СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРПОДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРПОДОВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учитель русского языка и литературы высшего уровня квалификации первой категории КГУ «Общеобразовательная школа №19»

Алшинбаева Раушан Жолдыбаевна

г.Сатпаев Карагандинская область




Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим перед

ними проблемы, которые надо решить.

Роджер Левин.


Работа педагога большой труд, который требует постоянного творческого поиска и самосовершенствования. Сегодня образование требует существенного обновления целей и структуры, содержания, методов и средств обучения, которое невозможно без активного участия педагогов. Многое зависит в значительной степени от профессионального развития учителей школы, от роста педагогического мастерства. Заниматься профессиональным развитием - значит идти в ногу со временем. Современный учитель - это тот, кто первый, и в свою очередь понимает, что стратегии и образовательные методы, которые испльзуют учителя, являются первостепенной движующей силой достижения результата учащимися.

«Эффективное образование» - это урок, на котором знания не только даются, но и благодаря знаниям развиваются ценностное отношение к ним, развиваются познавательная деятельность, логика, память, внимание. В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Сегодня педагогическая деятельность учителя на практике доказывает, насколько важную роль в жизни учащихся играет формирование культуры речи, развитие языковой компетентности и грамотности. Цель современной школы - воспитать конкурентоспособную, образованную, всесторонне развитую личность. Сегодня на уроках русского языка и литературы у учителя есть возможность использовать новые эффективные технологии. Одним из актуальных методов и средств современного урока является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Цель технологии - формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;

- развитие таких качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

- развитие аналитического, критического мышления.

На уроках русского языка и литературы отводится большое место для работы с текстом. На этом этапе урока можно использовать с большой пользой для учащихся разные стратегии и методы этой технологии: чтение с пометками - INSERT, составление вопросов по таксономии Блума, «Ромашка Блума», «Дерево предсказаний», «Бортовые журналы», «Фишбоун», составление кластера и другие. Основная задача этих приёмов научить школьников выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте, понимать, как различные части информации связаны между собой, выделять ошибки в рассуждениях, избегать категоричности в утверждениях, быть честным в своих рассуждениях, отделять главное от существенного в тексте. Организация учебного процесса даёт возможность учащимся работать в группах, в парах. Каждый урок русского языка наряду с грамматической темой сопровождается и с лексической темой. Например, в девятом классе на начальном этапе урока учащиеся до чтения текста заполнили первую часть «Бортового журнала» то, что им известно о поэте Олжасе Сулейменове. А после ознакомления с текстом заполняют вторую часть журнала - это то, что нового они узнали о поэте. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, дискутируют, составляют вопросы. Такой вид организаций урока стимулирует учащихся к лучшему освоению текста, умению выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Коммуникативно-деятельный принцип обучения таких уроков приводит к совместному поиску решения проблем, а также создаёт «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми. Роль учителя - в основном координирующая. Формирование навыка правильного чтения и работы в группе, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, критически оценивать новые знания, помогает самостоятельно делать выводы и обобщения, а также даёт возможность научить учащихся уметь слушать и слышать друг друга, уважать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. «Рефлексия» - размышление, где формируется личностное отношение к тексту, приводит к выводу, к переосмыслению собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Каждый этап такого урока способствует на создание условий для свободного развития каждой личности. В десятом классе на уроке по теме «Сочинение - рассуждение - эссе» ученики провели большую самостаятельную поисковую работу, делая подборки к защите постера-кластера. Прием «Кластер» используется как на начальном этапе урока, так и на этапе «Рефлексия», то есть может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Понятие «Кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер - это способ графической организации материала, позваляющий сделать наглядными и компактными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему(после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Проделав большую подготовительную работу по теме «эссе - это рассуждение», ученики сделали большой путь к познанию: Что такое эссе? Как нужно писать эссе? Как оценивается эссе? (по каким критериям оценивается эссе). А также пришли к выводу, что эссе - это актуальный жанр сочинения - рассуждения. На этом уроке были использовны разные приемы критического мышления с учетом возрастных особенностей: чтение на авторском стуле, составление простых и сложных вопросов, взаимопроверка и оценивание работ, путешествие по галерее своих работ. Эффективное использование данных приемов на уроке позволяет учителю диагностировать уровень подготовленности класса, вовлекать в учебный процесс всех учащихся с учетом их индивидуальных возможностей.

В чем же преимущество использования данной технологии на наших уроках сегодня? В отличие от традиционных уроков, меняется роль педагога и учащихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами на уроке. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, составляют вопросы, заполняют таблицы, обсуждают прочитанное. Элемент новизны - это и есть новые приемы, которые вовлекают нынешнее подрастающее поколение в руслу современного образования: стимулирование к самостоятельной творческой деятельности, к самообразованию и самоорганизации в процессе обучения. А самое важное помогает проявлять интерес и любовь к предмету, к окружающему миру, к себе и к другим.



Секция: Инновационные методы обучения и воспитания подрастающего поколения.


© 2010-2022