Разработка урока по русской литературе на тему Н. В. Гоголь и его поэма Мертвые души (8 класс)

ТЕМА УРОКА: Н.В.Гоголь и его поэма «Мертвые души» ЦЕЛЬ УРОКА: дать представление о творческой судьбе Н.В.Гоголя и его поэме «Мертвые души». ЗАДАЧИ: 1.Сформировать у учащихся представление о Гоголе – человеке и Гоголе – писателе.2.Познакомить учащихся с историей создания и художественными особенностями поэмы.3.Развить навыки самостоятельной работы, поисковой деятельности.4.Сформировать навыки и умения в составлении проекта.ТИП УРОКА: урок изучения нового материала. ВИД УРОКА: урок- защита пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Н.В.Гоголь и его поэма «Мертвые души»

ЦЕЛЬ: дать представление о творческой судьбе Н.В.Гоголя и его поэме «Мертвые души».

ЗАДАЧИ:

  1. Сформировать у учащихся представление о Гоголе - человеке и Гоголе - писателе.

  2. Познакомить учащихся с историей создания и художественными особенностями поэмы.

  3. Развить навыки самостоятельной работы, поисковой деятельности.

  4. Сформировать навыки и умения в составлении проекта.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ВИД УРОКА: урок- защита проектов (урок исследовательского типа)

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, иллюстративный материал.

ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ: поэма, композиция, смех Гоголя, типизация.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент

II. Основная часть.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Защита проекта «Судьба и творчество Н.В.Гоголя»

  3. Защита проекта «Мертвые души». История создания».

  4. Защита творческих работ «Идейная сюжетно-композиционная схема поэмы».

  5. Защита творческого проекта «Рекламный ролик».

  6. Проверочная работа.

III. Подведение итогов

IV. Задание на дом.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Вступительное слово учителя.

Гоголь. С этим именем связан целый период в развитии русской литературы, который Белинский так и назвал «гоголевским периодом», связав с ним возникновение и расцвет реализма в русском художественном слове.

Для русского человека Гоголь - писатель, который входит в его жизнь с раннего детства. Он - Гоголь - будоражит наше воображение странными чудесами, удивительными приключениями украинских девчат и парубков. Он заставляет смеяться над тем, что действительно достойно всеобщего осмеяния: тупостью, лицемерием, чванливостью, хамством, легкомыслием и бахвальством. Он взял на себя громадную ответственность сказать: каковы мы, люди, к чему должны стремится, чего гнушаться. Он показал, как бесконечно может пасть человек, чтобы так заставить его подняться, обрести крылья.

Сегодня на уроке мы перелистаем страницы жизни Гоголя, посмотрим, как постепенно набирало силу перо писателя, как юмор, творческое достижение раннего Гоголя, превратился в оружие сатиры зрелого мастера, какие темы отработал Гоголь и какие типы пополнили галерею образов русской литературы, с чем пришел Гоголь к своему главному произведению - к поэме «Мертвые души».

  1. Защита проекта «Судьба и творчество Н.В.Гоголя»

ВЫВОД. Гоголь рано умер и, умирая, жестоко страдал. И этот портрет, выполненный Миллером, может быть, угадывал уже будущую трагедию Гоголя: «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал, плакал над бесконечной Русью, что уложил в свои сатиры со всею плотью, кровию, дыханием». Самому Гоголю казалось, что художнику удалось в портрете передать свойственное ему выражение: губы улыбаются, а глаза остаются грустными. Гоголевское лицо на этом портрете являет собой и лицо его творчества - это «видимый миру смех сквозь незримые, неведомые ему слезы». Горечь этих слез сполна испил Гоголь и сломался. Сегодня, перелистывая страницы его жизни и творчества, мы можем с полной силой ощутить трагедию личности, осознав которую, мы можем понять глубокий пафос некрасовских строк, написанных 21 февраля 1852 года, в день смерти Гоголя:

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений,

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя…


  1. Слово учителя

Творчество Н.В. Гоголя - новый этап в становлении русского критического реализма, связанный с углублением его социальных начал и усилением сатирического отрицания действительности. Н.Г. Чернышевский писал: "...Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России". Сюжеты, ситуации, художественный колорит, язык его произведений - всё это настолько специфично и так глубоко пронизано национальным русским духом, что в переводе на иностранные языки проза Гоголя теряет подчас ряд своих достоинств. Заслуга гениального писателя, сыгравшего исключительно важную роль в истории русской литературы, в том, что он провозгласил торжество реализма, узаконив обличительное направление как самое важное в русской литературе XIX в. Главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Какова история создания поэмы?

Защита проекта «Мертвые души». История создания».

ВЫВОД. В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения - поэма, и ее герой - вся Русь. Художественное пространство поэмы необычайно, все: и идея, и сюжет, и композиция - подчинены одной цели: замысел автора «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров». Вашему вниманию я представляю сюжетно-композиционную схему в виде колеса. В основу сюжета Гоголь положил рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в город с целью приобретения весьма странного товара «мертвых душ».


  1. Защита творческих работ «Идейная сюжетно-композиционная схема поэмы».

- Какой видите вы сюжетно-композиционную схему данного произведения?

  1. Защита творческого проекта «Рекламный ролик».


  1. Проверочная работа на знание лекции урока.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

IV. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

© 2010-2022