Программа предпрофильного курса Мой первый экзамен по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №160»

Тайгинского городского округа





Мой первый экзамен по русскому языку.


Рабочая программа предпрофильной подготовки


по русскому языку


для учащихся 9 классов


Составитель:

Семушкина И.В.,

учитель русского языка и литературы

Обсуждено на заседании

методического объединения учителей гуманитарных дисциплин и предметов эстетического цикла

Протокол № 1 от «28» августа 2015 г.

Руководитель ШМО__________И.В.Семушкина

Рассмотрено на методическом

совете

Протокол № 1 от «28» августа 2015 г.

Председатель

методического совета _________Н. М. Данилова

Утверждено:

Директор школы ____________ О. А. Журавкина

Приказ №3 от «01» сентября 2015 г.

Тайга


2015

Содержание


  1. Пояснительная записка 3

  2. Содержание программы 4

  3. Учебно-тематический план 6

  4. Список литературы 7

  5. Ключевые слова 8

  6. Контрольные материалы 9




























Пояснительная записка


Итоговый письменный экзамен по русскому языку за курс основной школы сдают выпускники 9 класса .

С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. Особенности такого экзамена:

- состоит из трех частей:

первая часть экзаменационной работы - сжатое изложение;

вторая часть - задания с выбором ответа и задания с кратким

ответом;

третья часть - задания открытого типа с развернутым ответом

(сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание

на основе прочитанного текста;

- на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;

- оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются предпрофильные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных 10 классов.

Данная рабочая программа курса «Мой первый экзамен по русскому языку» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторских программ Мамзиной Л.Н. и Смирновой Т.В.

Грамотно выражать свои мысли, создавать собственное связное высказывание на заданную лингвистическую тему на основе прочитанного текста, аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст, - важнейшие умения, которыми должен обладать выпускник.

Цель данной программы:

• подготовка к экзамену по русскому языку: повторение основных разделов русского языка и обучение созданию собственного связного высказывания на основе прочитанного текста;

Задачи:

• повторить и обобщить знания по русскому языку за курс основной

общеобразовательной школы;

• совершенствовать коммуникативные умения;

• обучить порядку работы над сочинением-рассуждением,

совершенствованию и редактированию текста.

Режим занятий: один час в неделю, 35 часов в год.



Содержание программы

Блок1.Русская словесность

Введение. Знакомство с демоверсией ГИА -2015.Особенности контрольно-измерительных материалов.

Пунктуационные нормы современного русского языка

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании и диалоге. Знаки препинания в сложном предложении.

Фонетика

Гласные и согласные звуки. Соотношение звука и буквы. Фонетический анализ слова.

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ слова.

Морфемика и словообразование

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ.

Грамматика. Морфология

Самостоятельные части речи. Служебные части речи и междометия. Морфологический анализ слова.

Грамматика. Синтаксис

Словосочетание. Предложение. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Правописание. Орфография

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Речь. Языковые нормы

Текст как продукт речевой деятельности. Адекватное понимание устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (изложение). Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Выразительность русской речи

Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики (морфологические и синтаксические).

Итоговое повторение

Блок 2.Сочинение-рассуждение.

Текст. Типы и стили речи

Композиция сочинения-рассуждения. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структура сочинения- рассуждения (тезис - аргументы - вывод). Алгоритм написания сочинения - рассуждения. Средства связи частей рассуждения. Речевые клише.

Способы моделирования частей сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Способы оформления тезиса. Толкование лингвистического высказывания. Подбор и оформление примеров для обоснования лингвистического высказывания. Требования к примерам, иллюстрирующим языковые явления. Способы моделирования вывода. Речевые клише.

Создание модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему.

Знакомство с цитатами, положенными в основу заданий. Определение тем цитат. Распределение тем по блокам. Проектирование модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему.

Виды ошибок. Редактирование творческих работ.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Редактирование текста сочинения. Исправление недочетов.

Итоговое занятие в форме ГИА. Письменное оформление сочинения.

