Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» для основной профессиональной образовательной программы СПО 100701 Коммерция

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ СО «Тугулымский многопрофильный техникум»


РАССМОТРЕНО:

Методическим объединением

общеобразовательного цикла

протокол №

«___»____________201 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ТМТ

_________ В.Ф. Баюнов

«___»_________201 г.










Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 01 Русский язык




















2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Тугулымский многопрофильный техникум»

Разработчик:

Колмакова Ирина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ CО «Тугулымский многопрофильный техникум».









СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

23


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык


1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часов.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

112

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

48

контрольные работы

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:


индивидуальное проектное задание

10

внеаудиторной самостоятельной работы

24

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения



Аудиторные

/

СРС


Всего: 112 ч.

78 ч. - аудиторные занятия, 34 ч. Самостоятельная работа студента (СРС)

Введение.

2


Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

1

2

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

2

Контрольная работа № 1.

1

3

Входящий контроль знаний.

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

10/4


Тема 1.1. Язык и речь.

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

1

1

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

1

2

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

2

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

2

Тема 1.3. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.

1


1

Тема, основная мысль текста.

2

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Средства и виды связи предложений в тексте.

2

Абзац как средство смыслового членения текста.

2

Типы речи (повествование, описание, рассуждение).

2

Соединение в тексте различных типов речи.

2

Лингвостилистический анализ текста.

2

Практические занятия.

7

3

Р.р. Определение вида речевых ошибок и их исправление.

Р.р. Стилистический анализ текста.

Тестовая работа по теме «Функциональные стили в речи».

Тестовая работа по теме «Стили речи».

Тестовая работа по теме «Язык и речь. Языковая ситуация. Стили речи. Стилистические ошибки».

Практическая работа по оформлению документов официально-делового стиля, по составлению текстов публицистического стиля.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка.

Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи.

Стилистика и синонимические средства языка.

Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико - речевые нормы.

Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм.

Русское письмо и его эволюция.

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

4

3

Раздел 2. Лексика и фразеология.

8/5


Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

Лексическое и грамматическое значения слова.

1


2

Многозначность слова.

2

Прямое и переносное значение слова.

2

Метафора, метонимия как выразительные средства языка.

2

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

1

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.

Исконно русская лексика.

1

2

Заимствованная лексика.


2

Старославянизмы.

2

Нейтральная лексика.

2

Книжная лексика.

2

Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

2

Профессионализмы.

2

Терминологическая лексика.

2

Архаизмы.

2

Историзмы.

2

Неологизмы.

2

Особенности русского речевого этикета.

2

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта.

2

Тема 2.3. Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы.

Русские пословицы и поговорки.

1


2

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.

2

Афоризмы.

2

Лексические и фразеологические словари.

2

Лексико-фразеологический разбор.

2

Лексические ошибки и их исправление.

2

Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

Практические занятия.

4

3

Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок.

Языковой анализ литературного текста.

Работа с текстом с использованием фразеологических словарей.

Контрольная работа № 2.

1

3

Контрольное тестирование по теме «Лексика и фразеология».

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования.

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами.

Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов.

4

3

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

8/6


Тема 3.1. Фонетические единицы.

Звук и фонема.

1

2

Открытый и закрытый слог.

2

Соотношение буквы и звука.

1

Фонетическая фраза.

1

Ударение словесное и логическое.

2

Роль ударения в стихотворной речи.

1

Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

1

Тема 3.2. Орфоэпические нормы.

Произносительные нормы и нормы ударения.

1

2

Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

1

Использование орфоэпического словаря.

2

Тема 3.3. Орфография.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

1

2

Употребление буквы Ь.

2

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2

Правописание приставок на З - / С - .

2

Правописание И - Ы после приставок.

2

Практические занятия.

4

3

Фонетический разбор слова.

Тестирование по теме «Фонетика».

Тестирование по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Тестирование по теме «Правописание О/Ё после шипящих и Ц».

Тестирование по теме «Правописание приставок».

Нахождение и исправление орфоэпических ошибок.

Контрольная работа № 3.

1

3

Контрольное тестирование по теме «Фонетика и орфография».

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования.

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики.

Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем.

Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.

Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.

Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.

Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

5

3

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

6/6


Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.

Многозначность морфем.

1


1

Синонимия и антонимия морфем.

1

Морфемный разбор слова.

2

Словообразование знаменательных частей речи.

1

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

1

Понятие об этимологии.

1

Словообразовательный анализ.

2

Тема 4.2. Орфография.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1

2

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

2

Правописание сложных слов.

2

Практические занятия.

3

3

Тестирование по теме «Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -».

Тестирование по теме «Правописание сложных слов».

Морфемный разбор слова.

Словообразовательный разбор слова.

Контрольная работа № 4.

1

3

Р.р. Изложение с элементами сочинения.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные).

Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.

5

3

Раздел 5. Морфология и орфография.

16/6


Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное.

Грамматическое значение слова.

1


2

Грамматическая форма и синтаксическая функция слова.

2

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

2

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

2

Род, число, падеж существительных

2

Склонение имен существительных.

2

Правописание окончаний имен существительных.

2

Правописание сложных существительных.

2

Морфологический разбор имени существительного.

2

Употребление форм имен существительных в речи.

2

Тема 5.2. Имя прилагательное.

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

1

2

Степени сравнения имен прилагательных.

2

Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

2

Правописание сложных прилагательных.

2

Морфологический разбор имени прилагательного.

2

Употребление форм имен прилагательных в речи.

2

Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.

Лексико-грамматические разряды имен числительных.

1


2

Правописание числительных.

2

Морфологический разбор имени числительного.

2

Употребление числительных в речи.

2

Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2

Значение местоимения.

2

Лексико-грамматические разряды местоимений.

2

Правописание местоимений.

2

Морфологический разбор местоимения.

2

Употребление местоимений в речи.

2

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

2

Тема 5.4. Глагол.

Грамматические признаки глагола.

1

2

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

2

Правописание НЕ с глаголами.

2

Морфологический разбор глагола.

2

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

2

Тема 5.5. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола.

Образование действительных и страдательных причастий.

1


2

Правописание суффиксов и окончаний причастий.

2

Правописание НЕ с причастиями.

2

Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

2

Морфологический разбор причастия.

2

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

2

Правописание НЕ с деепричастиями.

2

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

2

Морфологический разбор деепричастия.

2

Тема 5.6. Наречие. Слова категории состояния.

Грамматические признаки наречия.

1


2

Степени сравнения наречий.

2

Правописание наречий.

2

Отличие наречий от слов-омонимов.

2

Морфологический разбор наречия.

2

Употребление наречия в речи.

2

Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

2

Безлично-предикативные слова.

2

Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.

2

Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

Практические занятия.

9






3


Морфологический разбор имени существительного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Морфологический разбор глагола.

Морфологический разбор причастия.

Морфологический разбор деепричастия.

Морфологический разбор числительного.

Морфологический разбор местоимения.

Тестирование по теме «Мягкий знак на конце после шипящих».

Тестирование по теме «Глагол».

Тестирование по теме «Имя существительное: род, число, склонение».

Тестирование по теме «Имя прилагательное: окончание, род, число, разряд».

Тестирование по теме «Суффиксы причастий».

Тестирование по теме «Деепричастие, суффиксы деепричастий».

Контрольная работа № 5.

1

3

Р.р. Сочинение на лингвистическую тему.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи.

Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).

Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.

5

3

Раздел 6. Служебные части речи.

8/6


Тема 6.1. Предлог как часть речи. Союз как часть речи.

Правописание предлогов.

1


2

Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

2

Употребление предлогов в составе словосочетаний.

2

Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

Правописание союзов.

2

Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

2

Употребление союзов в простом и сложном предложении.

2

Союзы как средство связи предложений в тексте.

2

Тема 6.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Правописание частиц.

1


2

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

2

Частицы как средство выразительности речи.

2

Употребление частиц в речи.

2

Правописание междометий и звукоподражаний.

2

Знаки препинания в предложениях с междометиями.

2

Употребление междометий в речи.

2

Практические занятия.

5

3

Тестирование по теме «НЕ и НИ с разными частями речи».

Контрольная работа № 6.

