- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа Русская литература в 9 классе для национальных школ
Рабочая программа Русская литература в 9 классе для национальных школ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сухалова С.П. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 на основе:
-
Примерной программы основного общего образования по литературе
-
Программы основной школы по русскому языку и литературе в 5-9 классах общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Авторы программы по литературе: С.К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, М. С.-П. Просвещение.2012
-
и рассчитано на преподавание по учебнику-хрестоматии «Литература» для 9 класса в 2-х ч. Авторы - составители учебника: Н. Н. Вербовая, Н. С. Русина, С.К. Бирюкова. С.-П. Просвещение.2013.
Изучение литературы в 5-9-х классах направлено на выполнение ряда целей, обусловленных задачами основного общего образования во всех типах общеобразовательных учреждений России:
- воспитание духовно развитой личности; обладающей этническим и общероссийским гражданским сознанием, гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;
- формирование историзма мышления, воспитание гордости за свое многонациональное Отечество;
- формирование восприятия русской литературы как существенной части русской и мировой культуры с учетом этнокультурной специфики родной литературы и культуры, что обеспечивает реализацию принципа диалога культур;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о произведениях литератур народов России и зарубежной литературы;
- формирование потребности в самостоятельном чтении произведений русской литературы, овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
- формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурнойрусской литературы; умений сопоставлять их с художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;
- воспитание эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов;
- овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях - собственную интерпретацию;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;
- развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;
- освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения.
Школы с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения при реализации общих целей литературного образования должны учитывать и специфические задачи, обусловленные педагогическими условиями национально-русского двуязычия, которые сводятся в основном к следующему:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, а также к выдающимся произведениям литературы народов России;
- формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлять произведения русской и родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями;
- развитие, совершенствование и закрепление навыков русской устной и письменной речи учащихся в условиях двуязычия и многоязычия.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью данной программы является системная направленность: от освоения различных жанров фольклора к изучению творчества писателей; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова; подводится итог работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература
Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (жестокость и сострадание, великодушие и эгоизм, прекрасное в природе и человеческой жизни).
Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Поэтому предлагаются для изучения ранее не входившие в курс литературы 9 класса произведения писателей 20 века (А.И. Солженицына, Б. Пастернака), необходимые для расширения читательского кругозора учащихся, обогащения их представления о художественном наследии русской литературы.
В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные(связь с курсами истории, географии, русского языка) и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства (музыке, живописи).
Данная программа формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - живое поступательное движение.
Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.
Место предмета «Литература» в базовом учебном плане.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения предмета «Литература» в средней школе, четко определяют его место в базисном учебном плане. В них подчеркивается, что приобщение школьников к богатствам русской и мировой литературы - это единый и непрерывный процесс, позволяющий устанавливать связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Согласно учебному плану МБОУ «Карамышевская СОШ» на изучение предмета «Литература» в 9 классе отводится 99 часов. (3 часа в неделю - 33 недели ).
Содержание
Введение
Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времен до наших дней. Связь литературы с общественной жизнью. Значение.
Древнерусская литература
« Слово о полку Игореве» ( фрагмент) .Величайший памятник древнерусской литературы. История открытия произведения. Переводы. Идейное содержание. Поэтический язык.
Русская литература 18 века
М. В.Ломоносов « Ода на день восшествия…»
Тема родины. Мира, просвещения. Гражданственность поэзии Ломоносова. Пушкин о Ломоносове
Г.Р.Державин « Путник», « Русские девушки», « Памятник»
Державин о роли поэта и назначении поэзии. Прославление красоты русских девушек. Прославление любви и чувственных наслаждений.
Н.М. Карамзин « Бедная Лиза»
Карамзин -один из основоположников русского сентиментализма.
Повесть « Бедная Лиза». Главные герои- Лиза и Эраст. Социально-нравственный конфликт. Язык и стиль произведения.
Русская литература 19 века
Общая характеристика русской культуры XIX века. Понятие классический период в истории русской литературы. Своеобразие развития русской литературы 1-ой половины XIX века. Русская классика в контексте мировой.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни и творчества Грибоедова. «Горе от ума» - «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин). Чацкий как выразитель взглядов автора: свободолюбие, независимость и благородство Чацкого. Трагедия Чацкого. Мастерство Грибоедова в создании характеров. Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Меткость и афористичность языка комедии. Особенности прочтения и толкования комедии в XIX веке (А.С.Пушкин и И.А.Гончаров) и ее актуальность в наше время.
