- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обучение сочинению-описанию по картине В. Васнецова «Аленушка»
Обучение сочинению-описанию по картине В. Васнецова «Аленушка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бейсембаева К.А. |
Дата | 07.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обучение сочинению- описанию по картине В .Васнецова «Аленушка».
Цель: углубить представление об описании в художественном стиле речи, формировать навыки составления сочинения -описания по картине.
В начале урока предлагаю вспомнить, что такое иллюстрация.
- Рисунок выполненный к какому-то эпизоду литературного произведения.
- Чем же иллюстрация отличается от картины ?
- Она изображает какой - нибудь эпизод из книги, а картина пишется и с натурой , и по мотивам литературных произведении , и на основе жизненных впечатлении и на основе исторических фактов.
- Сейчас нам предстоит увлекательное путешествие в художественную галерею. Представьте ,что мы идем по залу мимо полотен знаменитых мастеров. Посмотрите на эту картину . Знакомый сюжет, не правда ли ? И эта картина напоминает эпизод из любимой сказки. Прочитаем подпись внизу.
- «Ковер- самолет» , а здесь «Иван царевич на Сером волке», тут «Богатыри».
- Кем же созданы эти картины ? Читаем : Васнецов. Сегодня вы будете описывать одну из картин этого замечательного художника. Она называется «Аленушка».
Перед вами три репродукции: это этюд (1880), эскиз (1880) и сама картина (1881).
- Что такое этюд ?
- Небольшая по размеру работа с натурой ,на которой художник изображает людей, пейзажи , которые затем могут в его картину.
- Что же мы назовем эскизом ?
- Набросок будущей картины, какой она представляется воображению художника.
- опишите этюд .
- Нежные елочки у опушки.
- Молодая осина со склоненными ветвями у темного пруда.
- Вода мрачная, опасная.
- Лес на берегу стоит глухой стеной.
- Босоногая крестьянская девочка сидит на камне у воды. Сжалась в комочек ,опустила голову на колени. За ее спиной- темное пятно леса.
- Что напоминает вам третья репродукция ?
- Народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- О чем рассказывает эта сказка ? Выделите в ней эпизод , соответствующий картине В.Васнецова.
- Это невозможно сделать . В сказке на берегу пруда бегал козленочек, который жалобно звал сестрицу, а Аленушка- на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Сюжет картины иной, отличается от сказочного .
- Как вы думаете почему ?
- Задача художника- живописца, создать свой образ. Он ведь не иллюстратор , который изображает отдельный эпизод сказки.
- Правильно . Художник изобразил не сказочный персонаж, а правдивый образ крестьянской девочки. Виктор Михайлович, готовясь к новой картине ,рассказал брату - художнику Апполинарию , что на Хотьковской дороге, по которой нищие шли на богомолье в монастырь , увидел странную девочку. Одиноко брела , и была в ее глазах страшная тоска. О судьбе этой девочки ему и захотелось рассказать в картине Аленушка.
- Составляем рабочие материалы заготовки будущего сочинения.
- Как изображена Аленушка ?
- Она совсем одна в дремучем лесу , полном таинственных шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у черного омута, обхватив тонкими руками колени.
- Что можно сказать о ее одежде , позе , о выражении лица ?
- Линялый сарафан девочки изодран.
- Рыжие волосы растрепаны.
- Ноги у нее устали от долгой ходьбы.
- В позе девочки такое отчаяние ! Взгляд устремлен на воду , но она как будто не видит ее.
- Видно, девочка несправедливо обижена злыми людьми.
- Она грустит о своей участи . Отец и мать ее умерли , чужие люди заставляют батрачить с утра до ночи, бьют не кормят досыта.
- Художнику дорога Аленушка. Он сумел передать печаль и боль обиженного судьбой человека. Картина вызывает сочувствие к бедной девочке.
- Картина навевает печаль . Страшно за Аленушку. Что же будет с нею дальше ?
- Как удается художнику достичь такой выразительности в передаче ее настроения.
- Он по -особому построил картину. У темного пруда только девочка- одна со своим горем.
- Цвет - основное изобразительное средство . Художник использовал темные краски. Серый камень- валун, черный омут, темный лес.
- Почему Васнецов изобразил Аленушку одну ?
- Чтобы сосредоточить внимание зрителя только на девочке, чтобы подчеркнуть ее горе, одиночество , печаль.
- Опишите краски , которые использовал художник рисуя ее .
- Блеклые , серовато-голубые- для кофточки, светло-розовые - для лица, рук, желто-коричневые для рисунка на сарафане.
- Подберите слова и выражения для описания Аленушки ее позы.
- Сжалась в комочек, опустила голову на колени, низко склоненная голова, босоногая девочка, загрубевшие от работы руки, золотистые волосы, деревенская девочка пдросток, грустный взгляд.
- Какие эпитеты можно подобрать к существительному горе ?
- Безутешное, безысходное, большое, неизбывное .
- Подберите синонимы к слову грустный .
- Тоскливый , печальный.
- Какое из этих слов точнее передает состояние девочки ?
- Печальный взгляд .
- Опишите пейзаж на фоне которого изображена Аленушка.
- Наклонилась ветка осины у воды. Заросли осоки в темной воде как бы охраняют девочку от неверного шага. На березовой ветке сидят белогрудые стрижи. Сзади молодые ели . Природа сочувствует девочке, старается ей помочь.
- Какое время года изображено на картине ?
- Осень . Мы видим желтоватые листья плывущие по воде ,побуревшую траву. Небо хмурое, холодное. Оно насупилось в предчувствии недалекой зимы.
- Почему художник выбрал именно осенний пейзаж?
- Природа связана с внутренним состоянием девочки. Осенью все увядает. Эта пора навевает грусть.
- Какие эпитеты можно подобрать к словам небо , листья , озеро, вода ,лес?
- Небо осеннее , хмурое, неприветливое, унылое, серое , низкое. Листья .поблекшие, желтоватые , опавшие. Озеро темное, глухое, бездонное , таинственное. Вода темная, черная холодная, неподвижная. Лес темный ,мрачный, безмолвный, таинственный, глухой.
- Все ли мрачно в окружающем Аленушку пейзаже ?
- Нет ! В отдалении стоят елочки, которые манят вечно молодой зеленью. Недалеко от девочки стоят стройные осины. Они осыпают Аленушку золотом листьев, как бы шепчут ей «Не плачь , не горюй !» . Торчат из воды твердые и жесткие листья камыша. Они тоже будто говорят : «Не плачь ,девочка ! Выпрямись !» .
- Каков общий тон картины ?
- Не яркий , серовато-блеклый. Зеленые , желтые , синие , розовые краски словно тронуты легкой серебристой дымкой. Вместе грустят и девочка ,и осинка, и птицы на ветке, и небо. Все сливается в тихую , задумчивую сказку.
- Сказка об Аленушке тронула Васнецова сразу же. Запал ему в душу тоскливый напев, доносящийся со дна реки. А как вы воспринимаете картину , как сказочную или как правдоподобную ?
- Как правдоподобную.
- Кстати, сам Васнецов считал , что в этой картине он обобщил образ женской красоты. Известный художник Игорь Гробарь назвал ее «Обаятельной лирической поэмой о чудесной девушке , одной из лучших картин русской школы».
- В завершение выслушиваю двух трех учеников и коллективно составляем план сочинения- описания:
1 .Художник В . Васнецов и его сказочные полотна .
2. Картина «Аленушка» - «поэма о чудесной русской девушке».
3. Мое впечатление от картины.
Учащиеся составляют сочинение- описание по плану, а дома они должны будут написать это сочинение.