Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грамматическая тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Лексическая тема: Обряды , обычаи и современность

Цели урока:

а) образовательная: дать сведения о СПП с придаточными определительными

о способах связи в СПП с придаточными определительными; повторить типы придаточных в СПП;

б) развивающая: развить мышление, память; обогащая словарный запас, развить устную и письменную речь учащихся ;

в) воспитательная: воспитание национального самосознания, любви и гордости за казахскую культуру

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-конкурс

методы урока: коммуникативный,поисково -исследовательский

наглядности к уроку: таблицы, флипчарты, слайды, видеоролики

I Организационный момент:

1) проверка явки учащихся на урок

2) подготовленность аудитории к занятию(наличие тряпки , мела)

II Опрос домашнего задания:

Тестовые задания по таблице:

Опираясь на таблицу, определите тип придаточного предложения:

Типы придаточных предложений



Отвечает на вопросы


Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительными

на все падежные вопросы


Какой?


Как? Когда? где?Зачем?

В какой степени?

При каком условии?

Каким образом? и др.




Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительными

1

2

3

определительные

изъяснительные

обстоятельственные




  1. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными аконец настал день, который мы так долго ждали.

  2. 3Когда в комнате воцарилась тишина,

дед стал рассказывать о старинных обычаях.

  1. 1Я помню, что мои родители отмечают

2этот праздник.

  1. Вечер оказался таким, каким его утро обещало.

  2. 2У каждый народа есть традиции,

которые передаются из поколения в поколение.

  1. 1В далёких аулах аксакалы следят за тем, чтобы

молодые не забывали старинные обычаи и обряды.

IСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиII Объяснение нового материала:


  1. Вступительное слово:

- Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на придаточных определительных .

грамматическая тема :Сложноподчинённые предложения

с придаточными определительными

лексическая тема: Обряды , обычаи и современность

2. Словарная работа:


  • Обычаи-правила поведения, которые являются обычными для какого-нибудь народа (обычай дарить подарки на день рождение, поздравлять с праздником и др.)


  • Обряды-это ритуальные действия ,т.е. установленный порядок действий,которые служат для выражения какой-то информации.

  • ( свадебный обряд-беташар, тойбастар и др.)

3. Работа по тексту:

а) чтение текста учащимися

Казахские обычаи и обряды


  • 1.Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характери-зующиеся только его национальные особенности и черты, которые раскрывают его национальную сущность. Традиции вырабатываются в процессе трудовой и культурной деятельности каждого народа. В ходе исторического развития сложились и утвердились разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.

  • Если рассказать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Каждый праздник или

  • какое-то событие отмечались по -разному, будь то рождение ребёнка, свадьба, Наурыз.

  • 2. Жизненные условия, которые порождали необходимость постоянного перемещения с одного места на другое, выработали у казахов-кочевников неприхотливость, решимость перед лицом надвигающейся опасности.

  • В степи особое внимание уделялось привитию таких качеств, как воспитание выносливости, силы, ловкости и смекалки. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством , юношеством и совершеннолетием молодого человека.

  • В течении многих веков, исполняя эти обычаи и обряды , наш казахский народ сумел сохранить свою самобытную национальную культуру.

б) вопросно-ответная беседа:

-Что такое традиции?

-Какую роль играют обычаи и обряды для развития культуры казахского народа?

- Традиции, обычаи и обряды характеризуются постоянством , источником постоянства традиций является их преемственность: они передаются из поколения в поколение.

К традициям можно отнести уважительное отношение к старшим, потому что его мы перенимаем у родителей. Оно диктует , как мы должны обращаться к старшим при разговоре с ними, как мы должны вести себя в обществе.

Получается ,что традиции регулирую отношения в обществе, в отдельных его слоях, в семье.

- А казахские традиции вы знаете?

в) Выпишите из текста СПП с придаточными определительными


1.Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующиеся только его национальные особенности и черты, которые раскрывают его национальную сущность.

2. Жизненные условия, которые порождали необходимость постоянного перемещения с одного места на другое, выработали у казахов-кочевников неприхотливость, решимость перед лицом надвигающейся опасности.

4. Работа по таблице «Придаточные определительные»:

- Внимательно рассмотрите таблицу и сделайте вывод :

Придаточные определительные



Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

относятся и определяют

имена существительные главных предложений



Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

отвечают на вопросы



какой? какая? какое? какие?


Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительными

присоединяются союзными слова и союзами


который какой где чей откуда куда когда что чтобы


Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительными

-Какие придаточные называются определительными?

