Доклад на тему Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Данная работа представляет собой материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе. Разработано несколько тем по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной". Выделены темы: "Между жизнью и смертью"(о нравственном выборе человека на войне), "Дети и война - понятия несовместимые"("Мы родом из войны"), "У войны не женское лицо", "Поэзия, опалённая войной". В первой теме использовались произведения В.П.Некрасова"Сенька", М.А.Шолохова"Судьба человека, В.Л.Кондратьева"С...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Защитенская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области



доклад

Подготовка к итоговому сочинению в 11классе

по литературе

(из опыта работы)


Подготовила: учитель русского языка и литературы Крутовского филиала МКОУ

«Защитенская средняя общеобразовательная школа

Савычкина Елена Юрьевна




Щигры - 2015


Приказ Минобрнауки России №923 от 05. 08. 2014 «О внесении изменений в Порядок государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 № 1400» заставил всех учителей- словесников пересмотреть систему работы по литературе.

Сегодня на первый план выдвигается освоение литературы как искусства слова, овладение основными видами связного письменного высказывания, систематическое направленное чтение художественных произведений, освоение их содержания на основе целостного восприятия. В связи с этим творческая интерпритация текста, выполнение различных письменных работ становятся важными видами деятельности обучающихся. Теоретико-литературные знания, знания по стилистике, историко-культурные и этико-философские сведения носят прикладной характер ( для успешного освоения художественного текста).

Важной задачей является развитие эмоциональной культуры личности, художественно-творческих способностей (творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, способности к восприятию экспрессии слова, его переносного эстетического значения).

Определены были пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014-2015 учебном году.

  1. «Недаром помнит вся Россия…» ( к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова ).

  2. Вопросы, заданные человечеству войной.

  3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

4. Спор поколений: вместе и врозь.

  1. Чем люди живы?

Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме того сочинение нужно написать с использованием литературного, художественного материала, а также личных впечатлений.

На новом уровне пришлось повторить произведения, изученные не только в старших классах. При подготовке могут быть использованы различные методы обучению сочинения: чтение и разбор художественного произведения, усвоение теории сочинения различных жанров выполнение разнообразных письменных работ на литературные и свободные темы, формирование умений создавать речевые произведения на различном материале.

Немаловажную роль при подготовке к итоговому сочинению играет психологический настрой обучающихся. Важно внушить спокойствие и уверенность в себе, научить правильно выбрать тему, распределить время для выполнения работы.

Каким должно быть выпускное сочинение?

Сочинение предполагает:

. понимание, что для данной темы является главным, а что второстепенным, и умение отразить в первую очередь главное;

. глубокое знание, осмысление и оценку литературного произведения в общественном и культурном контексте эпохи;

. знание необходимых элементов теории литературы, основных литературно-критических работ;

. грамотное, логически последовательное, стилистически правильное и эмоциональное изложение своих мыслей;

. соразмеренность отдельных частей сочинения- введения, основной части и заключения, наличие между частями логических связей, переходов.

И как любой вид деятельности, эта работа включает в себя основные этапы:

. что я буду делать,

. из какого материала,

. в какой последовательности,

. что я в результате должен получить.

Авторы учебных пособий для практической подготовки к ЕГЭ и итоговому сочинению Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич и И.С.Нарушевич предлагают следующий алгоритм работы.

1. Определите тему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения.

2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.

3. Подберите произведение (-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения.

4. Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения.

5. Напишите черновой вариант работы.

6. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.

7. Напишите окончательный вариант работы.

8. Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.

В своём докладе я поделюсь опытом работы в направлении « Вопросы, заданные человечеству войной». Отбирая произведения художественной литературы, я руководствовалась объемом произведения, насыщенностью тематики и изученностью обучающимися. Кое-что пришлось срочно изучать, а что-то, изученное ранее, повторять. С ребятами мы наметили несколько тем: « Между жизнью и смертью» (проблема нравственного выбора человека на войне), «Дети и война - понятия несовместимые» ( Мы родом из войны), « У войны не женское лицо», «Поэзия, опаленная войной».

