План урока литературы по творчеству Тургенева И. С

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»
















ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТВОРЧЕСТВУ ТУРГЕНЕВА И.С.









Преподаватель: Малова О.В.

I квалификационная

категория



г. Надым


ТЕМА УРОКА: КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РОМАНЕ

ТУРГЕНЕВА И.С. «ОТЦЫ И ДЕТИ»

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМЫ РАБОТЫ: беседа, работа с виртуальным учебником, работа с

технологической картой.

МЕТОДЫ: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Формирование знаний учащихся о взаимоотношениях

представителей разных поколений в романе;

2. Развитие внимательности, точности, аккуратности,

культуры речи, умения выделять главное;

3. Воспитание самостоятельности, сознательности,

чувства ответственности, справедливости.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, виртуальный учебник «Уроки

литературы 10 класс», компьютеры, технологическая

карта учащегося «Творчество Тургенева И.С.».




2

Структурные элементы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

1.

2.

3.

I. Организационный

этап.

Инструктаж по ТБ при работе с ПК.

Организация подготовки ПК к работе.

Осознание учащимися необходимости соблюдать правила ТБ при работе на ПК.

Подготовка виртуального учебника «Уроки литературы»

к работе.

II. Сообщение темы,

целей и задач

урока.

Необходимо рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Е.Базаровым и поколением «отцов».

Задачи:

- выявить и понять

общественно-исторические

предпосылки конфликта;

- проанализировать отдельные

направления спора между

Е.Базаровым и

П.П.Кирсановым.

Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.

Осознанное восприятие целей и задач урока.

III. Актуализация

знаний учащихся,

усвоенных ранее.

Вопросы для повторения:

1. Какова основная проблема

романа «Отцы и дети»?

2. Кого из героев романа можно

отнести к категории «отцов»,

а кого к категории «детей» в

романе?

3. Кто из этих персонажей

является идеологическими

противниками?

Учащиеся отвечают на вопросы, мобилизуя знания по краткой характеристике романа и расстановке героев в произведении.

IV. Изучение нового

материала.

Работа с

виртуальным

учебником.

1. Вступительное

слово

преподавателя по

теме урока.

2. Звучит запись

фрагмента романа

«Базаров о

родителях».

Так как необходимо рассмотреть вопрос «конфликт

поколений», познакомимся с тем, как складывались взаимоотношения Е. Базарова с родителями.

1. Какой вывод можно сделать о

позиции Е. Базарова по

отношению к родителям?

2. Какие черты характера

Е. Базарова проявляются в

этом эпизоде?


Учащиеся слушают фрагмент романа, анализируют его;

делают вывод, отвечают на вопросы.

1.

2.

3.

3. Характеристика

общественно-

исторической

ситуации в России.

Принято считать, что борьба «отцов» и «детей» в романе Тургенева И.С. - отражение исторического процесса смены поколений, борьба старого и нового.

Столкновение героев в романе имеет и другой смысл. Это борьба различных идеологий,

рожденных новой и предшествующей эпохами.

Организация работы с виртуальным учебником.

Изучают характеристику эпохи с помощью виртуального учебника (общественно-исторический контекст), обращаются по ссылке к словарю учебника, знакомятся с значением термина «разночинцы»,

выявляют различие позиций либеральных дворян и «разночинцев».

План урока литературы по творчеству Тургенева И.С.





4

1.

2.

3.

4. Начало спора

между

Е.Базаровым и

П.П. Кирсановым.

Основная тема спора - пути «спасения» России. Необходимо выяснить, что послужило поводом к началу спора, развитию конфликта между героями.

Организация работы учащихся с хрестоматией виртуального учебника.

Переходят к файлу «Хрестоматия» виртуального учебника; работают с текстом романа «Отцы и дети» (главаX), выясняя, из-за чего произошло столкновение между героями.

(«Дрянь, аристократишко»,...- сказал Базаров.)

5. Направления спора

между героями.

Работа с

фрагментом

технологической

карты.

Спор между Е. Базаровым и Павлом Петровичем стал идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.

Необходимо выяснить: какие вопросы были подняты в споре.

Организация работы учащихся с виртуальным учебником и фрагментом технологической карты одновременно.

Индивидуальное консультирование учащихся по формулированию мировоззренческих позиций Базарова для внесения записей в таблицы технологической карты.

Возвращаются к работе со страницами виртуального учебника, выясняют, какие основные вопросы были затронуты в споре.

С помощью словаря закрепляют знания понятий «нигилизм», «аристократия».

Заполняют таблицы «Мировоззрение Базарова» технологической карты.

6. Закрепление

изученного

материала.

Вопросы для закрепления:

1. Чем был вызван конфликт

поколений в романе?

2. Чем усугублен конфликт

между героями, помимо того,

что они имеют различные

взгляды на жизнь как

представители разных

поколений?

3. Что означают понятия

«аристократия», «нигилизм»?

4. Какие основные проблемы

Е. Базаров и П.П. Кирсанов

затронули в споре?

Отвечают на вопросы с помощью страниц учебника и технологической карты


5

План урока литературы по творчеству Тургенева И.С.

План урока литературы по творчеству Тургенева И.С.

6


1.

2.

3.

7. Тестовый контроль

знаний

Организация работы с разделом "Тесты" виртуального

учебника.

Отвечают на вопросы компьютерного тестирования, мобилизуя знания, полученные на уроке.

План урока литературы по творчеству Тургенева И.С.

7План урока литературы по творчеству Тургенева И.С.


План урока литературы по творчеству Тургенева И.С.

8План урока литературы по творчеству Тургенева И.С.

План урока литературы по творчеству Тургенева И.С.



1.

2.

3.

V. Домашнее задание

Читать роман "Отцы и дети";

продолжить анализ конфликта

Е. Базарова и П.П. Кирсанова.

Записывают домашнее задание.

VI. Подведение

итогов урока

Фиксирование оценок компьютерного тестирования;

оценивание деятельности на уроке отдельных учащихся.

Закрывают работу виртуального учебника; выключают ПК.

Приложения: 1. Портрет Тургенева И.С.

2. Фрагмент технологической карты учащегося.


9

© 2010-2022