Выступление на педагогических чтениях по теме Профессионально-речевая культура учителя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наше время - время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Всё это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Важнейшим средством коммуникации является слово. Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений. Персидский поэт и мыслитель 13 века Саади сказал:

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Слово - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Общение для человека - его среда обитания, без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

В мире существует более 2500 научных дисциплин. Более 1200 научных дисциплин изучают человека (медицина, биология, педагогика, психология и т.п.), по данным социологов в мире в настоящее время существует более 40 тысяч профессий, ежегодно появляется ещё около 500 новых. Однако цивилизованные страны давно признали, что будущее страны, её политическое, экономическое и моральное благополучие находится в руках учителей, а сила, изобретательность и качество будущих лидеров страны напрямую зависит от результатов работы учителей. По мнению многих исследователей деятельность педагога складывается из восьми ведущих сложно переплетающихся функций, исполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащихся:

  • информационная функция (вооружение учащихся знаниями основ наук);

  • развивающая функция (развитие умственных сил учащихся);

  • ориентационная функция (формирование социально значимых мотивов);

  • мобилизационная функция (мобилизация внимания и воли учащихся на выполнение учебных задач);

  • конструктивная функция (проектирование своей деятельности и деятельности учащихся);

  • организаторская функция (организация коллектива направление его деятельности);

  • коммуникативная функция (установление взаимоотношений в ходе деятельности);

  • исследовательская функция (вооружение студентов научным методом мышления и исследования педагогических процессов и явлений).

Формирование названных функций обеспечивается выполнением системы личностных и педагогических требований к педагогу, предъявляемых профессиограммой.

Каждый педагог не только обучает, но и воспитывает. Это профессиональная необходимость. Расположить личность к воспитательному воздействию можно только посредством педагогического общения, которое обеспечивает педагогический процесс. Именно, профессия учителя ориентирована на владение речью во всей её полноте и значимости. Профессиональная речь педагога является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспитания. Соотнесём понятия: индивидуальная культура личности и профессиональная культура личности, как видим, понятие профессиональной культуры, в частности, культуры педагогической, объединяет в себя как личностные качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех её механизмах - чтении, говорении, аудировании и письме. Речь педагога - важная часть профессиональной культуры, которая, в свою очередь, является культурой общечеловеческой. Вот почему для тех, кто решил посвятить себя педагогической профессии, так важна речевая культура. В руках педагогов - будущая культура нации. Если учитель знает, что сказать, если понимает, ради чего говорится то, что он сообщает, если использует все возможности речи и определяет тактику речевого поведения, то профессиональное речевое мастерство придёт обязательно. Живое общение учителя и учеников поможет выработать правильное поведение, отношение, личностную позицию, научит и направит. Это ли не цель обучения - совместными усилиями познавать мир!?

Коммуникативные умения позволяют устанавливать необходимые взаимоотношения, а также перестраивать их в ходе практической работы. Французский философ начала 20 века Рикёр П. писал: «Что я делаю, когда преподаю? Я говорю, я не имею иных способов жизни и иного призвания, я не имею иных способов воздействия на людей. Слово есть моя работа, есть моё царство». Обращение к проблемам коммуникативной культуры учителя вызвано чувством беспокойства за будущее в целом.

В современной лингвистике и философии определены типы речевой культуры личности. Выделяют три типа речевой культуры6 элитарный, среднелитературный и литературно-разговорный. Такое деление, конечно же, условно. Однако даже при этом условном делении чётко определена цель самосовершенствования личности учителя - стремление к элитарности при использовании богатств родного языка в процессе общения.

Как справедливо отмечает профессор Т.А. Ладыженская, научиться владеть устной речью в её «планирующей, познавательной и воздействующей функции - значит научиться владеть важнейшим профессиональным умением учителя вообще». Учитель, профессиональная деятельность которого коммуникативна по своей природе, постоянно демонстрирует умения осмысленно и эффективно использовать свой коммуникативный потенциал. Общение учителя и учащегося - многоплановая полифункциональная деятельность, формирующаяся и развивающаяся в пространстве четырёх координат: учебный процесс, общение, личность, культура. Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Его речь специализированна, насыщена определенными терминами и профессионализмами - словами, понятными и доступными в первую очередь, коллегам, специалистам из этой или смежной области знаний. Лингвисты и психолингвисты, давая определение профессиональной речи, предлагают разные трактовки этого понятия. При всем разнообразии подходов суть определения у всех одна, и сводится она к следующему: профессиональная речь - это, прежде всего, коммуникация, осуществляемая с помощью специальных профессионально маркированных (отмеченных) средств языка.

Учитель постоянно находится в процессе живого речевого общения, именно к учителю, как никому другому подходит определение «языковая личность». Языковая личность учителя предполагает высокий уровень сформированности профессиональных умений в педагогическом общении. Чем выше коммуникативная культура учителя - ведущего субъекта педагогического общения, тем эффективнее его профессиональная деятельность. Коммуникативную компетентность учителя мы понимаем как коммуникативную культуру профессионально ориентированной языковой личности. Для характеристики коммуникативного поведения учителя значительны такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращаться к ученикам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи. Языковая личность учителя реализуется в индивидуальном стиле его деятельности. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования. Достижение этой цели возможно при наличии профессонально-коммуникативной компетентности учителя, ведь «преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» (по словам В.О. Ключевского).

