Рабочая программа Русская литература в 9 классе для национальных школ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по литературе

  • Программы основной школы по русскому языку и литературе в 5-9 классах общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Авторы программы по литературе: С.К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, М. С.-П. Просвещение.2012

  • и рассчитано на преподавание по учебнику­-хрестоматии «Литература» для 9 класса в 2-х ч. Авторы - составители учебника: Н. Н. Вербовая, Н. С. Русина, С.К. Бирюкова. С.-П. Просвещение.2013.

Изучение литературы в 5-9-х классах направлено на выполнение ряда целей, обусловленных задачами основного общего образования во всех типах общеобразовательных учреждений России:

- воспитание духовно развитой личности; обладающей этническим и общероссийским гражданским сознанием, гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;

- формирование историзма мышления, воспитание гордости за свое многонациональное Отечество;

- формирование восприятия русской литературы как существенной части русской и мировой культуры с учетом этнокультурной специфики родной литературы и культуры, что обеспечивает реализацию принципа диалога культур;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о произведениях литератур народов России и зарубежной литературы;

- формирование потребности в самостоятельном чтении произведений русской литературы, овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

- формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурнойрусской литературы; умений сопоставлять их с художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;

- воспитание эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов;

- овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях - собственную интерпретацию;

- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;

- развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;

- освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения.

Школы с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения при реализации общих целей литературного образования должны учитывать и специфические задачи, обусловленные педагогическими условиями национально-русского двуязычия, которые сводятся в основном к следующему:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, а также к выдающимся произведениям литературы народов России;

- формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлять произведения русской и родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями;

- развитие, совершенствование и закрепление навыков русской устной и письменной речи учащихся в условиях двуязычия и многоязычия.


Общая характеристика учебного предмета

Особенностью данной программы является системная на­правленность: от освоения различных жанров фольк­лора к изучению творчества писателей; от зна­комства с отдельными сведениями по истории соз­дания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова; подводится итог работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (жестокость и сострадание, великодушие и эгоизм, прекрасное в природе и человеческой жизни).

Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Поэтому предлагаются для изучения ранее не входившие в курс литературы 9 класса произведения писателей 20 века (А.И. Солженицына, Б. Пастернака), необходимые для расширения читательского кругозора учащихся, обогащения их представления о художественном наследии русской литературы.

В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные(связь с курсами истории, географии, русского языка) и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к дру­гим видам искусства (музыке, живописи).

Данная программа формирует грамотного читателя. По­добный подход поможет осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого пе­риода и осознать, что развитие литературы - жи­вое поступательное движение.

Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.

Место предмета «Литература» в базовом учебном плане.

Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения предмета «Литература» в средней школе, четко определяют его место в базисном учебном плане. В них подчеркивается, что приобщение школьников к богатствам русской и мировой литературы - это единый и непрерывный процесс, позволяющий устанавливать связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Согласно учебному плану МБОУ «Карамышевская СОШ» на изучение предмета «Литература» в 9 классе отводится 99 часов. (3 часа в неделю - 33 недели ).

Содержание

Введение

Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времен до наших дней. Связь литературы с общественной жизнью. Значение.

Древнерусская литература

« Слово о полку Игореве» ( фрагмент) .Величайший памятник древнерусской литературы. История открытия произведения. Переводы. Идейное содержание. Поэтический язык.

Русская литература 18 века

М. В.Ломоносов « Ода на день восшествия…»

Тема родины. Мира, просвещения. Гражданственность поэзии Ломоносова. Пушкин о Ломоносове

Г.Р.Державин « Путник», « Русские девушки», « Памятник»

Державин о роли поэта и назначении поэзии. Прославление красоты русских девушек. Прославление любви и чувственных наслаждений.

Н.М. Карамзин « Бедная Лиза»

Карамзин -один из основоположников русского сентиментализма.

Повесть « Бедная Лиза». Главные герои- Лиза и Эраст. Социально-нравственный конфликт. Язык и стиль произведения.

Русская литература 19 века

Общая характеристика русской культуры XIX века. Понятие классический период в истории русской литературы. Своеобразие развития русской литературы 1-ой половины XIX века. Русская классика в контексте мировой.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни и творчества Грибоедова. «Горе от ума» - «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин). Чацкий как выразитель взглядов автора: свободолюбие, независимость и благородство Чацкого. Трагедия Чацкого. Мастерство Грибоедова в создании характеров. Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Меткость и афористичность языка комедии. Особенности прочтения и толкования комедии в XIX веке (А.С.Пушкин и И.А.Гончаров) и ее актуальность в наше время.

