Конспект урока по русскому языку на тему Правописание не ни с различными частями речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Учитель: Гайкова Елена Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 7 «г»

Дата проведения:

Тема урока: Правописание не ни с различными частями речи

Цель (обучения): оценка значимости написания частиц не с разными частями речи;

обобщение

Цель (личностного развития): Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

Ожидаемые результаты:

А: Учащиеся знают правописание не с разными частями речи

В: Учащиеся умеют применять правило написания не с разными частями речи.

С: Учащиеся могут передать свои знания другим.

Время


Этапы

урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Оценивание

Используе-

мые модули

10 мин.

Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Стадия вызова


Создание благоприят-ного психологи-ческого климата.

Организация работы в группах.

Проверка дом.задания. С целью проверки усвоения теоритических знаний.



Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.


Учитель предлагает детям встать в круг и пожелать друг другу удачи.


Делит класс на 4 группы. По желанию уч-ся.

Уч- ся раздаются оценочные листы.

Приложение 1

1.Уч- ся презентуют кластеры по разрядам частиц, составленные на прошлом уроке.

2.Проверка теории.

Учитель задает вопросы по теории.

- Что такое частица?

- Почему частицы не являются членами предложения?

Выход на тему урока.

1.Учитель читает стих-ие.

- Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока. Слайд 1

НЕ и НИ у нас частицы
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

- Итак, какова тема урока?

Слайд 2.

2. Постановка целей урока.

- Обратимся к теме урока и определим цель урока.

Дети встают в круг говорят слова.

Создаются группы с учетом пожелания уч-ся работать вместе.

Спикер от группы рассказывает презентацию своего кластера.





Различение частиц НЕ И НИ

Уч- ся определяют цель урока.

Закрепить сведения об употреблении частиц, различении их на письме.


Формативное (похвала)









Формативное оценивание (похвала)

Использование новых технологий (ИКТ). Оценивание для обучения




20 мин

Операционно-познавательный этап

















Получение новой информации

Обсудение результатов работы групп



























Знакомство с новым материалом начинается с прослушивания стих-ия.

- Послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Слайд 3

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

- Какие вы нашли устойчивые словосочетания?

С какой частицей написали?

Проверка правильности выполнения.

Задания для групп.

- Посоревнуемся: какая группа последней назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот - победитель!

(ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания.

Работа с текстом.

- А сейчас обратимся к тексту и познакомимся с одной удивительной традицией.

- Возьмите карточку №5. Прочитайте текст.

- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

- Какое устойчивое сочетание вы встретили?

- Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

- Но сначала давайте повторим различение НЕ и НИ , используя фрагмент таблицы. (у каждого на парте). Приложение 2.

- Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении. (Для талантливых и одаренных)

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Карточка №3 для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку. Приложение 3.

Подведение итога работы по карточкам.

- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ.

Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями через диалог с одноклассниками.

Учащиеся распределяют роли для работы в группе, получают новую информацию,

Учащиеся обсуждают

Уч -ся зачитывают выписанные сочетания.



В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить.

















Групповое, индивидуальное, парное обучение


















Формативное оценивание

(взаимооцен-ка, самооценка)

Оцение работ производится взаимопроверкой карточек 5-3 дргуг друга,

5-5, 4-4, 3-3.









Диалоговое обучение. Вопросы высокого порядка.







Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа).

Использование новых технологий (ИКТ). Обучение талантливых и одарённых

Оценивание для обучения

10мин

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информацииОбсуждение результатов работы групп

Учащимся предлагается заполнить рефлективные листы отметить:

-Комфортно ли вам было сегодня на уроке? Почему? Какие задания были наиболее интересными, трудными, почему?


Учащиеся в письменной форме высказывают своё мнение

Индивидуальное обучение

Формативное оценивание (рефлективные листы)

Критическое мышление (рефлективные листы).

Оценивание для обучения.

Саморегуляция

1мин

Дом.задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Творческая работа

Задание подготовлено заранее и раздается дежурным.

Работа по составлению текста на определённую тему

Цель: формирование умения самостоятельно строить собственное высказывание.

- Создавать маски - увлекательное занятие. А теперь представьте, какую маску хотели бы создать вы и опишите её с помощью предложенных конструкций

Кто не слышал о______________? Кто ни оказывался ____________, всякий_________ни жив ни мёртв.

Требовался не один день, чтобы___________, против которой не устоит ни___________.

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Индивидуальное обучение

Обучение талантливых и одарённых.

Использование новых технологий (ИКТ).

Критическое мышление (эссе)

Стратегия развития критического мышления - стадии и методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «открытые» и «закрытые» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«Fishbone»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Таблица

Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

(Не выучил- выучил)

Если опустить частицу, смысл не изменится.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )

Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

Карточка № 5

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА - французское masgue восходит к арабскому mashara - "шутка, насмешка".

Карточка № 4

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря,отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Лист самооценки.

Оценивание производится по трех балльной шкале:

«3» - отлично

«2» - хорошо

«1» - я могу лучше

Рассказывал домашнее задание

Работа в группе, предлагал новые идеи и направления

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Анализировал, обобщал точку зрения, делал выводы

Выступал от группы

Средний балл


11



© 2010-2022