Статья Примеры эпитетов из поэтических произведений И. Северянина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕРЫ ЭПИТЕТОВ ИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. СЕВЕРЯНИНА

Эпитеты, встречающиеся в поэтических произведениях Игоря Северянина можно классифицировать следующим образом:

1. Частеречная принадлежность.

Самую многочисленную группу составляют имена прилагательные -именно слова этой части речи наиболее ярко раскрывают отличительный признак предмета, дают ему красочную характеристику, например:

Ползёт река. Вода в тонах топазных…

И парк мой глубоко печальный,

Познав превратности судьбы,

Жить перестанет……

…в металлической стихийности

Всех механических страстей -

Лишь доля малая «Марийности»

И серебристости вестей.

…Лети, моя тройка…

Туда, где корабль свой волнистый готовит полёт!

…Дымись кружевным, пенно-пламенным белым огнём!

Далее следуют причастия:

Ряд изысканных сюрпризов

В капризничающих словах.

…Блестит луна на глянце лака

Шикарящего сапога…

…А в глазах оздоравливающих твоих -

Ветер с моря и поле ржаное…

Наречия составляют самую малочисленную группу:

И похохатывают плоско,-

Сам черт не разберёт, над чем.

…И море, как товарный поезд,

Идущий, тяжело шумит.

Кузьмин…

Рокфорно, а не какамберно,

Жеманно-спецно обуян.

2. Структура.

Подавляющее большинство составляют простые эпитеты. Нужно отметить, что сложные эпитеты преимущественно являются двуосновными прилагательными или наречиями, при этом индивидуально-авторскими образованиями, например:

Кроликов ланно-бликих ловко ловить в атлас

Платьев лиловых в блестках.

…Вдруг поворот налево. Мостик. Горка.

И апельсинно-лучезарный бор.

…Давай ловить восторженно-серьёзно,

По-разному: плечом к плечу и розно,

Пока домой нас не погонит мрак.

3. Семантический параметр.

  • Оценочные - это эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления, например:

…брожу…

Любуясь красой то доступной, то гордо-суровой…

В стихотворении красота оценивается с двух взаимоисключающих друг друга точек зрения: доступная - гордо-суровая.

В стихотворении «Стреноженные плясуны» мы видим использование подобного приёма противопоставления оценочных значений, противоположных по смыслу:

Это кажется или так и в самом деле,

В пору столь деловитых и вполне бездельных дел…

Здесь же использован приём тавтологии - для усиления отрицательного смысла при создании образа «прикрывающегося» безделья.

Обилием оценочных эпитетов отличается стихотворение «Моя Россия»:

Моя безбожная Россия,

Моя священная страна!

…Её разбойники святые,

Её полеты голубые,

…И эти земли неземные,

И эти бунты удалые…

Моя ползучая Россия,

Крылатая моя страна!

Поэт даёт образные определения России, и мы видим, что это необычные, индивидуальные, смелые ассоциации, противопоставленные по смыслу: ползучая - крылатая, безбожная - священная - такие определения наряду с определениями, «составляющими» само понятие «Россия» (голубые полеты, святые разбойники, неземные земли) придают яркость и эмоциональность стихотворению, создают динамику развёртывания образа.

Эти и другие используемые И. Северяниным оценочные эпитеты являются меткими, яркими, неожиданными определениями.

  • Цветовые эпитеты.

По параметру «насыщенность цвета» цветовые эпитеты можно разделить на две подгруппы:

А) выражающие частичную цветовую наполненность (или отсутствие цвета), например: бесцветный лес, свет - не яркий и не смутный, голубоватый путь, белёсо ночела столица, блеклые зори;

Б) выражающие полную цветовую наполненность. Например, лазурный рой стрекоз, лазурный храм искусства, вода в тонах топазных.

Особенно часто Северянин использует эпитет «золотой», определяя этим цветом сбрую, переливы луны, даль, оперенье петухов и даже используя в сочетании «золотая бирюза», где золотая является авторским определением.

Интерес при разборе вызвала группа цветовых (в узуальном употреблении) эпитетов, имеющих в контексте дополнительное значение -характеризующих особенность авторского восприятия определяемой реалии: синяя тоска, синий шум, синий Китай и др.:

Был поезд, - и мы укатили

В том поезде в синий Китай...

…Покрыто снегом все подскалье

От самых гор и до песка.