Критический этюд Гончарова «Мильон терзаний»
Теория литературы. Идейное содержание художественного произведения. Значение общественной позиции автора в литературном произведении. Развитие понятия о литературном характере

А.С.Пушкин. Лирика: «К Чаадаеву», «Цыганы», « К морю», « И.И. Пущину», «К***» ,«Я вас любил...», « Бесы», « Пророк», « Евгений Онегин» ( отдельные главы)

Пушкин- гениальный русский поэт. Личность Пушкина как воплощение душевной красоты и гармонии.

Жизнь и творчество Пушкина. Начало поэтической деятельности. Южная и Михайловская ссылки. Болдинская осень. Основные мотивы лирики Пушкина. Вольнолюбивая лирика, слияние личной и гражданской тем. Одухотворенность, светлая грусть стихотворений о любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта.
Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе. Проблематика романа. Недюжинная натура главного героя, его жизненные искания. Онегин и Ленский. Неоднозначность образа Ленского. Онегин и Татьяна. Татьяна - любимая героиня Пушкина. Татьяна и Ольга. Онегин и автор. Образ автора в системе художественных образов. Роман и его герои в оценке В.Г.Белинского.
Значение творчества Пушкина для русской культуры. Произведения Пушкина и мировое искусство.

Теория литературы. Романтизм как литературное направление.

Расширение понятия о стиле ( ритм, рифма, строфа). Понятие о жанре романа в стихах, понятие о литературном типе. Начальное понятие о народности литературы. Расширение понятия о реализме.
М.Ю.Лермонтов.

Лирика:«Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и груст­но», «Три пальмы», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Герой нашего времени» (отрывки).

Жизнь и творчество Лермонтова. Основные мотивы лирики Лермонтова: пафос вольности и протеста, чувство одиночества, жажда социальной активности, тема родины и природы. Тема любви в лирике Лермонтова. Тема поэта и поэзии. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. Особенности лермонтовской демонологии в поэме «Демон».
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа. Нравственная проблематика романа. Своеобразие раскрытия образа Печорина: роль композиции (нарушение хронологической последовательности глав), смена рассказчиков, значение картин природы. Печорин в системе художественных образов романа (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, женские образы). Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство романа. В.Г.Белинский о лирике Лермонтова и о романе «Герой нашего времени».

Теория литературы. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Поэтические средства художественной выразительности

Н.В.Гоголь. Рассказ «Шинель» (в сокращении). Тема «маленького человека», бедного мелкого чиновника, живущего в обществе, которое оценивает людей по чинам и богатству. Акакий Акакиевич Башмачкин - страдающий чело­век, достойный сочувствия и сожаления. «Значительное лицо» - обобщен­ный тип чиновника высшего ранга. Преемственная связь гоголевской «Ши­нели» с пушкинским «Станционным смотрителем».

«Мертвые души» (главы из поэмы) Жизнь и творчество писателя. История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции произведения. Обобщающее значение образов помещиков, приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога). Литературные истоки образов гоголевских помещиков. Особое место образа Чичикова. Чичиков - новый герой эпохи. Народные типы в поэме. Образ автора. Роль лирических отступлений в поэме.

Теория литературы. Основные роды художественной литературы. Эпи­ческие, лирические произведения. Развитие понятия о характере литератур­ного героя. Развитие понятия о литературном типе. Жанр лироэпической поэмы.

Федор Иванович Тютчев «Умом Россию не понять...», «С поляны коршун поднялся...», «Вечер».

Жизненная и творческая биография поэта. Образ России в ее много­образии и неповторимости в произведениях поэта.

Алексей Константинович Толстой

«Край ты мой, родимый край!..», «Звонче жаворонка пенье...».

Краткие биографические сведения о поэте. Соединение романтических традиций и реалистических представлений в творчестве Толстого. Тема ро­дины в творчестве поэта. Лиризм и психологизм поэзии Толстого.

И.С.Тургенев«Отцы и дети» .Личность писателя. Роман «Отцы и дети» - диалогический роман. Образ нигилиста Базарова. Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова - основной конфликт романа. Любовь - главное испытание Базарова. Смысл заглавия. Поэтика романа. Отношение автора к своему герою.

Д. И. Писарев и А. И. Герцен об образе Базарова.

Теория литературы. Первоначальное знакомство с понятием «социаль­но-психологический роман».
Николай Алексеевич Некрасов . «Вчерашний день, часу в шестом...», «Душно! Без счастья и воли...», «Кому на Руси жить хорошо».

Некрасов - народный поэт. Лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность его поэзии. Сочувствие поэта обездоленным крестьянам. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Душно! Без счастья и воли...»

Теория литературы. Развитие понятия о стихотворной речи. Трехсложные размеры стиха.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (отдельные фрагменты).

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия народной жизни. Крестьянские характеры в поэме. Образ крестьянки как наиболее унижен­ного и угнетенного человека.

