Конспект урока на тему Систематизация и обобщение изученного по теме «ССП »

Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «ССП » (9 класс) Цели: обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях; отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП); различать ССП и простые предложения с однородными членами; развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7 ГИ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «ССП » (9 класс)

Цели: обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;

отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП); различать ССП и простые предложения с однородными членами;

развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7 ГИА.

Оборудование: Русский язык. 9 класс", учебник, Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.", карточки, раздаточный материал, интерактивная доска, на доске незаполненная таблица "Основные группы ССП по союзам и значению".

Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум

Ход урока

1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме "Сложносочинённые предложения". Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания.

2. Проверка домашнего задания

(Фронтальный опрос по теории, примеры зачитывать из домашнего упражнения №77)

3. Работа по алгоритму " Знаки препинания в ССП"

- Прочитай предложение.

- Найди грамматические основы.

- Определи вид предложения (простое или сложное)

- Найди союзы.

- Посмотри, есть ли общий второстепенный член предложения, выражены ли двумя назывными, или двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями.

- Обрати внимание на знаки препинания.

4. Индивидуальная работа

1. На магнитной доске ученик выполняет задание: Синтаксический разбор предложения. Предложение записано на доске. Солнце п.кло (не)выносимо и с утра дул тёплый ветер(А.Н.Т.) (Солнце пекло невыносимо и с утра дул тёплый ветер.(А.Н.Т.))

2. На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание: Заполни пробелы в таблице.

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению

Значения

Союзы (примеры)

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

А, но, да (= но, однако, зато, же

Чередование явлений

3. Карточка. Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, назови (устно) союзы, их значения (выполняют остальные ученики).

1. Месяц под косой бл...стит а во лбу звезда г...рит.

2. Песня над домом смолкла зато над прудом с...ловей заводил свою.

3.Какой тёплый вечер и какой чистый воздух!

4. Ночью тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.

5. Графический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы)

1) Подул ветерок, и сразу стало свежо.

2) Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.

3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.

5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.

6) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.

7) Не то светало, не то темнело.

4. Обсуждение результатов своей деятельности.

Проверка выполненного на доске синтаксического разбора предложения, заполненной таблицы "Основные группы ССП по союзам и значению.

5. Выполнение упражнений по учебнику.

1. Упр. 79 (п.)

- Работа по группам: 1 группа расставляет знаки препинания; группа составляет схемы всех ССП.

- Проверка выполненной работы.

6.Работа в группах. (Задания написаны на рабочих листах)

Рабочий лист 1 группы.

1) Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.

2)Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно. Подл..жили огонь под г..товый к..стер и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки бл..стали стр..козы и (не)умолчно тр..щали кузнечики.

Рабочий лист 2 группы.

1)Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. Начинается метель.

2) Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. Окунешься в воду и все пр..йдет!

Рабочий лист 3 группы.

1)Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни . Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение

… выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.

2)Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений.

Со..нце еще раз в..глянуло (ис)подлобья на п..ля и в сиянье пот..нула вся смяте(н/нн)ая з..мля. Вскоре после в..схода наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь. Тихо шепчутся б..резы да вет..р в..лнует хл..ба на нивах.

Рабочий лист 4 группы.

1)Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни . Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение.

… бури завываньем ты, мой друг, утомлена, … дремлешь под жужжаньем своего веретена.

2)Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Жизнь д..ется один раз и хоч..тся пр..жить ее бодро осмысле(н/нн)о кр..сиво. Со..нце то по..влялось то и..чезало и к вечеру опять пош..л дождь.

7. Работа с текстом. Текст на экране, на столах

- Выразительное чтение текста учителем

(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека. (По В.Ажаеву.)

Задания к тексту (самостоятельная работа).

1) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

2) Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

3) Найдите в тексте ССП, укажите их номера.

Проверка самостоятельной работы

2) 4 предложение;

3) 2,4,5,6,7 предложения;

8. Задание на дом Упр.82. (п.) 3-4гр.; из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» выписать 5 сложносочинённых предложений - 1-2 гр..

9. Подведение итогов урока.

10.Оценка деятельности учащихся.


© 2010-2022