Программа внеурочной деятельности по русскому языку (6 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе курса «Учимся мыслить творчески» для 6  класса (34 часа в учебном году, 1 час в неделю) Рабочая программа составлена на основе документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Программа   Криволаповой Н.А. «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы», Москва. «Просвещение». 2012 г. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования... Задачи курса: - развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга; - формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся; - формирование собственного стиля мышления; - формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообр... Список учебно-методической литературы Криволапова Н. А. «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы». Москва,  «Просвещение», 2012 г. (Работаем по новым стандартам). 2. Айзенк Х. «Как проверить способности вашего ребёнка». М:1998г. Барташников А.А. «Учись мыслить». Х:,1998г. Валявский А.С. «Как понять ребёнка». М: 2004г. Гринченко И.С. «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе». М: 2002г. Диденко Т.И. «Методика работы с учащимися». М: 2005г. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми». М: 2001г. Молчанова Т.К. «Составление образовательных программ». М: 2004г. Никитин Б.П. «Развивающие игры». М: 1994г. Овчарова Р.В. «Развитие памяти» М: 1996г. Орлова Л.В. «Инллектуально-пассивные учащиеся» М: 1991г. Слободняк Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении». М: 2004г. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности» М: 1996г. Тихомирова Л.Ф.»Развитие логического мышления детей». Я:1995г. Фирсов Е.Г. «Интеллектуальная игра для школьников». Я:1998г. Шведова Л.М. «Открой в себе гения». М: 2005г. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» М.: 2004 г. Щуркова Н.Е. «Игровые методики». М: 2004г.  Юркевич В.С. «Одарённость: дар или испытание». М:1990г. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи». М: 1990г. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». Я: 1996 г. Материально-техническое обеспечения образовательного процесса. Печатные пособия: Криволапова Н. А. «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы». Москва,  «Просвещение», 2012 г. Экранно-звуковые пособия: Слайд-шоу с материалами к уроку и с играми. Технические средства обучения: Компьютер Телевизор. Цифровые образовательные ресурсы: -   http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library -   http://www.develop-kinder.com/katalog-r... Содержание курса «Учимся мыслить творчески» 1.Основы классификации понятий (повторение) (3 ч.) Классификация понятий.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КАЛЕНДАРНО-ТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ КУРСА «УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСКИ»

Дата

Тема урока

Кол. ч-ов

Содержание

Оборудование

Тип урока

УУД

Основы классификации понятий (повторение) (3 ч.)

1

Диагностическое тестирование

1

Тестирование

Бланки ответов

Самостоятельная работа

Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам(личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки(регулятивные).

2

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

1

Что такое классификация. Понятие классификации. Правила классификации. Виды понятий.Практические задания, развивающие игры.

Слайд-шоу, таблица, карточки с заданиями

Беседа , групповая работа

Формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой, игровой и образовательной деятельности(личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания (коммуникативные);

умение определять понятия, создавать обобщения(познавательные).

3

Сравнение понятий

1

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род - вид, их сравнение. Обобщение понятий. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Подбор определений к понятиям.

Таблица, карточки с заданиями для тренинга

Индивидуальная работа, беседа

Формирование целостного мировоззрения (личностные);

умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности(регулятивные);

умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания (коммуникативные).

Работа с вербальным представлением информации (8 ч.)

4-5

Выделение существенных признаков

2

Что такое признак. Выделение существенных признаков различных явлений.

Презентация, карточки с заданиями

Коллективная работа, групповая работа, лекция

Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение работать в группе; умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания (коммуникативные);

умение определять понятия, создавать обобщения; формирование и развитие ИКТ-компетенции(познавательные).

6-7

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

2

Что такое устойчивые словосочетания. Их использование в предложениях и тексте. Дополнение текста.

Раздаточный материал

Работа в группах, беседа

Формирование целостного мировоззрения (личностные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания (коммуникативные);умение определять понятия, создавать обобщения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;(познавательные).

8-9

Смысловые словосочетания

2

Понятие смысловых словосочетаний. Их использование в тексте. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания. Развивающие игры.

Слайд-шоу

Индивидуальная работа

Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам(личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки(регулятивные);

смысловое чтение; умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); и делать выводы; анализировать(познавательные).