Знакомство с образами помещиков. Мастер­ство портретных зарисовок, их колоритность и значимость для раскрытия основной идеи поэмы.

Афанасий Афанасьевич Фет . Природа и человек в поэзии.

«Я был опять в саду твоем...», «Весенний дождь», «На железной доро­ге», «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

Природа и человек в поэзии Фета. Глубина изображения мира приро­ды. Метафоричность лирических стихотворений Фета.

Теория литературы. Своеобразие художественных средств в изображе­нии природы и человека в лирике поэтов 19 в.

Федор Михайлович Достоевский

Роман «Преступление и наказание» (отдельные главы).

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. История создания романа. Капиталистический Петербург в изображении Достоевского.

Тема бедных людей. Мастерство психологической обрисовки действующих лиц. Художественное изображение человеческих страданий. Раскольников - центральный образ романа.

Теория литературы. Развитие понятия о портрете героя, о литератур­ном характере.

Лев Николаевич Толстой (3ч.)

«Война и мир» - роман-эпопея (отдельные главы).

Первоначальные представления о Толстом-романисте. Начало войны с Наполеоном и ее описание в первом томе эпопеи.

«Война и мир» как героико-патриотический роман-эпопея.

Теория литературы. Жанр романа-эпопеи (первоначальное знакомство).

Сюжет и композиция романа, система персонажей. Верхушка светского общества в изображении Толстого (салон Шерер).

Главные герои романа - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.

Антон Павлович Чехов .«Крыжовник».

Биографические сведения о писателе

Рассказ «Крыжовник».

Смысл рассказа «Крыжовник». История жизни главного героя произве­дения - Ивана Ивановича. Отношение писателя к своему герою. Обличение пошлости и мещанства в рассказе.

Теория литературы. Мастерство композиционного построения рассказа. Сатира и юмор.

Русская литература 20 века

Максим Горький

Русская литература XX в.- основные имена, темы и направления.

Рассказ «Макар Чудра».

Краткие сведения о романтической прозе М. Горького в ранний период творчества. Рассказ «Макар Чудра». Герои произведения - цыгане Лойко Зобар и Рада. Сходство и отличие в жизненных позициях автора и главного героя. Описание особого колорита цыганской среды. Особенность компози­ции - прием рассказа в рассказе.

Художественные особенности авторской речи - метафоричность, эмоционально окрашенные эпитеты, неожиданные сравнения.

Теория литературы. Жанр романтического рассказа. Особенности композиции: два рассказчика - автор и персонаж

Александр Иванович Куприн «Олеся».

Краткие биографические сведения о писателе.

«Олеся». Нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси. Робость и нерешительность ее возлюбленного - городского человека. Два мира - две стихии. Герои повести. Поэтическое изображение природы. Трагическая судьба главной герои­ни. Гуманистическая позиция автора.

Теория литературы. Развитие понятия о сюжете и композиции произ­ведения.

Иван Алексеевич Бунин

«Темные аллеи».

Краткий очерк жизни и творчества, своеобразие судьбы писателя.

Рассказы Бунина о любви. Нравственные и философские взгляды писа­теля. Отношение к любви как к самому светлому и чистому на земле. Лю­бовь и страдание. Гуманистическая направленность рассказов. Сочувствен­ное отношение автора к героям и их переживаниям.Теория литературы. Самобытность и индивидуальность языка

Александр Александрович Блок

«Ветер принес издалека...», «Мы встречались с тобой на закате...», «Они читают стихи», «Когда вы стоите на моем пути...», «О, я хочу безумно жить...». Лирика Блока.

Любовная лирика в творчестве Блока. Блок как наиболее яркий предста­витель символизма.

«Ветер принес издалека...». Весна как символ пробуждения интимных чувств.

«Мы встречались с тобой на закате...». Любовь как сила, одухотворяю­щая человека, пробуждающая в нем восторженное восприятие жизни.

«Когда вы стоите на моем пути...». Своеобразие изображения великого чувства любви. Значение вывода поэта, его смысл.

«Они читают стихи». Философский смысл изречения лирического героя.

«О, я хочу безумно жить...». Страстное воспевание, прославление жизни.

Теория литературы. Символизм. Лирический герой, символ в поэзии. Развитие по­нятия «белый стих».

Владимир Владимирович Маяковский «О дряни», «Юбилейное».

Маяковский-поэт-новатор, трибун, один из самых талантливых сати­риков XX в. «О дряни». Сатирический талант Маяковского, воинствующий характер его сатиры, «грозный смех» поэта над обывателями, приспособленцами.

«Юбилейное». Отношение лирического героя к Пушкину.

Оригинальное художественное видение мира. Неповторимое своеобра­зие языка и стиля поэзии Маяковского.

Теория литературы. Ритм и рифма. Пауза как элемент стиха .

