Рабочая программа по литературе 10 класс по программе В. Я. Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/Е.А.Борисова./

Протокол № ______

«__»___________2015г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______/О.П. Семибратова/

«__»____________2015г.

«Утверждаю»

Директор лицея

_____________/О.Ю. Балобан/

Приказ № ___________

от «__»___________2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по литературе 10 класс


Афенчевой Ирины Юрьевны




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № _________________



г. Вольск

2015-2016 год



Пояснительная записка


Кому адресована программа.

\

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на базе МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области».

В какую образовательную область входит предмет

Данный курс входит в гуманитарную образовательную область .

Обоснование выбора программы

Основу рабочей программы составляют:

*Государственный стандарт общего образования

*Примерная программа основного общего образования по литературе

*Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) (под редакцией В.Я.Коровиной). М., Просвещение, 2015 г.

Главной концепцией данной программы является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды творческой деятельности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Предлагаемая программа учитывает современные требования к деятельности учителя. Кроме традиционного распределения программного материала по количеству часов, определяются дидактическая модель обучения, педагогические средства, вид деятельности учащихся и планируемый результат.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цели и задачи

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило

цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год.

Количество учебных часов

В год - 105.

В неделю - 3.

Итоговых творческих работ - 6.

Место и роль учебного предмета.

Таким образом, компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

При проведении уроков применяются следующие здоровьесберегающие технологии: физминутки, разнообразие форм работы на уроке, благоприятный климат, объём домашнего задания соответствует норме.



Методы и формы обучения

При реализации программы используются следующие виды уроков:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используются демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Предполагаемые результаты

Предполагаемые результаты представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся 10 класса, изучавшие курс. Эти требования структуированы .

Критерии оценки достижений учащихся.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

- допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

- логическое и последовательное в изложении содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

- обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

- написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки

Инструментарий для оценивания

- беседа;

- тест;

- выразительное чтение;

- подробный и сжатый пересказ;

- сочинение в форме сказки;

-отзыв на рассказ, повесть;

- создание презентации.

Название тем,уроков,разделов

Количество часов

Контрольные, практические работы

Введение.

1

1

Русская литература первой четверти XIX века в преддверии А.С.Пушкина

1

А.С.Пушкин

4

2

Художественный мир А.С.Пушкина

1

Сочинение - миниатюра

3

Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина

1

4-5

Болдинская осень 1830 года. Роман «Евгений Онегин

2

Творческая работа

М.Ю.Лермонтов

4

6

О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова

1

7

Лирика М.Ю.Лермонтова 1838-1840годов

1

8

Роман «Герой нашего времени»

1

9

Образ Печорина

1

Творческая работа

Н.В.Гоголь

4

10

Призвание Гоголя-писателя

1

11

Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души»

1

12

Образы помещиков

1

13

Плюшкин…Герой?...Подлец?...

1

Сочинение - миниатюра

Русская литература 1830-1850годов

1

14

Реализм как художественное направление

1

Ф.И.Тютчев

4

15

Художественный мир Ф.И.Тютчева

1

16

Мир природы в поэзии Ф.И.Тютчева

1

17

Любовь в лирике Ф.И.Тютчева

1

18

Философская лирика Ф.И.Тютчева

1

А.А.Фет

5

19

Место А.А.Фета в русской литературе


1

20

Природа в лирике Фета, Метафоричность лирики Фета


1

21

Любовная лирика А.А.Фета

1

22-23

Творческий урок

2

И.А.Гончаров

4

24

О своеобразии художественного таланта И.А.Гончарова

1

25

Роман «Обыкновенная исторя»

1

26

Роман «Обломов.»Образ главного героя

1

27

Андрей Штольц как антипод Обломова

1

Творческая работа

28

Любовь в романе

1

А.Н.Островский

8

29

Художественный мир драматурга

1

30

Творческая история драмы «гроза»

1

31-32

«Состояние мира» и расстановка действующих лиц в «Грозе»

2

33

Катерина как трагический характер

1

34

В мире сказки

1

35-36

Драма «Бесприданница».Образ Ларисы Огудаловой

2

Сочинение - миниатюра

И.С.Тургенев

6

37

Переходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева

1

38

Романы Тургенева. Обзор.

