- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка методики «Интегрированный урок как форма вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность»
Разработка методики «Интегрированный урок как форма вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чиркова Г.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Чиркова Галина Алексеевна,
учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»
Разработка методики «Интегрированный урок как форма вовлечения учащихся
в исследовательскую деятельность».
Становление духовного мира, развитие творческих способностей, привитие любви к отечественной и мировой культуре - вот те ценностные ориентиры, на которые я опираюсь в своей работе педагога.
В наше время, когда в школьном образовании происходят качественные изменения, связанные с активным внедрением новых педагогических технологий и использованием цифровых образовательных ресурсов, от педагога требуются новые подходы к преподаванию предмета, творческое отношение к уроку, навыки работы с различными видами цифровых образовательных ресурсов.
Необходимость активного включения учащихся в самостоятельную работу по приобретению знаний, выработки у них навыков исследовательской работы, оформления результатов исследований в виде проектов и компьютерных презентаций привело меня к созданию принципиально нового типа интегрированного урока- я назвала его уроком- исследованием.
Это урок с использованием Интернет-ресурсов и применением ИКТ и проектного метода, с привлечением учащихся как соавторов учителя в собирании новой информации, в обработке и подготовке ее для подачи на уроке в форме отдельных сообщений, докладов, презентаций, а также в создании общей презентации по теме урока или проекта, связанного с представлением области исследования.
Привлечение практически всего класса к «ролевой» работе по собиранию информации, когда в процессе ее обработки каждый из «соавторов урока» («литературовед», «философ», «богослов», «биограф», «искусствовед», «чтецы-актеры», «маски», «музыканты») вносит свой вклад в создание общей концепции видения исследуемой темы, в рассмотрение различных аспектов изучаемого материала (философского, богословского, литературного, искусствоведческого и др. в соответствии с задачами урока) создает творческую атмосферу, учит ребят коллективной работе, дает им представление о «педагогической кухне», о сложном и интересном труде учителя.
Такая работа, безусловно, трудоемка, требует особой «режиссуры» со стороны учителя, выполняющего роль координатора.
Данный тип урока может быть реализован в условиях профильного обучения как в старших классах (например, 10-11 гуманитарный), так и в среднем звене (классы лицейского типа с углубленным изучением отдельных предметов). Учащиеся должны обладать навыками работы с Интернет- ресурсами, с программами Power Point , Word. Учитель, как координатор их творческих усилий, также должен быть ИКТ-компетентным и высокопрофессиональным, разносторонним, способным направить исследование в нужное русло.
Урок данного типа имеет ряд достоинств:
1. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.
2. Урок перестает быть чисто информативным, становится уроком-исследованием, уроком-открытием.
3. Интерес к самостоятельной исследовательской работе ведет к тому, что многие ребята продолжают исследование и за рамками урока, создают рефераты, презентации, выступают с ними на ученических научных конференциях, выбирают предмет МХК для сдачи устного экзамена в форме защиты реферата. В 2007 и 2008 гг. 100 % выпускников 11-х классов (16 человек) защитили рефераты на «отлично».
Концепция модернизации образования до 2010 года и новые Государственные стандарты второго поколения ориентируют педагога на выполнение социального заказа: воспитание мыслящей, нравственно и эстетически развитой личности, хорошо ориентирующейся в современном информационном пространстве. Цель предлагаемой мною педагогической разработки - осуществить изменения в личности ученика, перевести на более высокий уровень развития, выработать осознанное отношение к приобретению знаний, воспитать творчески мыслящего человека с гуманистическим мировоззрением и сформированными ценностными ориентирами.
В современной педагогике сложилась негативная, на мой взгляд, ситуация с преподаванием предметов гуманитарного цикла, когда не стыкуются программы по разным предметам и у учащихся в сознании возникает «мозаика»: например, изучение истории эпохи Возрождения в 6 классе идет отдельно от изучения литературы, искусства. Уже в начале моей педагогической деятельности я пришла к необходимости создания программ интегрированных курсов «литература - история - МХК», а позже - к разработке и апробации особого типа интегрированного урока, которые я назвала «Уроком - исследованием». Данный тип урока практиковался мною на протяжении последних 10 лет в лицее №11 сначала в старших классах, а затем и в среднем звене.