Для раскрытия темы «Между жизнью и смертью» (проблема нравственного выбора человека на войне) рассмотрели рассказы В.П.Некрасова «Сенька», М.А.Шолохова «Судьба человека», повесть В.Л.Кондратьева «Сашка». Много написано произведений о подвигах защитников Родины, но не только из подвигов состоит жизнь бойца, им присущи, как и все людям, и другие чувства и качества характера. Жизнь каждому дается один раз, и хочется пожить подольше, поэтому естественно чувство сомосохранения, а вернее - чувство страха за свою жизнь. Кого-то страх парализует и делает дезертиром и предателем, а кто-то преодолевает его ценой усилий над собой. В качестве эпиграфа взяли слова Ю.Друниной:

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

В результате работы ребята должны были осознать, что вкладывается в понятие «жизнь» и что несет с собой война. Несёт она с собой страх и смерть, разруху и голод. Наиболее конкретно и понятно чувство страха и его преодоление изобразил В.П.Некрасов в рассказе «Сенька». При анализе мы следовали за героем рассказа, который прошёл мучительный путь преодоления нравственной ямы, в которую он попал после своего выстрела в левую руку. Таких на войне называли «леворучник», ясно - дезертир. В ходе беседы по содержанию рассказа ребята должны почувствовать, как страшно было Сеньке, увидеть эту жуткую картину событий, представить себе огромное количество самолетов на бреющем полете, взрывы, вокруг вздыбившуюся землю, ранения и каждую минуту возможную смерть. Уместно будет использование репродукций картин о войне. Далее обучающимся были предложены вопросы по содержанию:

1. Что вы можете сказать о главном герое рассказа?

2. Вспомните, каким эпизодом автор начинает рассказ? Почему?

3. Какое чувство охватывает Сеньку?

4. Чему учили Сеньку перед тем, как отправить на передовую?

5.Какая мысль мелькнула у Сеньки, когда он увидел проползающего Титкова?

6. Какой проступок совершает Сенька?

7. Понимает ли он, что совершил, осознает ли Сенька свой поступок?

8. Что движет Сенькой, когда он простреливает себе руку?

9. Слышит ли Сенька, что говорят о его поступке окружающие?

10. Вспомните слова лейтенанта, доктора.

11. Куда попадает Сенька после « ранения»?

12. Чем палатка №4 отличается от других палаток?

13. С кем встречается здесь Сенька?

14. Можно ли между Сенькой и леворучником Ахрамеевым поставить знак равенства? Если нет, то почему?

15. С кем еще встречается в «санбате» Сенька?

16. Как воспоминания о доме на Енисее повлияли на Сеньку?

17. Что мы узнаем о Николае?

18. Почему Сенька тянется к Николаю, а Ахрамеев вызывает чувство брезгливости?

19. Как изменились взаимоотношения у Сеньки с окружающими после того, как все узнали, что Сенька - «леворучник»?

20. Как воспринимает это молчание Сенька?

21. Что происходило дальше с героем?

22. Через что сумел перешагнуть Сенька?

23. Главная мысль рассказа?

В итоге ребята приходят к выводу: на войне страшно всем, но только осознание своей ответственности за свой дом, село, город, Родину делает человека настоящим защитником Отечества.

В продолжение этой темы мы рассмотрели эпизод рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Проблему нравственного выбора решают для себя солдаты, попавшие в плен к немцам, когда их на ночь согнали в церковь. Соколов случайно слышит разговор взводного и рядового Крыжнева, который утром при построении собирается указать немцам на своего взводного, коммуниста. Задаю вопросы:

- Как ведет себя взводный?

- Как реагирует Крыжнев?

- Какая мысль приходит А.Соколову? Долго ли он размышлял? Почему?

- Что чувствует А.Соколов, совершив это убийство?

- Мог ли он поступить иначе?

Здесь же в церкви мы видим совсем иное поведение доктора: в темноте на ощупь оказывающего помощь раненым.

В этом произведении возможно остановиться на эпизоде разговора А.Соколова с комендантом лагеря. Итогом анализа эпизода становится мысль: желание фашистов запугать и поставить советских людей на колена не достигает цели. Им противостоит сильный духом простой русский солдат с безоговорочной верой в правоту своего дела, пусть даже ценой собственной жизни.

Данную тему можно раскрывать на произведениях о войне с французами 1812 года, прежде всего на анализе эпизодов романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Во-первых, стоит показать трусость свитских офицеров, которые стараются выслужиться, получить награды и повышение по службе, не подвергая свою жизнь опасности. Ярким примером являются Борис Друбецкой, Берг, Несвицкий. Во-вторых, эпизод с батареей Тушина в Шенграбенском сражении и «оказание им помощи» Жерковым. Как альтернативу следует рассмотреть бесстрашное поведение, героический порыв многих героев этого романа, как военных, так и гражданских, к примеру, трагическую судьбу Пети Ростова.