Подведение итогов курса.






Учебно-тематический план

Блок1

п\п

Разделы программы

Кол.

часов

Тео

рия

Практика

Фор-

мы конт-

роля

1

Введение. Знакомство с демоверсией ГИА-2015.Особенности контрольно-измерительных материалов.

1


1


2

Пунктуационные нормы современного русского языка

3

1

2


3

Фонетика

1

1


4

Лексика и фразеология

2

1

1


5

Морфемика и словообразование

1

1


6

Грамматика. Морфология

1

1



7

Грамматика. Синтаксис

1

1


8

Правописание. Орфограмма-буква, дефис, пробел.

3

1

2

9

Речь. Языковые нормы

1

1


10

Выразительность русской речи

2


2

Итоговое повторение

1


1

Тест

Всего

17

6

11

Блок 2

п\п

Разделы программы

Кол.

часов

Тео

рия

Прак

тика

Формы контроля

1

Текст.Типы речи. Стили речи.

1

1



2

Особенности и композиция сочинения-рассуждения

1

1



3

Способы моделирования частей сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

5

5


4

Создание модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему

5

1

4


5

Виды ошибок. Редактирование творческих работ.

3

3


6

Итоговое занятие в форме ГИА (Часть С 2).

2

2

Сочи-

нение-рассуж-дение

7

Подведение итогов курса

1


1

Всего часов:

18

3

15

Ключевые слова

антонимы

аргумент

бессоюзное предложение

вывод

выразительность

гипербола

грамматика

доказательство

интонация

ключевые слова

лексика

метафора

монолог

олицетворение

описание

официально-деловой

повествование

публицистика

разговорный стиль

рассуждение

сравнение

художественный

эпитет







Список литературы для учителя и учащихся


  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др. Учебный комплекс «Русский язык. Теория», 5-9 класс М.,Дрофа, 2014

  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по русскому языку [Электронный источник ] fipi.ru/

  3. Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА. Практикум С2. Работаем над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.- М.: Экзамен, 2013.

  4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Астрель, 2001

  5. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9класс. - М.: Дрофа, 2009.

  6. Русская словесность. [Электронный источник ] nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/06/15/programma-elektivnogo-kursa-russkaya-slovesnost-v-9-klasse

  7. Русский язык. 9 -й класс. Подготовка к итоговой аттестации - 2014: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации ⁄ Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов н ⁄ Д: Легион, 2014

  8. Сенина Н.А. Русский язык. 9-й класс. Готовимся к ГИА на уроке и дома.

Тренировочная тетрадь: учебно-методическое пособие /Н.А. Сенина. -

Ростов-на-Дону: Легион, 2013

9.Технология написания сочинения-рассуждения на лингвистическую

тему. [Электронный источник ] infourok.ru/rabochaya_programma_kursa_po_vyboru_predprofilnoy__podgotovki_po_russkomu_yazyku_tehnologiya-443559.htm




Контрольные материалы

Блок 1

1.Прочтите текст и выполните задания А1 - А7; В1 - В14.

(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.

(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3) Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, потом прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.

(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.

(9)Лицо ее было подвижным, как у мима: она и им распоряжалась легко, без натуги. (Ю)Разочарование, восторг, изумление - все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11) Отсутствие однообразия и было Машиным образом.

(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.

(13)Во всем, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться - и я обороняла от них Лялю.

- (18)Не живи чужой жизнью! - уговаривала меня мама, видя
это.

(19)Маше сулили чин академика, Ляле - покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.

(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

(22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, - констатировала мама.

(23)Это, по-твоему, плохо? - удивилась я.

(24)Сиять отражённым светом? - (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё: - (26)Смотря чьим светом!

(По А. Алексину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему первенство Маши Завьяловой в классе «было бесспорным»?

-Маша была чемпионкой по многоборью, и одноклассники её уважали.

-Маша ставила такие научные эксперименты, которых никто, кроме неё, ставить не умел.