Критический этюд Гончарова «Мильон терзаний»
Теория литературы. Идейное содержание художественного произведения. Значение общественной позиции автора в литературном произведении. Развитие понятия о литературном характере
А.С.Пушкин. Лирика: «К Чаадаеву», «Цыганы», « К морю», « И.И. Пущину», «К***» ,«Я вас любил...», « Бесы», « Пророк», « Евгений Онегин» ( отдельные главы)
Пушкин- гениальный русский поэт. Личность Пушкина как воплощение душевной красоты и гармонии.
Жизнь и творчество Пушкина. Начало поэтической деятельности. Южная и Михайловская ссылки. Болдинская осень. Основные мотивы лирики Пушкина. Вольнолюбивая лирика, слияние личной и гражданской тем. Одухотворенность, светлая грусть стихотворений о любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта.
Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе. Проблематика романа. Недюжинная натура главного героя, его жизненные искания. Онегин и Ленский. Неоднозначность образа Ленского. Онегин и Татьяна. Татьяна - любимая героиня Пушкина. Татьяна и Ольга. Онегин и автор. Образ автора в системе художественных образов. Роман и его герои в оценке В.Г.Белинского.
Значение творчества Пушкина для русской культуры. Произведения Пушкина и мировое искусство.
Теория литературы. Романтизм как литературное направление.
Расширение понятия о стиле ( ритм, рифма, строфа). Понятие о жанре романа в стихах, понятие о литературном типе. Начальное понятие о народности литературы. Расширение понятия о реализме.
М.Ю.Лермонтов.
Лирика:«Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Три пальмы», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Герой нашего времени» (отрывки).
Жизнь и творчество Лермонтова. Основные мотивы лирики Лермонтова: пафос вольности и протеста, чувство одиночества, жажда социальной активности, тема родины и природы. Тема любви в лирике Лермонтова. Тема поэта и поэзии. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. Особенности лермонтовской демонологии в поэме «Демон».
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа. Нравственная проблематика романа. Своеобразие раскрытия образа Печорина: роль композиции (нарушение хронологической последовательности глав), смена рассказчиков, значение картин природы. Печорин в системе художественных образов романа (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, женские образы). Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство романа. В.Г.Белинский о лирике Лермонтова и о романе «Герой нашего времени».
Теория литературы. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Поэтические средства художественной выразительности
Н.В.Гоголь. Рассказ «Шинель» (в сокращении). Тема «маленького человека», бедного мелкого чиновника, живущего в обществе, которое оценивает людей по чинам и богатству. Акакий Акакиевич Башмачкин - страдающий человек, достойный сочувствия и сожаления. «Значительное лицо» - обобщенный тип чиновника высшего ранга. Преемственная связь гоголевской «Шинели» с пушкинским «Станционным смотрителем».
«Мертвые души» (главы из поэмы) Жизнь и творчество писателя. История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции произведения. Обобщающее значение образов помещиков, приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога). Литературные истоки образов гоголевских помещиков. Особое место образа Чичикова. Чичиков - новый герой эпохи. Народные типы в поэме. Образ автора. Роль лирических отступлений в поэме.
Теория литературы. Основные роды художественной литературы. Эпические, лирические произведения. Развитие понятия о характере литературного героя. Развитие понятия о литературном типе. Жанр лироэпической поэмы.
Федор Иванович Тютчев «Умом Россию не понять...», «С поляны коршун поднялся...», «Вечер».
Жизненная и творческая биография поэта. Образ России в ее многообразии и неповторимости в произведениях поэта.
Алексей Константинович Толстой
«Край ты мой, родимый край!..», «Звонче жаворонка пенье...».
Краткие биографические сведения о поэте. Соединение романтических традиций и реалистических представлений в творчестве Толстого. Тема родины в творчестве поэта. Лиризм и психологизм поэзии Толстого.
И.С.Тургенев«Отцы и дети» .Личность писателя. Роман «Отцы и дети» - диалогический роман. Образ нигилиста Базарова. Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова - основной конфликт романа. Любовь - главное испытание Базарова. Смысл заглавия. Поэтика романа. Отношение автора к своему герою.
Д. И. Писарев и А. И. Герцен об образе Базарова.
Теория литературы. Первоначальное знакомство с понятием «социально-психологический роман».
Николай Алексеевич Некрасов . «Вчерашний день, часу в шестом...», «Душно! Без счастья и воли...», «Кому на Руси жить хорошо».
Некрасов - народный поэт. Лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность его поэзии. Сочувствие поэта обездоленным крестьянам. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Душно! Без счастья и воли...»
Теория литературы. Развитие понятия о стихотворной речи. Трехсложные размеры стиха.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (отдельные фрагменты).
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия народной жизни. Крестьянские характеры в поэме. Образ крестьянки как наиболее униженного и угнетенного человека.
Знакомство с образами помещиков. Мастерство портретных зарисовок, их колоритность и значимость для раскрытия основной идеи поэмы.