В связи с этим неизмеримо возрастает значение культуры речи молодого педагога, поэтому насущной проблемой становится подготовка учителя, умеющего пользоваться всеми средствами родного языка в своей речи, обладающего высокой культурой речи.

Профессиональное владение речью важно для учителей всех ступеней, но для учителя начальной школы это умение приобретает особую значимость. Именно в младшем школьном возрасте определяются идеалы, взгляды и позиции, вырабатывается мировоззрение, усваиваются нормы поведения в контексте конкретной национальной культуры. В силу того, что на этапе начального обучения речевая самостоятельность младших школьников невелика, учителю начальных классов необходимо владеть высокой культурой речи.

На наш взгляд, профессионально-речевая культура учителя - это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач. Данная проблема позволила провести ряд наблюдений и исследований в процессе формирования профессионально-речевой культуры учителя. Особый интерес представляет модель профессиональной культуры учителя, которая состоит из трех компонентов: профессионального, психологического, риторического. Содержание профессионального компонента включает в себя знание особенностей профессионально-направленной (дидактической) речи учителя начальных классов, знание учебных дисциплин и методик их преподавания в начальной школе, знание методов и форм самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития в сфере культуры педагогического общения, знание культуры межнационального общения. Следует отметить, что формирование данного компонента играет значительную роль в сфере общения педагога. Умение лучше организовывать взаимодействие с учащимися, использовать возможности педагогического общения, умение содержательно наполнять и индивидуализировать этот процесс позволяет педагогам-мастерам добиваться высоких достижений в реализации систем воспитания и обучения.

Представляется необходимым заметить, что педагог в процессе коммуникации должен понимать ребёнка. Для этого необходимы определённые психолого-педагогические знания и учёт возрастных особенностей школьников. Поэтому следующий важный компонент в нашей модели - психологический. Содержание психологического компонента включает в себя ориентировку в особенностях личности ученика в условиях конкретной деятельности, знание особенностей восприятия личности учителя начальных классов детьми, знание психологических приёмов привлечения и удержания внимания учеников начальной школы в процессе коммуникации, знание условий организации общения, способствующего личностному раскрытию младшего школьника, свободному выражению эмоций, стимулирующего творчества учеников.

Наконец, третьим компонентом профессионально-речевой культуры является риторический компонент. Содержание риторического компонента включает в себя владение искусной речью, которое предполагает успешное речевое взаимодействие педагога и учащихся. Под искусной речью мы имеем в виду правильную и приятную речь, при этом учитываем логичность, уместность, точность, богатство, выразительность речи, голос педагога, мимику, интонацию.

Каждый учитель должен стать носителем и распространителем истинной речевой культурой, использующей всё богатство русского языка. «Вначале было слово….» Это древнейшее изречение напрямую относимся к содержанию и стилю педагогического общения. При всей важности мимики, жеста, манеры двигаться, при огромной насыщенности и эмоциональной нагрузке «разговора глаз» словесный контакт, вербальный способ общения - ведущая форма обмена информацией между учителем и учеником. Вряд ли живое человеческое слово возможно заменить разнообразными «диалогами с компьютером», «видиками», «клипами» и «мультяшками». Потому столь высока требовательность к слову педагога как необходимейшему из компонентов его профессионального мастерства. Забота о точности, ясности, чистоте речи учителя особо важна в современных условиях повсеместного нарушения языковых норм, правил словоупотребления, при эпидемии сквернословия в быту и даже на страницах печати. Слово есть «мысль изреченная». Для того, чтобы правильно говорить, надо правильно мыслить. Как сказал поэт: «Мысль - зерно, а слово - стебель, дело - колос спелой жатвы, и в триединстве - завершенье». (К. Бальмонт). Этика общения педагога существует лишь в единстве мысли, слова, дела, она сама себя разрушает, лишившись одного из составляющих. Произнесённое слово подтверждается и проверяется поступком. Это означает запрет на ложь, лицемерие, ханжество, пустословие, двусмысленность в речевом обороте учителя. И утверждение истины, честности, доверительности, искренности, ответственности за сказанное. Словесный этикет педагога - результат его собственного труда.

Имея дело с хрупким, ранимым, впечатлительным миром детства и юности, учитель призван трепетно относиться к сокровищнице русского языка, помнить тютчевское «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся, но нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Чувствовать ученика как партнера по диалогу, учитывать его реакцию на слово, степень понимания, ответное движение души. Научиться самому и научить других грамотно, профессионально этим оружием пользоваться, бережно расходовать и не транжирить попусту, стремиться выработать свой выразительный стиль речи - предмет специальных занятий на всех ступенях образования. Поэтому, правомерно и актуально говорить не только об экологии природы, но и экологии языка как части культуры, как ценнейшего достояния народа. Совершенствуя речь, данную нам природой, мы сможем совершенствовать и свой собственный внутренний мир. А знание языка и его особенностей откроет каждому доступ к сокровищам культуры. Слова Игоря северянина: «Родиться русским - слишком мало. Им надо быть. Им надо стать» как раз о том, что путь каждого из нас к духовным ценностям и сокровищам своего народа лежит через овладение культурой и, в первую очередь, культурой речевой.

ОГОУ СПО «Татарское педагогическое училище»

Новосибирской области













Выступление на педагогических чтениях - 2015

«Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы»

по теме «Профессионально-речевая культура учителя»







преподаватель Некрасова С.М.

преподаватель ВКК

лингвистических дисциплин







г. Татарск

2015 г

© 2010-2022