Урок творческого воображения. «Нужна ли юности романтика ?. .. »

открытый  урок  , посвященный  130 - летию  со  дня  рождения великого  романтика  и борца  за  свободу : Александра  Степановича  Грина.         Творчество Грина — черточка лица эпохи, частица ее литературы, притом частица особенная, единственная... В 2000 г. учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина, она присуждается ежегодно «за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды», среди лауреатов этой премии — Кир Булычев и Владислав Крапивин. «...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок творческого воображения .« Нужна ли юности романтика ?...»

Цели урока :

1 ) познавательная - познакомиться с повестью А.С.Грина «Алые паруса» ;

2) практическая - проработать текст , ответить на вопросы ;

3) воспитательная - помочь учащимся приобрести основные нравственные ориентиры .

1. Орг. м.

2. Систематизация знаний учащихся

Ребята и уважаемые гости , разрешите начать открытый урок , посвященный 130 - летию со дня рождения великого романтика и борца за свободу : Александра Степановича Грина . Тема нашего урока звучит таким образом : Нужна ли юности романтика ?

(1 слайд. Тема урока : « Нужна ли юности романтика ?...» )

1.1 введение

1.2 страница устного журнала «А.С.Грин - человек и писатель»

1.3. страница устного журнала «Театральная»

2.1 страница устного журнала «Карта Гринландии»

2.2. страница устного журнала «Дискуссионная»

2.3 страница устного журнала «Живущие в стране А.С.Грина»

3.1 страница устного журнала «Музыкальная»

4 страница устного журнала «Для заметок .Поэтическая»

(Звучит песня А.Зацепина на стихи М.Пляцковского «Ты слышишь , море?..» .Выходят Фрези Грант и Артур Грэй ).

Фрези : Почему наша сегодняшняя встреча начинается песней о море ?

Грэй : Потому что море - это символ свободы и простора .Море будит наше воображение , которое рисует прекрасные картины ; море - это рассказ о приключениях , подвигах и чудесах .

( Матрос Летика демонстрирует репродукции и слайды с изображениями морских пейзажей ) .

(2 слайд «Морские пейзажи» )

Фрези : А ещё море интересно своими людьми .Вот , например , вы , уважаемый Артур Грэй - капитан единственного и неповторимого парусника «Секрет» .

Грэй : А ещё у моря есть свои легенды . Вот , например , вы , уважаемая

Фрези Грант - Бегущая по волнам , которая заботится о потерпевших крушение .

Фрези : Но ведь и вы , капитан Грэй , стали героем если не легенды , то феерии ( от французского фее - волшебница ) . Именно так обозначен автором жанр книги «Алые паруса» . Пожалуй , это самое знаменитое произведение Александра Грина .

Фрези : Знают ли ребята об этом писателе и его творчестве .

И той стране , которая создана им . Мы называем её Гринландией.

Учитель : Обратите внимание на большую карту «Грин - ландия» . Такую страну Вы нигде не найдёте , ведь этот мир принадлежит тем людям , которые верят свою мечту , а особенно - в юности .

Грэй : Прежде всего Грин остается в сердцах читателей как писатель - романтик , как певец моря . Кажется , до него романтичными считались образцы морских пиратов …

(Чтобы проиллюстрировать слова Грэя , матрос Летика , нахлобучив на себя пиратскую шляпу , проходит по сцене , хромая , напевая хриплым басом : «Пятнадцать человек на сундук мертвеца ! Йо - хо - хо ! И бутылку рому !» )

Фрези : Но ведь пираты - это разбойники , которые мечутся по морю , топят корабли ..

Грэй : А у Грина моряки совсем не такие . Эти бородатые «морские волки» порой неуклюжи , но добры и благородны .

Матрос Летика : Позвольте вам сказать , сказать

Позвольте рассказать ,

Как в бурю паруса вязать ,

Как паруса вязать…

Фрези : Мы поговорим , ребята , о творчестве Александра Грина , о его жизни и прекрасной мечте . ( 3 слайд - портрет Александра Грина )

Грэй : Саша Гриневский ( это его подлинная фамилия ) родился в маленьком сухопутном городе Вятке . Он был застенчивым и мечтательным , рассеянным и нетерпеливым ; учился плохо , но много читал . Как вы думаете , ребята , какие книги нравились ему в то время ? ( О приключениях , о подвигах ) .