Сергей Александрович Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Зеленая прическа...», «Заметался пожар голубой...», «Дорогая, сядем рядом...».

Биографические сведения о поэте .Есенин и литературные направления его времени (имажинисты). Непо­вторимость образа лирического героя Есенина.

Мир природы в интимной лирике Есенина. Своеобразие стиля поэта: стремительный ритм, богатство слуховых и зрительных ощущений, разнооб­разие эпитетов, метафор и сравнений. Особая музыкальность и жизненность произведений Есенина.

Теория литературы. Средства художественной выразительности в поэ­зии

Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце».

Краткие сведения о писателе. Повесть «Собачье сердце». Живучесть «шариковщины» как социаль­ного явления. Авторская позиция и способы ее выражения.

Образ профессора Преображенского, задумавшего эксперимент по улучшению человеческой породы. Шариков как результат неудавшегося опыта профессора-доносчик, алкоголик, демагог.

Мастерство в передаче живописного фона: фигуры и события второго плана, описание быта и разрухи, показ ее причин. Острая сатира на дей­ствительность России 20-х гг.

Теория литературы. Жанр сатирической повести. Индивидуальность стиля писателя.

А.А.Ахматова. Лирика. Акмеизм. «Мне голос был. Он звал утешно...», «Наследница», «Приморский сонет».

«Мне голос был. Он звал утешно...» - стихотворение патетическое, тор­жественное. Лирический герой - человек, осмелившийся плыть против те­чения, мужественно отстаивая и сохраняя высокую веру в общность людей.

Своеобразие переживаний поэта: готовность наделить величием каж­дую минуту своего существования, отношение к каждому мигу жизни как к значительному событию.

«Наследница». Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой. «Приморский сонет» как одно из итоговых стихотворений поэта. Раз­мышления о жизни, раздумья о вечном.

Теория литературы. Своеобразие средств художественной выразитель­ности (метафоры, эпитеты, интонационные особенности и их роль в поэзии). Основные литературные направления. Акмеизм как литературное направление. Футуризм как литературное направление. Символизм как литературное направление.

Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека».

Краткий очерк жизни и творчества писателя.

Рассказ «Судьба человека». Трагизм людских судеб, искалеченных вой­ной. Красота души воина и труженика Андрея Соколова.

Особенности композиции рассказа (автор и рассказчик в повествова­нии). Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.

Теория литературы. Жанр рассказа (развитие понятия).
Владимир Федорович Тендряков

«Хлеб для собаки».Творческая и жизненная биография писателя.

Рассказ «Хлеб для собаки». Судьба рассказа. Отражение в рассказе тра­гических страниц истории страны. Призыв автора к милосердию и состра­данию.

Теория литературы. Замысел и его воплощение, средства художе­ственной выразительности

Александр Исаевич Солженицын «Как жаль».

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как жаль». История создания рассказа. Мастерство писателя в передаче психологи­ческого состояния героини. Смысл названия рассказа. Тема репрессий и ее художественное раскрытие в коротком рассказе. Пейзажные зарисовки и их значение. Стиль и язык рассказа, богатство художественных приемов в описании реальных событий.

Теория литературы. Развитие знаний о жанре короткого рассказа.

Евгений Александрович Евтушенко «Россия, я тебя люблю...», «Проклятье века - это спешка...».Биографические сведения о поэте. «Поэт в России - больше, чем поэт» - авторское понимание роли поэта в обществе. Евтушенко - поэт, непримиримый ко всякому насилию, фальши, не­справедливости, активный борец за мир, гуманизм и социальный прогресс.

Теория литературы. Размеры стиха, ритм и рифма. Расширение зна­ний об особенности художественного мастерства в поэзии.

Николай Михайлович Рубцов «Русский огонек», «Старая дорога», «В минуты музыки».

Основные вехи творческой биографии поэта. Образ дороги в творчестве поэта. Музыкальность стихов поэта. Традиции Кольцова и Есенина в творчестве Рубцова. Художественное видение мира, неповторимое чувство языка и стиля.

Андрей Андреевич Вознесенский

Владимир Семенович Высоцкий «Кони привередливые».

Уникальность личности и творческого дарования Высоцкого - поэта-песенника. Авторские песни Высоцкого как «друзья людей». «В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту... есть размах души человеческой». (Р. Рождественский)

«Кони привередливые». Основная философская мысль стихотворения («Что-то кони мне попались привередливые... Коль дожить не успел, так хотя бы допеть»). Своеобразное решение темы поэта и поэзии. Близость ли­рики Высоцкого к народной поэзии.

Теория литературы. Понятие «авторская песня».

Литература народов России 20 века

Расул Гамзатов «Мой Дагестан».

Гамзатов - народный аварский поэт. Тема родины - ведущая тема лирики Гамзатова. Повесть «Мой Дагестан». Рассуждения о назначении поэта в специ­фической, неповторимой форме. Особенности юмора.

