Урок русского языка в 9 классе Сложное предложение (обобщение)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сложное предложение (повторение)

Цель: образовательная - систематизировать знания о сложном предложении, его видах и строении;

развивающая - совершенствовать навыки анализа текста; развивать речь;

воспитательная - прививать любовь к книге, чтению.

Методы: словесный, практический, частично-поисковый

Тип урока: закрепление знаний

этап

Ход урока

слайды

1.

2.

3.






























4.


5.

Оргмомент

Этап постановки цели

- Ребята, сегодня у нас урок повторения по теме «Сложное предложение». Что нам необходимо вспомнить и закрепить?

( виды СП, средства связи в СП, знаки препинания в СП, схемы СП)

Этап закрепления

А) И всё это повторить и закрепить нам поможет текст.

А работу мы начнём со словарного диктанта

Прочитать рассказ, интересное произведение, начитанный человек, просвещение народа, обогащать словарный запас, впечатление от пьесы, талантливый писатель, знаменитый поэт, удивительный сюжет, афоризм мыслителя.

Б) Взаимопроверка с оцениванием

1 ош.-«5», 2 -3 ош.- «4», 4-5 ош.-«3», больше 5-«2»

- Можно ли считать нашу запись текстом? Почему?

- А можно ли сказать, что эти словосочетания что-то объединяет?

( Да, это книга)

В) Словарная работа

- Как вы думаете, почему я предложила вам именно эти слова?

( Книга учит, развивает, расширяет кругозор)

Кругозор, -а, м. 1. Пространство, окидываемое взором,

горизонт. Необозримый к. океана.

2. перен. Объём интересов, знаний.

Широкий к. у кого-н. Человек с

ограниченным кругозором.

Эрудиция, -и, ж. (книжн.). Глубокие познания в какой-н.

области. Большая э.

Г) - Книга - удивительное изобретение человеческого разума. Какое место занимает она в вашей жизни? (ответы учащихся)

Прислушаемся к совету М.Горького и сделаем синтаксический разбор предложения, расставим знаки препинания.

Любите книгу она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни

Д) - Перед вами текст об этом предмете - книге.

Сначала прочитаем текст.

«Чудо это радует и удивляет людей. Ему не надо много места. Его можно носить в портфеле, можно положить на стол или поставить в шкаф. Чудо это небольшое, но в нём - весь мир. Если научиться дружить с ним, чудо расскажет тебе, о чём думали люди тысячи лет назад, как они жили, как искали дорогу к счастью. Чудо это не город, но в нём может жить много разных людей. Ты на всю жизнь полюбишь самых лучших из них. Если ты станешь часто открывать это чудо, то много узнаешь и будешь человеком интересным. Чудо это - не корабль и не самолёт. Сидя дома, ты можешь с его помощью узнать, как живут люди в других странах. Это чудо - не радио и не телевизор. Если ты научишься понимать его, то услышишь и музыку, и голоса птиц, и людей. Чудо это может стать лучшим другом и помощником. Ты уже знаешь, о чём мы говорим? Нет на земле чуда большего, чем хорошая, умная книга.»

(По Л.Кассилю)

Докажем, что это текст:

1. определите тему

2. определите основную мысль (книга поможет тебе много узнать, станет твоим другом и помощником)

  1. озаглавьте текст

4. - Не кажется ли вам, что что-то в тексте не так?

Да, нужно у него выделить абзацы, а значит, микротемы.

Ваши предложения. Почему так?

Чудо

Чудо это радует и удивляет людей. Ему не надо много места. Его можно носить в портфеле, можно положить на стол или поставить в шкаф. Чудо это небольшое, но в нём - весь мир.

Если научиться дружить с ним, чудо расскажет тебе, о чём думали люди тысячи лет назад, как они жили, как искали дорогу к счастью.

Чудо это не город, но в нём может жить много разных людей. Ты на всю жизнь полюбишь самых лучших из них. Если ты станешь часто открывать это чудо, то много узнаешь и будешь человеком интересным.

Чудо это - не корабль и не самолёт. Сидя дома, ты можешь с его помощью узнать, как живут люди в других странах.

Это чудо - не радио и не телевизор. Если ты научишься понимать его, то услышишь и музыку, и голоса птиц, и людей.

Чудо это может стать лучшим другом и помощником.

Ты уже знаешь, о чём мы говорим? Нет на земле чуда большего, чем хорошая, умная книга.

(По Л.Кассилю)

5.Составим план:

а) Маленькое чудо, вмещающее весь мир.

б) Книга расскажет о прошлом.

в) Она поможет стать интересным человеком.

г) Книга может перенести тебя в другие страны.

д) Твой друг и помощник.

6. средства связи между частями

7. тип речи, стиль.

Е) Найдите в этом тексте

1 гр. - ССП; 2 гр. - СПП; 3 гр. - БСП (Примечание: здесь нет БСП)

Ж) Дифференциация:

1. написать сжатое изложение

2. эссе о книге, которая стала другом и помощником или пятистишие;

3. карточки.

З) - Да, книга действительно наш друг и помощник.

Многие известные люди оставили нам мудрые мысли о ней. Познакомимся с ними.

1. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.(Д. Дидро)

2. Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество. (К.Гельвеций)

3. Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать. ( Г.Лихтенберг)

4. Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.(А.Дюма-сын)

5. Автор создаёт книгу, общество принимает или отвергает её. Творец книги - автор, творец её судьбы - общество. (В.Гюго)

- Какое изречение вас заинтересовало? а может, вызвало протест? Почему?

Проблема: одно предложение здесь не подходит к теме. Какое и почему?

И) Мини-тест

1. В 1 абзаце есть безличное предложение.

2. Во 2 абзаце сложное предложение с разными видами связи.

3. В 3 абзаце есть слово, к которому можно подобрать антоним редко.

4. В 4 абзаце есть сложное существительное.

5. В предпоследнем абзаце все шипящие звуки мягкие.

(1.нет 2. нет 3. да 4. да 5. нет)

К) Рефлексия:

- Что дал вам этот урок?

- Как работал класс в целом?

- Что было сложно?

- Ваша самооценка.

Домашнее задание: читать, читать и ещё раз читать!

Дата, тема

Слов. диктант







Синт. разбор


Текст о книге







Текст «Чудо»










Изречения о книге



Тест


Ответы к тесту


© 2010-2022