Афанасий Афанасьевич Фет . Природа и человек в поэзии.
«Я был опять в саду твоем...», «Весенний дождь», «На железной дороге», «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
Природа и человек в поэзии Фета. Глубина изображения мира природы. Метафоричность лирических стихотворений Фета.
Теория литературы. Своеобразие художественных средств в изображении природы и человека в лирике поэтов 19 в.
Федор Михайлович Достоевский
Роман «Преступление и наказание» (отдельные главы).
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. История создания романа. Капиталистический Петербург в изображении Достоевского.
Тема бедных людей. Мастерство психологической обрисовки действующих лиц. Художественное изображение человеческих страданий. Раскольников - центральный образ романа.
Теория литературы. Развитие понятия о портрете героя, о литературном характере.
Лев Николаевич Толстой (3ч.)
«Война и мир» - роман-эпопея (отдельные главы).
Первоначальные представления о Толстом-романисте. Начало войны с Наполеоном и ее описание в первом томе эпопеи.
«Война и мир» как героико-патриотический роман-эпопея.
Теория литературы. Жанр романа-эпопеи (первоначальное знакомство).
Сюжет и композиция романа, система персонажей. Верхушка светского общества в изображении Толстого (салон Шерер).
Главные герои романа - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.
Антон Павлович Чехов .«Крыжовник».
Биографические сведения о писателе
Рассказ «Крыжовник».
Смысл рассказа «Крыжовник». История жизни главного героя произведения - Ивана Ивановича. Отношение писателя к своему герою. Обличение пошлости и мещанства в рассказе.
Теория литературы. Мастерство композиционного построения рассказа. Сатира и юмор.
Русская литература 20 века
Максим Горький
Русская литература XX в.- основные имена, темы и направления.
Рассказ «Макар Чудра».
Краткие сведения о романтической прозе М. Горького в ранний период творчества. Рассказ «Макар Чудра». Герои произведения - цыгане Лойко Зобар и Рада. Сходство и отличие в жизненных позициях автора и главного героя. Описание особого колорита цыганской среды. Особенность композиции - прием рассказа в рассказе.
Художественные особенности авторской речи - метафоричность, эмоционально окрашенные эпитеты, неожиданные сравнения.
Теория литературы. Жанр романтического рассказа. Особенности композиции: два рассказчика - автор и персонаж
Александр Иванович Куприн «Олеся».
Краткие биографические сведения о писателе.
«Олеся». Нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси. Робость и нерешительность ее возлюбленного - городского человека. Два мира - две стихии. Герои повести. Поэтическое изображение природы. Трагическая судьба главной героини. Гуманистическая позиция автора.
Теория литературы. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения.
Иван Алексеевич Бунин
«Темные аллеи».
Краткий очерк жизни и творчества, своеобразие судьбы писателя.
Рассказы Бунина о любви. Нравственные и философские взгляды писателя. Отношение к любви как к самому светлому и чистому на земле. Любовь и страдание. Гуманистическая направленность рассказов. Сочувственное отношение автора к героям и их переживаниям.Теория литературы. Самобытность и индивидуальность языка
Александр Александрович Блок
«Ветер принес издалека...», «Мы встречались с тобой на закате...», «Они читают стихи», «Когда вы стоите на моем пути...», «О, я хочу безумно жить...». Лирика Блока.
Любовная лирика в творчестве Блока. Блок как наиболее яркий представитель символизма.
«Ветер принес издалека...». Весна как символ пробуждения интимных чувств.
«Мы встречались с тобой на закате...». Любовь как сила, одухотворяющая человека, пробуждающая в нем восторженное восприятие жизни.
«Когда вы стоите на моем пути...». Своеобразие изображения великого чувства любви. Значение вывода поэта, его смысл.
«Они читают стихи». Философский смысл изречения лирического героя.
«О, я хочу безумно жить...». Страстное воспевание, прославление жизни.
Теория литературы. Символизм. Лирический герой, символ в поэзии. Развитие понятия «белый стих».
Владимир Владимирович Маяковский «О дряни», «Юбилейное».
Маяковский-поэт-новатор, трибун, один из самых талантливых сатириков XX в. «О дряни». Сатирический талант Маяковского, воинствующий характер его сатиры, «грозный смех» поэта над обывателями, приспособленцами.
«Юбилейное». Отношение лирического героя к Пушкину.
Оригинальное художественное видение мира. Неповторимое своеобразие языка и стиля поэзии Маяковского.
Теория литературы. Ритм и рифма. Пауза как элемент стиха .
Сергей Александрович Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Зеленая прическа...», «Заметался пожар голубой...», «Дорогая, сядем рядом...».
