Разработка урока по русскому языку тема Повторение. Лексика и фразеология. 7 класс

План- конспект урока по русскому языку7 классУчитель Макарова Н.В.Тема: Лексика и фразеология.Цели: повторить основные лексические понятия; повторить синтаксический разбор и разбор слова по составу; проведение работы по обогащению словарно­го запаса учащихся; формирование навыков работы в парах, навыков само и взаимооценивания.Ход урока1.Организационный момент. Создание коллаборативной среды.2. Синтаксическая пятиминутка. Цель: проверить знания учащихся о синтаксическом разборе.Поднявворотниккож...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока по русскому языку

7 класс

Учитель Макарова Н.В.

Тема: Лексика и фразеология.

Цели: повторить основные лексические понятия; повторить синтаксический разбор и разбор слова по составу; проведение работы по обогащению словарно­го запаса учащихся; формирование навыков работы в парах, навыков само и взаимооценивания.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание коллаборативной среды.

2. Синтаксическая пятиминутка. Цель: проверить знания учащихся о синтаксическом разборе.

Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и смотрела в темноту.

3. Повторение темы лексика. вопросы к классу.

-Что изучает лексика?

-Что называется лексическим значением слова?

-Какое ещё значение слова (кроме лексического) вы знаете? (Грамматическое значение.)

-Какие слова называются однозначными и многозначными? (Однозначным или многозначным является слово, имеющее два значения: прямое и переносное.)

-Что называется антонимами? синонимами? омонимами?

Омонимы - это слова, разные по значению, но одинаковые по написанию:

В полях, не кошенных косой,

Все утро дождик шел косой.

(Л. Кондырев.)

Синонимы - это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения:

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо - физиономия - рожа. Могут включать в себя слова разных стилей.

Антонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значение.

Они сошлись. Вода и камень.

Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой.

(А.С. Пушкин.)

Паронимы - это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный - глубокий, геройство - героизм.

Первичное закрепление.

Задание 1.

1. Подберите антонимы к словам: свет- тьма, весна-осень, вместе- порознь, ленивый- прилежный, сна­чала- потом, бессильный- сильный, поздний- ранний, праздники- будни, приобретение- потеря, в шутку- всерьез, горький- сладкий, оптимист- пессимист, нагревать- остужать.

2. Подберите синонимы к словам: корова - буренка, алфавит- азбука, лётчик- пилот, век- столетие, бой- сражение, народ- люди, огонь- пламя, пресса- печать, тайна- секрет, спор- полемика.

Задание 2.

Составьте предложения с омонимами, чтобы слова были употреблены в разном значении.

Гвоздика, босоножка, ласка, свинка, союз.

Подсказка: гвоздика - пряность, цветок.

Задание 3. Чайнворд (подберите антонимы).

Юг, поздно, закрыт, здесь, сухо, принёс, трус, начало, разбит, зима, согрел, грубо, привык, прямо, весной, север, мелко.

С

Е

В

Е

Р

А

Н

0

Т

К

Р

Ы

т

А

М

о

К

Р

О

Т

Н

Ё

С

М

Е

Л

Ь

ч

А

К

о

Н

Е

Ц

Е

Л

Е

Т

О

Т

О

т

Р

Е

Л

А

С

К

0

В

о

Т

В

Ы

К

Р

и

в

О

С

Е

Н

Ь

Ю

Г

л

У

Б

0

К

О

Задание 4. Работа с толковым словарём учебника.

Найдите по два примера однозначных и многозначных слов. Выпишите к ним словарные статьи.

Задание 5.

Объясните разницу в значении следующих слов:

отменить - отметить; поступок - проступок;

Отменить-объявить недействительным, уничтожить что-либо ра­нее установленное, принятое;

отметить - выделить каким-либо зна­ком; обратить внимание на что-либо; отпраздновать какое-либо собы­тие.

Поступок-действие человека;

проступок-поступок, нарушающий нормы.

Выводы

-Что изучает лексика?

Рефлексия.

-Что было полезным на уроке?

-Достигли ли мы поставленной цели?

Подведение итогов.

Домашнее задание. 10 примеров паронимов выписать в тетрадь.


2

© 2010-2022