Кайсын Кулиеыв. Поэзия.

Юрий Сергеевич Рытхэу «Сон в начале тумана».

Мировая известность современного чукотского писателя Рытхэу. Самобытность произведений автора о суровом Севере и его людях. Роль чукотского фольклора для сюжетов произведений Рытхэу. Роман «Сон в начале тумана» (в сокращении). Образ иностранца Джона 'Макленнона, навсегда связавшего свою жизнь с Чукоткой. Значение вставной легенды о Белой Женщине - прародительнице. Талантливое изображение духовных и нравственных ценностей чукотского народа. Художественное мастерство Рытхэу в описании жизни северных народов. Особенности стиля и лексики чукотского писателя^ создающего свои произведения на русском языке.

Теория литературы. Развитие понятия о композиции произведения, знакомство с понятием «вставная легенда».
Давид Кугультинов «Я помню прошлое. Я помню...».

Д. Кугультинов-калмыцкий поэт, автор лирической, гражданской и фи­лософской лирики.

Глубина психологического анализа, масштабность философского обобщения, чувство гражданственности - отличительные черты.

Муса Джалиль «Лишь была бы волюшка...», «Любимой», «Случается порой».

Трагическая судьба татарского поэта М. Джалиля. История издания цик­ла стихотворений «Моабитская тетрадь». Вера поэта в силу любви, в лучшие качества человека. Несгибаемость, мужество поэта, нашедшие отражение в его стихах.

Зарубежная литература

Ю. Шестаков. Р.Р. План и тезисы литературно - критической статьи.

Данте Алигьери «Божественная комедия» (отрывки).

Данте - величайший представитель литературы Средневековья.

«Божественная комедия» - великое творение Данте, созданное в тре­вожные годы XIV в., во времена напряженной политической борьбы на Апеннинском полуострове в период конца феодального Средневековья. «Божественная комедия» - вклад в сокровищницу мировой культуры на­кануне эпохи Возрождения.

Особенности композиции произведения. «Ад», «Чистилище», «Рай» (три части по тридцать три песни в каждой). Особенность стихотворного размера (терцины - трехстрочные строфы).

Центральный образ поэмы - образ самого поэта - живого человека большой и гордой души. Идея единения людей и их взаимной любви. Аллегорический характер поэмы. Широта отражения в поэме явлений дей­ствительности, исторических преданий, политической жизни средневековой Италии.

Теория литературы. Закрепление знаний о размере стиха, о понятии «аллегория».

Уильям Шекспир Углубление знаний о творчестве великого английского драматурга. «Гамлет, принц датский».Трагедия воли, вопросы о смысле бытия в произведении. Гамлет-про­тиворечивая фигура. Непреходящее значение образа Гамлета.

Иоганн Вольфганг Гёте . Сведения о жизни и творчестве поэта, выдающегося представителя эпо­хи Просвещения..«Фауст» - великое произведения мировой литературы.

Вопросы осмысления бытия, назначение человека на Земле, вопросы жизни и философии искусства в произведении. Влияние трагедии «Фауст» на творчество Пушкина. Краткий обзор современной литературы.





















Основные требования к знаниям, и умениям учащихся IX класса


Учащиеся должны знать:

- наиболее важные сведения о литературных направлениях (класси­цизм, романтизм, реализм) с опорой на изученные произведения (Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, В. А Жуковского, А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.)

  • важнейшие биографические сведения о выдающихся русских и за­рубежных писателях;

  • характерные особенности эпохи, отраженные в изучаемом произве­дении;

  • типическое значение характеров главных действующих лиц изучен­ных произведений разных видов и жанров;

  • жанровые особенности изученных произведений;

  • оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В. Г. Белинского, Ф. И. Достоевского, И. А. Гончарова;

  • основные признаки понятий: литературный характер, художествен­ный образ, художественная литература;

  • тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;

  • определять принадлежность произведения к одному из литератур­ных родов (эпос, лирика, драма) и направлений (классицизм, роман­тизм, реализм) с учетом изученных в IX классе произведений;

  • определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-вырази­тельных средств языка;

  • выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;

  • обосновывать свое мнение о произведении и героях;

  • правильно и свободно читать вслух художественные и литературно-критические тексты;

  • выразительно читать художественные произведения;

  • создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изуча­емому произведению (в том числе индивидуальную, сравнитель­ную и групповую характеристику героев произведения);

  • составлять конспект и план литературно-критических статей;

  • готовить доклад на литературную тему (по одному источнику);

  • писать рецензию на самостоятельно прочитанную книгу, про­смотренный кинофильм, спектакль;

Список текстов для заучивания наизусть

IX класс

  • -А. С. Грибоедов. «Горе от ума» (один из монологов Фамусова («Пет­рушка, вечно ты с обновкой...», «Вот то-то, все вы гордецы!..»); один из мо­нологов Чацкого («А судьи кто?..», «Не образумлюсь...»).

