Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Павловский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 пос. Октябрьского

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от _________________ 2015 года

Председатель педсовета

______________ Ермакова Н.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По элективному курсу «Трудные вопросы орфографии»

Уровень образования СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Класс 10 -11

Количество часов 68 Уровень базовый

Учитель Цокур Наталия Алексеевна




Программа разработана на основе авторской программы

Н.М.Божко, автора - составителя программы элективного курса

«Трудные вопросы орфографии»: «Учитель», Волгоград, 2011 г.


  1. Пояснительная записка.

В основу изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии» положена работа над трудными орфограммами с целью ликвидации пробелов в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Создание курса по трудным вопросам орфографии диктуется острой необходимостью в связи со сдачей экзамена по русскому языку в виде ЕГЭ.

Цели курса:

  • освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка,

  • подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне,

  • формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ

  • освоение содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы,

  • сформировать умения и навыки выполнения тестовых заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

  • совершенствование грамотности учащихся;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий.


  1. Общая характеристика предмета.

Курс ориентирован на учащихся 10-11 классов. Десятиклассникам он поможет разобраться в трудных орфографических написаниях и закрепить их на практике, а учащимся 11 классов - лучше подготовиться к выпускным экзаменам.

Актуальность элективного курса определяется тем, что ученик, изучивший данный курс, будет допускать меньше ошибок.

Содержание элективного курса разработано с учётом изучения сущности разных типов трудных орфограмм.

Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» обобщает (но не повторяет) ключевые знания, полученные учащимися ранее при изучении раздела русского языка «Орфография».

Элективный курс охватывает достаточно широкий круг проблем по вопросу трудных случаев орфографии.

Изложение трудных вопросов русской орфографии ведётся по разделам и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов орфографии. При отборе тем автор руководствовался принципом частотности той или иной орфограммы.

В программе представлены пять разделов, охватывающих как теорию, так и практику по предложенным вопросам. В каждом их них выделены темы:

  • Введение включает себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса «Трудные вопросы орфографии», кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.

  • Первый раздел - «Общие вопросы письма и правописания»- знакомит учащихся с историей возникновения правил орфографии, на чём они строятся и возможностями графики.

  • Второй раздел - «Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики» - раскрывает особенности слогового принципа русской графики, вытекающие отсюда орфографические вопросы; отступления от слогового принципа русской графики. Касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного принципа). Употребление буквы ё.

  • Третий раздел - «Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова» - даёт возможность узнать о принципах орфографии, лежащих в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного; об отымённых, отглагольных моделях. Употребление и правописание букв о - ё после шипящих для обозначения ударного [о]; правописание одного и двух н; употребление и правописание частиц не и ни.

  • Четвёртый раздел - «Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв» - раскрывает особенности, связанные с написанием этих букв.

  • Пятый раздел - «Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием» - посвящён общим принципам слитного, дефисного и раздельного написания слов; разграничению приставки не- и частицы не; слитному и раздельному написанию не с формами на -мый; слитному и дефисному написанию сложных существительных и прилагательных.

Данные разделы программы дополнены темами, при изучении которых учащиеся испытывают трудности:

  • правописание Ь и Ъ,

  • правописание безударных и чередующихся гласных в корне,

  • правописание согласных в корне,

  • правописание приставок и суффиксов,

  • правописание окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

Весь материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволят ученику усвоить и осознать правильное написание изучаемой орфограммы, расширить их познания в этой области:

  • лекции учителя с различными видами заданий;

  • доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;

  • беседы; беседы с элементами практической работы;

  • работа в больших и малых группах;

  • самостоятельная работа учащихся - наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

  • упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение небольшого лингвистического эксперимента);

  • самостоятельный отбор материала;

  • поиск в произведениях художественной литературы нуж.- ной трудной орфограммы, использование данной орфограммы в своей практике;

  • практическая работа по исправлению орфографических ошибок;

  • чтение рекомендованной научно-популярной, лингвистической литературы;

  • создание и публичная защита собственных проектов;

  • проведение практикумов, семинаров.

Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, диалогической - организация небольших дискуссий по поводу этих выступлений. Частично-поисковая, эвристическая направленность занятий даёт возможность каждому ученику проявить свою творческую активность, а также углубить знания по проблемам, поднятым при изучении трудных вопросов орфографии. Закончится изучение элективного курса составлением Школьного Свода орфографических ошибок, допущенных учащимися.

