Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.

Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций развития современных образовательных технологий. Она может развивать тенденции свободного воспитания и тенденции образования в процессе жизни. Более того, одна и та же технология конкретного урока может являть собой обе эти тенденции сразу.


В работе учителя бывают такие моменты, когда он чувствует эмоциональное обеднение обучения и осознает односторонность интеллектуального развития своих учеников. В эти моменты его взоры обращаются к искусству, располагающему неисчислимыми возможностями оживления и обогащения учебного процесса. Искусство со своими многочисленными жанрами способно реабилитировать внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. Действительно, вряд ли найдется учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки.


Уроки с использованием художественных средств дают очень многое. Самое главное - они будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания детьми изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности и многое другое. Именно поэтому я решила внедрить данную технологию на своих уроках. Я начала работу по внедрению данной технологии с 5 класса. Четко обозначила три варианта использования искусств на уроках:
- построение всего урока на одном из видов искусств, когда по законам жанра действуют и учитель, и ученики;
- включение элементов искусств как средств деятельности учителя;
- использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей.


Все это разные уроки, структура которых строится по законам выбранного жанра. Последнее определяет и структуру арт-урока. Например, театрализованный урок включает в себя следующие подструктуры: сюжетная; смысловая, т.е. содержательная, основанная на развитии темы; общенческая; языковая (темп, тембр, интонации речи); подструктура телодвижений (мимика, позы, жесты); психологическая, т.е. эмоционально-волевая подструктура. Все эти подструктуры конструируются учителем в виде сценария урока. В нем проектируется проявление или формирование новых элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений. Сценарии таких уроков включают роли, описание сцен, функций, одежды, т.е. все как в настоящих спектаклях.

Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.

Сказка О. Уайльда «Звездный мальчик» 5 класс

Я использовала уроки - суд над прочитанным и узнанным в школе: суд над литературным произведением и даже над историческим событием. Все как в настоящем суде - адвокаты, судьи, обвинители, свидетели. Адвокатам, как в настоящем суде, надо выиграть процесс, найти в истории обвиняемых, характере, отношениях любые зацепки, факты, ситуации, смыслы слов, которые помогли бы понять и простить их. Например, урок по русскому был посвящен суду над служебными частями речи. Судили их за злоупотребление служебным положением и умышленное искажение фактов. Эти спектакли - маленькие и подчас недетские шедевры, позволяющие видеть и чувствовать, как глубоко и трогательно поняли тему школьники, как вжились в нее - это поистине наслаждение и радость за нашего брата-учителя: может-таки творить с детьми чудеса!


Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.

Суд над служебными частями речи.

Другим типом театрализованного урока является урок имитационного моделирования, например, развития тех или иных исторических событий, поведения литературных героев. Это и есть игровое проектирование по созданию гипотез, идей, разработок возможных вариантов протекания тех или иных процессов. Учащиеся при этом превращаются в исторических или литературных персонажей, за действия которых они несут ответственность и за которых они принимают решения.


Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.

Отрывок из сказки О. Уайльда «Соловей и роза»


Есть еще одна форма театрализации урока - заочные путешествия в другие времена, страны, города, местности, просто к другим людям и даже на другие планеты. Я однажды провела видеть урок-игру «В гостях у Андерсена».
Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы. Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.


Кроме театрализованных к арт-технологиям относятся уроки предметного рисования. К таким урокам также можно отнести «рисование» пейзажей, главных героев произведений, частей речи или морфемы, «рисование» последствий военных действий, мысленное рисование последствий действий героев на уроках литературы. Так можно «рисовать» и свои настроения, отношения, оценки по самым разным вопросам изучаемого материала, даже теоретического. Такую технологию называют мысленным рисованием.
Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы. Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.


Так же я использовала уроки сочинения по иллюстрациям в русском языке

Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.

И конечно использовала на своих уроках музыку, показ фильмов и отрывков художественного чтения, и многое другое.

Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.

Просмотр отрывка фильма Игра с использованием

музыкальных композиций

Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.Статья Этапы внедрения Арт-технологий на уроках русского языка и литературы.

Спор богинь Оценка урока

© 2010-2022