  • -А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «Я помню чудное мгновенье...», «Евгений Онегин» (два отрывка, до 42 строк).

  • -М. Ю. Лермонтов. «И скучно, и грустно...», «Пророк».

  • -Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...».

  • -Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...».

  • - А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить...».

  • -С. А. Есенин. «Не бродить, не мять в кустах багряных...».

  • -Н. А. Заболоцкий. «Портрет».

  • -Н. М. Рубцов. «Привет, Россия!..».





Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса



№ урока

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Введение. Русская литература как художественное отражение жизни народа

1

Активно участвовать в обсуждении затронутых проблем.


Древнерусская литература


2

Древнерусская литература. Самобытный характер, богатство и разнообразие ДРЛ.

1

Выразительно читать слово, пересказывать его сюжет, передавая языковые и интонационные особенности этой формы.

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Отвечать на вопросы, составлять развернутый план.

4

Поэтический язык «Слова о полку Игореве»

1

Сопоставлять переложения различных авторов. Находить общее и отличие.


Русская литература 18 века



5

Литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

Уметь выделять основные особенности литературы 18 века.

6

М.В. Ломоносов - гениальный сын русского народа. Ода «На день восшествия…»- типичное произведение в духе классицизма.

1

Уметь сопоставлять время жизни и творчества великого поэта и ученого с историческим особенностями его времени. Научиться выразительно читать.

7

Творчество Г.Р.Державина. «Путник»

1

Понимать значение творчества поэта,

уметь передать при чтении воспевание им красоты окружающей жизни

8

Г.Р.Державин. «Русские девушки», «Памятник»

1

Понимать его роль в развитии темы «Поэт и поэзия»

9

Н.М.Карамзин - один из основоположников русского сентиментализме.

1

Читать и анализировать особенности содержания повести как произведение сентиментализма.

10.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

1

Умение характеризовать героев. Умение вычленить главную мысль произведения, умение. Анализ лексики произведения.

11

Контрольная работа №1 по разделу «Русская литература XVIII века»

1



Русская литература 19 века

65ч


12

Краткая характеристика периода. «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

1

Знать направления в литературе

13

А.С. Грибоедов: жизнь и творчество. История создания пьесы «Горе от ума»

1

Проектная деятельность: сообщение о Грибоедове - поэте, музыканте и дипломате

14

«К вам Александр Андреич Чацкий» Анализ I действия комедии «Горе от ума»

1

Уметь выделять сюжетные коллизии

15

«Век нынешний и век минувший» Анализ II действия комедии «Горе от ума»

1

Уметь характеризовать персонажи

16

«Можно ль против всех!» Анализ III действия комедии «Горе от ума»

1

Уметь сопоставлять персонажей

17

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ IV действия комедии «Горе от ума»

1

Выявить мастерство Грибоедова в обрисовке характеров и в развитии действия.

18

И.А.Гончаров «Миллион терзаний» как основа изучения комедии. Работа с критической статьей.

1

Конспектировать статью

19

Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.

1

Уметь составлять устное сообщение о жизни и творчестве поэта

20

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Лирика дружбы.

1

Знать исторические основы написания произведения

21

Петербургский период . Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина

1

Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях

22

Пушкин на юге. «Цыганы» - одна из романтических поэм Пушкина

1

Знать литературные направления

23

Любовная лирика А.С. Пушкина.

1


24

Пушкин о судьбе поэта.

1


25

Философская лирика А.С. Пушкина.

1


26

Р.Р. Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина.

1


27

Вн. Чт. Образ Пушкина в русской литературе.

1


28

«Собранье пестрых глав» Творческая история романа «Евгений Онегин».

1


29

Онегин и столичное дворянское общество.

1

Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.


30

Онегин и поместное дворянское общество . Онегин и Ленский.

1

Почему и Ленский, и Онегин, и Татьяна чувствуют себя чуждыми в деревенском кругу?

31

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал Пушкина

1

Проанализировать сцену разговора Татьяны с няней

Проанализировать письмо Татьяны к Онегину

32

«Так исповедовал Евгений»

(Исповедь Онегина.)

1

Показать центральное событие главы - объяснение Татьяны и Онегина - в связи с другими событиями

Прояснить отношение автора к герою

33

«Татьяна русскою душою»

(Сон и именины Татьяны)

1

Заучивать отрывки из текста В чём сходство именин со сном Татьяны? Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина и Ленского?


34

«Враги! Давно ли друг от друга их жажда крови отвела?»