1

3

Р.р. Сочинение на лингвистическую тему.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Служебные части речи.

Выразительные возможности служебных частей речи.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Различение частиц НЕ и НИ.

Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов.

Слитное, раздельное написание союзов.

5

3

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

20/6


Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Словосочетание.

1


2

Предложение, сложное синтаксическое целое.

2

Основные выразительные средства синтаксиса.

1

Строение словосочетания.

2

Виды связи слов в словосочетании.

2

Нормы построения словосочетаний.

1

Синтаксический разбор словосочетаний.

2

Значение словосочетания в построении предложения.

1

Синонимия словосочетаний

1

Тема 7.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение.

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения.

1

2

Интонационное богатство русской речи.

1

Логическое ударение.

2

Прямой и обратный порядок слов.

1

Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

1

Грамматическая основа простого двусоставного предложения.

2

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Согласование сказуемого с подлежащим.

2

Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

1

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

2

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

2

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

2

Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

2

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

2

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

2

Однородные и неоднородные определения.

2

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

2

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

2

Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений.

2

Обособление приложений.

2

Обособление дополнений.

2

Обособление обстоятельств.

2

Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.

2

Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

2

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

2

Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

2

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

2

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

2

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

2

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Тема 7.3. Сложное предложение.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

2

Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

2

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

Практические занятия.

16

3

Тестирование по теме «Словосочетание. Способы связи словосочетаний».

Тестирование по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Тестирование по теме «Простое предложение».

Тестирование по теме «Пунктуация в простом предложении».

Тестирование по теме «Назывные и безличные предложения».

Тестирование по теме «Сложное предложение: ССП, СПП, БСП».

Тестирование по теме «Пунктуация в сложных предложениях».

Тестирование по теме «Обособление приложений, дополнений, обстоятельств».

Контрольная работа № 7.

1

3

Итоговое контрольное тестирование по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений.

Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как.

Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.

6

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий ««Русский язык 10-11»»;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1

Персональная электронная вычислительная машина

Компьютер ICL КПО ВС

2

Проектор стационарный

Мультимедиа-проектор EX200U

3

Мультимедийная активная акустическая стереосистема

Акустические колонки SVEN 350

4

Монитор

Acer V173 LCD

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:

Для обучающихся

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006.

  2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2004.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.

  4. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.

  5. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2006.

  6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.

  7. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.

  8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.

  9. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.

  10. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.

  11. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.

  12. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.

  13. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2002.

  14. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.


Для преподавателей

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.

  3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.

  4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.

  5. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004.

  6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.

  7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. - М. 2006.

  8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2002.

  9. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2001.

  10. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 2000.

  11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001.

  12. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2004.

  13. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2005.

  14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.

  15. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. - М.. 2004.

  16. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2004.

  17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2000.

  18. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. - М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.

  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

  10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2001.

  11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.

  12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.

  13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.

  14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.

  15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2006.

  16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.

  17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2005.

  18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.

  19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.

  20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в ГАОУ СПО «НИТ»

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2000 год.

  2. Жердяева Л.А. «Русский язык в средней школе. Карточки-задания в помощь учителю (6-ой, 8-ой классы)». Сибирское университетское издательство, 6-е изд., 2010 год.

  3. Завражнова Н.П. «Русский язык. 10-11 классы. Тесты и тренировочные задания». Волгоград, 2009 год.

  4. Коновалова Л.Ф. «Домашний репетитор. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ». М.: «Айрис Пресс», 2008 год.

  5. Куманяева А.Е. «Изложение на экзамене. Учебное пособие для школьников и абитуриентов». М.: « Экзамен», 2007 год.

  6. Куршакова Л.М. «Схемы и образцы анализа языковых единиц». Елабуга, 2001 год.

  7. Лидман-Орлова Г.К. «Учимся писать изложения. Пособие для учащихся». М.: 2005 год.

  8. Мякшева О.В. «Тесты по орфографии и пунктуации русского языка (7-11 классы)». Нижний Новгород: «Лицей», 2000 год.

  9. Нечаева И.В. «Словарь иностранных слов». М.: АСТ, 2002 год.

  10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М.: 2002 год, 4-е издание, дополненное.