Работая учителем русского языка, литературы, МХК, я пришла к выводу необходимости изучения гуманитарных предметов в контексте мировой художественной культуры, так как это позволяет избежать «мозаичности» представления об истории, литературе, общекультурном процессе и дает возможность создать целостную картину эпохи в изучаемый период. Современные педагогические технологии предполагают широкое использование ИКТ; в арсенале учителя-предметника ЦОР, ОМС, Интернет-ресурсы. Все это было взято на вооружение при подготовке уроков данного типа.
Проектная деятельность, Интернет-технологии и все виды образовательных ресурсов также являются необходимым условием реализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся и учителя, выступающего при подготовке и проведению урока в роли координатора.
Подготовка и проведение урока исследования требует особого алгоритма.
-
Учащимся предлагается проблемная тема, которая выходит за рамки школьной программы и не отражена в учебных пособиях, мало или односторонне исследована.
-
В произведениях литературы, живописи, музыки учащиеся должны найти соответствия, точки соприкосновения с данной проблемой, попытаться найти общую идею, объединяющее начало.
-
Учащиеся получают задания, требующие кропотливой индивидуальной исследовательской работы. Работа ведется в разных направлениях, а сами задания имею «ролевой» характер. Распределение «ролей» происходит в соответствии с интересами и желанием самих учащихся.
«Литературовед» работает над поиском материала, связанного с изучаемым произведением, над анализом эпизодов или интерпретацией поэтического текста.
«Философ» дает пояснения философско-мировоззренческого характера.
«Богослов» ищет объяснения встретившихся в тексте понятий, терминов из области христианства или других религий.
«Историк» исследует особенности эпохи, исторические события, лежащие в основе произведений литературы, живописи, музыки.
«Чтецы», «актеры», «драматурги», «искусствоведы», «музыканты» готовят выразительное чтение, разыгрывают сцены, « дописывают» недописанную главу или действие пьесы, готовят музыкальные фрагменты в записи или живом исполнении. Таким образом, каждый из ребят, готовящих свою часть урока, становится «соавтором учителя».
При подготовке ребята задействуют все виды информационных ресурсов.
-
Результатом исследовательской работы должно стать сообщение, сопровождаемое несколькими слайдами презентации.
-
Накануне урока все «соавторы» собираются, чтобы составить план урока и общую презентацию. Учитель координирует эту работу, помогая отобрать из обилия материала наиболее существенное и вырабатывая общую линию ведения урока, способ подачи материала, помогая сформулировать вопросы, выводы, задания.
-
В работу включается «компьютерная группа», составляющая общую презентацию, которая содержит как иллюстративный материал, так и вопросы, задания, необходимые цитаты (это по существу мини-проект с незавершенной последней страничкой, оставленной для вывода; она «доделывается» прямо на уроке, в процессе обсуждения, когда будут сформулированы окончательные выводы).
В создании таких уроков в качестве исследователей-«биографов», «историков», «богословов» могут выступать не только старшеклассники, но и учащиеся среднего звена, которые также готовят презентации, литературные и музыковедческие комментарии, выполняют на уроке творческие задания (урок «Сочиняем сказку» для 5 класса. См. приложение).
Старшеклассники, принимающие участие в создании урока, исследуют каждый свою тему глубоко и всесторонне, на уроке происходит «открытие», а исследовательский интерес часто не ограничивается рамками урока и перерастает в научную работу, реферат, проект (многие рефераты, с которыми ребята выступают на Александровских чтениях, берут свое начало именно с урока-исследования, а ребята становятся активными членами Научного общества лицеистов).
При подготовке урока «Диалог о человеке и вере» по творчеству Н.В.Гоголя и А.Иванова «биографы» получили задание исследовать итальянский период жизни художника и писателя - время, когда создавались «Мертвые души» и «Явление Христа народу», найти точки соприкосновения в биографиях и мировоззрениях. «Литературоведы» вели поиски материала о связи композиции «Мертвых душ» с композицией «Божественной комедии» Данте. Другая группа «литературоведов» искала соответствия между образами фрески Микеланджело «Страшный суд» и образами помещиков в «Мертвых душах». «Богословы» комментировали духовную составляющую поэмы Гоголя и картины А.Иванова.