(Анализ сцены дуэли)

1

Анализ сцены дуэли

35

«Ужель она? Но точно… Нет…» (Объяснение Онегина и Татьяны)

1

Анализ сцены «Объяснение Онегина и Татьяны». Определять индивидуальные особенности образа Татьяны.

36

Урок-семинар по роману Пушкина «Евгений Онегин»

«Самое задушевное произведение А.С. Пушкина»

1

Приготовить устное выступление Композиция, лирические отступления, образ автора, «Онегинская» строфа»

37

Р.Р. В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина» . Подготовка к сочинению

по творчеству А. С. Пушкина

1

Подтверждать своими примерами из романа тезисы В.Г.Белинского о том, что это произведение является «энциклопедией русской жизни»

Писать сочинение по творчеству писателя

38

Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова

1

Готовить презентацию. Знать основные вехи жизни и творчества поэта.

39

Основные мотивы лирики Лермонтова

1

Уметь доказать, что Лермонтов является продолжателем дела Пушкина..

40

«Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен..» - мечта о новом человеке.

1

Знать основные жанры творчества поэта и их художественные особенности

41

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

1

Отвечать на проблемные вопросы

42

В.ч. М.Ю.Лермонтов «Пророк»

1

Уметь находить художественные средства выразительности в произведении

43

«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-ых годов XIX века.

1

Работать с текстом романа

44

Печорин - «младший» брат Онегина. (Анализ главы «Бэла»)

1

Выделять основных героев, определять их характеры.

45

Печорин и Максим Максимыч.

(анализ главы «Максим Максимыч»)

1

Уметь определять характеры героев, сопоставлять их. Отвечать на вопросы по тексту.

46

Анализ эпизода по главе «Тамань»

1

Отвечать на вопросы по тексту. Давать полные ответы.

47

В.Г.Белинский «Герой нашего времени»

1

Конспектировать критические статьи

48

Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Находить материал по теме, составлять связанный текст.

49

Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи.

1

Уметь раскрыть тему «Гоголь - великий русский писатель первой половины 19 века»

50

Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1

Анализировать детали, характеризующие эпоху бюрократической жизни в России того времени.

51

«Мертвые души». История создания. Смысл названия.

1

Приготовить сообщение об истории создания произведения

52

Путешествие героя как прием восстановления панорамы России.

1

Анализировать художественные средства

53

Образы помещиков.

1

Развитие понятия о литературном типе. Жанр лироэпической поэмы

54

Образы помещиков.

1

Пересказывать близко к тексту.

55

Образ Чичикова.

1

Понимать многообразие образа «мертвые души»

56

Народ в поэме.

1

Выразительное чтение эпизода

57

Деталь как средство создания образов..

1

Умение находить в тексте детали, характеризующие образы

58

Контрольная работа №2 по разделу «Русская литература XIX века» (А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь)

Ф.И. Тютчева. Жизнь и творчество.

1


Самостоятельная работа




Изучить материал по творчеству

Читать стихотворения выразительно.

59

В.ч. Ф.И.Тютчев «Вечер»

Образ России в ее многообразии и неповторимости в произведениях

1

Передавать при чтении настроение лирического героя, подчеркивать его связь с многообразием окружающего мира.

60

Тема Родины в творчестве А.К.Толстого

1

Выразительное чтение стихотворения

61

Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»

1

Знать смысл понятия «социально-психологический роман»

62

Базаров - нигилист. Д.И.Писарев и А.И.Герцен об образе Базарова

1

Дать характеристику главному герою. Конспектировать критическую статью

63

Некрасов - народный поэт. Сочувствие поэта обездоленным крестьянам. ( «Вчерашний день, часу в шестом…»)

1

Приготовить выступление о жизни поэта

66

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»- энциклопедия народной жизни

1

Уметь выразительно читать произведение

67

Крестьянские характеры в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

Находить жизнеутверждающие мотивы в лирике поэта

68

Природа и человек в поэзии А.А.Фета

1

Читать стихотворение выразительно, заучивать наизусть

69

Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского

1

Составлять устный рассказ о жизни Достоевского

70

Мастерство психологической обрисовки действующих лиц в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

Находить особенности в обрисовке действующих лиц

71

Толстой-романист. Роман «Война и мир» - роман- эпопея.

1

Готовить устное выступление. Знать определение жанра роман-эпопея

72

Главные герои романа «Война и мир». Поиски смысла жизни.

1

Дать характеристику главным героям романа

73

Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказы.

1

Мастерство композиционного построения рассказа. Сатира и юмор

Русская литература 20 века

20ч


74

Романтическая проза М.Горького в ранний период творчества.