-Маша была настолько необычным и талантливым человеком, что не признать её первенство было невозможно.

-Маша была исключительно красивой девочкой, что вызывало восхищение одноклассников и зависть подруг.

А2 Каково отношение матери к героине, от лица которой ведётся повествование?

-Мать девочки очень властна и часто навязывает ей свою точку зрения.

-Мать героини считает дочь пока ещё слишком юной для серьёзной дружбы, и поведение дочери её раздражает.

-Мать девочки одобряет поведение дочери, считая её подруг достойными подражания.

-Мать героини внимательна к дочери, уважает её и старается помочь ей в выборе линии поведения с её подругами.

A3Как характеризует героиню информация, заключённая в предложении 21?

-Героиня - весёлый шумный человек, и для неё чужой праздник - это повод проявить себя.

-Героиня - добрая, независтливая девочка, способная искренне радоваться успехам других.

-Героиня мнительна и боится, что её заподозрят в нескромности, поэтому предпочитает громко радоваться чужим успехам.

-Героиня считает, что она в действительности красивее и умнее своих подруг, поэтому снисходительно за них радуется.

А4Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПОТОМСТВО (предложение 7).

-последующие поколения

-предшественники

-соотечественники

-кровные родственники

А5 В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?

(2) Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках.

(3) Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи.

(10) Разочарование, восторг, изумление - все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (

11) Отсутствие однообразия и было Машиным образом.

(19) Маше сулили чин академика, Ляле - покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой.

(20) Мне ничего не сулили.

(22) -Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, - констатировала мама.

(23) -Это, по-твоему, плохо? - удивилась я


А5 В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?

А6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчица называет девочек Лялей и Машей?» Такая форма имён говорит ...

1)о юном возрасте и товарищеских отношениях девочек.

2)о снисходительном отношении рассказчицы к девочкам.

3)о поверхностных, необязательных отношениях между девочками.

4)о гордости, которую испытывает рассказчица по отношению к девочкам.


А7 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является сравнительный оборот?

(8) С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.

(9) Лицо её было подвижным, как у мима: она и им распоряжалась легко, без натуги.

(13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

(16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

В1 Замените устаревшее слово ОБОРОНЯТЬСЯ в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 8-9 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3 Из предложений 7-9 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).

В4В предложениях 15-16 найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе отымённых прилагательных -ЕНН- пишется НН». Выпишите прилагательное с этим суффиксом.

В5 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ты продолжаешь жить чужой жизнью,(1) восторгаешься не своими успехами,(2) - констатировала мама.

- Это, (3)по-твоему, (4)плохо? - удивилась я.

В6 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения

Красивые женщины даже во сне не забывают,(1) что они красивы. Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. Ляля восхищённых взоров не замечала, (2) и они от этого становились еще восхищённее.Мне самой от поклонников не приходилось обороняться - и я обороняла от них Лялю. - Не живи чужой жизнью! - уговаривала меня мама, (3) видя это.

В7 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), которая (-ые) обозначает (-ют) в сложном предложении запятую (-ые) между частями, связанными подчинительной связью.

Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,(1) чем собственными достоинствами, (2) именно потому, (3) что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
- Ты продолжаешь жить чужой жизнью,(4) восторгаешься не своими успехами,(5) - констатировала мама.

В8 Замените словосочетание ЛЯЛИНОЙ КРАСОТОЙ в предложении 21, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9 Выпишите грамматическую основу предложения 20.

В10 Среди предложений 22-25 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11 Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

В12Укажите количество грамматических основ предложении 17. Напишите ответ цифрой.

В13 Среди предложений 9-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14 Среди предложений 12-17 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Блок 2

1.Оформите тезис сочинения-рассуждения

-как предложения с прямой речью

Ответ:

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал К.Г.Паустовский.


Известный писатель К.Г.Паустовский говорил: «Нет ничего в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

-как предложение с косвенной речью

Ответ:

Известный писатель К.Г.Паустовский утверждал, что «нет ничего в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

-как простое предложение с вводными конструкциями

(по словам…, по мнению…, как писал…, как говорил…)

Ответ:По мнению известного писателя К.Г.Паустовского, «нет ничего в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ».