1

39

Творческая история романа «Отцы и дети»

1

40

Конфликт романа

1

41

Споры Базарова и Павла Петровича

1

42

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

1

Творческая работа

Н.Г.Чернышевский

3

43

Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского

1

44

Творческая история романа « Что делать?»

1

45

Герои романа. Особенный человек Рахметов

1

Н.А.Некрасов

7

46

О народных истоках мироощущения Некрасова

1

47

Народ в лирике Н.А.Некрасова

1

48

Своеобразие сатирических стихотворений Некрасова

1

49

Любовная лирика Некрасова

1

50

Творческая история поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1

51

Народ в поэме

1

52

Образ Гриши Добросклонова

1

Творческая работа

М Е Салтыков-Щедрин

3

53

Мастер сатиры

1

54-55

Проблематика и поэтика сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города».

2

Творческая работа

Ф.М.Достоевский

16

56-57

Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского

2часа

58

Идеологический роман «Преступление и наказание».

1час

59

Теория Раскольникова

1час

60

Мир петербургских углов

1час

61-62

Идея и натура Раскольникова

2часа

63-64

Раскольников и Сонечка. «Их воскресила любовь»

2часа

65

Эпилог романа

1час

66-67

Творческий практикум

2часа

Сочинение

68-71

Романы Достоевского

4часа

Семинар

Л.Н.Толстой

24

72

Жизнь Л.Н.Толстого.

1час

73

Толстой_- участник Крымской войны. «Севастопольские рассказы»

1час

74

Творческая история «Войны и мира»

1час

75

Композиция романа «Войн и мира.»

1час

76

«Народ » и «толпа, Наполеон и Кутузов»

1час

77-78

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2час

Сочинение-миниатюра

79

Наташа Ростова

1час

80

Любовь на страницах романа

1час

Творческая работа

81

Мысль семейная в романе

1час

82-83

От «диалектики души » к «диалектике»характера

2часа

84

Истинный и ложный патриотизм

1час

Творческая работа

85

Эпилог романа

1час

86

Подготовка к сочинению

1час

87-88

Классное сочинение по роману «Война м мир»

2часа

89

Анализ сочинений

1час

90-93

Роман «Анна Каренина»..Актуальность проблематики

3часа

94

Роман Л.Н.Толстого «Воскресение»

1час

95

Уход и смерть Толстого

1час

Н.С.Лесков

3

96

Художественный мир Лескова

1

97-98

«Очарованный странник».Образ праведника.

2

А.П.Чехов

7

99

Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова

1

100

Ранний период творчества.Рассказы

1

101

«Маленькая трилогия».

1

102

От Старцева к Ионычу

1

103-105

Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад»

3

Сочинение

Содержание тем учебного курса, личностные метапредметные и предметные результаты

I. Введение (2 ч.)

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Требования к уровню подготовки:

  1. Знать своеобразие русской литературы XIX века с точки зрения истории и литературы.

  2. Уметь ориентироваться в учебнике.

  3. Применять план текста, сообщения.

II. А.С. Пушкин (3 ч.)

Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Требования к уровню подготовки:

  1. Знать биографию поэта, основные темы и мотивы его лирики.

  2. Уметь анализировать стихи Пушкина.

  3. Применять выразительное чтение.

III. М.Ю. Лермонтов (3 ч.)

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.

Требования к уровню подготовки:

  1. Знать биографию поэта, основные темы и мотивы его лирики.

  2. Уметь анализировать стихи Лермонтова.

  3. Применять выразительное чтение.

IV. Н.В. Гоголь (3 ч.)

Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. «Петербургские повести». Образ маленького человека. «Невский проспект». Образ Петербурга.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя, содержание его произведений.

2. Уметь анализировать произведения Гоголя.

3. Применять выразительное чтение, различные виды пересказа.

V. Обзор русской литературы XIX века (II половины) (1 ч.)

Требования к уровню подготовки:

1. Знать характеристику русской литературы XIX века (II половины)

2. Уметь делать сообщения.

3. Применять пересказ по плану.