-Самостоятельно выведите правило об определительных придаточных?

Вывод-правило ( правило на доске):

Придаточные определительные относятся и определяют существительные в главных предложениях.

Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Присоединяются к главным предложениям при помощи союзных слов- который, какой, чей, когда, где, откуда, как и союзов- что, чтобы.

Придаточные определительные всегда стоят после или в середине главного предложения.

IV Закрепление


  1. Выполнение письменных упражнений:

Задание №1 1уровня

Спишите , расставляя знаки препинания, укажите союзные слова, входящие в придаточные определительные. Нарисуйте схемы предложений.

1.Художник создаёт своё творение теми средствами какими владеет сильнее всего.

2.Спор что проверяет знание -испытание мудреца.

3.Ум-одежда которая никогда не износится.

4.Обед в честь который приехал из Украины удался.

5.Для искусства годится только тот материал что завоевал место в сердце.

Задание№2 2 уровня

Опираясь на таблицу, определите союз или союзное слово
придаточного определительного (работа на интер. доске)
Определите место придаточной части.

1.Наши поступки отражают моральные принципы, ……....... приняты в обществе.

2.Нравственные нормы, ….….. нам завещали предки, позволяют оставаться нам оставаться людьми в любых ситуациях.

3.Бывают дни , ….... жизнь представляется ясной и слаженной.

4. Мы посетили свадьбу, ..…..выступал знаменитый певец.

5. Не хотелось разочаровать друга, …… мнением я дорожу.

6. Ничто не нарушало тишины, ….…… наступила вокруг.


2. Работе по таблице «Место придаточной части и знаки препинания при них»

-Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиКакое место могут занимать придаточные предложения в составе СПП по отношению к главному предложению?

Придаточные определительные стоят в предложении




Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительными

после главной части

внутри главной части






Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительными


[ ] , ( ~~~ )



[ , ( ~~~ ), ]






Задание № 3 1 уровня


Спишите предложения и сделайте их синтаксический разбор. Составьте схемы предложений. Определите место придаточной части.

задание : ответ:

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиПри отъезде отец посоветовал При отъезде отец посоветовал

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымимне соблюдать народные обычаи, мне соблюдать народные обычаи,

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымикакие приняты в той стране. какие приняты в той стране.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

задание : ответ:

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиКаждый кому дорог свой Каждый кому дорог свой

нСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиарод,соблюдает и уважает народ ,соблюдает и уважает

сСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымивои национальные традиции свои национальные традиции

иСложноподчинённые предложения с придаточными определительными обычаи. и обычаи.

Задание № 4 2 уровня

Закончите предложения, используя союзные слова
который и какой в разных падежных формах.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымикоторое/какое….

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымикоторого/какого….

ЭСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымито было зрелище к которому/какому….

которое/какое….

которым/каким….

о котором/ о каком….

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымикоторое/какое….

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымикоторого/какого….

ПСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными определительнымириближалось событие к которому/какому….

которое/какое….

которым/каким….

о котором/ о каком….

-Как изменяется содержание придаточных предложений в зависимости от использования союзных слов?

Вывод:

Союзные слова какой , который могут быть членами предложения.

V. Обряды , обычаи и современность

1.Сообщения учащихся :

1 подгруппа- Казахские обычаи и обряды , связанные с рождением и детством.

2 подгруппа - Казахские обряды и обычаи , связанные с юношеством и совершеннолетием.

( показ видеороликов )

2. Беседа на тему: Обряды , обычаи и современность

-Наш казахский народ, несмотря на все трудности исторического развития ,сохранил свою культуру. Любая культура опирается на национальные традиции, обычаи и обряды. Например : Наш национальный праздник Наурыз мейрамы не праздновался в течение 62 лет. Но жители отдалённых аулов всегда помнили и сохранили наши национальные традиции. Эти традиции, обычаи и обряды изменились по содержанию , так как на них отразилось новое веяние истории. Сейчас появились и новые обычаи и обряды.

- Как изменения претерпели эти обряды на современный период?

Например: Свадебные обряды…….

Тусаекесер …….

(показ слайдов и видеослайдов)

Творческое задание:

Закончите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:

1 подгруппа:

Бесиккесалар- это обряд, который ……….

Тусаукесер-это обряд, какой ……… .

2 подгруппа:

Тойбастар -это обычай, который …… .

Шашу -это обряд, какой …… .

3.Определите обряд, рассмотрев рисунок

4. Прочитав описание обряда, скажите: Какой это обряд?

