под басурманами Лермонтов подразумевал:

а) иноземцев; б) барсуков; в) русских солдат.

32. Какого художественного приёма не использовал автор в следующем отрывке?

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала…

а) риторическое обращение; б) сравнение; в) риторическое восклицание; г) олицетворение





Итоговый тест по литературе

5 класс

1. Стих - это:

а) синоним слова «стихотворение»;

б) стихотворная строка;

в) строфа стихотворения;

г) троп.

2. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова

а) «Крестьянские дети»; б) «На Волге»; в) «Теплый хлеб»; г) «Мороз, Красный нос».

3. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?

а) А.П. Платонов; б) Л.Н. Толстой; в) Саша Черный; г) А.С. Пушкин.

4. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?

а) «Медной горы Хозяйка»; в) «Сказание о Кише»;

б) «В дурном обществе»; г) «Заколдованное место».

5. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?

а) «Бородино»; б) «Кубок»; в) «Вересковый мед»; г) «У лукоморья».

6. Какой главный литературный прием лежит в основе загадки?

а)гипербола; б) эпитет; в) олицетворение; г) метафора.

7. Кто из художников написал картину «Бурлаки на Волге»?

а) И.Е. Репин; б) В.Д. Поленов; в) В.М. Васнецов; г) И.И. Левитан.

8. Каким размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...»?

а) ямбом; б)хореем; в) дактилем; г) анапестом.

9. Соотнесите авторов и их произведения:

а) «Заколдованное место»; 1) С.Я. Маршак;

б) «Спящая царевна»; 2) Н.В. Гоголь;

в) «Двенадцать месяцев», 3) Л.С. Пушкин;

г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 4) В.А Жуковский, -.

10. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами.

а) Константиново; I) Л.Н Толстой;

б) Тарханы; 2) С.А. Есенин;

в) Ясная Поляна; 3) АС. Пушкин;

г) Спасское-Лутовиново; 4) А. П Чехов;

д) Таганрог; 5) И.С. Тургенев;

е) Захарово. 6) М.Ю. Лермонтов,








Произведения для заучивания наизусть


Пословицы, поговорки.
В. А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пушкин. «У лукоморья…», «Няне».
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...», «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору...»)
А. А. Фет. «Весенний дождь».
М. Ю.Лермонтов. «Бородино».
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Твардовский, К. М. Симонов и др.).

Из раздела «О Родине и родной природе» (1- 2 стихотворения).

























© 2010-2022