Учитель : Попробуйте назвать авторов таких книг - писателей , которые стали классиками приключенческого жанра .( Жюль Верн , Майн Рид , Густав Эмар , Луи Жаколио , Роберт Луис Стивенсон , Александр Дюма , Эдгар По и др.).

Фрези : Одноклассники . бывало , смеялись над Сашей , дразнили его , потому что дети часто надсмехаются над тем , чего не в состоянии понять . Впрочем , и взрослые часто ведут себя точно так же . Жизнь Грина была трудна . «Всё в ней , как нарочно , сложилось так , чтобы сделать из него преступника или злодея» , - заметил писатель К.Г.Паустовский . Единственным спасением от мрачной , нищей жизни было воображение . ( 4 слайд - портрет Константина Георгиевича Паустовского ) .

Матрос Летика : «Где - то за чертой серого горизонта сверкали страны , созданные из света , морских ветров и цветущих трав . Там жили люди, коричневые от солнца , - золотоискатели , художники , неунывающие бродяги , самоотверженные женщины прежде всего - моряки» .

Грэй : Грин мечтал изменить свою жизнь так в скучном , угрюмом провинциальном городе . Он совершил поступок … Какой ? Кто читал книгу или смотрел фильм «Алые паруса»? Те , наверное , помнят , что и мне по воле автора пришлось так поступить .( Грин убежал из дома и добрался до приморского города , мечтая устроиться матросом на корабль ). Грин оказался в Одессе и стал искать работу моряка .

Фрези : Дважды ему повезло . Его взяли в рейс Одесса - Батуми , а потом он ходил матросом в Египет . Но карьера моряка Грину не удалось . Он перепробовал различные профессии : был писцом , грузчиком , рыбаком , пекарем , золотоискателем , лесорубом , солдатом … ( 5 слайд - Морской порт . Феодосия .)

Грэй : Есть сходство между жизнью молодого Грина и биографией других писателей , которым тоже доводилось уходить из дома , бродяжничать , работать где придётся … а потом рассказывать об этом в книгах .

Учитель : Какие писатели прошли такой жизненной путь ? ( Максим Горький , Александр Иванович Куприн ) .

Фрези : Один из этих писателей стал спасителем Грина в 1920 году . Голодный , полубольной Грин оказался в Петрограде без тепла и крови . Максим Горький узнал о тяжелом положении Грина сумел добиться для него академического писательского пайка ; с помощью Горького Грин получил комнату , теплую и светлую , а главное - возможность работать ! (6 слайд - Максим Горький )

Грэй : Было время разрухи : страна голодала , болела , воевала … Именно в это время Грин писал книгу - не о тех бедах , которые окружали его , не о голоде и разрухе , а о том , как человек может своими руками создать чудо и подарить его другому человеку . Что это была за книга ?

( «Алые паруса» ) .

Голос автора : ( исполняется отрывок из книги ) : « В Каперне произошло такое замешательство , такое волнение , какие не уступают эффекту знаменитых землетрясений . Никогда ещё большой корабль не подходил к этому берегу ; у корабля были те самые паруса , имя которых звучало как издевательство ; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта , опровергающего все законы бытия и здравого смысла . Мужчины , женщины , дети впопыхах мчались к берегу , кто в чём был . Скоро у воды образовалась толпа . И в толпу эту стремительно вбежала Ассоль . Как только , появилась Ассоль , все смолкли , все со страхом отошли от неё , она осталась одна , с лицом не менее алым , чем её чудо , беспомощно протянув руки к высокому кораблю» .

Фрези : Капитан Грэй , почему вы решили исполнить заветное желание Ассоль ?

Грэй : «…Может быть , именно потому , что благодаря ей я понял одну нехитрую истину . Она в том , чтобы делать так называемые чудеса своими руками» .