V. И.А. Гончаров (4 ч.)

Иван Александрович Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов». Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»: общая характеристика. Критические статьи Гончарова («Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда» и др.)

«Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с миром буржуазной культуры. Александр Адуев и Петр Адуев - два поколения. Симпатии и колебания автора.

Роман И.А. Гончарова «Обломов», утвердивший писателя как классика русской литературы. «Обломовщина» (одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое…ядовитое!»). Обломов - его сущность, характер и судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. Оценки обломовщины в критике.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; Д.И. Писарев. «Обломов»; А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова».

Требования к уровню подготовки:

1. Знать биографию писателя, содержание романов «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв».

2. Уметь делать сравнительную характеристику героев.

3. Применять план характеристики героя, анализ эпизода.

VI. А.Н. Островский (8 ч.)

Александр Николаевич Островский. «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница». Очерк жизни и творчества.

«Снегурочка». Поэтический мир берендеев. Добрые и справедливые законы этого мира. Любовь - высшая ценность человеческой жизни. «Снегурочка» на сцене.

«Гроза». Трагическая острота конфликта Катерина с «темным царством». Борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить. Обличие самодурства, грубой силы и невежества.

«Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы. Значение А.Н. Островского в истории русского театра. Островский на современной сцене.

Критика. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»; А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского, «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь А.Н. Островского, содержание пьесы «Гроза».

2. Уметь анализировать драматическое произведение, составлять характеристики героев.

3. Применять навык анализа драматического произведения.

VII. И.С. Тургенев (6 ч.)

Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети». Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Художественное своеобразие романа. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Значение Тургенева в русской и мировой литературе.

Развитие понятия о романе.

Критика. Д.И. Писарев. «Базаров»; Н.Н. Страхов. «Отцы и дети» И.С. Тургенева»; М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени».

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь И.С. Тургенева, содержание романа «Отцы и дети».

2. Уметь анализировать содержание романа «Отцы и дети».

3. Применять план анализа художественного произведения/

VIII. Н.Г. Чернышевский (3 ч.)

Николай Гаврилович Чернышевский. «Что делать?» «Новые люди» в романе. Проблема эмансипации женщины. «Особенный человек», его жизненные принципы. Последователи Рахметова в русской истории. Эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать биографию писателя содержание романа «Что делать?»

2. Уметь анализировать роман «Что делать?»

3. Применять план характеристики героев, анализ эпизода.

IX. Н. А. Некрасов (7 ч.)

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мотивы народной песни в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие его поэзии (лиризм, искренность чувств; сатирическая направленность произведений).

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.

Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова, содержание его произведений, основные темы и мотивы лирики Некрасова.

2. Уметь анализировать стихи Некрасова, поэму «Кому на Руси жить хорошо».

3. Применять план анализа лирического произведения, выразительное чтение.



X. Тютчев Ф.И. (3 ч.)

Федор Иванович Тютчев. Стихотворения. Тютчев - поэт философ и певец русской природы. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека, о жизни кА борьбе. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека. Ритмическое богатство стиха.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева, основные темы и мотивы его лирики.

2. Уметь анализировать стихи Ф.И. Тютчева.

3. Применять выразительное чтение, план анализа лирического произведения.

анализ эпизода.

XI. А.А. Фет (3 ч.)

Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А.А. Фета. Сочетание жизненной конкретности и умения передать подвижность настроений и переживаний, слуховых и зрительных впечатлений. Метафоричность поэзии Фета. Музыкальность, мелодичность стиха.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь А.А. Фета, основные темы и мотивы его лирики.

2. Уметь анализировать стихи А.А. Фета.

3. Применять выразительное чтение, план анализа лирического произведения.

XII. М.Е. Салтыков-Щедрин (5 ч.)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы», «История одного города». Сказки: «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла». Очерки жизни и творчества великого сатирика. «История одного города». Сатирическое изображение смены царей на русском престоле как смены градоначальников. Прием гротеска в изображении градоначальников. Отношение к народу - к его терпеливости, бесправию, полной зависимости от власти очередного градоначальника. Сказки. Обличие самодурства, произвола, обывательщины в сказках Щедрина. Злободневность, политическая острота сказок. Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина.

Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Требования к уровню подготовки:

1. Знать биографию писателя содержание его произведений.

2. Уметь анализировать сказки и романы М.Е. Салтыкова-Щедрина.

3. Применять выразительное чтение, различные виды пересказов, анализ эпизода, характеристику героев.

XIII. Ф.М. Достоевский (14 ч.)

Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. (Основные мотивы произведений). Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность произведений Достоевского.

«Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходной жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека - основная авторская позиция в романе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.

Полифонизм романов Достоевского. Понятие о нравственно-психологическом романе.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать этапы биографии и творчества Достоевского, содержание романа «Преступление и наказание».

2. Уметь анализировать роман «Преступление и наказание».

3. Применять различные виды пересказов, выборочное чтение, чтение по ролям, план анализа эпизода, план характеристики художественного произведения.

XIV. Л.Н. Толстой (24 ч.)

Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». «Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа - Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и других. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков. «Мысль народная» в романе Толстого. Народ и личность - одна из главных проблем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе. Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над «толпой». Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изображении Л.Толстого, ее лжепатриотизм и бездуховность. Идейные искания Толстого.

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». Человек и природа в творчестве Толстого. Л.Н. Толстой - классик мировой литературы. Интерес к Толстому в современном мире.

Понятие о романе-эпопее. Внутренний монолог как средство характеристики героев.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать страницы великой жизни Л.Н.Толстого, содержание его произведений.

2. Уметь анализировать рассказы Толстого и его роман-эпопею «Война и мир», ориентироваться в содержании романа, выбирать нужное.

3. Применять навык анализа художественного произведения, умение писать сочинение на заданную тему.

XV. Н.С. Лесков (3 ч.)

Николай Степанович Лесков. «Очарованный странник». Иван Флягин - один из правдоискателей земли русской. Былинные мотивы в повести Лескова.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать этапы жизни и творчества Н.С. Лескова, содержание повести «Очарованный странник».

2. Уметь анализировать повесть «Очарованный странник».

3. Применять анализ художественного произведения.

XVI. А.П. Чехов (7 ч.)

Антон Павлович Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад». Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах Чехова. Отношение автора к своим героям.

Новаторство Чехова в изображении природы и ее связей с человеком (внимание к детали, «импрессионизм, философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни.) Тема оскудения нравственного мира человека. Противопоставление пошлости обывательского существования великолепию и красоте природы.

«Вишневый сад». Основная тема пьесы - тема уходящего мира. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением - основа конфликта пьесы. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям.

Гуманизм Чехова.

Своеобразие стиля Чехова, прозаика и драматурга (лаконизм рассказов, отсутствие морализаторства, расчет на читателя-единомышленника, роль художественной детали; своеобразие построения и стилистики пьес, роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.).

Требования к уровню подготовки:

1. Знать биографию и этапы творчества Чехова, содержание его рассказов и пьесы «Вишневый сад».

2. Уметь анализировать произведения Чехова, писать сочинения по его произведениям.

3. Применять навыки анализа художественного произведения.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Проектор;

  • Компьютер

В современном образовательном процессе важную роль играют ИКТ, и здесь важно отметить целесообразное применение ЦОРов при преподавании литературы в 10 классах. . Использование компьютерных технологий в преподавании литературы позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные задания, осуществлять разные подходы к анализу художественного текста, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета. Возможные виды работы в 10 классах таковы:

  • один компьютер + проектор на класс:

- демонстрация учителем отдельных мультимедиа-объектов по теме;

- демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 - 20 минут от урока);

- «живая» демонстрация учителем различных способов анализа текста художественного произ ведения;

- использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа - объектов ЦОРов презентацию);

  • один ученик - один компьютер:

- виртуальный лабораторный практикум;

- индивидуальное исследовательское задание;

- индивидуальное творческое задание;

- интерактивное обучение способам анализа;

- компьютерное тестирование

Список литературы

* «Литература». 10класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией Ю.ВЛебедева /М., Просвещение, 2012 г. /.

