Урок Хранить чуткость к человеческому страданию

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «… Хранить чуткость к человеческому страданию…»

(по произведению В. Короленко «Дети подземелья»).

Цели:

образовательная: обобщение и систематизации знаний и способов деятельности по анализу художественного произведения;

развивающая: создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

воспитательная: формирование навыков эмпатии и толерантности.

оборудование: системный блок, проектор, экран; набор карточек для индивидуальной работы учащихся, учебник литературы.

Ход урока.

1. - Я очень рада, что мы сегодня будем работать вместе.

У нас все обязательно получится.

- Я прочту стихотворение, а вы послушаете и постараетесь понять, о чем пойдет речь на уроке.

Оглянись-ка вокруг,

Ты увидишь вдруг

Синеву и бездонность неба. учитель читает стихотворение

Добротой поделись,

Теплотой поделись,

Пусть последним кусочком хлеба.

Мир велик и богат,

Он в душе у тебя,

Не пройди мимо слез и страданий.

Нет ненужных затрат,
И вокруг всех любя,

Ты придешь к исполненью желаний.

- Так о чем же будем говорить на уроке? О доброте, помощи

ближним, о способности

сочувствовать другим.

- Вы правы. Тема нашего урока «…Хранить

чуткость к человеческому страданию…». тема появляется

на экране

- На уроке, опираясь на рассказ

В.Короленко «Дети подземелья», мы будем думать,

размышлять, фантазировать, оценивать поступки героев.

2. Основной этап

- Давайте обратимся к тексту и прочитаем финальную читает один ученик

сцену рассказа на стр. 86 от слов «…только одна

могила…» до конца

- Молодец, хорошо прочитал! (оценка)

- Кто знает, что обозначает слово «обет»? обет - обещание

- Вот какое толкование этого слова в

словаре С.И. Ожегова:

Обет ( высокого стиля) - торжественное

обещание, обязательство.

Например, дать, произнести обет.

- Почему автор использует слово высоко стиля? Автор подчеркивает

Почему не говорит просто: «Дети дали обещания»?

значимость обещаний для

героев.


- Как вы думаете, почему эта сцена происходит

у могилы Маруси? смерть этой девочки

Обратитесь к уже прочитанному фрагменту. разрушила стену

Найдите ту деталь, которая подскажет, что в семье непонимания между

Васи сложились дружеские отношения. отцом и Васей.

- Кому давали обещания герои? Марусе, друг другу, но

главное, самим себе.

- Предположите, какие обеты могли давать Вася и Соня?

Обоснуйте свои ответы (предположения) быть честными, добрыми

людьми. Всегда помогать

и защищать бедных,

бездомных. Ценить

дружбу. Всегда помнить

Марусю, смерть которой

объединила семью судьи.

Стать счастливыми.

- Мне очень нравятся ваши предположения.

-Сразу вспомнились слова А.П. Чехова:

«За дверью счастливого человека должен

стоять кто-нибудь с молоточком. Постоянно

стучать и напоминать, что есть несчастные…» слайд

- Подумайте, какой предмет мог быть таким

«молоточком» для героев?

- Продолжите фразу, возможно! сказанную

героями через много лет:

«Каждый раз, гладя на ____________________,

я вновь возвращаюсь в далекое детство, и у меня

появляется обновленное чувство «поступать

как должно».

- Как вы считаете, какой предмет, увезенный

из города, мог хранить каждый из героев?

Почему? Можете обратиться к тексту. Осенние цветы, серый

камень, фото, кукла.

- Как, на ваш взгляд, могла сложиться

судьба этих детей? Какой жизненный путь

они избрали? Кем могли стать? Врач, учитель, воспитатель,

судья, писатель и др.

- Предлагаю вам продолжить

работу самостоятельно и подготовить рассказ о том,

кем стали Вася или Соня во взрослой самостоятельная работа

жизни, подтверждая свой выбор словами

из текста.

Во время работы вы можете пользоваться

«карточками -помощниками» и учебниками.

Работайте 4 минуты.

-Урок Хранить чуткость к человеческому страданию Давайте послушаем ваши рассказы.

- Замечательно, а какой отрывок текста

наводит тебя на мысль о том, что Вася

или Соня стали именно

1р - врач, стр. 43,85;

2р - повар, стр.65;

3р - судья, стр.69-70

- Откройте стр. 32, прочитайте

отрывок со слов «…въезжая в город…». читает учитель

- Каким перед нами предстает город в этом отрывке?

- Предположите, кем могли стать герои,

чтобы облик города изменился?

- Если позволите, я хотела бы высказать

свое предположение. Мне кажется, что

Вася мог посвятить себя заботе о бедных,

обездоленных детях, создавая приюты,

чтобы как можно меньше было детей,

лишенных родительской заботы, душевного

тепла, крова над головой, пищи.

- Что объединяет людей

этих профессий? Умение чувствовать чужую

боль. Стремление прийти на

помощь. Сострадание.

Милосердие.

3. Итог урока.

- К сожалению, проблема нечастных детей демонстрация видеоряда

актуальна и в наши дни.

- Много детей, судьба которых похожа на судьбу Валека и Маруси. Мы не можем проходить мимо горя таких людей, отвергать их, делать вид, что ничего не замечаем. В последнее время проблемам детства уделяется особое внимание. Недаром 2007 год объявлен годом ребенка, а 2008 - годом семьи.

- А чем каждый из нас может помочь им?

- А если нет возможности помочь материально?

- А вы в своей жизни помогали нуждающимся?


- Мы живем в такое время, когда в мире

много жесткости, насилия, злобы, бессердечия,

когда кажется, что черствеет душа.

Мы зачастую забываем о тех, кто окружает

нас, кто нуждается в нас. Но если уже

сегодня вы помогаете кому-то, то уже

никогда не пройдете мимо чужих страданий.

4. Домашнее задание.

- Поразмышляйте над вопросом дома и дайте аргументированный ответ в форме рассказа, рисунка, письма или в любой другой форме по вашему выбору.

Это и будет вашим домашним заданием.

- А я хочу закончить урок словами Рудаки

Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви,

Жизнь - это море из благих деяний,

Построй корабль и по волнам плыви.

- Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать!


© 2010-2022