А там, за ним, клокочет далью

Всё та же синяя тоска.

Вместе с синим цветом довольно часто встречается и голубой: голубой взгляд, голубой голос, голубеющая худоба, голубое озеро, голубой лёд, голубоватый путь:

Всем не знакомо земное

В дымке особой земной:

Озеро ли голубое,

Взгляд ли очей голубой.

…В прохладной комнате она встречала нас

С лицом, которому - в иконостас.

О, голубеющая худоба его!

…Вскрою вены - кровью исколоть

Голубой снегуркин лёд песплотный…

…И в лес путём голубоватым

В час лучезарящейся мглы

Шагну.

Таким образом, среди цветовых эпитетов наиболее многочисленными являются эпитеты «золотой» и «голубой», причем последний используется в несвойственном данному эпитету значении.

  • Эпитеты, характеризующие особенность:

А) психологического восприятия определяемой реалии.

В этой группе эпитетов мы находим примеры, в которых ярко отражается индивидуализированное авторское восприятие мира. Например, в стихотворении «Пять поэтов» И. Северянин подбирает следующие определения для описания поэта Кузьмина:

он …рокфорно, а не камамберно,

Жеманно-спецно обуян.

Здесь качества человека сравниваются с особенностями знаменитых сыров, то есть Кузьмин в восприятии И. Северянина оказывается «насыщен» и «приторен» в противоположность нежному камамберу.

К этой же группе нами отнесены эпитеты синий шум и синяя тоска, серебристое имя Марии.

Серебристое имя Марии

Окариной звучит под горой…

Серебристое имя Марии,

Как жемчужин летающих рой…

Серебристое имя Марии

Говорит о Христе, о кресте…

Серебристое имя Марии

О благой говорит красоте…

Только поэт может дать цветовую характеристику неосязаемому, незримому явлению - в этом особенность поэзии И. Северянина.

Б) внешнего вида (формы), например: сморщенные книги, звездочные васильки, нагой, скелетный лес, вызеркаленные озёра, кружевные сады.

Наивны сморщенные книги

Прадедушек…

…Витает крыльный ветерок

Над звёздочными васильками…

…Мы проходим дорогою, что не раз нами пройдена,

И всё ищем висячие кружевные сады…

…По вызеркаленным озёрам,

В них облик скользкий отразив,

Промчусь, как снизившийся ворон…

В) производимого впечатления.

В эту группу входят эпитеты, которые раскрывают особенность производимого впечатления от увиденного, услышанного, прочувствованного поэтом. Это такие эпитеты как: крыльчатые пристяжные (создается образ быстрых, резвых, «крылатых» лошадей):

И тройки бешено-степные,

И эти птицы расписные,

И эти сбруи золотые,

И крыльчатые пристяжные,

Их шей лебяжья крутизна!

…Шелестят шелковисто озёра

О развееренной старине.

…Вот прифрантившееся обнищанье

Глядит сквозь розовенькие очки.

…За полем вдали монастырь над обрывом,

И с берега солнечной пахнет сосной.

Г) производимого действия.

В этой группе мы видим авторское видение явлений, предметов. Поэт характеризует особенность их движения, действия:

А в глазах оздоравливающих твоих -

Ветер с моря и поле ржаное.

Люблю сидеть над озером часами,

Следя за…кувыркающимся ветерком.

…И песни, песни разрывные,

Какими наша грудь полна.

…Это свойственно, может быть, только приморью…

Где свежаще волна набегает к подгорью.

…Лети моя тройка летучей дорогой метели,

Туда, где корабль свой волнистый готовит полёт!

Единичными примерами представлены группы эпитетов:

А) дающих портретную характеристику - певучие глаза, виноградные глаза, уста:

В моей стране - столица Виноград.

…Там девы с виноградными глазами

Подносят виноградные уста.

Данные эпитеты, помимо портретной характеристики, передают и авторское психологическое восприятие внешности человека. Это неожиданные, индивидуальные определения;

Б) показывающих величину, объем, количество - вселенский режим, неисчислимое человечество, стоустый зов, бездонная вода, неиссячная вода. В последнем примере наблюдается неузуальная форма слова - особенность поэзии И. Северянина, использование несвойственных форм слова, поиск «интересных» слов:

Я домой возвращаюсь, преисполнен восторга, преисполнен сознанья,

Что она звездоносна, неиссячная эта питьевая вода!