Еще один литературный герой - герой повести В.Кондратьева «Сашка» -тоже делает свой нравственный выбор. Читающих эта повесть удивит отношением бесстрашного бойца советской армии к врагу, пленному немецкому солдату. Как положено в книгах о войне, Сашка совершает подвиг- берет немца в плен, рискуя жизнью, добывает валенки для ротного. Но все это в повести занимает небольшую часть содержания, писателю важнее показать человечность, понимание, сострадание победителя, поэтому путь Сашки с немцем в штаб и его попытки спасти пленного описаны подробнее.

Для анализа предложила вопросы:

. Каким увидел немца Сашка? Какое чувство он вызвал? ( похож на Сашкиного друга).

. По приказу Сашка должен вести немца в штаб. Почему Сашка не убивает пленного по дороге? ( « У нас пленных не расстреливают, тем более безоружных,»- говорит Сашка).

. Что вызывает у Сашки чувство неловкости перед пленным? (плохая оборона, не захороненные русские солдаты).

. О чем спорили немец и Сашка, прочитав советскую листовку? ( Листовка - это пропаганда).

. Как пробуждается в Сашке сочувствие к пленному? (немец не стал поддакивать, что «Гитлер капут», значит не трус, вызывает уважение и сочувствие. А еще до войны он был студентом, как Сашкин ротный командир. « Молодой, - думает Сашка, - не разобрался в политике и пошел с фашистами»).

. Как поступил бы Сашка, если вдруг оказался бы в плену у немцев? (такая мысль пришла ему на ум), ( во-первых, подобной мысли он не допускал; а во-вторых, при возможных обстоятельствах не дал бы взять себя живым).

. Расскажите, как старался Сашка спасти немцу жизнь.

. Чем закончилась эта история в повести? А в жизни?

Завершая анализ, приходим к выводу, что советскому солдату на войне было не чуждо и сочувствие, и сострадание к безоружному пленному.

По природе своей война - мужское дело, но история доказывает, что Великая Отечественная война стала всеобщим делом. С первых же дней войны в военкоматы приходили и девушки, вчерашние школьницы, и женщины, оставившие своих детей на попечение бабушек. Я посчитала среди военной тематики возможной и такую: « У войны не женское лицо». Мы с ребятами обратились к одноименной повести Светланы Алексиевич. Читать её не просто потому, что эта повесть составлена из более чем 200 рассказов-исповедей женщин-фронтовичек, подпольщиц и партизанок. Здесь даны реальные имена и фамилии женщин, запомнить все нереально, поэтому я предложила ребятам выбрать по одной истории-исповеди и запомнить фамилию героини.

- Что же должны были увидеть, почувствовать и понять школьники? Прежде всего страстное желание защищать свою Родину, доказать себе и всем, что женщина - такой же стойкий солдат, как и мужчина. Но наряду с этим Светлана Алексиевич показывает и противоестественность для женщины убийства любого живого существа, страх смерти и нежность девичьих сердец, желание быть красивой и привлекательной, даже в этой ужасающей обстановке.

Мы остановились на исповеди Марии Ивановны Морозовой, ефрейтора, снайпера. Она рассказала, как ей впервые пришлось стрелять в живого человека. Перед нажатием курка у неё мелькнула мысль: это же человек, хоть он и враг, но человек. «Начали дрожать руки, - признавалась рассказчица, - по всему телу прошла дрожь, озноб, какой-то страх». После фанерных мишеней стрелять в живого человека им было страшно. Но Мария Ивановна пересилила свой страх, и немец был убит, хотя после этого дрожь и страх с ещё большей силой охватили девушку.

Этот пример говорит о том, что всё женское естество противится убийству человека, и предназначение женщины совсем в другом.

Следующий эпизод из жизни этой же защитницы говорит о тонкости и нежности девичьей души.

На нейтральной полосе ходил жеребёнок, такой красивенький, хвост пушистый, ходил, будто бы и нет войны. Солдаты стали уговаривать снайпера Марию подстрелить жеребёнка раньше, чем это сделают немцы, да и мясо будет на ужин. Она и выстрелила. У жеребенка подкосились ноги, он свалился на бок и тоненько-тоненько, ветер принес, заржал. За спиной она услышала всхлипы - плакала её напарница, да и солдаты старались не встречаться взглядами. Девушка и сама уже пожалела о случившемся, ведь не живодерка она - пальнула по беззащитному жеребенку. А вечером, когда повара принесли ужин, девчата даже не притронулись к еде. Тогда уже и Мария Ивановна заплакала. А ведь в детстве она любила всё живое и сильно переживала, когда дома зарезали больную корову.