Для учителя


  1. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5 - 11 классы. Е.М. Мордес. Волгоград, Учитель, 2012

  2. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2014

  3. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2012

  4. Литература. Тесты 5 - 8 классы. Москва, Дрофа, 2000Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2012

  5. Литература в 10 классе. Кн. для учителя. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Москва, 2012

БИБЛИОГРАФИЯ:


  1. П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.

  2. О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999, 400 с.

  3. П.Вайль, А.Генис. «Родная речь». М., «Независимая газета», 1991, 191 с.

  4. И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995, -256 с.

  5. Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 2011, 192 с.

  6. М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 2013, 195 с.

  7. «Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.

  8. «Краткий словарь по эстетике». М., «Просвещение», 1983, 223 с.

  9. Ю.В.Лебедев. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. - М.: Просвещение, 2007

  10. А.Н.Лук. «Учить мыслить». М., «Знание», 1975, 96 с.

  11. В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986, 128 с.

  12. Е.В.Попова. «Ценностный подход в изучении литературы». "Литература в школе", 1997, №7.

  13. «Программа вступительных экзаменов и рекомендации для абитуриентов (филологический факультет)». Курган, издательство Курганского государственного университета, 1999, 51 с.

  14. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». М., «Мнемозина», 1999, 62 с.

  15. Проектирование рабочей программы по учебному предмету. Курган, 2006, 35 с.

  16. М.А.Рыбникова. «Очерки по методике литературного чтения». М., «Просвещение», 1985, 288 с.

  17. Сборник «Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы» (составители Мещерякова, Соснина), М., 1979,

  18. Г.К.Селевко. «Современные образовательные технологии». М., «Народное образование», 1998, 256 с.

  19. «Совершенствование преподавания литературы в школе» (под редакцией Г.И.Беленького). М., «Просвещение», 1986, с.191.

  20. В.Я.Стоюнин «О преподавании русской литературы», 1864.

  21. В.Ю.Троицкий. «О гуманитарной концепции общего среднего образования». "Литература в школе", 1991, №3, 69-72 с.

  22. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004, 39 с.

  23. В.А.Чалмаев. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», 2002, №№ 4-5.

Для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. /М.: Аванта+, 2012 /.

  2. Энциклопедия литературных героев. /М., АГРАФ, 1999 /.

  3. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 веков. /М., АСТ Олимп, 2013 /.

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новикова В. И. /. М, Педагогика, 1988 /.


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- Литература. Большая детская энциклопедия;

- «Уроки литературы Кирилла и Мефодия»;

- Энциклопедия «Искусство России».



Календарно-тематическое планирование по литературе.

№ урока

Тема

Количество часов

ИКТ

контроль

лабораторные и практ

дата

примечание



план

факт


1

Введение. Русская литература первой четверти XIX века в преддверии А.С.Пушкина

1час

Презентация в Pover

Point

1нед.09



2

Художественный мир А.С.Пушкина

1час

Слайд-материалы

Сочинение - миниатюра

1нед.09

.

3

Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина

1час

Презентация

1нед.09

4 - 5

Болдинская осень 1830 года. Роман «Евгений Онегин»

2часа

Творческая работа

2нед.09

М.Ю.Лермонтов(4часа)

6

О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова

1час

Фрагмент урока

«Виртуальная школа К. М

2нед.09

7

Лирика М.Ю.Лермонтова 1838-1840годов

1час

3нед.09

8

Роман «Герой нашего времени»

1час

кинофрагмент

3нед.09

9

Образ Печорина

1час

Творч.раб.

3нед.09


Н.В.Гоголь ( 3 часа).


10

Призвание Гоголя-писателя

1час

Урок-презентация

4нед.09

11

Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души»

1час

4нед.09

12

Образы помещиков

1час

Слайд-материалы

4нед.09

13

Плюшкин…Герой?...Подлец?...

