- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок русского языка и информатики в 9 классе по теме «Типы сложных предложений»
Интегрированный урок русского языка и информатики в 9 классе по теме «Типы сложных предложений»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Желтова О.А. |
Дата | 08.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок русского языка и информатики
в 9 классе
по теме «Типы сложных предложений»
Цель урока:
-
расширение представлений о сложном предложении как синтаксической единице,
-
формирование знаний о союзных и бессоюзных конструкциях и о делении союзных предложений на сложносочиненные и сложноподчиненные,
-
формирование умения писать сочинения на лингвистическую тему,
-
развитие умений строить схемы сложных предложений, развитие устной речи обучающихся
-
воспитывать самостоятельность, коммуникабельность и ответственность за свою часть работы в группе.
Оборудование: учебник, компьютеры, проектор
Тип урока: изучение нового материала.
Цели для обучающихся:
Знать: типы сложных предложений,
Уметь: ставить знаки препинания в сложных предложениях, строить схемы сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания; находить в тексте сложные предложения и выполнять их пунктуационный разбор, писать сочинения на лингвистическую тему
Ход урока:
-
Оргмомент. Ученики работают в парах, сидя за компьютерами. Психологический настрой.
-
Подготовка к восприятию новой темы.
Прием «Лови ошибку!» Ребята, сегодня мы с семиклассниками на уроке, разбирая предложение, дали такую характеристику. Правильно? (слайд)
Уже вечерело, солнце скрывалось за рощу. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)
-
Постановка цели. Учащиеся формулируют цель урока.
-
Актуализация опорных знаний.
Прочитайте предложения, выделите основы. Расставьте знаки препинания, определите, простые или сложные предложения перед вами. (слайд)
А)Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б) Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.
В)Небо на востоке стало темнеть однако солнце еще не ушло за горизонт.
Г) Внезапно небо потемнело начался сильный буран.
-
Изучение нового материала.
А)Посмотрите, каким способом и с помощью чего соединены простые предложения в сложных? Сделайте вывод о видах сложного предложения
Б) Работа с учебником. Чтение правила.
В) Беседа с учащимися:
-
На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от наличия или отсутствия союза между его частями?
-
На какие группы и по каким признакам делятся сложные союзные предложения?
-
В каких сложных предложениях части равноправны по смыслу?
Г) Работа со схемой на слайде. Объясните схему
-
Закрепление изученного материала.
-
Распределите сложные предложения на 2 группы: союзные и бессоюзные (знаки препинания не поставлены)
-
Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
-
Из туч то летит холодный дождь то вдруг повалит водянистый снег.
-
Было очень хорошо светило солнце мороз щипал уши и нос.
-
Когда наступило некоторое затишье раздался треск кузнечика.
-
Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая
-
Соотнесите предложения и их схемы (слайд)
-
Звёзды уже сверкали остро и холодно но небо на востоке уже стало светлеть.
-
Было ясно и тихо и дымились трубы.
-
После грозы всё благоухало и сверкало.
-
Было уже совсем тепло хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег.
-
Настали холода птицы улетают на юг.
-
[ - = и = ].
-
[ = ] , ( хотя = - ).
-
[ = и = ] , и [ = -].
-
[ = - ] - [- = ].
-
[ = - ] , но [ - = ].
-
Составьте из 2 простых предложений сложное, используя союзную или бессоюзную связь
-
Солнце едва показалось из-за туч. Поднялся холодный ветер.
-
Тревожно зашелестели листья. Начался проливной дождь.
-
Но, если, потому что, когда, и, едва, оттого что, однако
-
Работа с текстом из вариантов ОГЭ. (гиперссылка, выход в онлайн)
(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...
(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:
(13) - Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.
(14) - Несчастливы?! - повторил он удивлённо.
(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.
(16) - Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме - вот я и счастлив!
(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.
(22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:
(23) - Мы любим тебя, мы любим тебя!
(24)На душе потеплело.
(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!
(По Ю. Бондареву)
- Объясните, как вы понимаете последнюю фразу текста.
- Выполните тестовые задания:
-
Определите тип предложения 19
Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую.
а) простое б) сложное бессоюзное в) сложносочиненное г) сложноподчиненное
-
Среди предложений 6-11 найдите сложноподчиненные, укажите их номера.
-
Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение.
-
Укажите количество грамматических основ в предложении 13.
-
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Найдите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения.
Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук.
А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:
- Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!
-
Устное сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужны знаки препинания?»
-
Обобщение. Закончите предложения
-
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: ... (союзным) и... (бессоюзным).
-
Сложные предложения, в которых простые связаны при помощи интонации, называются ... (бессоюзными).
-
Равноправны по смыслу части ... (ССП) и ...(БСП).
-
Имеют союзы...(СПП).
-
Работа с тестами (по группам, индивидуально - онлайн)
examen.ru/add/tests/Russian
onlinetestpad.com/ru-ru/Section/RussianLanguage-11/Default.aspx
-
Чтобы упрочить ваши знания,
даю домашнее задание.
Выписать из повести Н.Карамзина «Бедная Лиза» разные типы сложных предложений (5-6 предложений) или
Написать рассуждение на тему «Как много и как мало надо человеку для счастья»
11) Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?
6