Технологическая карта урока развития речи УМК: Бабайцева по теме Виды связи предложений в тексте (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 100. ЦЕПНАЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ (повторение)

Цели деятельности учителя

Познакомить учащихся с первым законом создания текста: связь предложений, с видами связи предложений в тексте; совершенствовать умения пятиклассников составлять текст, определять его тему, основную мысль

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности цепной и параллельной связи предложений; уметь правильно использовать средства связи предложений в тексте соответствии с целью учебного задания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

uroki.net

zavuch.info

intergu.ru

akademius.narod.ru/vibor-rus.html

festival.1september.ru/subjects

som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-
ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
и термины

Способы связи предложений в тексте

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимо-

действия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (учащиеся хором: «Пять»).

- Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

- Сегодня у нас урок развития речи. Его мы начнем с наблюдений за словом речетворчество*.

- Чем оно интересно с точки зрения своего морфемного состава?

- Какое значение имеет это слово?

- Каждый день мы сталкиваемся с этим явлением. Возвращаясь после школы домой, вы рассказываете маме или папе о том, что произошло в школе, на каких уроках вас спрашивали, как оценили ваши знания. Каждое мгновение мы творим речь, создаем ее

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учеб-

Воспроизведение ранее изученного, установление пре-

- Значение слова речетворчество мы определили. А сейчас мы познакомимся с текстом, в котором узнаем нечто новое о толковании этого же слова.

- Вспомните определение текста. Что мы называем текстом?

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию;

Индивидуальная, фрон-

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполня-

Устные ответы

ное действие

емственных связей прежних и новых знаний
и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, активное слушание

Выразительно читает текст.

Законы умелого речетворчества,
или Что нужно знать о тексте

Не следует забывать, что первоначально слово текст толковалось как «ткань», «связь». Это значение сохранилось в известных нам словах: «текстиль», «текстильное производство» - ткань, изготовление ткани.

Используя возможность такого толкования слова текст, говорят
о «полотне текста» или о «текстовой ткани». Как и любая качественная ткань, текст должен быть создан по законам талантливого ткачества: не должно быть видно на его «полотне» ни грубых узлов, ни рыхлых, непрочных соединений; требуется, чтобы текстовые «нити» легли плотно и ровно на всех участках текста - крепкого и прочного полотна.

При создании текста, как и в ткачестве, мастер строго следит за тем, умело ли соединены «текстовые нити», «выдержан ли задуманный рисунок». Проще говоря, создатель текста постоянно заботится о его связности и целостности: существует ли связь предложений в тексте, правильно ли осуществляется переход от одной части к другой, а главное - удалось ли найти нужные тематические и смысловые опоры, которые и придадут тексту прочность и долговечность, как делают это основные нити ткани

строят понятные для партнера высказывания

тальная

ют учебно-познаватель-
ные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения

3. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

1) Какой словесный образ использует автор, проводя параллель между текстом и тканью? Что является общим у этих понятий?

2) Чем должен отличаться талантливо созданный текст? Перечислите законы хорошего текста.

Осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-

ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Устные ответы.

Физкультминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки поднять и опустить их через стороны

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Выполнение упражнений

4. Целеполагание

и построение проекта выхода
из затруднения. творческая практическая деятельность
по реализации построенного

проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной
и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

Письменная
работа

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

- Сегодня мы обратимся к первому закону создания талантливого текста: научимся связывать предложения в тексте.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.

№ 60 с. 38.

- Прочитайте текст, определите его тему. Озаглавьте текст. Подчеркните как члены предложения слова, которые связывают (сцепляют) предложения.

- Итак, в нашем тексте предложения связаны по смыслу последовательно, по цепочке: первое со вторым, второе с третьим.

- Как называется такая связь? Обратите внимание на схему.

- На с. 39 найдите, с помощью каких средств могут сцепляться предложения в тексте.

№ 63.

Задание. Назовите вид связи, который вы использовали для связи предложений.

- А какие слова помогли вам сцепить предложения в связный текст?

Предложения могут быть связаны при помощи повторяющихся или однокоренных слов (песок - песок, верный - верность), местоимений (книга - она, человеку - ему).

№ 71.

- Предложения могут быть связаны без специальных слов; при этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу и грамматически с первым. Эти предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. С. 42

- № 72.

Организует и сопровождает деятельность учащихся

Формулируют цель учебной деятельности
в диалоге с учителем; отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, в материалах учебников, рабочих тетрадей), систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите-

лем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют в решении учебной задачи.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Вопросы для уточнения информации; устные ответы; выполнение письменных упражнений

5. Первичное закрепление
с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа
по вопросам.

Письменная работа. Самостоятельная работа

Работа с текстами № 4 и 5.

Задание. Прочитайте тексты. Какими видами связи сцеплены предложения в текстах? Продолжите тексты, запишите.

№ 75.

Задание.

1-й вариант.

Перед вами отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Уездный лекарь». Докажите, что предложения в этом отрывке связаны при помощи цепной связи.

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я
простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня
в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул
в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.

Вариант 2.

Перед вами отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор дает сопоставительную характеристику своим героям. Докажите, что предложения в этом отрывке связаны при помощи параллельной связи.

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря… Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек…

Принимают участие в работе, выполняют упражнения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: выполняют учебно-познаватель-
ные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменные работы; вопросы для уточнения информации

6. Включение
в систему знаний
и повторение

Обобщение
полученных
на уроке сведений

- С какими видами связи предложений мы познакомились?

- В чем особенность каждого вида?

- На ваш взгляд, какая связь «крепче»?

Участвуют в диалоге с учителем

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации

7. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился -
выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

Технологическая карта урока развития речи УМК: Бабайцева по теме Виды связи предложений в тексте (ФГОС)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных
на уроке знаний, умений,
навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных
умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание учащихся за работу
на уроке; листы обратной связи

7

© 2010-2022