Вот ещё один пример жертвенности во имя победы. Это воспоминания Марии Тимофеевны Савицкой-Радюкевич из города Слуцка, подпольщицы. Имея на руках грудного ребёнка (родила в 1943 году) ходила на задания с ним, приносила сведения, медикаменты, которые прятала в пеленках. Чтобы беспрепятственно проходить через немецкие посты, натирала тельце ребенка солью, ребенок плакал, поднималась температура. Немцам говорила, что это тиф, и её пропускали. А вернувшись в отряд, плакала над ребенком, но через два дня снова шла на задание.

Ребята должны понять, что для молодежи того времени понятия «Родина и мы» - слова-синонимы, поэтому перед ними не стоял вопрос выбора, было только слово «надо».

Можно привести и ещё примеры из жизни женщин на войне. Так, Мария Васильевна Тихомирова, фельдшер, рассказала, как перед отправкой на фронт ей дали подъемные, а она на них купила целый чемодан шоколадных конфет. А вот в жизни Тамары Илларионовны Давыдович, старшего сержанта, фронтового шофера, был случай, когда после учебных стрельб по дороге домой она нарвала букетик фиалок и привязала его к штыку, да так и вышла на построение. Командир отругал её и назначил три наряда вне очереди, но фиалки она всё равно не выбросила, а положила в карман. Или рассказ военного хирурга Веры Иосифовны Хоревой, которая, собираясь на фронт, взяла с собой любимую юбку, две пары носков и туфли. А отступая из Воронежа, ещё прикупила в магазине туфли на высоком каблуке и духи. Хотя шла война, этим молодым девушкам трудно было сразу отказаться от привычной мирной жизни.

Светлана Алексиевич надеялась, что этот легкомысленный чемодан конфет, три наряда вне очереди за фиалки подействуют на сознание сегодняшнего читателя сильнее, чем количество сбитых самолетов, подорванных эшелонов и убитых фашистов, потому что на войне быт и бытие сомкнулись. Эти воспоминания должны показать, как обыкновенные девушки становились необыкновенными солдатами.

К следующей теме «Дети и война - понятия несовместимые» (или «Мы родом из войны») в качестве эпиграфа взяли строчки А.Т.Твардовского:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Во вступлении нужно рассказать, что дети - это естественное продолжение жизни на планете Земля. Они рождаются, чтобы жить, обучаться, становиться мастерами своего дела, развивать в себе таланты, помогать состарившимся родителям, оставить после себя продолжение - своих собственных детей. Но во время военных конфликтов они невольно вовлекаются в водоворот событий и нередко гибнут. В качестве примеров к этой теме мы рассмотрели стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», А.П.Платонова «Возвращение». В качестве возможной - повесть В.П.Катаева «Сын полка», В.Приставкина «Ночевала тучка золотая», документальные материалы - дневниковые записи Тани Савичевой, судьбу Пети Ростова из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Жизнь детей во время войны это не только и не столько непосредственное участие в боевых операциях, хотя этого в годы войны было с избытком, это ещё и раннее взросление, к которому приходили дети, находясь и в тылу. Это хорошо видно в рассказе А.П.Платонова «Возвращение». Двое детей Алексея Иванова, Петруша и Настя, за время войны научились справляться с домашним хозяйством самостоятельно. Особенно Петя стал «маленьким мужичком», заботливым, строгим, рачительным, он пытается командовать даже вернувшимся с войны отцом.

В результате работы над сочинением школьники приходят к выводу, что войны на земле не должно быть. Дети должны жить в мире и спокойствии. Возникающие конфликты должны решаться дипломатическим путём. И только от взрослых зависит, каким будет мир.

Таким образом, работа над сочинением требует большой продуманной подготовки, материал для иллюстрации своих доказательств, т.е. примеры из художественных произведений школьники должны подобрать заранее. Только тогда их сочинение будет достойным.


Использованная литература:


  1. Ж. «Литература в школе», 1994г., стр56-57

  2. Мальцева О.Н., Найда А.В. «Система работы над выпускным сочинением», 2014г.

  3. А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич «Итоговое выпускное сочинение в 11 классе»

  4. В.П.Некрасов «Сенька»

  5. М.А.Шолохов «Судьба человека»

  6. В.Л.Кондратьев «Сашка»

  7. С.Алексиевич «У войны не женское лицо»

  8. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

  9. А.П.Платонов «Возвращение»

  10. Сайт: dvtgk.ru>index.php?catid=111 Анализ рассказа В.П.Некрасова "Сенька»


© 2010-2022