Разработка внеклассного мероприятия по литературе Час мужества по рассказзу Л. СоболеваБатальон четверых (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

Час мужества по рассказу Л.Соболева «Батальон четверых»

Цели:

  • Углубить представления обучающихся о Великой Отечественной войне.

  • Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, гордости за исторические свершения нашего народа.

  • Развивать положительные качества личности.

  • Способствовать развитию интереса к литературе

Оборудование:

1.Фрагмент фильма «Слава русского оружия. Морская пехота сегодня».

2.Мультимедийное оборудование.

Презентация «Морская пехота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Презентация -сопровождение к беседе по рассказу Л.Соболева «Батальон четверых»

3.Видеоклип с песней «Тельняшечка».

4. Выставка книг о войне.

Ход мероприятия.


1. Вступительное слово учителя о знаменательной дате в жизни нашей страны -70-летии Великой Победы.

2.СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Морская пехота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

(Сообщения учащихся)


1.Создание частей и соединений морской пехоты. (Хилов Д.)


2.Действия подразделений и частей морской пехоты в стратегической обороне первого периода войны 1941-1942 гг. (Ульянов К.)

3.Действия подразделений и частей морской пехоты в наступательных операциях советских войск годы Великой отечественной войны 1941-1945гг. (Храмова Д.)


4.Действия морской пехоты на сухопутных фронтах. ( Бурцев Д)

5.Вечная слава героям - морским пехотинцам! ( Волкова Е.)

За годы войны свыше 150 морских пехотинцев стали героями Советского Союза

Звучит песня « Тельняшечка»

3. История создания рассказа «Батальон четверых» Л.Соболева ( Злобин Д.)

С «Батальоном четверых» произошло удивительное. Он был написан летом 1942 года по записи Л. Соболева с Михаилом Негребой, которого он встретил после оставления нашими войсками Одессы и с тех пор более не видел. Он уже думал, что Негреба погиб в Севастополе весной 1942 года.
Но через двадцать один год Михаил Негреба нашёлся. Оказалось, он раненным попал в плен, совершил несколько неудачных побегов и был освобождён из лагеря смерти только в конце войны.Л.Соболев встретился с ним и рассказал об этом по радио. И тогда из Ленинграда отозвался и Алексей Котиков, который после Одессы сражался на Кавказе, и под Москвой, и на Волге, и в Заполярье. Позднее нашёлся в Пятигорске и Леонтьев.
В апреле 1963 года встречу героев в Ленинграде смотрели по телевизору миллионы телезрителей и среди них в городе Горьком ещё один моряк из «батальона четверых» - Перепелица.
Одного Литовченко автор и его товарищи не смогли найти.

Автор рассказа обращал внимание читателей на то, что в этой книжке нет ничего выдуманного. Все рассказы .вошедшие в сборник «Морская душа» ( в том числе и рассказ «Батальон четверых») - правда о мужестве советских военных моряков, об их верности Родине. За рассказ «Батальон четверых» в 1943 году Л.С. Соболеву была присуждена Государственная премия СССР.

4. Беседа по рассказу Л.Соболева «Батальон четверых» (Земскова В.В.)

Словарная работа

Подвиг

Героизм

батальон

- Ребята, давайте посмотрим на карту. Где находится Севастополь? Что вы знаете об обороне Севастополя в годы Великой Отечественной войны?

- Какого события начинается рассказ? ( С описания ночного десантирования парашютистов-добровольцев на вражескую территорию)

- В чём опасность ночного десантирования? ( При десантировании отряд приземляется разрозненно, вслепую)

- Что успел совершить Негреба до встречи со своими товарищами? ( Подорвать штаб союзников немцев -румын, уничтожив «важных персон»)

-В литературных произведениях перед героями часто возникает проблема выбора. Кто из героев её решает?. Каким образом автор достигает реальности в изображении ситуации выбора? ( в ситуации выбора оказывается Негреба, когда встречает тяжело раненного Леонтьева, который предлагает либо оставить его беспомощного, либо пристрелить.

Чтение отрывка:

« Негреба взглянул в его белое, восковое лицо и вдруг отчетливо понял, что тут, в этих кустах, он найдет и свой собственный конец: пронести Леонтьева через фронт один он не сможет, оставить его здесь или выполнить его просьбу - тоже. Все в нем похолодело и заныло, и он ругнул себя - нужно ему было лезть сюда... Шел бы сам по себе, целый и сильный, выбрался бы... Но хотя жалость к себе и своей жизни, с которой приходится расставаться из-за другого, и сжимала его сердце, он прилег к Леонтьеву и сказал так весело, как сумел:

- Это, друг, всегда поспеется... Сперва перевяжу... Отсидимся: двое не один...

На перевязку ушли оба пакета - леонтьевский и свой. Леонтьев почувствовал себя лучше. Негреба устроил его поудобнее, всунул ему в руки автомат и сказал:

- Ты за кинжальную батарею будешь. Лежи и нажимай спуск, только и делов! Отобьемся. Слышь, наши близко».

- Автор мастерски использует приём контраста. Вспомним , какими он рисует морских пехотинцев и как изображает немцев и румын.

( 1-ый отр- И точно, из ложбинки прямо на те кусты, где недавно еще были моряки, выбежала первая толпа отступающих румын. Впереди всех и быстрее всех бежало шесть немцев-автоматчиков. Они добежали до кустов, залегли и открыли огонь по отступающим румынам

2-ойотр-Уже видны были их лица, небритые, вспотевшие, искаженные страхом. Они были так близко, что тяжелый запах пота, казалось, ударял в нос. Они бежали к балке молча и дружно.

И тогда на их пути встал Негреба, встал во весь рост - крепкий и ладный, в полосатой тельняшке, с автоматом в левой руке и с поднятой гранатой в правой.

- Эй, антонески, огребай матросский подарок!)

- Что помогло морским пехотинцам в неравном бою?

-Как вы понимаете смысл названия рассказа? Прочитаем отрывок, в котором показаны настоящие герои.

( И они встали в рост - четыре человека в полосатых тельняшках, в черных бескозырках, окровавленные, перевязанные обрывками форменок, но сильные и готовые снова пробиваться сквозь сотни врагов.

И, видимо, сами они поразились своей живучей силище. И Перепелица сказал:

- Один моряк - моряк, два моряка - взвод, три моряка - рота... Сколько нас? Четверо?.. Батальон, слушай мою команду: шагом... арш!)

- Герои рассказа не считают , что они совершили настоящий подвиг, для них это обыкновенные будни войны, жестокие, трагические, тяжёлые.как вы думаете, чему можно научится у этих « обыкновенных тружеников войны»?

- мужеству

- настоящей дружбе

- умению воевать

- настоящей любви к Родине

- самопожертвованию.

- Поделитесь своими впечатлениями о рассказе. Какой эпизод запомнился больше всего? Что нового о войне вы узнали, прочитав рассказ Л.Соболева «Батальон четверых»?

5. Просмотр видеофильма «Слава русского оружия. Морская пехота сегодня».

6. Заключительное слово учителя.


© 2010-2022