Биографические сведения о поэте .Есенин и литературные направления его времени (имажинисты). Неповторимость образа лирического героя Есенина.
Мир природы в интимной лирике Есенина. Своеобразие стиля поэта: стремительный ритм, богатство слуховых и зрительных ощущений, разнообразие эпитетов, метафор и сравнений. Особая музыкальность и жизненность произведений Есенина.
Теория литературы. Средства художественной выразительности в поэзии
Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце».
Краткие сведения о писателе. Повесть «Собачье сердце». Живучесть «шариковщины» как социального явления. Авторская позиция и способы ее выражения.
Образ профессора Преображенского, задумавшего эксперимент по улучшению человеческой породы. Шариков как результат неудавшегося опыта профессора-доносчик, алкоголик, демагог.
Мастерство в передаче живописного фона: фигуры и события второго плана, описание быта и разрухи, показ ее причин. Острая сатира на действительность России 20-х гг.
Теория литературы. Жанр сатирической повести. Индивидуальность стиля писателя.
А.А.Ахматова. Лирика. Акмеизм. «Мне голос был. Он звал утешно...», «Наследница», «Приморский сонет».
«Мне голос был. Он звал утешно...» - стихотворение патетическое, торжественное. Лирический герой - человек, осмелившийся плыть против течения, мужественно отстаивая и сохраняя высокую веру в общность людей.
Своеобразие переживаний поэта: готовность наделить величием каждую минуту своего существования, отношение к каждому мигу жизни как к значительному событию.
«Наследница». Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой. «Приморский сонет» как одно из итоговых стихотворений поэта. Размышления о жизни, раздумья о вечном.
Теория литературы. Своеобразие средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, интонационные особенности и их роль в поэзии). Основные литературные направления. Акмеизм как литературное направление. Футуризм как литературное направление. Символизм как литературное направление.
Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека».
Краткий очерк жизни и творчества писателя.
Рассказ «Судьба человека». Трагизм людских судеб, искалеченных войной. Красота души воина и труженика Андрея Соколова.
Особенности композиции рассказа (автор и рассказчик в повествовании). Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.
Теория литературы. Жанр рассказа (развитие понятия).
Владимир Федорович Тендряков
«Хлеб для собаки».Творческая и жизненная биография писателя.
Рассказ «Хлеб для собаки». Судьба рассказа. Отражение в рассказе трагических страниц истории страны. Призыв автора к милосердию и состраданию.
Теория литературы. Замысел и его воплощение, средства художественной выразительности
Александр Исаевич Солженицын «Как жаль».
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как жаль». История создания рассказа. Мастерство писателя в передаче психологического состояния героини. Смысл названия рассказа. Тема репрессий и ее художественное раскрытие в коротком рассказе. Пейзажные зарисовки и их значение. Стиль и язык рассказа, богатство художественных приемов в описании реальных событий.
Теория литературы. Развитие знаний о жанре короткого рассказа.
Евгений Александрович Евтушенко «Россия, я тебя люблю...», «Проклятье века - это спешка...».Биографические сведения о поэте. «Поэт в России - больше, чем поэт» - авторское понимание роли поэта в обществе. Евтушенко - поэт, непримиримый ко всякому насилию, фальши, несправедливости, активный борец за мир, гуманизм и социальный прогресс.
Теория литературы. Размеры стиха, ритм и рифма. Расширение знаний об особенности художественного мастерства в поэзии.
Николай Михайлович Рубцов «Русский огонек», «Старая дорога», «В минуты музыки».
Основные вехи творческой биографии поэта. Образ дороги в творчестве поэта. Музыкальность стихов поэта. Традиции Кольцова и Есенина в творчестве Рубцова. Художественное видение мира, неповторимое чувство языка и стиля.
Андрей Андреевич Вознесенский
Владимир Семенович Высоцкий «Кони привередливые».
Уникальность личности и творческого дарования Высоцкого - поэта-песенника. Авторские песни Высоцкого как «друзья людей». «В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту... есть размах души человеческой». (Р. Рождественский)
«Кони привередливые». Основная философская мысль стихотворения («Что-то кони мне попались привередливые... Коль дожить не успел, так хотя бы допеть»). Своеобразное решение темы поэта и поэзии. Близость лирики Высоцкого к народной поэзии.
Теория литературы. Понятие «авторская песня».
Литература народов России 20 века
Расул Гамзатов «Мой Дагестан».
Гамзатов - народный аварский поэт. Тема родины - ведущая тема лирики Гамзатова. Повесть «Мой Дагестан». Рассуждения о назначении поэта в специфической, неповторимой форме. Особенности юмора.
Кайсын Кулиеыв. Поэзия.
Юрий Сергеевич Рытхэу «Сон в начале тумана».