1час

кигофрагмет

Творческая работа



Русская литература 1830-1850годов ( 1 час)

14

Реализм как художественное направление

1час

1 нед.10

Ф.И.Тютчев(3часа)

15

Художественный мир Ф.И.Тютчева

1

1нед.10

16

Мир природы в поэзии Ф.И.Тютчева

1час

1

1нед.10

17

Любовь в лирике Ф.И.Тютчева

1

Урок-презентация

2 нед.10

18

Философская лирика Ф.И.Тютчева

1

2 нед.10

А.А.Фет(3часа)+2часа

19

Место А.А.Фета в русской литературе


1




2 нед.10



20

Природа в лирике Фета, Метафоричность лирики Фета


1




3 нед.10



21

Любовная лирика А.А.Фета

1

Урок-презентация



3 нед.10



22-23

Творческий урок

2


Сочинение


3 нед.10



И.А.Гончаров(4часа)

24

О своеобразии художественного таланта И.А.Гончарова

1час

Слайд-материалы

4 нед.10

25

Роман «Обыкновенная исторя»

1час

презентация

4 нед.10

26

Роман «Обломов.»Образ главного героя

1час

Кинофрагмент

4 нед.10

27

Андрей Штольц как антипод Обломова

1час

кинофрагмент

Творческая работа

2 нед.11

28

Любовь в романе

1час

2 нед.11

А.Н.Островский(8часов)

29

Художественный мир драматурга

1час

Слайд-материалы

2 нед.11

30

Творческая история драмы «гроза»

1час

презентация

3 нед.11

31-32

«Состояние мира» и расстановка действующих лиц в «Грозе»

2часа

Кинофрагмент

3 нед.11

33

Катерина как трагический характер

1час

презентация

Сочинение-миниатюра

4 нед.11

34

В мире сказки

1час

кинофрагмент

4 нед.11

35-36

Драма «Бесприданница».Образ Ларисы Огудаловой

2часа

кинофрагмент

4 нед.11

И.С.Тургенев(6часов)

37

Переходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева

1час

Слайд-материалы

1нед.12

38

Романы Тургенева. Обзор.

1час

кинофрагменты

1 нед.12

39

Творческая история романа «Отцы и дети»

1час

презентация

1 нед.12

40

Конфликт романа

1час

2 нед.12

41

Споры Базарова и Павла Петровича

1час

презентация

2 нед.12

42

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

1час

кинофрагмент

Творческая работа

2 нед.12


Н.Г.Чернышевский(3часа)

43

Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского

1час

Слайд-материалы

3 нед.12

44

Творческая история романа « Что делать?»

1час

3 нед.12

45

Герои романа.Особенный человек рахметов

1час

3 нед.12

Н.А.Некрасов(7часов)

46

О народных истоках мироощущения Некрасова

1час

презентация

4 нед.12

47

Народ в лирике Н.А.Некрасова

1час

4 нед.12

48

Своеобразие сатирических стихотворений Некрасова

1час

Слайд-материалы

4 нед.12

49

Любовная лирика Некрасова

1час

презентация

2 нед.01

50

Творческая история поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1час

2 нед.01

51

Народ в поэме

1час

2 нед.01

52

Образ Гриши Добросклонова

1час

Слайд-материалы



М.Е.Салтыков-Щедрин(3часа)

53

Мастер сатиры

1час

Слайд-материалы

3 нед.01

54-55

Проблематика и поэтика сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города».

2часа

кинофрагменты

3 нед.01

Ф.М.Достоевский(16часов).


56-57

Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского

2часа

Урок-презентация

4 нед.01

58

Идеологический роман «Преступление и наказание».

1час

4 нед.01

59

Теория Раскольникова

1час

Кинофрагменты

1 нед.02

60

Мир петербургских углов

1час

кинофрагменты

1 нед.02

61-62

Идея и натура Раскольникова

2часа

1 нед.02

63-64

Раскольников и Сонечка. «Их воскресила любовь»

2часа

2 нед.02

65

Эпилог романа

1час

2 нед.02

66-67

Творческий практикум

2часа

сочинение

2 нед.02

68-71

Романы Достоевского

4часа

семинар

3 нед.02

Л.Н.Толстой(24часа)

72

Жизнь Л.Н.Толстого.

1час

Слайд-материалы

3нед.02

73

Толстой_- участник Крымской войны. «Севастопольские рассказы»

1час

презентация

4 нед.02

74

Творческая история «Войны и мира»

1час

4 нед.02

75

Композиция романа «Войн и мира.»