5. Раскройте значение обряда

6.Написать эссе на тему: «Мой любимый казахский обычай»

Используя следующие словосочетания напишите эссе :

1 подгруппа- казахские традиции, соблюдать обычаи

2 подгруппа- казахские обряды, уважать традиции

VI. Домашнее задание

Написать сообщение « Старинные казахские обычаи и обряды»

VII . Подведение итогов

Диагностичная постановка целей обучения характеризуется тем, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действях учащихся, которые можно точно опознать и измерить. Наиболее известной системой целей, обладающей такими свойствами является таксономия целей обучения Б. Блума. В мире эту систему в основном используют при планировании обучения и оценки его результатов. Английский педагог-методист Дж. Петти |3| справедливо считает, что таксономия Блума имеет множество применений. Например, шесть основных ступеней таксономии можно рассматривать как иерархию умений и способностей. Эти ступени можно также рассматривать как уровни заданий, предлагаемых учащимся. Слово «задания» здесь используется в широком смысле - это может быть вопрос учителя, упражнение, сочинение, проект и т.п.

Так как обучение на уровнях «Знание» и «Понимание» приводит к поверхностной учебе, для формирования функционального знания учителя должны предлагать задания, требующие мышления на высоком уровне - на уровне «Применения», «Анализа», «Синтеза» и «Оценки», утверждает он |3|. Обоснованность его утверждений потверждает и наш многолетный опыт.

Из вышеизложенного следует также вывод о том, что для развития поисково-исследовательских способностей учащихся необходима система заданий, выстроенная по вертикали, т.е. иерархично представленное содержание образования.Более того, наше исследование и многолетняя практическая работа показали, что данная парадигма требует наличия вертикально выстроенной, иерархично представленной методической системы обучения, то есть иерархичного представления всех его компонентов. Поэтому мы данную технологию назвали технологией «трехмерной методической системы обучения» (ТТМСО). «Трехмерность» означает наличие многоуровневости, иерархии, т.е. вертикали (высоты) относительно каждого из ее компонентов: цели, содержания, методов, форм и средств обучения. Традиционное «знаниевое» обучение фактически является только первой ступенью «лестницы развития» обучаемых.

В рассматриваемой технологии содержание учебного материала формируется главным образом, в виде разноуровневых заданий для осуществления развивающей самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Более того, в содержание разноуровневых учебных материалов были введены задания, формирующие мотивы и активность учения (особенно на 1,2-уровнях усвоения). Источником таких заданий служат познавательные игры, ребусы, кроссворды, занимательные задачи и.т.д.

В условиях применения ТТМСО оценивание производится «методом сложения» снизу вверх. За выполнение заданий первого уровня ученикам ставится «зачет», которые в случае «незачета» можно пересдавать. Ученики, окрыленныепервым успехом, получают возможность подниматься на следующий ступень «лестницы развития».

Мотивационный потенциал стимулирующего метода оценивания усиливается также посредством применения «прозрачного журнала» учебных достижений учащихся. Для всеобщего обозрения в классе на краю доски вывешивается специально приготовленный «прозрачный журнал» в виде большой таблицы.

Ученик, правильно выполнивший все задания первого уровня, после проверки учителем выходит к доске и у всех на глазах наглядно фиксирует свой успех в журнале. Затем приступает к выполнению заданий следующего уровня. Параллельно имеет право проверить соответствующие задания своего соседа по парте, а тот - своего следующего соседа. Таким образом в виде цепной реакции можно организавать взаимопроверку учащихся в помощь учителю.«Прозрачный журнал» позволяет каждому получить информацию об успехах своего товарища. В результате создается дух здорового соревнования. Траектория продвижения вперед каждого ученика на основе объективной оценки наглядно и прозрачно представляется для всего класса.

Опыт показал, что ученик, сравнивая динамику своего продвижения с динамикой других более успешных учащихся, старается не отставать от них. У него появляется желание показать себя с лучшей стороны и урок приобретает игровой характер.


Задание №1


Опираясь на таблицу, определите союз или союзное слово
придаточного определительного (работа на интер. доске)

1.Наши поступки отражают моральные принципы, ……....... приняты в обществе.

2.Нравственные нормы, ….….. нам завещали предки, позволяют оставаться нам оставаться людьми в любых ситуациях.

3. Бывают дни , ….... жизнь представляется ясной и слаженной.

4. Мы посетили свадьбу, ..…..выступал знаменитый певец.

5. Не хотелось разочаровать друга, …… мнением я дорожу.

6. Ничто не нарушало тишины, ….…… наступила вокруг.


© 2010-2022