Мировая известность современного чукотского писателя Рытхэу. Самобытность произведений автора о суровом Севере и его людях. Роль чукотского фольклора для сюжетов произведений Рытхэу. Роман «Сон в начале тумана» (в сокращении). Образ иностранца Джона 'Макленнона, навсегда связавшего свою жизнь с Чукоткой. Значение вставной легенды о Белой Женщине - прародительнице. Талантливое изображение духовных и нравственных ценностей чукотского народа. Художественное мастерство Рытхэу в описании жизни северных народов. Особенности стиля и лексики чукотского писателя^ создающего свои произведения на русском языке.
Теория литературы. Развитие понятия о композиции произведения, знакомство с понятием «вставная легенда».
Давид Кугультинов «Я помню прошлое. Я помню...».
Д. Кугультинов-калмыцкий поэт, автор лирической, гражданской и философской лирики.
Глубина психологического анализа, масштабность философского обобщения, чувство гражданственности - отличительные черты.
Муса Джалиль «Лишь была бы волюшка...», «Любимой», «Случается порой».
Трагическая судьба татарского поэта М. Джалиля. История издания цикла стихотворений «Моабитская тетрадь». Вера поэта в силу любви, в лучшие качества человека. Несгибаемость, мужество поэта, нашедшие отражение в его стихах.
Зарубежная литература
Ю. Шестаков. Р.Р. План и тезисы литературно - критической статьи.
Данте Алигьери «Божественная комедия» (отрывки).
Данте - величайший представитель литературы Средневековья.
«Божественная комедия» - великое творение Данте, созданное в тревожные годы XIV в., во времена напряженной политической борьбы на Апеннинском полуострове в период конца феодального Средневековья. «Божественная комедия» - вклад в сокровищницу мировой культуры накануне эпохи Возрождения.
Особенности композиции произведения. «Ад», «Чистилище», «Рай» (три части по тридцать три песни в каждой). Особенность стихотворного размера (терцины - трехстрочные строфы).
Центральный образ поэмы - образ самого поэта - живого человека большой и гордой души. Идея единения людей и их взаимной любви. Аллегорический характер поэмы. Широта отражения в поэме явлений действительности, исторических преданий, политической жизни средневековой Италии.
Теория литературы. Закрепление знаний о размере стиха, о понятии «аллегория».
Уильям Шекспир Углубление знаний о творчестве великого английского драматурга. «Гамлет, принц датский».Трагедия воли, вопросы о смысле бытия в произведении. Гамлет-противоречивая фигура. Непреходящее значение образа Гамлета.
Иоганн Вольфганг Гёте . Сведения о жизни и творчестве поэта, выдающегося представителя эпохи Просвещения..«Фауст» - великое произведения мировой литературы.
Вопросы осмысления бытия, назначение человека на Земле, вопросы жизни и философии искусства в произведении. Влияние трагедии «Фауст» на творчество Пушкина. Краткий обзор современной литературы.
Основные требования к знаниям, и умениям учащихся IX класса
Учащиеся должны знать:
- наиболее важные сведения о литературных направлениях (классицизм, романтизм, реализм) с опорой на изученные произведения (Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, В. А Жуковского, А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.)
-
важнейшие биографические сведения о выдающихся русских и зарубежных писателях;
-
характерные особенности эпохи, отраженные в изучаемом произведении;
-
типическое значение характеров главных действующих лиц изученных произведений разных видов и жанров;
-
жанровые особенности изученных произведений;
-
оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В. Г. Белинского, Ф. И. Достоевского, И. А. Гончарова;
-
основные признаки понятий: литературный характер, художественный образ, художественная литература;
-
тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.
Учащиеся должны уметь:
-
анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;
-
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма) и направлений (классицизм, романтизм, реализм) с учетом изученных в IX классе произведений;
-
определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;
-
выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;
-
обосновывать свое мнение о произведении и героях;
-
правильно и свободно читать вслух художественные и литературно-критические тексты;
-
выразительно читать художественные произведения;
-
создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изучаемому произведению (в том числе индивидуальную, сравнительную и групповую характеристику героев произведения);
-
составлять конспект и план литературно-критических статей;
-
готовить доклад на литературную тему (по одному источнику);
-
писать рецензию на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, спектакль;
Список текстов для заучивания наизусть
IX класс
-
-А. С. Грибоедов. «Горе от ума» (один из монологов Фамусова («Петрушка, вечно ты с обновкой...», «Вот то-то, все вы гордецы!..»); один из монологов Чацкого («А судьи кто?..», «Не образумлюсь...»).
-
-А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «Я помню чудное мгновенье...», «Евгений Онегин» (два отрывка, до 42 строк).
