Урок развития речи

по картине А.А.Пластова  «Первый снег» Ургенишбаева Роза Кенескызы Учитель русского языка и литературы средней школы №206 «Жиделиарык» Шиелийского района Кызылординской области Цель урока:   1. научить учащихся собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине;                         2. формирование навыков и умений конструирования различных типов простых предложений при описании картины;                         3. воспитать у учащихся чувство бережного отношения к родной природе. Методы и приемы: частично-поисковый, аналитический, дифференцированный. .Оборудование: портрет художника, репродукция картины.                                     Структура урока 1. Организационный этап. 2. Сообщение темы, цели урока. 3. Рассказ о художнике и его картине. 4. Составление рабочих материалов. 5. Словарно-стилистическая работа. 6. Дифференцированное задание. 7. Устное описание картины. 8. Запись сочинения.                                            Ход урока   1. Речевая разминка        Чтение записанного на доске высказывания академика Д.С.Лихачева: «Искренность в отношении к искусству – это еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Литература

Тема: Урок развития речи

по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Ургенишбаева Роза Кенескызы

Учитель русского языка и литературы

средней школы №206 «Жиделиарык»

Шиелийского района

Кызылординской области

Цель урока: 1. научить учащихся собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине;

2. формирование навыков и умений конструирования различных типов простых предложений при описании картины;

3. воспитать у учащихся чувство бережного отношения к родной природе.

Методы и приемы: частично-поисковый, аналитический, дифференцированный.

.Оборудование: портрет художника, репродукция картины.

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Сообщение темы, цели урока.

3. Рассказ о художнике и его картине.

4. Составление рабочих материалов.

5. Словарно-стилистическая работа.

6. Дифференцированное задание.

7. Устное описание картины.

8. Запись сочинения.

Ход урока

1. Речевая разминка

Чтение записанного на доске высказывания академика Д.С.Лихачева: «Искренность в отношении к искусству - это еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания».

- Что, по вашему, значит выражение «для понимания искусства нужны еще знания»?

- Чтобы правильно оценить произведение искусства, нужно иметь представление о его авторе, о времени и истории создания картины.

- Перечислите известные вам виды искусства.

- Литература, театр, живопись, балет, музыка.

- Каждый вид искусства имеет свой язык. В литературе это слово, в музыке это звук, в живописи - цвет.

Запишем слово «живопись» и разберем его по составу. Как вы понимаете его лексическое значение?

  • «Живо пишу» или «пишу красками».

  • Как называются произведения живописи?

  • Картины.

  • А если картина воспроизведена в альбоме, в книге, в учебнике, как мы ее назовем?

  • Репродукция.

  • Перед вами репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег»

2. Рассказ о художнике и его картине.

Аркадий Александрович Пластов ( 1893-1972) - выдающийся русский художник - широко известен как певец русской деревни и русской природы.

Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти во всех его полотнах, например, в картинах «Витя-подпасок», «Летом», «Ужин трактористов».

3.Беседа по картине.


  • Почему картина называется «Первый снег»?


  • Что прежде всего привлекает ваше внимание?

4. Составление рабочих материалов по подтемам «Дети», «Падающий снег», «Задний план картины».

А) коллективу класса, разделенного на 3 группы, предлагается составить и записать материал к одной из подтем сочинения.

1 группа - описание падающего снега.

2 группа - описание детей, изображенных на переднем плане картины.

3 группа - (сильная) - описание всей картины.

В) внимательно рассмотреть задний план картины.


  • Вдали видна деревенская улица. Крыши домов покрыты снегом. Рядом с забором ворона, которая подбирает не засыпанные снегом кусочки еды.

С) Запись рабочего материала к подтемам (опорные слова и словосочетания)

«Дети»: девочка - легко одета, без пальто, в комнатных тапочках, на голове платок, радуется первому снегу.

Мальчик - одет по-зимнему, шапка-ушанка, пальто с меховым воротником, валенки, рад выпавшему снегу, мечтает покататься на санках, поиграть в снежки.

«Падающий снег»- падает, кружится, ложится, крупные пушистые снежинки покрыли все вокруг, танцуя, падают на землю.

5. Словарно-стилистическая работа.

Составление кластера.

6. Устное описание картины.

7. Запись текста сочинения.

Каждая группа работает над своей подтемой.

8. Подведение итогов урока.


«Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка»

Ургенишбаева Роза Кенескызы

Учитель русского языка и литературы средней школы №206 «Жиделиарык»

Шиелийского района Кызылординской области

Как научиться писать грамотно? Эта проблема волновала учителей и ученых.Вероятно, недостаточная грамотность является следствием несовершенства методики обучения и учебных+ пособий.Так, учебники русского языка для начального и среднего звена учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем раскрывания скобок. Прием сам по себе не плох. Но когда такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, то она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены и первое действие орфографической задачи за ученика уже выполнено.

Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики искали бы орфограммы самостоятельно и выделяли их в момент письма. Изучение работ ученых -лингвистов, педагогов-новаторов, работающих над этой проблемой, убеждает в правильности высказанной мысли.

Как пишет известный методист, практик Р.Б. Нуртазина, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко-буквенного анализа слов». В этой системе обучения чрезвычайно важно видеть орфограмму.

Звучащее слово и его фонетическая схема (зримее) - все это должно быть тесно взаимосвязано.

Следующим этапом по формированию навыков грамотного письма является выработка орфографической зоркости. Этот навык является результатом многократных действий. Существует несколько законов, которые способствуют успешному овладению грамотным письмом:

1. Правила не изучают: к его формированию приходят самостоятельно в совместной деятельности в диалогической работе, это происходит от примеров - через поиск (вопрос) - к формулированию для себя правила (схема, рисунок, краткое словосочетание).

2. Необходимо выбирать самую простую формулу системной закономерности, основанную прежде всего на личном опыте носителя языка и обоснованную фонетически.

3. Всякую закономерность обращаем к ее иррациональной первооснове. Как развивается общество и язык в целом, так развивается отдельная личность и ее личностный код. Запоминается то, что мгновенно припоминается: модель строится как система аналогов, поскольку закон грамотного письма - мгновенное припоминание верного аналога. Если исходить из правила, что ученик будет знать правило, если из модели как системы аналогов - он будет на нее ориентироваться и грамотно писать.

4. Без интереса предмет не обсуждают, а он вызывается конкретным случаем написания и заданным при этом вопросом: почему так? Нельзя начинать с грамматических характеристик: в работе с учителями ребята приходят к собственным формулировкам, которые обнаруживают особенности их мышления, а значит, и возможного сохранения припоминания закономерности.

5. В каждом конкретном случае необходимо обозначить причину безграмотности и пути борьбы с ней.

Для выполнения перечисленных выше правил необходимо следующее:

- Индуктивность ( к правилу - через схемы, рисунки).

- Обилие четко, недвусмысленно классифицированных иллюстраций.

- Как можно больше фонетических и визуально - семантических аналогий, которые станут фактором ассоциативного припоминания.

- Чередование таких видов написания,как:

- списывание

- комментированное письмо

- письмо под диктовку

- письмо по памяти

- разнообразность коллективной и индивидуальной работы над ошибками.

- организация коллективной и инди видуальной работы над ошибками.

- система работы, способствующая формированию прочных навыков грамотного письма.

Все названные выше методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа.

Для овладения навыком грамотного письма необходимо научить детей самоконтролю, ученик должен уметь контролировать сам себя во время выполнения своей работы. Поэтому наиболее эффективно на данном этапе проводить разноуровневые самостоятельные работы, основанные на разных уровнях деятельности учащихся и усвоения ими учебного материала. Главными достоинствами разноуровневых заданий является не только овладение приемами самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, но и наличие следующих положительных факторов:

- полная занятость всех учащихся;

- развитие индивидуальных способностей;

- повышение качества знаний;

- мобилизация познавательной активности;

- гибкая система оценки знаний учащихся;

Практика показывает, что существует группа учеников, которые говорят и пишут грамотно, не припоминая при этом правила (высокий уровень речевой культуры и верный помощник говорящего или пишущего).

В младших классах с целью исправления каллиграфии и развития орфографической зоркости можно проводить уроки чистописания. Для этой цели можно подобрать тексты познавательного и воспитательного характера: рассказы Пришвина, Бианки, Абая, Есенберлина, Алтынсарина. Каждый ученик переписывает их в отдельную тетрадь, не выполняя при этом никаких заданий. Результатами такой работы является:

- расширение кругозора ребенка;

- повышение познавательной активности;

- реализация воспитательного момента;

- работа над каллиграфией;

- развитие орфографической зоркости.

Если ребенок, по словам Д.Н.Ушинского, весь живет в красках, в звуках, в образах, то ему нужна зрительная опора, нужны постоянные упражнения в письме, нужны регулярные повторения и простое, но осмысленное запоминание. Когда ученик переписывает текст, например, описание гор, где слово гора и родственные ему слова встречаются многократно, он зрительно запоминает правильное написание этих слов; впоследствии их неправильное написание вызовет у ребенка зрительный дискомфорт, и он употребит эти слова без ошибок, не задумываясь о правиле проверки данной орфограммы.

Когда написание той или иной орфограммы вызывает сомнение, грамотный человек мобилизует все свои орфографические знания и умения, и будет проверять, применяя правила.

Очень важно знать степень усвоения изучаемого материала и уровень грамотности каждого учащегося. При проверке письменных работ учителю необходимо вести учет пробелов знаний, фиксируя их в отдельной тетради. На основании анализа ошибок организуется дополнительная работа: грамматические зарядки, дифференцированные и нидивидуальные задания на карточках. Все это позволит уменьшить у учащихся число орфографических ошибок и сделает законы достоянием интуиции школьников, формируя у них навык грамотного письма.



© 2010-2022