- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рассказ на Всероссийский конкурс сочинений Книга, которая изменила жизнь ( о А. П. Чехове)
Рассказ на Всероссийский конкурс сочинений Книга, которая изменила жизнь ( о А. П. Чехове)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сычёва Л.И. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сочинение на Всероссийский конкурс по литературе
( II место в муниципальном туре)
Автор: Чернова Александра
Ученица 9 класса МКОУ «Ершовская СОШ»
Усть-Илимский район
Иркутская область
Учитель: Сычёва Л. И.
Книга, которая изменила жизнь
Прозвенел будильник. Пятиклассник Коля Караваев открыл глаза. Тихий и ровный свет проникал в комнату сквозь занавешенное окно. Коля нехотя встал, потянулся, подошёл к окну и раздвинул шторы. Моросил мелкий нудный дождь. Небо было затянуто серыми тучами.
Коле не хотелось идти в школу, потому что там, считал он, его не любили и обижали, смеялись над его очками, над его походкой, ставили подножки. Но он знал, что в школу идти надо, поэтому, пытаясь думать о чём-нибудь хорошем, Коля вышел из дома. Шёл он не торопясь и часто протирал свои запотевшие очки. Как не хотелось ему сидеть рядом с этой задавакой Олесей Умниковой! Проходя мимо автобусной остановки, Коля присел на скамью. Мысли кружились вокруг класса. Он думал: «Вот если я не приду в школу, вызовут родителей и тогда отец задаст мне нагоняй. А если приду, то надо мной будут смеяться». Но чувство долга заставило его подняться. Тяжело вздохнув, Коля поднялся со скамьи и рассеянно посмотрел по сторонам. И тут он заметил какую-то книжицу, видимо, кем-то забытую. Любопытство заставило мальчика подойти и взять в руки эту невзрачную книжицу. «А.П. Чехов. Рассказы», - прочитал Коля. Ему знаком был этот писатель. Он хорошо помнил, как в начальных классах Елизавета Петровна читала рассказ «Каштанка». Он помнил свои ощущения: жалость к собачке, которая потеряла своих хозяев, и чувство восхищения собачьей преданностью, которая не захотела жить в сытости, когда услышала голоса своих прежних незадачливых хозяев «Вот бы мне такого преданного друга», - подумал Коля.
Взглянув на часы, он понял, что опаздывает на урок, и помчался стрелой в храм знаний. Запыхавшись, вбежал в класс со звонком. Там царил бедлам: Серёга Балбесов колесил вокруг парт и дёргал Ритку Мельникову за длинные косы соломенного цвета, Тася Молодцова стирала с доски всё, что накалякал Илья Карапузов, а Олеся Умникова умничала, призывая всех к тишине и спокойствию.
- О! Каравай! Проходи, не зевай! - прокричал Серега Чеботарёв, заметив скромно пробиравшегося к своей парте Колю, и весь класс рассыпался в хохоте.
Но тут открылась дверь, и в класс вошла Олеся Владимировна, учительница по литературе. Она объявила тему, и весь класс погрузился в мир поэзии. Читали прекрасные стихи Пушкина о природе, о няне, о дружбе, но Коле почему-то рисовался образ Ваньки Жукова, который накануне Рождества писал грустное письмо своему дедушке Алексею Макарычу. Сердце Коли сжималось от боли. Прозвенел звонок, и толпа мальчишек и девчонок выкатила в коридор.
Следующим уроком должна была быть биология, но пришла завуч школы Нина Петровна и сообщила, что урока не будет.
- Ура!- закричали все, но завуч строго сказала:
- Никакой беготни по школе, все идут в библиотеку читать рассказы А.П.Чехова, ведь вся Россия отмечает его стопятидесятипятилетие, поэтому и вам, юные компьютерные гении, дабы не потерять человеческий облик, надо почитать рассказы этого великого мастера. знатока человеческих душ.
- У-у-у! - разочарованно загудел класс.
- Да-да-да! - строго сказала Нина Петровна. Просвещайте свои «умные» головки, забитые компьютерными играми. Читайте классику. И все нехотя поплелись в библиотеку. Там было тихо, и ребята, получив сборники с рассказами А.П. Чехова, погрузились в чтение. Зашелестели страницы, словно лёгкий ветерок пробегал по ним. Коля читал ту книжицу. которую нашёл на остановке.
Через неделю в Колином классе прошёл урок, посвящённый творчеству замечательного русского писателя А.П.Чехова, на котором каждый из учеников поделился своими открытиями, связанными с прочтением его рассказов. Петя Малофеев, захлёбываясь от смеха, изображал хвастливого фельдшера, не сумевшего выдернуть больной зуб человеку, пришедшему на приём, а Таня Любимова возмущалась героем рассказа «Крыжовник», пределом жизненных мечтаний которого был участок, засаженный крыжовником. Все смеялись над Очумеловым, который, играя роль блюстителя порядка, резко менял свою речь в зависимости от того, кому принадлежит маленькая собачонка. Было смешно и грустно. Грустно от того, что человек мог поступать так, что со стороны видны были такие его качества, которые свидетельствовали о многих отрицательных чертах характера, не осознаваемых самим человеком. И конечно, смешно выглядит человек, если он пытается как-то выворачиваться, прятаться от проблем или бывает счастливым от того, что каждый день ест крыжовник, продаёт его и богатеет. «Скучно живём на свете, господа!» - восклицал А.П. Чехов.
Проходя по классу, Олеся Владимировна увидела на парте Коли книжицу, которую он поднял на остановке.
- Это же моя книга! - воскликнула она.- Я с ней никогда не расставалась с самого детства, неделю назад она исчезла. Где ты её взял? - обратилась она к Коле.
И тот рассказал ей о своей находке, а учительница поведала ученикам о том, какую роль сыграли рассказы А.П. Чехова в её судьбе. Когда-то в детстве она была тихим и нерешительным ребёнком. Всего боялась и старалась быть незаметной. А потом она увлеклась чтением и прочитала много произведений А.П.Чехова и поняла, что жить надо красиво, осмысленно и полезно. Именно поэтому она решила стать учителем, чтобы открыть секреты настоящей жизни ученикам.
- А эту книгу я дарю тебе, Коля! - сказала учительница.
Прошло несколько лет, и Коля из неуверенного в себе мальчугана превратился в стройного немногословного юношу, который знал, что жить надо так, чтобы не было стыдно за себя, у него появилось много друзей, с которыми он мог общаться на равных, не боясь, что они будут над ним смеяться.
Коля часто бывает в библиотеке, и каждый год открывает для себя нового Чехова, который, как алмаз, начинает светиться новыми гранями. У писателя Коля научился многому: любить себя, любить своих близких, любить своё дело, любить свою страну и делать такие полезные дела, которые украшают человека и мир, в котором он живёт. Он научился скромности, деликатности, культуре, увлечённости и многому другому, что делает жизнь человека яркой, осмысленной и красивой -словом, он понял, что значит быть человеком, а девизом его жизни стали слова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».