-
-М. Ю. Лермонтов. «И скучно, и грустно...», «Пророк».
-
-Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...».
-
-Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...».
-
- А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить...».
-
-С. А. Есенин. «Не бродить, не мять в кустах багряных...».
-
-Н. А. Заболоцкий. «Портрет».
-
-Н. М. Рубцов. «Привет, Россия!..».
Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса
№ урока
Наименование разделов и тем уроков
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
1
Введение. Русская литература как художественное отражение жизни народа
1
Активно участвовать в обсуждении затронутых проблем.
Древнерусская литература
3ч
2
Древнерусская литература. Самобытный характер, богатство и разнообразие ДРЛ.
1
Выразительно читать слово, пересказывать его сюжет, передавая языковые и интонационные особенности этой формы.
3
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
1
Отвечать на вопросы, составлять развернутый план.
4
Поэтический язык «Слова о полку Игореве»
1
Сопоставлять переложения различных авторов. Находить общее и отличие.
Русская литература 18 века
7ч
5
Литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве.
1
Уметь выделять основные особенности литературы 18 века.
6
М.В. Ломоносов - гениальный сын русского народа. Ода «На день восшествия…»- типичное произведение в духе классицизма.
1
Уметь сопоставлять время жизни и творчества великого поэта и ученого с историческим особенностями его времени. Научиться выразительно читать.
7
Творчество Г.Р.Державина. «Путник»
1
Понимать значение творчества поэта,
уметь передать при чтении воспевание им красоты окружающей жизни
8
Г.Р.Державин. «Русские девушки», «Памятник»
1
Понимать его роль в развитии темы «Поэт и поэзия»
9
Н.М.Карамзин - один из основоположников русского сентиментализме.
1
Читать и анализировать особенности содержания повести как произведение сентиментализма.
10.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
1
Умение характеризовать героев. Умение вычленить главную мысль произведения, умение. Анализ лексики произведения.
11
Контрольная работа №1 по разделу «Русская литература XVIII века»
1
Русская литература 19 века
65ч
12
Краткая характеристика периода. «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.
1
Знать направления в литературе
13
А.С. Грибоедов: жизнь и творчество. История создания пьесы «Горе от ума»
1
Проектная деятельность: сообщение о Грибоедове - поэте, музыканте и дипломате
14
«К вам Александр Андреич Чацкий» Анализ I действия комедии «Горе от ума»
1
Уметь выделять сюжетные коллизии
15
«Век нынешний и век минувший» Анализ II действия комедии «Горе от ума»
1
Уметь характеризовать персонажи
16
«Можно ль против всех!» Анализ III действия комедии «Горе от ума»
1
Уметь сопоставлять персонажей
17
«Не образумлюсь, виноват…» Анализ IV действия комедии «Горе от ума»
1
Выявить мастерство Грибоедова в обрисовке характеров и в развитии действия.
18
И.А.Гончаров «Миллион терзаний» как основа изучения комедии. Работа с критической статьей.
1
Конспектировать статью
19
Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.
1
Уметь составлять устное сообщение о жизни и творчестве поэта
20
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Лирика дружбы.
1
Знать исторические основы написания произведения
21
Петербургский период . Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина
1
Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях
22
Пушкин на юге. «Цыганы» - одна из романтических поэм Пушкина
1
Знать литературные направления
23
Любовная лирика А.С. Пушкина.
1
24
Пушкин о судьбе поэта.
1
25
Философская лирика А.С. Пушкина.
1
26
Р.Р. Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина.
1
27
Вн. Чт. Образ Пушкина в русской литературе.
1
28
«Собранье пестрых глав» Творческая история романа «Евгений Онегин».
1
29
Онегин и столичное дворянское общество.
1
Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.
30
Онегин и поместное дворянское общество . Онегин и Ленский.
1
Почему и Ленский, и Онегин, и Татьяна чувствуют себя чуждыми в деревенском кругу?
31
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал Пушкина
1
Проанализировать сцену разговора Татьяны с няней
Проанализировать письмо Татьяны к Онегину
32
«Так исповедовал Евгений»
(Исповедь Онегина.)
1
Показать центральное событие главы - объяснение Татьяны и Онегина - в связи с другими событиями
Прояснить отношение автора к герою
33
«Татьяна русскою душою»
(Сон и именины Татьяны)
1
Заучивать отрывки из текста В чём сходство именин со сном Татьяны? Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина и Ленского?
34
«Враги! Давно ли друг от друга их жажда крови отвела?»
(Анализ сцены дуэли)
1
Анализ сцены дуэли
35
«Ужель она? Но точно… Нет…» (Объяснение Онегина и Татьяны)
1
Анализ сцены «Объяснение Онегина и Татьяны». Определять индивидуальные особенности образа Татьяны.