3.Описание места учебного предмета.

Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс - 34 часа в неделю, 11 класс - 34 часа в неделю; всего 68 часов (решением педсовета школы учебный год для 10-11 классов составляет 34 недели).

4.Содержание учебного материала.


Вводное занятие. Общие вопросы письма и правописания (3 час).

Цели, задачи курса «Трудные вопросы орфографии».

Письмо и орфография. Разделы орфографии. Понятия «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография»). Разграничение орфографических и неорфографических ошибок.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики (8 час).

Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы: обозначение гласных после шипящих и щ вопрос о выборе букв е/о. Отступления от слогового принципа русской графики: вопрос об употреблении букв е и э после букв, обозначающих парные по твёрдости - мягкости согласные; после гласных и в абсолютном начале слова; в заимствованных словах. Употребление буквы ё. Работа с поэтическими текстами А.С.Пушкина, их анализ.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу (41 час).

Общее понятие «орфографический принцип»: морфологический, морфологографические аналогии, фонетический, традиционный. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: употребление букв е(ё) и о после шипящих и ц, обозначения ударного [о]; правописание Ь и Ъ, правописание безударных и чередующихся гласных в корне, правописание согласных в корне, правописание приставок и суффиксов ; правописание одного и двух н; отымённые и отглагольные модели; правописание окончаний существительных, прилагательных и глаголов; употребление и правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не. Разграничение приставки -не и частицы не.

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и

прописных букв (5 час).

Несколько совершенно различных случаев употребления прописных букв: первое слово; начало стихотворных строчек; имена собственные; собственные имена, служащие для индивидуализации предметов, которым не свойственно употребление во множественном числе; некоторые случаи написания аббревиатур; собственные имена, нуждающиеся и не нуждающиеся в оформлении кавычками; астрономические и географические названия; притяжательные прилагательные; народные названия цветов; имена сказочных героев; памятные даты и события; названия действующих лиц в художественных произведениях; употребление в печати прописной буквы.

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным

написанием (11 час).

Слитное и раздельное написание не. Слитное и раздельное написание не с формами на -мый. Общая постановка вопроса: правописание не с краткими прилагательными; правописание не с прилагательными, имеющими пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе примыкающие пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе управляемые слова; управляемые слова, которые, в отличие от глаголов и причастий, могут быть только при прилагательном. Правописание не с прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова, сложенные с ни. Риторический вопрос как особый тип вопросительных предложений. Смысловое и формальное сходства и различия риторического вопроса и придаточного предложения усилительно-обобщённого значения. Синтаксически осложнённые типы риторических вопросов с частицей не в простом предложении, осложнённом причастным оборотом; в сложном предложении с придаточным определительным, изъяснительным, придаточным времени, условия, цели. Названия-заголовки. Неполное цитирование. Придаточные предложения, употреблённые без главного. Разрыв главного и придаточного. Придаточные как вводные замечания в скобках.

Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание значимых элементов речи. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных и существительных.



5. Тематическое планирование.

Таблица тематического распределения количества часов

в 10-11 классах на учебный год

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Н.М.Божко

Рабочая программа

10 кл

11 кл

1.

Введение. Общие вопросы письма и правописания.

2

3

-

2.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики

8

8

-

3.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу

12

23

18

4.

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв

4

-

5

5.

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием

8

-

11

итого

34

34

34

Тематическое планирование в 10 классе

Разделы

Темы, входящие в раздел

Основное содержание

Кол-во час

Введение. Общие вопросы письма и правописания.

Введение. Общие вопросы письма и правописания.

Цели, задачи курса «Трудные вопросы орфографии». Письмо и орфография. Разделы орфографии. Понятия «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография»). Разграничение орфографических и неорфографических ошибок.

3

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.

Слоговой принцип русской графики.

Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа.

2

Происхождение лексики современного русского языка.

Происхождение лексики современного русского языка. Отступления от слогового принципа русской графики: вопрос об употреблении букв е и э в заимствованных словах.

2

Трудные случаи орфографии, связанные с особенностями русской графики.

Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы: обозначение гласных после шипящих и щ вопрос о выборе букв е/о.

2

Употребление буквы Ё.

Употребление буквы ё. Работа с поэтическими текстами А.С.Пушкина, их анализ.

2

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.

