«Портфель достижений студента» как система формирования общих компетенций в ходе изучения базовых дисциплин

В работе представлен образец использования технологии «portfolio» в колледже. «Портфель достижений  студента»  - это система формирования общих компетенций, благодаря которой создаются реальные возможности управления качеством  освоения образовательных программ. В результате работы возрастает  интерес к дисциплинам, формируются общие компетенции, повышается мотивация к изучению профессиональных модулей. «Портфель достижений  студента»  - творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, дос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

«Портфель достижений студента» как система формирования общих компетенций в результате освоения базовых дисциплин.


Базовые дисциплины - стартовая знаньевая площадка в системе профессионального технического образования, в том числе для освоения общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В связи с этим модель выпускника колледжа представляется такой: профессионально компетентная личность с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высококультурная и способная к творчеству. Актуальным в этом контексте становится высказывание П.Ф. Каптерева: «…общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами…».

Я выбрала доминантной технологию «portfolio».

Одно из определений, уточняющих и поясняющих термин «учебное портфолио»: выставка учебных достижений обучающегося по данной дисциплине или нескольким дисциплинам за период обучения, всесторонне демонстрирующая прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами.

«Портфель достижений студента» - это, действительно, способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за период обучения в колледже.

Но с другой стороны, «Портфель достижений студента» - это, строго говоря, вообще не материальный предмет, а форма и процесс организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Создание «Портфеля достижений студента» - творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.

По форме представляет собой специальную папку. Единственное требование - удобство в хранении. Что можно в нее положить? Автор может хранить там все, что считает свидетельством собственных усилий в разных областях деятельности. Всё должно датироваться, чтобы можно было проследить динамику прогресса. Желательно, чтобы окончательный вариант оформления включал в себя два обязательных элемента: титульный лист и содержание.

  1. «Резюме»

В первом разделе содержится информация о владельце «Портфеля достижений студента»: фамилия, имя и отчество, группа, дата рождения, адрес, телефон, e-mail.

Можно поместить фотографию и небольшой рассказ о том, в какой школе учился, какие поручения выполнял, чем увлекался, в каких олимпиадах, конкурсах и спортивных соревнованиях принимал участие, какими грамотами награжден, какие учебные дисциплины нравятся и т. д. Можно сообщить о владении компьютерными навыками, языками и т. д.

Это, пожалуй, для первокурсников первый опыт создания резюме, поэтому достаточно скачать шаблон и заполнить его. Кстати, хорошая практика по теме «Официально-деловой стиль речи».


  1. «Я - студент»

Во втором разделе можно поместить таблицы участия в учебных проектах, олимпиадах, интеллектуальных играх, студенческой научно-практической конференции и т. д.

В одной из таблиц регулярно отражать результаты тестирования, аттестации, рубежного контроля, зачетов и экзаменов и использовать ее для обратной связи с родителями.

Собранная информация поможет студенту проанализировать свои способности, заставит задуматься над способами саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

«Портфель достижений студента» - это не только инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, но и рефлексия его собственной деятельности. «Портфель достижений студента» - это своеобразный «бортжурнал». Он включает в себя отражение шагов подготовки в урочное и внеурочное время.


  1. «Я - грамотный специалист»

В основной, третий раздел «Портфеля достижений студента», можно поместить, например, сочинение-размышление на одну из тем «Почему я выбрал эту профессию?» или «Что я знаю о будущей профессии?», отзывы об экскурсиях на предприятия, встречах со специалистами, сочинения о колледже.

Тем ребятам, которые не очень любят писать сочинения, можно предложить форму отчета в виде фотографий. Отражать в нем участие в мероприятиях, связанных с будущей профессией, например, в КВН, в конкурсе презентаций, агитбригаде и т. д. Какая связь с дисциплиной «Русский язык»? Самая прямая! Для того чтобы сделать подписи к фотографиям, нужно хорошо подумать, чтобы получился фотоотчет.


  1. «Я и окружающий мир»

В четвертом разделе можно рассказать о группе, о друзьях: «Моя группа», «Мои друзья со мной». В этом разделе можно поместить творческие работы: рисунки, стихотворения. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если событие освещалось в СМИ или Интернете, надо сделать распечатку тематической странички.

Фотографии, сделанные во время посещения театра, выставки, музея или участия в конкурсе чтецов, или оформления стенгазеты к празднику, или выступления на концерте, поверьте, вызовут массу эмоций и воспоминаний не только в далеком будущем, но и при подведении итогов участия каждого студента в делах группы. Кстати, об этом можно написать в небольшой творческой работе.


  1. «Достижения»

В пятом разделе в хронологическом порядке размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Можно добавить лист отзывов, а также бланк, где преподаватели могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам сессии.


  1. "Моя семья"

В пятом разделе можно поместить фотографии и информацию о родителях, других членах семьи: фамилия, имя и отчество, где и кем работают, контактный телефон. Хранить листы обратной связи классного руководителя с родителями и т. д.

Самыми ценными в этом разделе будут сочинения о маме, которые ребята традиционно пишут накануне Дня матери. Это могут быть сочинения о любом члене семьи, даже о себе, и даже не сочинение, а просто открытка. Фантазируйте!

Количество разделов «Портфеля достижений студента» может варьироваться и быть расширено. Впоследствии их дополнят образцы контрольно-оценочных средств профессиональных модулей в рамках освоения ОПОП, и, например, появится раздел «Портфель документов».

Таким образом, портфолио - это система формирования общих компетенций, благодаря которой создаются реальные возможности управления качеством освоения образовательных программ. В результате работы возрастает интерес к дисциплинам, формируются общие компетенции, повышается мотивация к изучению профессиональных модулей.

«Портфель достижений студента» помогает в самореализации личности, ориентированной на успех, готовой найти своё место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их.

© 2010-2022