Фрези : Но ведь не каждый это может…

Грэй : «Когда для человека главное - получать дражайший пятак , легко дать этот пятак , но когда душа таит зерно пламенного растения - чуда , сделай ему это чудо , если ты в состоянии» .

Фрези : И что это вам даст ?

Грэй : «Новая душа будет у него и новая у тебя ?»

Фрези : Но ведь не каждый способен оснастить корабль алыми парусами.

Грэй : «…Есть не меньшие чудеса : улыбка , веселье , прощение и .. вовремя сказанное , нужное слово».

Фрези : А ещё - мечта ! Ребята , вспомните , какова была заветная мечта Артура Грэя - вопрос зрителям ( Стать капитаном) .

Матрос Летика : «Он родился капитаном , хотел быть им и стал». А ведь работа капитана очень сложна … Уж я - то знаю! Ведь существуют даже специальный морской язык . Обычному человеку , бывают , и невдомёк , о чём идёт речь . Вот , например , зачем на корабле «бьют склянки» ( так говорят , когда корабельный колокол отбивает время) .

Вопрос зрителям : 1 .А что за слово такое - «камбуз» ? ( Так называется корабельная кухня) .

2. А как называется корабельный повар ? (Кок) .

3. Что такое «аврал» ?

( Общая работа , в которой принимает участие вся команда судна ).

4. Как называется должность ответственного за судовые работы и чистоту на корабле ? ( Боцман) .

5. Кто такой юнга ? ( Подросток , готовящийся стать матросом ) .

6. Какие вы знаете название парусов ? ( Марсель , грот , брамсель , стаксель , бриг ).

Фрези : Довольно , Летика ! Эти ребята понимают морской язык ! Капитан Грэй может взять любого из них юнгой на свой парусник !

Грэй : Нет , сначала мы проверим , каковы их познания в географии . Попробуйте узнать , назвать и показать на карте места , описанные Грином .

«На карте Гринландии» (7 слайд «Карта Гринландия» )

1. Там , где они плыли , слева волнистыми сгущением тьмы проступал берег . Над красным стеклом окон носились искры дымовых труб «…» Огни деревни напоминали печную дверцу , прогоревшую дырочками , сквозь которые виден пылающий уголь . Направо был океан…» .

(Ответ : Каперна , «Алые паруса» ) .

2. Я утолял жажду движения … прогулками в гавань … Её мир полон необнаруженного значения , опускающегося с гигантских кранов пирамидами тюков , рассеянного среди мачт , стиснутого у набережных железными боками судов , где в глубоких щелях меж тесно сомкнутых бортами молчаливо , как закрытая книга , лежит в тени зелёная морская вода» ( Ответ : Лисс , «Алые паруса» ).

3. Берег развертывался мрачной перспективной фабричных труб , опоясанных слоями черного дыма . Береговая линия , где угрюмые фасады, акведуки , мосты , краны , цистерны и склады теснились среди рельсовых путей , напоминала затейливый силуэт , - так было здесь всё черно то угля и копоти. «…» У молов … стояли баржи и пароходы , пыля выгружаемым каменным углём» . ( Ответ : Дагон , «Бегущая по волнам» ) .

4. Это были по большей части двухэтажные каменные постройки , обнесенные навесами веранд и балконов . Они стояли тесно , сияя распахнутыми окнами . Иногда за углом крыши чернели веера пальм … Изобилие бумажных фонарей всех цветов , форм и рисунков мешало различить подлинные черты города» .( Ответ : Гель - Гью , «Бегущая по волнам» ) .

Фрези : Какие ещё города , выдуманные писателем и нанесенные на карту Гринландии , вы можете назвать ? ( Ответ : Зурбаган , Гертон , Арлингтон, Оламво , Покет , Суан ) .

Грэй : А теперь проверим вашу наблюдательность . Попробуйте узнать персонажей по описанию и вспомнить , какую они играют в той или книге .

«Живущие в стране Грина» (8 слайд - «Живущие в стране Грина» ) .

1 Почему первая глава называется «Предсказанием» ? Что вы узнали о судьбе Ассоль и Лонгрена ? Обратите внимание на нерусские имена героев и сказочные названия стран .