Общее понятие «орфографический принцип»: морфологический, морфологографические аналогии, фонетический, традиционный. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: употребление букв е(ё) и о после шипящих и ц, обозначения ударного [о]; правописание Ь и Ъ

7

Правописание гласных и согласных в корне

Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: правописание безударных и чередующихся гласных в корне, правописание согласных в корне.

6

Правописание приставок

Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: правописание приставок.

4

Правописание суффиксов

Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: правописание суффиксов разных частей речи.

4

Обобщение изученного

Обобщение изученного о правописании фонем и морфем в составе значимых частей слова.

2

ИТОГО

34 ЧАС

Практическая часть:

Тест - 3

Практикум - 1

Итоговая контрольная работа - 1

Тематическое планирование в 11 классе

Разделы

Темы, входящие в раздел

Основное содержание

Кол-во час

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу

Повторение изученного

Повторение изученного о правописании фонем и морфем в составе значимых частей слова.

4

Правописание Н и НН в суффиксах

Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: правописание одного и двух н; отымённые и отглагольные модели.

4

Правописание окончаний

Правописание окончаний существительных, прилагательных и глаголов

4

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ

Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: употребление и правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не. Разграничение приставки -не и частицы не.

6

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

Употребление прописных и строчных букв.

Несколько совершенно различных случаев употребления прописных букв: первое слово; начало стихотворных строчек; имена собственные; собственные имена, служащие для индивидуализации предметов, которым не свойственно употребление во множественном числе; некоторые случаи написания аббревиатур; собственные имена, нуждающиеся и не нуждающиеся в оформлении кавычками; астрономические и географические названия; притяжательные прилагательные; народные названия цветов; имена сказочных героев; памятные даты и события; названия действующих лиц в художественных произведениях; употребление в печати прописной буквы.

5

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.

Слитное и раздельное написание НЕ

Слитное и раздельное написание не. Слитное и раздельное написание не с формами на -мый. Общая постановка вопроса: правописание не с краткими прилагательными; правописание не с прилагательными, имеющими пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе примыкающие пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе управляемые слова; управляемые слова, которые, в отличие от глаголов и причастий, могут быть только при прилагательном. Правописание не с прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова, сложенные с ни. Риторический вопрос как особый тип вопросительных предложений. Смысловое и формальное сходства и различия риторического вопроса и придаточного предложения усилительно-обобщённого значения. Синтаксически осложнённые типы риторических вопросов с частицей не в простом предложении, осложнённом причастным оборотом; в сложном предложении с придаточным определительным, изъяснительным, придаточным времени, условия, цели. Названия-заголовки. Неполное цитирование. Придаточные предложения, употреблённые без главного. Разрыв главного и придаточного. Придаточные как вводные замечания в скобках.

5

Правописание служебных слов.

Правописание служебных слов.

1

Употребление дефиса.

Слитное, дефисное, раздельное написание значимых элементов речи. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных и существительных.

5

ИТОГО

34 ЧАС

Практическая часть:

Тест - 3

Практикум - 3

Итоговая контрольная работа - 1

6. Описание методического обеспечения:


  1. Таблицы

  2. Комплекты карточек

  3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы

  4. Ноутбук

  5. Проектор, экран

  6. Цифровые и электронные образовательные ресурсы

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

2. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2014 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2015 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская;

3. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании русского языка в 2015-2016 учебном году;

4. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет

5. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

Для учащихся:


  1. Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2014г.

  2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».

  3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.

  4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».

7.Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • соотношения между буквами и звуками в цепочке строк текста;

  • что правила орфографии строятся на основе законов, правил и возможностей графики;

  • что правила орфографии зависят от состава самого алфавита;

  • основные принципы русской орфографии;

  • некоторые отступления от слогового принципа русской орфографии;

  • значение употребления буквы ё;

  • некоторые трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова;

  • некоторые трудные случаи орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв;

  • некоторые трудные случаи орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием слов.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно написать сложные прилагательные;

  • разграничивать частицы не и ни;

  • правильно написать одно и два н в суффиксах прилагательных и причастий;

  • правильно написать некоторые слова иностранного происхождения;

  • правильно употреблять прописные буквы.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания заместитель директора по УР методического объединения ________________ Э.А.Толстопятова

учителей образовательной «____» августа 2015 г.

области «Филология» от «___» августа 2015 г. ___________ О.Т.Стукало

руководитель МО

© 2010-2022