  11. Первова В.М. «Задания по русскому языку для учащихся-заочников». (9-11 классы). М.: «Просвещение», 1988 год.

  12. Розенталь Д.Е. «Пособие по русскому языку (с упражнениями). Поступающим в вузы». М.: «Оникс», 2008 год.

  13. Титова Р.Ф. «Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. Пособие для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы».М.: «Просвещение», 1976 год.

  14. Шайдуллина Н.И., Бубекова Л.Б. «Синтаксис словосочетания и простого предложения». Елабуга, 2005 год.

  15. «Универсальный словарь по русскому языку». (Все словари в одной книге). Санкт-Петербург, «Весь», 2009 год.

  16. Шильнова Н.И. «Большой словарь синонимов и антонимов русского языка» (100 000 слов и словосочетаний). «Дом славянской книги», 2010 год.

  17. Шклярова Т.В. «Найди ошибку! Самостоятельные работы. (9 класс)». «Грамотей», 2006 г.

Дополнительные источники:

  1. Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». М.: «Дрофа», 5-е издание, стереотипное, 2007 год.

  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. «Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие». 10-е издание, стереотипное; М.: «Дрофа», 2007 год.

  3. Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л., Козлова Т.И. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, практикум». М.: «Экзамен», 2009 год.

  4. Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. «Русский язык. ЕГЭ. 9 класс. Тренировочные тестовые задания». М.: «Экзамен», 2010 год.

  5. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку (8-9 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2008 год.

  6. Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2006 год.

  7. Михайлова Е.В. «Тесты и тексты для комплексного анализа (10-11 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2007 г.

  8. Тихонова В.В., Шановалова Т.Е. «250 диктантов по русскому языку». М.: «Дрофа», 2006 год.

  9. Тучкова Л.И., Гостева Ю.Н «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М.: «Экзамен», 2006 год.

  10. Угроватова Т.Ю. «Русский язык. 34 урока, подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы». М.: 2008 год.

  11. Федеральный банк экзаменационных материалов. «Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ 2009.» М.: «Экзамен», 2006 год

  12. Федорова М.В. «Грамматика русского языка. 5-11 классы». М.: «ЭКСМО», 2009 год.

Электронные пособия

  1. 5 баллов! Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Издательство «Весь», 2006 год.

  2. Современный словарь по русскому языку. Все словари на одном диске. Издательство «Весь», 2009 год.

  3. Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. 10-11 классы. Издательство «Учитель», 2009 год.

Интернет - ресурсы

uchportal.ru/

pedsovet.org/

rusedu.ru/

urokimatematiki.ru/videorassylka.html







4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»).

- Устный опрос обучающегося:

1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- Выборочный диктант с языковым разбором.

- Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- Карточки с заданиями.

- Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- Аудирование.

- Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося).

- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- Работа со словарями.

- Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).

- Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья).

- Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

- Фронтальный опрос.

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- Построение диалогов разговорного стиля.

-Доклад обучающегося (учитывается ораторское итскусство).

- Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения.

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- Фонетический разбор слова.

- Морфемный разбор слова.

- Орфоэпический анализ слова.

- Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя.

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися.

- Пунктуационный анализ предложения.

- Орфографический диктант.

- Изложение с элементами сочинения.

- Контрольный диктант.

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- Участие в дискуссии.

- Речеведческий анализ текста.

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование.

-использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- Участие в дискуссии.

- Выступление обучающихся с докладом, рефератом.

- Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка).

- Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ.

- Беседа с обучающимися.

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение).

- Тестирование.

-Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи.

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.).

- Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

- Практическое овладение диалогической формой речи.

- Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

- Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Знания:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

- Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- Осознание цели и ситуации устного общения.

- Адекватное восприятие звучащей речи.

- Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий).

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

- Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

- Рецензирование.

- Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Разработчик:

ГБПОУ CО «Тугулымский многопрофильный техникум».





Преподаватель





И.В. Колмакова


Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования профильного уровня.

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как профильного предмета формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.

Изучение русского языка на профильном уровне предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и защита рефератов). Примерные темы рефератов приведены в разделе «Примерное содержание учебной дисциплины».

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.


© 2010-2022