Готовя урок «Судьба России в творчестве М.Волошина и К.Петрова-Водкина», «философы» вникали в интереснейшую концепцию исторической миссии России, созданную М.Волошиным, и сравнивали ее с видением роли России в трудах Н.Бердяева и Д.Панина. «Чтецы» готовили выразительное чтение стихов из книги «Россия распятая» М.Волошина и их интерпретацию, «искусствоведы» объясняли особенности творчества К.Петрова-Водкина с точки зрения его книги «Пространство Евклида». «Богословы» комментировали встречающиеся в текстах понятия - «Неопалимая купина», «Голгофа», «Авель и Каин» и др. Все вместе в процессе работы пришли к ошеломляющему выводу: двух художников серебряного века объединяет общий творческий метод: возведение изображаемого события к его библейскому прототипу, отношение к России, как к Христу, восходящему на Голгофу, чтобы искупить грехи человечества, и воскресающему после распятия.
При подготовке урока «От романтизма к символизму» группа учащихся - «актеров» и «драматургов» - получила задание разыграть сцену из 1-го действия пьесы А.Блока «Балаганчик» и сочинить к ней свою концовку, связанную с рассматриваемой на уроке темой. Результатом стала великолепная постановка, которая помогла сформулировать объединяющую идею и провести вектор: «идеалистическая философия Платона - романтизм - символизм».
Методика подготовки и проведения урока-исследования имеет ряд достоинств:
-
работа над уроком является плодом усилий всего класса и учителя, опирается на педагогику сотрудничества;
-
урок основан на методе проблемного обучения и тем самым способствует развитию мыслительной деятельности;
-
новая методика формирования учебной мотивации ведет к высоким результатам; она создает ситуацию успеха, ощущение радости открытия, повышает интерес к литературе, к отечественной и мировой культуре, способствует эстетическому и нравственному развитию детей;
-
методика «ролевой игры» позволяет каждому ребенку попробовать себя в роли актера, ученого, искусствоведа и т.д.;
-
система поисковых заданий вырабатывает умение самостоятельно добывать знания, осуществлять исследовательскую работу с использованием различных видов ЦОР, Интернета, применять проектный метод;
-
позволяет учащимся составить представление о структуре урока, методике его проведения, что ориентирует их на выбор педагогической профессии.
Данная методика интегрированного урока вызвана необходимостью эволюции педагогической системы в гуманистическом направлении и направлена на воспитание творчески мыслящей личности.
Этот вид учебно-творческой деятельности опробован на протяжении ряда лет и позволил добиться хороших результатов, о чем свидетельствуют высокие показатели успеваемости по литературе и МХК, победы в олимпиадах и творческих конкурсах, призовые места на ученических научных конференциях, результаты сдачи экзаменов.
Интегрированный урок-исследование с применением ИКТ неоднократно демонстрировался мной перед коллегами-учителями
г. Йошкар-Олы и Республики Марий Эл во время тематических семинаров, мастер-классов, открытых уроков, выступлений перед слушателями курсов повышения квалификации в МИО. Некоторые уроки опубликованы в учебно-методических пособиях, записаны на DVD, опубликованы на сайте
«1 сентября».
В 2008 году я представила данный тип урока в качестве авторской педагогической разработки на республиканский конкурс «Учитель-новатор». Победу в этом конкурсе и получение гранта президента Республики Марий Эл я считаю значимым достижением . В этом же году я направила описание методики урока-исследования в журнал «Русская словесность». Материалы по интегрированному уроку-исследованию, а также конспект одного из уроков данного типа - «Диалог о человеке и вере в творчестве Н.В.Гоголя и А.А.Иванова» были опубликованы в № 6 журнала «Русская словесность» за 2006 год, и это, наверное, можно считать общественным признанием данной методики.
8