- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему Загадки
Урок на тему Загадки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сухова В.И. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Библиотечный урок «Прочти, отгадай, другим загадай»
Цель : Познакомить учащихся с одним из видов народного творчества-загадками.
Сегодня мы познакомим Вас с одним из интересных жанров устного творчества- загадками.
Термин « загадка»-древнего происхождения. В древнерусском слово «гадать» означало « думать», « размышлять». Отсюда и произошло слово « загадка». В загадке дается предметное описание какого-либо явления. Для узнавания, которого требуется немалое размышление. Чаще всего загадки имеют иносказательный образ.
Загадываемый предмет в загадках, как правило, не называется, а вместо него дается его метафорический эквивалент. Сам народ говорит о загадке: « Без лица в личине». «Лицо»- загадка, « личина» -её и метаморфоза. В загадке выражаются мысли не открыто и прямо, а переносно-метафорически. Так, например, вместо прямого выражения мысли: « Корни хмеля в земле, его стебель с ветками на земле. А плоды( цветы) используют для приготовления свадебного напитка.», а метаморфоза такая « Ноги в земле, кишки на дереве, голова на свадьбе» Или еще пример» На полянах девчонки в белых рубашках, в зеленых полушалках». ( березки)
Составить загадку- значит обычными мыслями и предметами придать метафорическую форму выражения. И наоборот-отгадать загадку- её метафорические образы заменить образами реальными, действительными.. Так в приведенной загадке нужно произвести следующие логические замены: на поле растут не девчонки, а березки, только у них стволы-белые, а у них зеленые полушалки.
Как правило, разгадать загадку довольно трудно. Во- первых для этого нужно обладать довольно развитым поэтическим мышлением, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть немалые, нарочисто создаваемые загадкой трудности логического порядка.
Загадка- это очень хитро составленный вопрос. Так нас удивляет намек на существо, которое « без рук, без ног, а рисовать умеет»( мороз). Трудно представить. Как это может быть в « в одном бочонке, два сорта винаяяяяяяяя0 ( яйцо). Уже Аристотель заметил, что загадка « говоря о действительно существующем, соединяет вместе с тем совершенно невозможное»
Но загадка формулирует вопрос не только парадоксально, но нередко даже и коварно: перед человеком, пытающимся отгадать загадку, она ставит своеобразную логическую ловушку, заводит его в тупик. Так например есть загадка: « Что за зверь: в зиму ест, а летом спит; тело тепло, а крови нет; сесть на него сядешь, а с места не свезет.».
Давайте начнем логически размышлять: Что за зверь? Теплый-как медведь? А противоположное что? Одним словом загадка направляет нас на поиски подходящего животного. Но потом оказывается, что это шутка. Причем шутка-коварная, которая завела нас в тупик. Нет в природе зверя с такими качествами, о которых говорится в загадке. Оказывается, она имела в виду не какого-то зверя, а обыкновенную крестьянскую печь.
Загадки составляются несколькими способами:
-
Предметы составляются на основе какого-нибудь внешнего сходства: Например: Сидит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек: не шиты, не кроены, а весь в рубцах.( капуста)
-
Предметы сопоставляются по цвету: Маленькая крошка сквозь землю прошла, красную шапочку нашла.( мак)
-
Явления ( предметы) сближаются на основе каких-либо признаков их внутренней структуры. Например: Стоит дом в двенадцати окон, в каждом окне по четыре девицы, у каждой девицы по семь веретен, у каждого веретена разное имя» ( год, месяц, недели. Дни)
-
Предметы сравниваются по их функции, по той роли, которую они выполняют в бытовой жизни народа. Например: Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
-
Предметы составляются по особенности их движения, по соотношению их подвижного и неподвижного .Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет .( Дождь, земля, трава.)
-
Предметы или явления и образы могут сближаться в загадках на основе некоторых их сходных черт и признаков в поведении . По синему морю белые гуси плывут (облака)Пушистая вата плывет куда-то: где вата ниже, тем дождик ближе.
Как видите, в загадках всевозможные предметы, образы и явления вступают в самые разнообразные отношения, раскрываются с самых разных сторон.
По форме выражения загадки бывают положительными и отрицательными. В положительных загадках загадываемые предметы, хотя и сопоставляются только по каким-то отдельным сторонам, признакам и качествам, в целом в известном смысле уравниваются, отождествляются. Например : Сидит на ложке, свесив ножки ( лапша),дяденька смеется, на нем шубёнка трясется( кисель).
В отрицательных загадках наоборот: Хотя загадываемые предметы по каким-то признакам сближаются, в целом они противопоставляются. Во мне есть вода, но не мокрая, огонь-но не жгучий, мое твердое тело- бесцветное и в тоже время- разноцветное ( БРИЛЛИАНТ)
Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах( Гвоздь в сапоге) Весть в шерсти , а кожи нет(валенок)
Загадки Музафара Алимбаева на различные темы:
Я от ваших тумаков, уличу до облаков ( мяч)
Силач на спину взвалил травинку, и тащит в кучу силач могучий( муравей)
Не отстанет, если убегаешь; побежишь вдогонку-не поймаешь (тень)
Ворота запри-стужа внутри. Ворота открой-зной с жарой(холодильник)
Если нос его уткнется, то уже не повернется Он магнитный, этот нос: Раз уткнулся, то всерьез! Невелик он, но для многих лучший друг в большой дороге ( компас)
Из земли растет огонь- лучше ты его не тронь. Ну, а если прикоснешься- непременно обожжешься ( крапива)
Есть конечно и математические, географические загадки. И сейчас мы представим вашему вниманию такие загадки. Внеклассная работа в школе № 1, 2008 : «Веселая география»;
Султик №2 2014 г; Веселый затейник № 9 2013 год.
В заключении хочется сказать, что загадки, их художественная образность использованы не только в народном творчестве, но и в творчестве В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова,С.А.Есенина,С.Я.Маршака, Музафара Алимбаева.