В) характеризующих предмет по температуре - пронзительно-холодный норд, прохладная прозелень, расплавленный зной:

Финляндский с моря дует -

Пронзительно-холодный норд.

…Я в лодке вплываю в расплавленный зной…

…Засмотревшись в прохладную прозелень

Ключевой и бездонной воды…

Г) отражающих особенность внутренней структуры:

Вскрою вены - кровью исколоть

Голубой снегуркин лёд бесплотный…

…можно давать вечера

Музыкально-поэзо-вокальные,

Можно пьесы поставить лояльные,

И, пожалуй, плясать до утра.

Д) показывающих скорость движения - крыльный (быстрый, резвый) ветерок, медлительные окуни. В первом случае мы видим ассоциацию явления (ветер) и характеристики движения (скорости) со свойствами крыльев - их способностью разгонять предмет, делать его неуловимым, стремительным, быстрым.

Е) характеризующих предмет с точки зрения временных ограничений (бесконечное человечество, невечный век);

Ж) называющих особенность месторасположения - (висячие сады);

З) характеризующих предмет по запаху - (пахучая сирень);

И) отражающих особенность свойств - (хмельная брага).

Также нами была выделена группа эпитетов, совмещающих несколько семантических значений:

Измызгано-плоские фаты

напакоститься не могли…

В этом примере оценочная семантика совмещается с изображением особенности внешнего вида людей. Используя данный эпитет, Северянин иронизирует, подчеркивает комичность внешнего вида «высшего общества» своего времени, жалкий вид этих людей и их незавидную участь - стихотворение написано в неспокойный 1918 год…

Следующий эпитет - весёло-голубые глаза - к оценочному значению добавляется портретная характеристика, но если учесть, что для И. Северянина голубой - это не просто цвет глаз, но и цвет души, настроения, то можно предположить, что данный эпитет включает в себя и семантику психологического восприятия автора называемой реалии, то есть имеет тройное семантическое значение.

…Приходит девушка туда ежевечерне.

Со лба спускаются на груди две косы,

Глаза безумствуют, весёло-голубые,

Веснушки радостно порхают по лицу…

Грассирующий Париж - в этом эпитете мы наблюдаем совмещение оценочного значения со значением способа совершаемого действия.

Грассировать - произносить звук [р] картавя, подобно французскому [Ожегов 1986: 124].

Живет по-прежнему Париж,

Грассирующий и нарядный.

Последний пример в этой группе - Вдоль Сены, лентящейся серо. Здесь наблюдается необычная форма причастия - лентящейся (свойства ленты - извиваться - переносятся на свойства реки), с точки зрения семантики совмещено значение особенности производимого действия с особенностью психологического (авторского) восприятия (движение характеризуется как серое, это не цветовая характеристика).

Следует отметить, что определение семантического значения носит субъективный характер, до сих пор нет точных критериев оценки и отнесения эпитета к той или иной семантической группе.

4. Функция.

По функции большинство эпитетов в поэтических произведениях И. Северянина использованы для усиления эмоциональности речи. Особенностью данных эпитетов является и то, что значение многих раскрывается только в контексте (неожиданные сочетания, осмысленные неологизмы), например: изрозно-телесный узор, неизбывная жажда.

Мечты вплетаются в закаты

Из шелковистого далёка.

Они слегка голубоваты,

И лучезарны они слегка.

…Шелестят шелковисто озёра

О развееренной старине…

Группа изобразительных эпитетов (усиливающих картинность речи):

Белесо ночела столица

За Невками и за Невою…

…Безлистый лес уснул…

Скелетный и нагой…

…Ползёт река. Вода в тонах топазных…

Пятнадцать вёрст прошёл, покинув море,

Чтоб грусть и нежность, свойственные Рэк,

Впитать, чтоб блёклые увидеть зори

Озёрные, любимые навек.

… Подожди три оснеженных месяца, -

И закружит весна хоровод.

… Храм… где мягок свет - не яркий и не смутный…

Группа изобразительных эпитетов не столь многочисленна, как группа эмоциональных, что объясняется особенностями стилеобразующей манеры поэта. Главная функция слова в его поэзии - придание яркой эмоциональности произведению, выражение индивидуального восприятия создаваемых поэтом образов.


© 2010-2022