2. О чём говорилась в сказке , которую Эгль рассказал Ассоль ? Какую роль она сыграла в судьбе девочки ?

3.Что вы узнали о Грэе ? Какое живописное полотно перевернуло его жизнь ?

4. При каких обстоятельствах Грэй впервые увидел Ассоль ? Что ему рассказали об Ассоль в деревне ?

5. Как произошла встреча Ассоль с кораблём ? Какое чувство она испытала , обнаружив на своём пальце кольцо Грэя ?

6. Как Грэй готовился к встрече с Ассоль ? Расскажите подробно . Как вы оцениваете этот поступок Грэя ?

7. Как произошла встреча Ассоль и Грэя . Как вы восприняли это событие ? Чём привлекло ваше внимание феерия «Алые паруса» Грина .


1. Малообщительный по натуре , он после смерти жены стал ещё замкнутее и нелюдимее « …» Гостей он не выносил , тихо спроваживая их не силой , но такими намёками и вымышленными обстоятельствами , что посетителю не оставалось ничего иного , как выдумать причину , не позволяющую сидеть дольше . Словом , он тоже не посещал никого …».

(Ответ : Лонгрен , отец Ассоль , «Алые паруса» ).

2. «Полудетское , в светлом загаре лицо её было подвижно и выразительно ; прекрасные , несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали робкой сосредоточенностью глубоких душ…» .

Остальные неподвластно словам , кроме слова «очарование» (Ассоль «Алые паруса» ) .

3. Известный собиратель песен , легенд , преданий и сказок .Седые кудри складками выпадали из - под его соломенной шляпы ; серая блуза , заправленная в синие брюки , и высокие сапоги придавали ему вид охотника ; белый воротничок , галстук , пояс , унизанный серебром блях , трость и сумка с новеньким никелевым замочком - выказывали горожанина …(Эгль «Алые паруса» ) .

Фрези : Я вижу , вы знаете тех , кто живет в стране Грина , - людей , умеющих быть счастливыми и делиться счастьем .

Грэй : Нельзя не сказать , что у Грина были свои признаки , по которым он определил степень доброты человека , его способность к дружбе . Как вы думаете , какие это признаки - взгляд , голос , рукопожатие ? ( Ответ : Рукопожатие ) .

Фрези : Мечта Грина сбылась : он создал свой мир , в котором соединялось всё , что он считал привлекательным : песчаные дюны , морские дали , уютные города …

Грэй : И , наконец , прекрасные люди , мечты которых сбываются . А теперь настало время подвести итог вечера .

Фрези : Мы желаем вам , ребята , найти свой счастливый мир или создать его своим трудом и воображением …

Грэй : Как сделал это писатель Александр Грин .

Матрос Летика : А теперь давайте споём песню «Алые паруса» .

( 9 слайд - А.С.Грин «Алые паруса» )

Ребята , надо верить в чудеса ,

Когда - нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса / 2 раза

И скрипка пропоёт над океаном . / 2 раза

Не три глаза : ведь это же не сон

И алый парус так же гордо реет

В той бухте , где отважный Грэй нашёл свою Ассоль , / 2 раза

В той бухте , где Ассоль дождалась Грэя . / 2 раза

С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль , что нам досталось .

А без друзей на свете было б очень трудно жить / 2 раза

И серым стал бы даже алый парус. / 2 раза

3. Итог урока :Вернёмся к теме урока : «Нужна ли юности романтика ?»

Является ли тема урока актуальной ? После урока я задумалась / задумался ?

Я ощущал себя на уроке … Мне понравилось …

4. Дом.задание

Написать сочинение на темы :1. «Секреты романтизма Грина» ;

2. «Мечта должна быть крылатой…»

3. «Разобраться сердце на осколки , если мы разучимся любить»

5. Ребята , вы уже взрослые люди , совсем скоро уйдёте от нас , улетите из родительского гнезда в большую жизнь . Куда бы ни забросила вас судьба, помните , что юность - волшебная пора , дорожите ею и не губите себя .













© 2010-2022