1час

4 нед.02

76

«Народ » и «толпа, Наполеон и Кутузов»

1час

кинофрагмент

1 нед.03

77-78

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2час

Кинофрагмент

Сочинение-миниатюра

1 нед.03

79

Наташа Ростова

1час

кинофрагмент

2 нед.03

80

Любовь на страницах романа

1час

Творческая работа

2 нед.03

81

Мысль семейная в романе

1час

презентация

2 нед.03

82-83

От «диалектики души » к «диалектике»характера

2часа

3 нед.03

84

Истинный и ложный патриотизм

1час

кинофрагменты

Творческая работа

3 нед.03

85

Эпилог романа

1час

3 нед.03

86

Подготовка к сочинению

1час

4 нед.03

87-88

Классное сочинение по роману «Война м мир»

2часа

4 нед.03

89

Анализ сочинений

1час

1 нед.04

90-93

Роман «Анна Каренина»..Актуальность проблематики

3часа

кинофрагменты

1 нед.04

94

Роман Л.Н.Толстого «Воскресение»

1час

1 нед.04

95

Уход и смерть Толстого

1час

Слайд-материалы

2 нед.04

Н.С.Лесков(3часа)

96

Художественный мир Лескова

1час

Презентация

2 нед.04

97-98

«Очарованный странник».Образ праведника.

2часа

кинофрагменты

2 нед.04

А.П.Чехов(7часов)

99

Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова

1час

презентация



3 нед.04



100

Ранний период творчества.Рассказы

1час



3 нед.04



101

«Маленькая трилогия».

1час



4 нед.04



102

От Старцева к Ионычу

1час

кинофрагмент



4 нед.04



103-105

Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад»

3часа

сочинение

1 нед.05

Резервные уроки

5 часов

2нед.05







Приложение

Творческие работы (сочинения)

По творчеству А. Н. Островского


  1. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)

2. Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)

3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".

4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)

5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».

7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)

По творчеству И. С. Тургенева


  1. Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.

3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

По творчеству Ф. И. Тютчева


  1. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Еще земли печален вид…". (Восприятие, истолкование, оценка.)

2. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Silentium!" (Восприятие, истолкование, оценка.)

3. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)

4. "Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…" (И.С. Тургенев).

5. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?

6. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.

7. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

По творчеству Н. А. Некрасова


  1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).

  3. Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)

  4. Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

  5. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.

  6. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

  7. "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).

  8. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".

  9. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

  10. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

  11. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

  12. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

По творчеству Ф. М. Достоевского


  1. "Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).

  2. «Любовь к людям у Достоевского - это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)

  3. "Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).

  4. Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

  5. В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)


По творчеству Л. Н. Толстого


  1. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  2. Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  3. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

  4. "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).

  5. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  6. Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  7. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)

  8. "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).

  9. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  10. Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  11. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)

  12. "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).

  13. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  14. "Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).

  15. Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.)

  16. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").

  17. Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)

18. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)

20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

По творчеству А. П. Чехова

  1. Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.

  2. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).

  3. «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).

  4. «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)

  5. Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».


К о н т р о л ь н а я р а б о т а п о т е м е

« Л и т е р а т у р а в т о р о й п о л о в и н ы X I X в е к а »

ВАРИАНТ 1.

Часть 1.

А1. Автор статьи «Луч света в темном царстве»

А) Н.А.Добролюбов

Б) Н.Г. Чернышевский

В) В.Г. Белинский

Г) Д.И. Писарев

А2. В финале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за

А) Свидригайлова

Б) Лужина

В) Разумихина

Г) Лебезятникова

А3. Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?

А) А.П. Чехова

Б) Н.В. Гоголя

В) А.Н. Островского

Г) А.С. Грибоедова

А4. Кто из героев А.Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?

А) Борис

Б) Кудряш

В) Кулигин

Г) Шапкин

А5. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа

А) Пьера Безухова

Б) Андрея Болконского

В) Платона Каратаева

Г) Кутузова

А6. О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда <…> не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?

