Статья Контрольная работа по литературе как форма развития смыслового чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.П.Каткова,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 111» г. Пермь


Контрольная работа по литературе

как форма развития навыка смыслового чтения у учащихся 5-6 классов


Навык чтения в составе универсальных учебных действий по праву считается фундаментом всего последующего образования. Овладение учащимися навыком чтения создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умения учиться. Урок литературы в полной мере способствует развитию этого навыка.

В требованиях к уровню подготовки выпускников по литературе обозначены следующие умения:

  1. Знать/понимать содержание изученных литературных произведений.

  2. Знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков.

  3. Знать/понимать основные теоретико-литературные понятия.

  4. Знать/понимать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

  5. Воспроизводить содержание литературного произведения.

  6. Анализировать и интерпретировать художественное произведение (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка).

  7. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

  8. Определять род и жанр произведения.

  9. Сопоставлять литературные произведения.

  10. Выявлять авторскую позицию.

  11. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Контрольная работа по литературе - эффективная форма как отработки этих умений, так и их проверки. Эта форма совмещает в себе несколько функций: контролирующую, обучающую, диагностическую, развивающую и воспитывающую.

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. Ученики не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации, демонстрируют умение выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.

Сущность диагностической функции - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Развивающая функция состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.

Сущность ориентирующей функции - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал, каковы затруднения и достижения.

Воспитывающая функция состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Первоначально контрольные работы составляются учителем. Включаются задания на знание, понимание и творчество.

Задания на знание жизненного и творческого пути автора содержат следующие формулировки:

  1. Найди соответствие авторов и их произведений.

1)Г.В.Гоголь 2)А.П.Чехов 3)А.С.Пушкин

а)«Утопленник» б)«Вий» в)«Страшная ночь»

  1. Выбери из перечисленных произведения А.С.Пушкина:

«Бесы», «Утопленник», «Венера Ильская» …

  1. Найди лишнее в ряду: «Тучи», «Парус», «Листок», «Зимнее утро».

Разнообразны задания на знание произведения:

  1. Узнай героя по портрету:

А) «Это был мальчик лет девяти, …, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами».

Б) «… грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски любопытными голубыми глазами».

  1. Кому принадлежат эти слова:

А) «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего».

Б) «Есть еще порох в пороховнице, …»

  1. Кто живет в этом помещении:

А) «Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на темном фоне подземелья…».

Усвоение литературоведческих понятий можно проверить, включив в задания такие вопросы:

  1. Назовите жанр произведения.

  2. Назовите род литературы, к которому можно отнести данное произведение.

  3. Восстановите порядок следования эпизодов согласно сюжету:

А) Соня отдает куклу;

Б) Тыбурций угощает ужином;

В) Отец запретил выходить из дома;

Г) Януш приходил с жалобами к отцу.

4. Вставь пропущенные слова в предложение. Например: «Как … …, подрезанный серпом, как … … почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву…». Назовите средство художественной выразительности.

5. Назовите элементы композиции: завязку действия, кульминацию и развязку.

Важнейшим умением, которое должен продемонстрировать ученик, это понимание авторского замысла, основной мысли, смысла текста. Это вопросы на понимание.

  1. Назовите три жизни Владимира Дубровского.

  2. Назовите противоречивые поступки Троекурова.

  3. Почему Дубровский оставляет разбойников?

Вопросы для контрольной работы могут быть разнообразны. Важно в ходе анализа литературного произведения обращать внимание на то, что впоследствии мы хотим спросить.

Ценность этой работы еще в том, что дети, увидев точки контроля, при работе с текстом следующего произведения выделяют и запоминают именно это: не пропускают описание портрета или помещения, обращают внимания на реплики героев, запоминают сюжетные линии. Это приводит к вдумчивому, осмысленному чтению.

Наряду с этим составление контрольных заданий можно поручить учащимся как в индивидуальном режиме, так и в групповом. Разработка контрольной работы - эффективная форма обобщающего урока. Например, задания группам:

  1. Разработать задания по портретам героев.

  2. Найти в тексте реплики, наиболее точно характеризующие героев, ставшие афоризмами. Сформулировать задания.

  3. Подобрать эпизоды в соответствии с сюжетом. Составить несколько вариантов путаницы.

  4. Разработать вопросы на понимание текста, выявление авторской позиции.

Как оценивать контрольную работу? В основном задания на знания оцениваются баллом: правильный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Задания на перечень также оцениваются по количеству названных объектов.

Задания на понимание оценивается определенным баллом. Например - 3: полный ответ - 3 балла, неполный ответ - 2-1 балл, нет ответа - 0 баллов.

При составлении контрольной работы учителю необходимо учесть то, что любой ученик должен быть успешен, то есть набрать свой удовлетворительный балл за счет знания содержания произведения (он же был на уроках, слушал ответы, участвовал в беседе) либо высокий балл, демонстрируя понимание и глубокое знание произведения.

Отследить уровень умений учеников поможет простая таблица:

Ф.И. ученика

Кр 1

Кр 2

Кр 3

Кр 4

Кр 5

з

п

л

з

п

л

з

п

л

з

п

л

з

п

л

1

Архипова Анна

+

+

-

+

+

+



*Кр - контрольная работа

* З П Л - знание, понимание, литературоведение

* + задания выполнил

* - задания не выполнил





© 2010-2022