- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План урока литературы по творчеству Тургенева И. С
План урока литературы по творчеству Тургенева И. С
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малова О.В. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТВОРЧЕСТВУ ТУРГЕНЕВА И.С.
Преподаватель: Малова О.В.
I квалификационная
категория
г. Надым
ТЕМА УРОКА: КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РОМАНЕ
ТУРГЕНЕВА И.С. «ОТЦЫ И ДЕТИ»
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ФОРМЫ РАБОТЫ: беседа, работа с виртуальным учебником, работа с
технологической картой.
МЕТОДЫ: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Формирование знаний учащихся о взаимоотношениях
представителей разных поколений в романе;
2. Развитие внимательности, точности, аккуратности,
культуры речи, умения выделять главное;
3. Воспитание самостоятельности, сознательности,
чувства ответственности, справедливости.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, виртуальный учебник «Уроки
литературы 10 класс», компьютеры, технологическая
карта учащегося «Творчество Тургенева И.С.».
2
Структурные элементы урока
Деятельность
преподавателя
Деятельность
учащихся
1.
2.
3.
I. Организационный
этап.
Инструктаж по ТБ при работе с ПК.
Организация подготовки ПК к работе.
Осознание учащимися необходимости соблюдать правила ТБ при работе на ПК.
Подготовка виртуального учебника «Уроки литературы»
к работе.
II. Сообщение темы,
целей и задач
урока.
Необходимо рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Е.Базаровым и поколением «отцов».
Задачи:
- выявить и понять
общественно-исторические
предпосылки конфликта;
- проанализировать отдельные
направления спора между
Е.Базаровым и
П.П.Кирсановым.
Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.
Осознанное восприятие целей и задач урока.
III. Актуализация
знаний учащихся,
усвоенных ранее.
Вопросы для повторения:
1. Какова основная проблема
романа «Отцы и дети»?
2. Кого из героев романа можно
отнести к категории «отцов»,
а кого к категории «детей» в
романе?
3. Кто из этих персонажей
является идеологическими
противниками?
Учащиеся отвечают на вопросы, мобилизуя знания по краткой характеристике романа и расстановке героев в произведении.
IV. Изучение нового
материала.
Работа с
виртуальным
учебником.
1. Вступительное
слово
преподавателя по
теме урока.
2. Звучит запись
фрагмента романа
«Базаров о
родителях».
Так как необходимо рассмотреть вопрос «конфликт
поколений», познакомимся с тем, как складывались взаимоотношения Е. Базарова с родителями.
1. Какой вывод можно сделать о
позиции Е. Базарова по
отношению к родителям?
2. Какие черты характера
Е. Базарова проявляются в
этом эпизоде?
Учащиеся слушают фрагмент романа, анализируют его;
делают вывод, отвечают на вопросы.
1.
2.
3.
3. Характеристика
общественно-
исторической
ситуации в России.
Принято считать, что борьба «отцов» и «детей» в романе Тургенева И.С. - отражение исторического процесса смены поколений, борьба старого и нового.
Столкновение героев в романе имеет и другой смысл. Это борьба различных идеологий,
рожденных новой и предшествующей эпохами.
Организация работы с виртуальным учебником.
Изучают характеристику эпохи с помощью виртуального учебника (общественно-исторический контекст), обращаются по ссылке к словарю учебника, знакомятся с значением термина «разночинцы»,
выявляют различие позиций либеральных дворян и «разночинцев».
4
1.
2.
3.
4. Начало спора
между
Е.Базаровым и
П.П. Кирсановым.
Основная тема спора - пути «спасения» России. Необходимо выяснить, что послужило поводом к началу спора, развитию конфликта между героями.
Организация работы учащихся с хрестоматией виртуального учебника.
Переходят к файлу «Хрестоматия» виртуального учебника; работают с текстом романа «Отцы и дети» (главаX), выясняя, из-за чего произошло столкновение между героями.
(«Дрянь, аристократишко»,...- сказал Базаров.)
5. Направления спора
между героями.
Работа с
фрагментом
технологической
карты.
Спор между Е. Базаровым и Павлом Петровичем стал идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.
Необходимо выяснить: какие вопросы были подняты в споре.
Организация работы учащихся с виртуальным учебником и фрагментом технологической карты одновременно.
Индивидуальное консультирование учащихся по формулированию мировоззренческих позиций Базарова для внесения записей в таблицы технологической карты.
Возвращаются к работе со страницами виртуального учебника, выясняют, какие основные вопросы были затронуты в споре.
С помощью словаря закрепляют знания понятий «нигилизм», «аристократия».
Заполняют таблицы «Мировоззрение Базарова» технологической карты.
6. Закрепление
изученного
материала.
Вопросы для закрепления:
1. Чем был вызван конфликт
поколений в романе?
2. Чем усугублен конфликт
между героями, помимо того,
что они имеют различные
взгляды на жизнь как
представители разных
поколений?
3. Что означают понятия
«аристократия», «нигилизм»?
4. Какие основные проблемы
Е. Базаров и П.П. Кирсанов
затронули в споре?
Отвечают на вопросы с помощью страниц учебника и технологической карты
5
6
1.
2.
3.
7. Тестовый контроль
знаний
Организация работы с разделом "Тесты" виртуального
учебника.
Отвечают на вопросы компьютерного тестирования, мобилизуя знания, полученные на уроке.
7
8
1.
2.
3.
V. Домашнее задание
Читать роман "Отцы и дети";
продолжить анализ конфликта
Е. Базарова и П.П. Кирсанова.
Записывают домашнее задание.
VI. Подведение
итогов урока
Фиксирование оценок компьютерного тестирования;
оценивание деятельности на уроке отдельных учащихся.
Закрывают работу виртуального учебника; выключают ПК.
Приложения: 1. Портрет Тургенева И.С.
2. Фрагмент технологической карты учащегося.
9