А) о Базарове

Б) об Обломове

В) о Раскольникове

Г) о Чацком

А7. Героем-резонером в драме А.Н. Островского «Гроза» является

А) Тихон

Б) Борис

В) Кулигин

Г) Дикой

А8. Эта героиня романа Ф.М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».

А) Соня Мармеладова

Б) Катерина Ивановна

В) кухарка Настасья

Г) Поленька

А9. В третьей главе поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - «Пьяная ночь» - с Павлушей Веретенниковым спорит

А) Ермил Гирин

Б) Савелий

В) Яким Нагой

Г) Оболт-Оболдуев

А10. Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?

А) Фенечки

Б) Кукшиной

В) Анны Сергеевны Одинцовой

Г) Кати Одинцовой

А11. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу

А) Павлуше Веретенникову

Б) Ермилу Гирину

В) купцу Алтынникову

Г) Савелию

А12. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?

А) Соня Мармеладова

Б) Разумихин

В) Лужин

Г) Свидригайлов

А13. Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?

А) Обломова

Б) Чичикова

В) Базарова

Г) Штольца

Часть 2.

В1. Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.

В2. Назовите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека».

В3. Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

В4. Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление?

В5. Какому герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» соответствует следующее описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?

В6. Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.

Часть 3.

Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий.

С1.1. Народные истоки в характере Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).

С1.2. Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?

Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения.

С2.1. Прочитайте фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

- А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяк. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно - нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич - э волоту, как выражался мой родитель.

- Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? - печально промолвил Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?

Базаров почесал у себя в затылке.

- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я простился… Ну что ж? Обняться, что ли?

Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз.

С2.2. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.

Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердце у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и воли нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

ВАРИАНТ 2.

Часть 1.

А1. Первым художественным произведением, принесшим славу Ф.М. Достоевскому, стал

А) роман «Преступление и наказание»

Б) роман «Идиот»

В) роман «Бедные люди»

Г) роман «Униженные и оскорбленные»

А2. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?

А) о Сильвил, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».

Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В) о Печерине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

А3. Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило

А) ухаживание Базарова за Фенечкой

Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу

В) несходство в политических взглядов

Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками

А4. Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо на эшафоте каторгой?

А) А.Н. Радищев

Б) Ф.М. Достоевский

В) А.С. Грибоедов

Г) М.Е. Салтыков-Щедрин

А5. Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена

А) комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Б) пьесе А.Н. Островского «Гроза»

В) комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Г) пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

А6. Среди семи странников - героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не было

А) Ермила

Б) Пахома

В) Прова

Г) Митродора

А7. Княжна Мария Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,выходит замуж за

А) Пьера Безухова

Б) Николая Ростова

В) Федора Долохова

Г) Василия Денисова

А8. Свидеие, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться

А) в лесу

Б) в церкви

В) на кладбище

Г) в театре

А9. Вину Раскольникова принял на себя

А) маляр Микола

Б) Лебезятников

В) Разумихин

Г) Свидригайлов

А10. О ком из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом служат»?

А) о Свидригайлове

Б) о Раскольникове

В) о Мармеладове

Г) о Лебезятникове

А11. Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?

А) Манилова

Б) Обломова

В) Чичикова

Г) Раскольникова

А12. Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они смешны? Я смешон - ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной - я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить»?

А) Башмачкин

Б) Девушкин

В) Вырин

Г) Карандышев

А13. Первый опубликованный рассказ И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника» назывался

А) «Бежин луг»

Б) «Хорь и Калиныч»

В) «Гамлет Щигровского уезда»

Г) «Бирюк»

Часть 2.

В1. Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина?»

В2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.

В3. Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.

В4. Назовите автора поэм «Мороз, Красный нос», «Тишина», «Русские женщины», «Рыцарь на час».

В5. Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

В6. Авторские пояснения в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые им.

Часть 3.

Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий.

С1.1. Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?

С1.2. Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения.

С2.1. Прочитайте фрагмент пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

П и щ и к. Что на торгах? Рассказывайте же!

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Продан вишневый сад?

Л о п а х и н. Продан.

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Кто купил?

Л о п а х и н. Я купил.

Пауза.

Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.

С2.2. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование и оценку произведения.

Silentium

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

1830





© 2010-2022