36
Урок-семинар по роману Пушкина «Евгений Онегин»
«Самое задушевное произведение А.С. Пушкина»
1
Приготовить устное выступление Композиция, лирические отступления, образ автора, «Онегинская» строфа»
37
Р.Р. В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина» . Подготовка к сочинению
по творчеству А. С. Пушкина
1
Подтверждать своими примерами из романа тезисы В.Г.Белинского о том, что это произведение является «энциклопедией русской жизни»
Писать сочинение по творчеству писателя
38
Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова
1
Готовить презентацию. Знать основные вехи жизни и творчества поэта.
39
Основные мотивы лирики Лермонтова
1
Уметь доказать, что Лермонтов является продолжателем дела Пушкина..
40
«Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен..» - мечта о новом человеке.
1
Знать основные жанры творчества поэта и их художественные особенности
41
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
1
Отвечать на проблемные вопросы
42
В.ч. М.Ю.Лермонтов «Пророк»
1
Уметь находить художественные средства выразительности в произведении
43
«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-ых годов XIX века.
1
Работать с текстом романа
44
Печорин - «младший» брат Онегина. (Анализ главы «Бэла»)
1
Выделять основных героев, определять их характеры.
45
Печорин и Максим Максимыч.
(анализ главы «Максим Максимыч»)
1
Уметь определять характеры героев, сопоставлять их. Отвечать на вопросы по тексту.
46
Анализ эпизода по главе «Тамань»
1
Отвечать на вопросы по тексту. Давать полные ответы.
47
В.Г.Белинский «Герой нашего времени»
1
Конспектировать критические статьи
48
Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
1
Находить материал по теме, составлять связанный текст.
49
Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи.
1
Уметь раскрыть тему «Гоголь - великий русский писатель первой половины 19 века»
50
Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
1
Анализировать детали, характеризующие эпоху бюрократической жизни в России того времени.
51
«Мертвые души». История создания. Смысл названия.
1
Приготовить сообщение об истории создания произведения
52
Путешествие героя как прием восстановления панорамы России.
1
Анализировать художественные средства
53
Образы помещиков.
1
Развитие понятия о литературном типе. Жанр лироэпической поэмы
54
Образы помещиков.
1
Пересказывать близко к тексту.
55
Образ Чичикова.
1
Понимать многообразие образа «мертвые души»
56
Народ в поэме.
1
Выразительное чтение эпизода
57
Деталь как средство создания образов..
1
Умение находить в тексте детали, характеризующие образы
58
Контрольная работа №2 по разделу «Русская литература XIX века» (А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь)
Ф.И. Тютчева. Жизнь и творчество.
1
Самостоятельная работа
Изучить материал по творчеству
Читать стихотворения выразительно.
59
В.ч. Ф.И.Тютчев «Вечер»
Образ России в ее многообразии и неповторимости в произведениях
1
Передавать при чтении настроение лирического героя, подчеркивать его связь с многообразием окружающего мира.
60
Тема Родины в творчестве А.К.Толстого
1
Выразительное чтение стихотворения
61
Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»
1
Знать смысл понятия «социально-психологический роман»
62
Базаров - нигилист. Д.И.Писарев и А.И.Герцен об образе Базарова
1
Дать характеристику главному герою. Конспектировать критическую статью
63
Некрасов - народный поэт. Сочувствие поэта обездоленным крестьянам. ( «Вчерашний день, часу в шестом…»)
1
Приготовить выступление о жизни поэта
66
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»- энциклопедия народной жизни
1
Уметь выразительно читать произведение
67
Крестьянские характеры в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
1
Находить жизнеутверждающие мотивы в лирике поэта
68
Природа и человек в поэзии А.А.Фета
1
Читать стихотворение выразительно, заучивать наизусть
69
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского
1
Составлять устный рассказ о жизни Достоевского
70
Мастерство психологической обрисовки действующих лиц в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
1
Находить особенности в обрисовке действующих лиц
71
Толстой-романист. Роман «Война и мир» - роман- эпопея.
1
Готовить устное выступление. Знать определение жанра роман-эпопея
72
Главные герои романа «Война и мир». Поиски смысла жизни.
1
Дать характеристику главным героям романа
73
Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказы.
1
Мастерство композиционного построения рассказа. Сатира и юмор
Русская литература 20 века
20ч
74
Романтическая проза М.Горького в ранний период творчества.
