- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения»
Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ШИРОНИНА Е.Ю. |
Дата | 03.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения»
Цели:
Образовательные:
систематизировать знания и умения, полученные при изучении раздела «Сложноподчинённые предложения»
Развивающая:
способствовать развитию у учащихся навыков грамотного определения необходимых условий для постановки запятой, определения частей сложноподчинённого предложения; развитию аналитических способностей;
Воспитательная:
воспитывать у учащихся интерес к русскому языку
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта с заданиями, компьютерная презентация.
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня мы будем работать над систематизацией и обобщением знаний по теме «Сложноподчинённое предложение». Перед вами оценочные карты. Проанализируйте, какой материал вы усвоили хорошо, а на какой нам нужно ещё раз обратить внимание.
Вопросы для работы на уроке
Задания ГИА
Уровень усвоения
В начале урока
В конце урока
1. Выделение основы предложения
В3, В6
2.Виды придаточных (изъяснительные, определительные, обстоятельственные)
В7
3.Виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными
В8
4.Адекватное понимание письменной речи
А1
5.Синонимы
В1
6.Создание научного текста
С2
-
Актуализация знаний
Лингвистическая разминка
Перед вами высказывание И.Н.Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель - мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается в его мыслях, чувствах».
Перепишите это предложение себе в тетради, определите
-
Из скольких частей состоит предложение? (три)
-
Определите виды придаточных (изъяснительные)
-
Какой вид соподчинения представлен в этом предложении? (последовательное)
-
Подчеркните ключевые слова, определите, в чём, по мнению И.Н.Горелова, заключается мастерство писателя?
Самое удивительное в том, что писатель - мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается в его мыслях, чувствах. (мастерство писателя заключается в том, что с помощью обычных слов он может показать разные оттенки смысла).
Определим цели сегодняшнего занятия
-
повторить сведения о сложных предложениях
-
проследить, как с помощью обычных слов, предложений писатель может показать разные оттенки смысла
-
Работа по теме урока
Работая в группах, выполните лингвистический анализ текста.
1, 3 группы
Костёр и муравьи
1)Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2) Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. 3) Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. 4) Теперь муравьи многие спасались, бежали на песок, на сосновые иглы . 5) Но странно: они не убегали от костра. 6) Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились . 7) Какая -то сила влекла их назад, к покинутой родине! 8) И были многие такие, кто опять взбегали, метались по нему и погибали там …
Задания к тексту
-
Почему муравьи, преодолев свой ужас, взбегали на горящее брёвнышко?
А. Какая - то сила влекла их назад, к покинутой родине.
Б. Муравьи взбегали на горящее брёвнышко, чтобы погибнуть.
В. Муравьи спасались.
2. Определите способ образования слова БРЁВНЫШКО. С какой целью использует автор это слово?
3. Сколько простых и сколько сложных предложений в тексте? (4 простых, 4 сложных предложений) Почему?
4. Указать номер (номера) сложноподчинённых предложений, определить вид придаточного.(1 - изъяснительное, 8 - определительное)
2, 4 группы
На родине Есенина
1) Четыре деревни одна за другой однообразно вытянуты вдоль улицы. 2) Пыль. 3) Садов нет. 4) Хилые палисаднички. 5) Свинья зачуханная посреди улицы чешется о водопроводную колонку. 6) Мерная вереница гусей разом обёртывается вслед промчавшейся велосипедной тени и шлёт ей дружный воинственный клич.
7) На хилый курятник похожа и магазинная будка села Константинова.
8) В избе Есениных - убогие перегородки не до потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовёшь ни одну.
9) Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, и волнуюсь. 11) Небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь.
12) Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столько для красоты - у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, - красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..
(По А.Солженицыну)
Задания к тексту
1.Чему рассказчик удивлялся, когда шёл по деревне?
А. Тому, что «на хилый курятник похожа магазинная будка села Константинова».
Б. … «мерная вереница гусей разом обёртывается вслед промчавшейся велосипедной тени».
В. «… какой слиток таланта метнул Творец … в это сердце деревенского парня».
2. Заменить разговорное слово ЗАЧУХАННАЯ (свинья) стилистически нейтральным синонимом. (грязная)
3. Сколько простых и сколько сложных предложений в тексте? (простых -8; сложных - 3)
4. Определить тип (типы) односоставных предложений в тексте. (назывные)
5. Указать номер (номера) сложноподчинённых предложений, определить вид придаточного. (9 - определительное; 12 - определительное, обстоятельственное цели, определительное)
Вернёмся к высказыванию, с которого начался наш урок.
Раскройте смысл высказывания И.Н.Горелова, дополнив шаблон сочинения на лингвистическую тему.
И.Н.Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель - мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
В приведённой цитате автор размышляет о том, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ___ предложению текста. Здесь автор использует _________________________________________________________________________________________________________________ , чтобы показать, ___________________________________________________________________________________________________________________ .
В тексте автор использует __________________________________ , чтобы показать, ___________________________________________________________________________________________________________________ .
Таким образом, мы раскрыли смысл высказывания И.Н. Горелова.
(зачитывается несколько работ учащихся)
-
Подведение итогов урока
В начале урока вы заполнили оценочные листы. Подумайте, помогло ли наше занятие прояснить вам сложные вопросы по теме «Сложноподчинённые предложения». Если остались неразрешённые вопросы, можете обратиться к учебнику: п.9 - 14; стр. 94 - вопросы для повторения.