10-11

Синонимы. Антонимы

2

Что такое синонимы, антонимы. Их особенности и различия. Употребление синонимов и антонимов в речи. Роль синонимов и антонимов в тексте.

Тест, таблица, карточки

Лекция, групповая работа

Формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой, игровой и образовательной деятельности(личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение работать в группе(коммуникативные);

умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); и делать выводы; анализировать(познавательные).

Развитие творческого воображения (8 ч.)

12-13

Творчество. Методы решения творческих задач

2

Понятие творчества. Знакомство с методами решения творческих задач. Виды задач. Логические задачи.

Раздаточный материал

Самостоятельная работа, беседа

Владение основами самооценки, принятия решений в игровой и познавательной деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение работать в группе(коммуникативные);

умение определять понятия, создавать обобщения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач (познавательные).

14-15

Метод контрольных вопросов

2

Виды вопросов. Применение на практике метода контрольных вопросов. Интеллектуальные игры. Тренинг внимания.

Карточки с заданиями

Беседа, коллективная работа

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания (коммуникативные);

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации(познавательные.).

16-17

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

2

Развивающие игры. Оценка явлений, событий. Точка зрения. Критика.

Раздаточный материал

Самостоятельная работа

Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение работать в группе(коммуникативные);

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

формирование и развитие ИКТ-компетенции; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач(познавательные)

18-19

Воображение

2

Что такое воображение. Виды воображения. Понятие воображения.

Карточки с заданиями для тренинга

Слайд-шоу, раздаточный материал

Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение работать в группе(коммуникативные);

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

формирование и развитие ИКТ-компетенции; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач(познавательные).

Развитие логического мышления (12 ч.)

20

Рассуждение

1

Что такое рассуждение. Умозаключение. Выводы. Доказательства. Развивающие игры.

Слайд-шоу с материалами к уроку, раздаточный материал

Коллективная работа, беседа

Формирование целостного мировоззрения(личностные);

умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение работать в группе; умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания (коммуникативные);

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач(познавательные).

21-22

Построение текстов разных стилей речи

2

Текст. Структура текста. Стили речи.

Раздаточный материал. Таблица. Схемы.

Работа в группах, беседа

Формирование целостного мировоззрения(личностные);

умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение работать в группе; умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания (коммуникативные);

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач(познавательные).

23-24

Построение научных текстов

2

Понятие текста. Стили речи. Структура текста. Структура научных текстов и их особенность.

Слайд-шоу с материалами урока, раздаточный материал

Работа в группах, беседа

Формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой, игровой и образовательной деятельности(личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью(коммуникативные);

смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач(познавательные);

25-26

Постановка и разрешение проблем

2

Развивающие игры. Постановка проблем и их разрешение на примере конкретной речевой ситуации

Карточки с заданиями для тренинга

Самостоятельная работа, беседа

Формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой, игровой и образовательной деятельности(личностные);умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение работать в группе (коммуникативные);умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности;(познавательные);

27-28

Разрешение проблемных ситуаций

2

Развивающие игры. Постановка проблем и их разрешение на примере конкретной речевой ситуации

Раздаточный материал, слайд-шоу

Лекция с элементами беседы, групповая работа

Формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой, игровой и образовательной деятельности(личностные);.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью(коммуникативные);

смысловое чтение; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач(познавательные);

29-30

Разрешение проблемных ситуаций методом разрешения противоречий

2

Речевая ситуация. Понятие проблемы. Противоречия. Развивающие игры.

Раздаточный материал

Коллективная работа, работа в парах

Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам(личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки(регулятивные);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания (коммуникативные);

смысловое чтение; умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, выявлять закономерности;(познавательные).

31

Итоговое тестирование

1

Диагностическое тестирование

Бланки для ответов

Самостоятельная работа

Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам(личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки(регулятивные);

смысловое чтение; умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); и делать выводы; анализировать(познавательные).

32

33

34

Повторение по теме «Основы классификации понятий»

Повторение по теме «Синонимы. Антонимы».

2

Реализация умения применять полученные знания

Презентация, компьютер, телевизор, карточки с заданиями

Беседа , работа в парах

Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам(личностные);

владение основами самоконтроля, самооценки(регулятивные);

смысловое чтение; умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); и делать выводы; анализировать(познавательные).



© 2010-2022