1

Жанр романтического рассказа

75

Рассказ «Макар Чудра»

1

Знать содержание и уметь его передать

76

Жизнь и творчество А.И.Куприна. Рассказ «Олеся»

1

Читать рассказ. Словесно рисовать образ героя, передавая особенности авторского языка

77

Нежная, великолепная любовь лесной колдуньи в рассказе А.И.Куприна «Олеся»

1

Развитие понятия о сюжете и композиции произведения

78

Очерк жизни и творчества И.А.Бунина

1

Уметь выразить личностное отношение к Бунину - поэту и писателю, яркому представителю русской литературы

79

Рассказы Бунина о любви.

1

Выделить самобытность и индивидуальность языка прозы

80

Контрольная работа №3 по разделу «Русская литература XIX векаи начала XX века»Любовная лирика А.А.Блока

1


Самостоятельная работа


Выразительно читать

81

Маяковский - поэт новатор Сатирический талант Маяковского. Стихи «О дряни»

1

Понимать особую роль Маяковского как выразителя новых реалий жизни России. Поиски им новых форм художественной выразительности. Анализировать ритмико-интонационные особенности , характерные для футуризма.

82

Слово о Есенине. Тема любви в творчестве поэта.

1

Находить особые средства художественной выразительности

83

Краткие сведения о писателе М.А.Булгакове . Повесть «Собачье сердце»

1

Знать биографию писателя

84

Острая сатира на действительность России 20-х годов в повести «Собачье сердце»

1

Видеть сатирическую направленность произведения

85

Слово о поэте А.А.Ахматовой. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

1

Находить тематическое многообразие поэзии Ахматовой . Выделять особую значимость тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой

86

Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака

1

Понимать своеобразие лирики поэта, уметь выразительно читать его стихи.

87

Жизнь и творчество М.А.Шолохова

1

Знать творческий путь Шолохова

88

Трагизм людских судеб, искалеченных войной в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

1

Читать и пересказывать содержание произведения

89

Призыв автора к милосердию и состраданию в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»

1

Выявлять художественные средства автора

90

Тема репрессий и ее художественное раскрытие в коротком рассказе А.И. Солженицына «Как жаль»

1

Составить краткий рассказ о жизни писателя. Внимательно читать рассказ, быть готовым к беседе

91-92

«Поэт в России - больше, чем поэт». Поэзия второй половины XX века (Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Рубцов , Высоцкий)

2

Понимать особенности лирического героя. Знать опред. размеры стиха, ритм и рифма Развитие понятия о размерах стиха. Чувствовать особый лиризм стихотворений. Понятие «авторская песня».

93

Промежуточная аттестация

(Итоговое контрольное тестирование за курс 9 класса)

1

Выполняют тест


Литература народов России 20 века


94

Расул Гамзатов - народный аварский поэт.

1

Понимать своеобразие о назначении поэта в неповторимой форме, передающей особенности менталитета представителя народов Кавказа.

95

Тонкий лиризм поэзии М.Джалиля.

1

Выявить несгибаемость, мужество поэта, нашедшие отражение в его стихах. Читать стихотворения выразительно.


Зарубежная литература


96

«Божественная комедия» - великое творение Данте.

1

Уметь охарактеризовать автора-повествователя. Аллегория

97

Вопросы о смысле бытия в произведении Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский»

1

Подготовить выразительное чтение диалогов из трагедии

98

«Фауст» - великое произведение мировой литературы

1

Понимать характеристику поэтического наследия Гете, данную Пушкиным: «Это последнее слово немецкой литературы… Это целый мир»

99

Итоговый урок

1

Беседа по вопросам: Мои любимые литературные герои и их нравственные качест­ва; Что изменило во мне изучение литературы в 9 классе

Рекомендации для летнего чтения

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа

Литература: 5-9 классы: Программа для общеобразовательныхх учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения / Г.Н. Никольская, С.К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин. - М.; С.-П.: Просвещение.2012

Учебники

Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения. 9 класс: в 2 частях. Н.С.Русина, С.К.Бирюкова…"Просвещение", 2013г.

Дополнительная литература для учащихся

Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2002

П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2002

Методические пособия для учителя

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе

Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно -методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2001

Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» («Литература»)

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . Уроки русской литературы. 9 класс.

Технические средства

  • Персональный компьютер с принтером

  • Мультимедиапроектор с экраном

  • Принтер

  • Сканер









Контрольно-измерительные материалы

Содержание

Виды работ

Введение.

Древнерусская литература

Русская литература 18 века

Контрольная работа №1 по разделу «Русская литература XVIII века»

(Приложение №1)

Русская литература 19 века

Контрольная работа №2 по разделу «Русская литература XIX века» (А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь)

(Приложение №2)

Русская литература 20 века

Контрольная работа №3 по разделу «Русская литература второй половины XIX века и начала XX века»

(Приложение №3)

Литература народов России 20 века

Итоговое контрольное тестирование (Приложение №4)

Зарубежная литература.



© 2010-2022