1
Жанр романтического рассказа
75
Рассказ «Макар Чудра»
1
Знать содержание и уметь его передать
76
Жизнь и творчество А.И.Куприна. Рассказ «Олеся»
1
Читать рассказ. Словесно рисовать образ героя, передавая особенности авторского языка
77
Нежная, великолепная любовь лесной колдуньи в рассказе А.И.Куприна «Олеся»
1
Развитие понятия о сюжете и композиции произведения
78
Очерк жизни и творчества И.А.Бунина
1
Уметь выразить личностное отношение к Бунину - поэту и писателю, яркому представителю русской литературы
79
Рассказы Бунина о любви.
1
Выделить самобытность и индивидуальность языка прозы
80
Контрольная работа №3 по разделу «Русская литература XIX векаи начала XX века»Любовная лирика А.А.Блока
1
Самостоятельная работа
Выразительно читать
81
Маяковский - поэт новатор Сатирический талант Маяковского. Стихи «О дряни»
1
Понимать особую роль Маяковского как выразителя новых реалий жизни России. Поиски им новых форм художественной выразительности. Анализировать ритмико-интонационные особенности , характерные для футуризма.
82
Слово о Есенине. Тема любви в творчестве поэта.
1
Находить особые средства художественной выразительности
83
Краткие сведения о писателе М.А.Булгакове . Повесть «Собачье сердце»
1
Знать биографию писателя
84
Острая сатира на действительность России 20-х годов в повести «Собачье сердце»
1
Видеть сатирическую направленность произведения
85
Слово о поэте А.А.Ахматовой. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
1
Находить тематическое многообразие поэзии Ахматовой . Выделять особую значимость тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой
86
Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака
1
Понимать своеобразие лирики поэта, уметь выразительно читать его стихи.
87
Жизнь и творчество М.А.Шолохова
1
Знать творческий путь Шолохова
88
Трагизм людских судеб, искалеченных войной в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
1
Читать и пересказывать содержание произведения
89
Призыв автора к милосердию и состраданию в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»
1
Выявлять художественные средства автора
90
Тема репрессий и ее художественное раскрытие в коротком рассказе А.И. Солженицына «Как жаль»
1
Составить краткий рассказ о жизни писателя. Внимательно читать рассказ, быть готовым к беседе
91-92
«Поэт в России - больше, чем поэт». Поэзия второй половины XX века (Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Рубцов , Высоцкий)
2
Понимать особенности лирического героя. Знать опред. размеры стиха, ритм и рифма Развитие понятия о размерах стиха. Чувствовать особый лиризм стихотворений. Понятие «авторская песня».
93
Промежуточная аттестация
(Итоговое контрольное тестирование за курс 9 класса)
1
Выполняют тест
Литература народов России 20 века
2ч
94
Расул Гамзатов - народный аварский поэт.
1
Понимать своеобразие о назначении поэта в неповторимой форме, передающей особенности менталитета представителя народов Кавказа.
95
Тонкий лиризм поэзии М.Джалиля.
1
Выявить несгибаемость, мужество поэта, нашедшие отражение в его стихах. Читать стихотворения выразительно.
Зарубежная литература
4ч
96
«Божественная комедия» - великое творение Данте.
1
Уметь охарактеризовать автора-повествователя. Аллегория
97
Вопросы о смысле бытия в произведении Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский»
1
Подготовить выразительное чтение диалогов из трагедии
98
«Фауст» - великое произведение мировой литературы
1
Понимать характеристику поэтического наследия Гете, данную Пушкиным: «Это последнее слово немецкой литературы… Это целый мир»
99
Итоговый урок
1
Беседа по вопросам: Мои любимые литературные герои и их нравственные качества; Что изменило во мне изучение литературы в 9 классе
Рекомендации для летнего чтения
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа
Литература: 5-9 классы: Программа для общеобразовательныхх учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения / Г.Н. Никольская, С.К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин. - М.; С.-П.: Просвещение.2012
Учебники
Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения. 9 класс: в 2 частях. Н.С.Русина, С.К.Бирюкова…"Просвещение", 2013г.
Дополнительная литература для учащихся
Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2002
П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2002
Методические пособия для учителя
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе
Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно -методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2001
Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» («Литература»)
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . Уроки русской литературы. 9 класс.
Технические средства
-
Персональный компьютер с принтером
-
Мультимедиапроектор с экраном
-
Принтер
-
Сканер
Контрольно-измерительные материалы
Содержание
Виды работ
Введение.
Древнерусская литература
Русская литература 18 века
Контрольная работа №1 по разделу «Русская литература XVIII века»
(Приложение №1)
Русская литература 19 века
Контрольная работа №2 по разделу «Русская литература XIX века» (А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь)
(Приложение №2)
Русская литература 20 века
Контрольная работа №3 по разделу «Русская литература второй половины XIX века и начала XX века»
(Приложение №3)
Литература народов России 20 века
Итоговое контрольное тестирование (Приложение №4)
Зарубежная литература.