2.Учимся оформлять «мостики», связывающие тезис и аргументы.

Для обеспечения логической связи между частями (тезисом и аргументами) можно использовать следующие речевые клише:

Я согласен с мнением писателя и постараюсь его доказать.

Или

Я постараюсь доказать справедливость слов писателя.

Или

Обратимся к тексту Б.Васильева и постараемся доказать справедливость слов писателя.

3.Задание. Сформулируйте тезис, используя один из вариантов его оформления.

«Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства». (С.Я.Маршак)

«Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)

«Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и легким. Поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих». (М.В.Панов).

Занятие № 5

Учимся подбирать примеры:

Подберите примеры из текста Р.Погодина (сборник «Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации - 2012» под редакцией Н.А.Сениной, Вариант №1), которыми можно подкрепить следующие аргументы:

Чтобы выразить свои мысли, чувства, эмоции, человеку необходимо владеть большим количеством слов. Чем больше слов человек знает, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Но каждое слово в языке имеет свои индивидуальные особенности, и прежде всего лексическое значение. Но в русском языке больше слов, которые имеют не одно, а несколько лексических значений. Такие слова называются многозначными. Например, в предложении 1 текста Р.Погодина есть такие слова - «…» и «…». Слово «…» в данном предложении употреблено в значении «…», а слово «…» - в значении «…».

В русском языке много слов, близких по значению, их называют синонимами. Они связывают предложения, части текста, а также встречаются в одном и том же предложении. В прочитанном мною тексте синонимы используются автором в предложении 20. Это слова - … . Они позволяют избегать повторов одного и того же слова и делают речь яркой, выразительной.

Словарное богатство русского языка создается не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов, противоположных по лексическому значению (антонимов). Их употребление делает речь ярче и выразительнее, поэтому они часто встречаются в одном и том же тексте, а иногда и в одном и том же предложении. Например, в предложении … текста Р.Погодина используются следующие антонимы: … .

Но чтобы выразить свои мысли правильно, так, чтобы тебя поняли другие, нужно не только знать большое количество слов, но и правила образования их форм. За примером обратимся к предложению 18 текста. Здесь используется прилагательное, стоящее в сравнительной степени, это слово «…». Также нужно уметь правильно соединять слова в предложении. Для примера возьмем предложение 2, в нем сказуемое «…» согласуется с подлежащим «…» в …

2.

Напишите сочинение -рассуждение на лингвистическую тему по следующему высказыванию: «Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и легким. Поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих». (М.В.Панов).

Пример сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Известный лингвист Г.Степанов говорил, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают ». Я постараюсь доказать справедливость слов ученого.

Словарь языка - это все слова языка, то есть его лексика. Они очень разнообразны, как разнообразен и многолик окружающий нас мир. С помощью слов человек выражает свои мысли, чувства, переживания. Чем больше слов человек знает, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Но каждое слово в языке имеет свои индивидуальные особенности, прежде всего лексическое значение. В русском языке очень много слов, близких по лексическому значению, их называют синонимами. Они связывают предложения, части текста, а также встречаются в одном и том же предложении. В прочитанном мною тексте Р.Погодина синонимы используются в предложении 20. Это слова «большим», «огромадным» и «необъятные». Они помогают избежать повторов одного и того же слова и делают речь яркой и выразительной.

Но чтобы выразить свои мысли правильно, так, чтобы тебя поняли другие, нужно не только знать большое количество слов, но и правила их соединения в словосочетания и предложения. За примером обратимся к предложению 2 текста. В нем сказуемое «доносилось» согласуется с подлежащим «дыхание » в среднем роде, единственном числе.

Из всего сказанного следует, что словарь языка помогает человеку выразить его мысли, а грамматика - правильно их понять.

.


Программа предпрофильного курса Мой первый экзамен по русскому языку


© 2010-2022